Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, русских, проживающих за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 08:04, лекция

Краткое описание

Гражданско-правовое положение российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания. Конституцией РФ (ст. 27) предусмотрено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российские граждане выезжают за границу на постоянное место жительства, временно – по приглашению родственников или знакомых, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, а также в служебные командировки.

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное и муниципальное управление национальными отношениями.doc

— 61.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Миграция населения - одна из важнейших проблем современного мирового развития, это не просто передвижение людей с одной территории на другую, а сложный процесс, который затрагивает  многие стороны экономической, политической, общественной, социально - медицинской, нравственно - психологической, этнической, религиозной жизни целых стран и народов.

Проблема беженцев и  вынужденных переселенцев имеет  международный характер. Из существующих категорий мигрирующего населения, прежде всего беженцы и вынужденные переселенцы все чаще становятся объектом обсуждения государственных, социальных структур и научных кругов.

В настоящее время  за рубежом зарегистрирован один миллион 760 тысяч 200 граждан России старше 18 лет, в том числе около одного миллиона 600 тысяч проживают там постоянно. Это около пяти процентов от всех российских соотечественников, проживающих за рубежом. Пребывание российских граждан за рубежом связано с рядом проблем правового, политического, социального и гуманитарного характера.

К сожалению, проблемы связанные с пребыванием российских граждан за рубежом и нарушением их прав плохо изучены. Характеризуя эту ситуацию, депутат Госдумы В.Никитин заметил "у граждан России, проживающих за рубежом, проблем больше, чем у российских соотечественников, имеющих гражданство стран проживания. Причем эти проблемы настигают их и за рубежом, и во время пребывания на территории своего Отечества". 

 

 

 

Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев,

русских, проживающих  за рубежом.

Гражданско-правовое положение российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, определяется как российским законодательством, так и многочисленными актами законодательства страны пребывания. Конституцией РФ (ст. 27) предусмотрено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Российские граждане выезжают за границу на постоянное место жительства, временно – по приглашению родственников или знакомых, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические поездки, а также в служебные командировки. Граждане, выехавшие в иностранное государство, оказываются под его юрисдикцией. Разумеется, это не означает, что их отношения с Российским государством прерываются. Лица, переехавшие за границу, продолжают оставаться российскими гражданами и находятся под защитой и покровительством Российской Федерации.

Прекращение существования  СССР привело к тому, что большинство  русских и других русскоязычных  граждан оказались жителями иностранных  государств, в прошлом являвшихся союзными республиками. Во многих государствах стали ущемляться права и свободы русскоязычного населения. Формы ущемления прав и свобод принимали самые различные формы:

- русскоязычному населению  отказывали в предоставлении  гражданства,

 -   появились ограничения в выборе профессии,

 - русские школы стали сокращаться в количестве,

 - средства массовой информации стали запрещаться.  

В  феврале 1993 года принимаются Федеральные Законы  «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Эти законы определяют статус беженца и вынужденного переселенца, в них устанавливаются экономические, социальные и правовые гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать  жертвой  преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной  группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений;  или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных   событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Из статьи 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» очевидно, что в отличие от беженца, не являющегося гражданином Российской Федерации, вынужденный переселенец - это гражданин Российской Федерации, который покинул место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка.

Вынужденными переселенцами  признаются также граждане Российской Федерации, покинувшие место жительства вследствие преследования по признаку принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям.

Основная работа по решению  проблем беженцев в Российской федерации  возложена на Федеральную миграционную службу РФ (ФМС), учрежденную Указом Президента от 14 июня 1992 г. К настоящему времени миграционная служба имеет свои территориальные пункты, на которые возлагается прием ходатайств от беженцев и вынужденных переселенцев. ФМС осуществляет свою деятельность к возложенные на нее обязанности в тесном сотрудничестве с органами МВД, ФСБ, МИД и др.

Сегодня наши соотечественники за рубежом  сталкиваются с ущемлением основных прав и свобод человека по национальному  признаку. Это проявляется в дискриминационных  актах о гражданстве, праве на труд и место жительства (в Латвии, Эстонии и др.), законодательных ограничениях возможностей русского языка (в подавляющем большинