Публичные договоры и договоры присоеденения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2013 в 07:52, курсовая работа

Краткое описание

Впервые институт договора закреплён в ст. 426 ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ, предыдущие ГК не содержали даже термина «публичный договор». Но к моменту принятия ГК 1994 года уже действовали законодательные акты, посвящённые правам потребителей, их защите как экономически менее защищённой стороны, можно сказать, они «подготовили почву» для создания нормы о публичном договоре.

Содержание

Введение 2
Глава 1.Общая характеристики договора публичного договора и договора присоединения 5
§1.Понятие и виды публичного договора. 5
§2.Содержание публичного договора. 10
§3 Основные черты договора присоединения. 13
Глава 2. Соотношение публичного договора и договора присоединения. 16
§1 Ограничение принципа свободы в договорах присоединения 16
§2 Договоры, заключаемые посредством присоединения, их субъекты. 17
§3. Сходства и различия публичного договора и договора присоединения. 18
Заключение. 20
Список использованной литературы: 21

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 61.21 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1.Общая характеристики договора публичного договора и договора присоединения 5

§1.Понятие и виды публичного договора. 5

§2.Содержание публичного договора. 10

§3 Основные черты договора присоединения. 13

Глава 2. Соотношение  публичного договора и договора присоединения. 16

§1 Ограничение принципа свободы в договорах присоединения 16

§2 Договоры, заключаемые посредством присоединения, их субъекты. 17

§3. Сходства и различия публичного договора и договора присоединения. 18

Заключение. 20

Список использованной литературы: 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение: 
 
            Впервые институт договора закреплён в ст. 426  ГК РФ от 30.11.1994 N 51-ФЗ, предыдущие ГК не содержали даже  термина «публичный договор». Но  к моменту принятия ГК 1994 года  уже действовали законодательные акты, посвящённые правам потребителей, их защите как экономически менее защищённой стороны, можно сказать, они «подготовили почву» для создания нормы о публичном договоре. 

Прежде всего, имеется  в виду Закон РФ от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей". Объявленная Законом цель его введения состояла в регулировании отношений с потребителями, установлении их прав на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества, на безопасность их жизни и здоровья, на получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), а также на определение механизма реализации этих прав. Аналогичную направленность имели, например, и Правила бытового обслуживания населения в РФ, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8 июня 1993 г. В этом акте, в частности, было впервые установлено, что условия договора или иного документа, которым оформляется заказ, ущемляющие права потребителей по сравнению с предусмотренными Законом РФ "О защите прав потребителей" и Правилами, признаются недействительными, а также и то, что, если в результате применения условий договора, ущемляющих права потребителя, у последнего возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме, включая и убытки, причиненные нарушением прав потребителя на свободный выбор видов услуг (работ).

Еще одним предшественником норм о публичном договоре были Правила  продажи отдельных видов продовольственных  и непродовольственных товаров, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 8 октября 1993 г. Среди норм Правил, которые были полностью или частично воспроизведены или, по крайней мере, отражены впоследствии в ст. 426 ГК, можно указать на такие: товары должны продаваться всем гражданам на общих основаниях; предоставление льгот допустимо лишь отдельным категориям населения при наличии на этот счет указаний в законодательстве; запрещено обусловливать продажу одних товаров обязательным приобретением других и др.

Впервые договоры присоединения  стали появляться в XIX в. с переходом  к периоду империализма, связанному с функционированием так называемого формулярного права, которое стало даже выделяться в один из источников права2. Данное явление было вызвано к жизни тем, что сформировавшиеся к тому времени крупные монополистические объединения начали издавать собственные типовые правила для совершаемых ими сделок. Это было необходимо, чтобы избежать многократного создания правил для однородных сделок, особенно предприятий, призванных обслуживать широкие массы населения (железные дороги, телеграф, почта и т.д.), которые не могут вырабатывать индивидуального соглашения с каждым из своих клиентов и масштабы работы которых требуют выработки определенного стандарта. 

Эта конструкция была известна и советскому законодательству:

«Социалистическое государство  тоже знает такую практику

определенных бланков, содержащих важнейшие условия (типовые)

сделок, заключаемых социалистическими  предприятиями (например,

комбинатами бытового обслуживания, всевозможными ателье,

коммунальными ломбардами и  т.д.)»3, но целью такой

типизации  условий сделки, является исключительно техническое

упрощение оформления сделок.

С переходом к рыночной системе хозяйствования и свободного

предпринимательства в России изменилось социальное и экономическое 

положение. В обществе крайне быстро происходил процесс расслоения на экономически сильных и экономически слабых субъектов права. Все это и привело к необходимости переосмысления не только функций и сферы применения гражданско-правового договора, но и способов его заключения и неизбежно повлекло за собой рационализацию и самого права путем стандартизации правил экономического оборота4.

Выделение этого договорного  типа стало значительным шагом в  направлении обеспечения экономической  свободы для участников рыночных отношений. Ситуация, требующая заключать  договоры присоединения, возникает  в основном тогда, когда одна из сторон обладает некоей монополией в какой-либо области, а все остальные вынуждены  обращаться к ней для удовлетворения соответствующих нужд. При этом "монополист" экономически находится в значительно  более выгодном положении, позволяющем  ему навязывать контрагентам такие  невыгодные для них условия договора, которые они не приняли бы в  иных ситуациях, допускающих возможность  выбора. В случае если бы такие отношения  не были урегулированы с использованием конструкции договора присоединения, это означало бы, что находящаяся в более выгодном положении сторона могла бы беспрепятственно, осуществлять диктат в отношении условий

заключаемых договоров5. Право же, выделяя эту конструкцию, создает механизмы защиты интересов "слабой стороны" против возможных злоупотреблений.

 

 

Глава 1.Общая характеристики договора публичного договора и договора присоединения.

§1.Понятие и виды публичного договора.

 
           По основаниям заключения все договоры делятся на свободные и обязательные. Свободные – это такие договоры, заключение которых всецело зависит от усмотрения сторон6, таких договоров большинство. Заключение же обязательных договоров, как это следует из самого их названия, является обязательным для одной или обеих сторон, особое место среди них занимают публичные договоры.

Поскольку заключение публичного договора обязательно для одной  из сторон (коммерческой организации), режим публичных договоров является исключением из принципа "свободы  договоров", наиболее полно выражающему частноправовые начала, составляющие основу гражданского права. Обстоятельством, заставляющим законодателя делать исключение из частноправового начала является публичный интерес,  отражающийся во многих гражданско-правовых нормах и за пределами ст. 426 ГК РФ - обеспечением нормального правопорядка в стране. Возможны ситуации, при которых законодатель одной и той же нормой преследует различные цели публичного характера, в отношении публичного договора на первый план выступает цель - защиты слабой стороны. Имеется в виду, что в условиях рыночного хозяйства все участники предполагаются занимающими одинаковую в экономическом смысле позицию. В этом случае в силу особенностей соответствующих договорных моделей в нормально насыщенном рынке более сильными являются обычно позиции не того, кто предлагает товары, работы и услуги, а его контрагента - покупателя или заказчика. Иная ситуация складывается в случае, когда потребитель - экономически более слабая сторона, нуждаясь в товарах, работах и услугах, обращается за ними к тому, кто занимает заведомо экономически более сильные позиции на рынке, - к коммерческой организации. Уравнять положение обеих сторон законодатель может только одним путем: создав те

односторонние гарантии, которые  предоставляет потребителю ст. 426 ГК7
          Заключение публичного договора регламентировано ст. 426 ГК РФ, в соответствии с которой публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится8

Коммерческие организации  это разновидность юридических  лиц,

преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей 

деятельности. Они могут  создаваться в форме хозяйственных

товариществ и обществ, производственных кооперативов,

государственных и муниципальных  унитарных предприятий.9

Практическое значение выделения  публичных договоров состоит  в том, что к ним применяются  правила, отличные от общих норм договорного  права. К числу таких специальных  правил, применяемых к публичным  договорам, относятся следующие:

Коммерческая организация  не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении  заключения публичного договора, кроме  случаев, предусмотренных законом  и иными правовыми актами (ч. 1 ст. 426 ГК РФ). Такой случай предусмотрен, например, ч. 1 п. 5 ст. 14 ФЗ «О ветеранах» (инвалидам войны в качестве одной из мер социальной поддержки предоставляется внеочередная установка квартирного телефона)10

Цена товаров, работ и  услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми  для всех потребителей, за исключением  случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (ч. 2 ст. 426 ГК РФ). Так, например, ст. 83 Устава железнодорожного транспорта РФ предусматривает, что пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельное место, а также детей в возрасте от 5 до 10 лет с оплатой в соответствии с тарифом11.  
Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, т.е. она может отказать в заключении договора только ввиду отсутствия технической возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы (ч. 3 ст. 426 ГК РФ). Если коммерческая организация необоснованно уклоняется от заключения публичного договора, применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ: контрагент коммерческой организации вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, при этом коммерческая организация должна возместить другой стороне причиненные этим убытки. В случае предъявления иска о понуждении заключить публичный договор, согласно п. 55 совместного Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8, бремя доказывания  отсутствия возможности передать потребителю товар, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию12. Так же потребитель вправе передать на рассмотрение суда разногласия по отдельным условиям публичного договора независимо от согласия на это коммерческой организации[9]13
Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ в п. 4 ст. 426 было внесено изменение, теперь  в случаях, предусмотренных законом, не только Правительство Российской Федерации, но и уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Т.е. для данного вида договора императивные нормы вопреки общему правилу об установлении таких норм федеральными законами могут быть введены подзаконными актами (в целях более оперативного принятия мер по защите интересов массового потребителя).

 

 

 
          Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 ст. 426, ничтожны, т. е. считаются недействительными с момента заключения договора14.

Если законом или соглашением  сторон не предусмотрено иное, публичный  договор заключается в порядке  и в сроки, предусмотренные ст. 445 ГК РФ: если коммерческой организации, направившей оферту (проект договора), в течение тридцати дней контрагентом будет направлен протокол разногласий  к проекту договора, то она обязана  в течение тридцати дней со дня  получения протокола разногласий  известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.

При отклонении протокола  разногласий либо неполучении извещения  о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая  протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Таким образом, публичный  договор характеризуется  следующими признаками: 
 
1. Обязательным участником публичного договора является коммерческая организация;

2.Предметом договора должно быть осуществление коммерческой организацией деятельности, указанной в п. 2 и п. 3 ст. 426 ГК РФ (продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг); 
3. Данная деятельность должна осуществляться коммерческой организацией в отношении каждого, кто к ней обратиться (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжения, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.); 
4. Условия договора (цена товара, работ, услуг и пр.) одинаковые для всех потребителей;

При отсутствии хотя бы одного из указанных признаков договор  не является публичным и рассматривается  как свободный договор. 

Публичный характер ряда договоров  прямо обозначен в части второй ГК. К публичным отнесены: договор розничной купли-продажи (п. 2 ст. 492 ГК); договор проката (п. 3 ст. 626 ГК); договор бытового подряда (п. 2 ст. 730 ГК); договор перевозки транспортом общего пользования (п. 2 ст. 789 ГК); договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (п. 2 ст. 834 ГК); договор складского хранения, заключенные товарным складом общего пользования (п. 2 ст. 908 ГК); договор хранения вещей граждан в ломбарде (п. 1 ст. 919 ГК); договор хранение вещей в камерах хранения транспортных организаций (п. 1 ст. 923 ГК); договор личного страхования (п. 1 ст. 927 ГК). 

Помимо ГК, отдельные договоры называют публичными ряд законов, так, ч. 2 ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» называет публичным договор оказания услуг по передаче электрической  энергии: «Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного  оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным»15. Вместе с тем публичными могут быть названы и иные договоры, которые относятся к таковым по характеру опосредуемой ими деятельности, названной в п. 1 ст. 426 ГК РФ, поскольку  данная статья вначале определяет признаки, необходимые и достаточные для признания договора публичным, и лишь затем устанавливает для таких договоров специальный режим. При такой структуре соответствующей статьи наименование договора определенного типа, вида и подвида публичным не является обязательным условием применения данной статьи. Подобное указание может иметь самостоятельное значение только в случае, когда законодатель стремится ограничить рамки договора, на который распространяется ст. 426 ГК. Примером может служить п. 2 ст. 834 ГК, подчеркивающий, что публичным признается только договор банковского вклада, в котором в качестве вкладчика выступает гражданин, или п. 1 ст. 919 ГК, признающий публичным заключенный ломбардом договор, в котором предметом служат вещи, принадлежащие гражданам16. Поэтому к публичным следует отнести не только договоры энергоснабжения, но и иные договоры снабжения через присоединенную сеть - снабжения тепловой энергией, водой.

Информация о работе Публичные договоры и договоры присоеденения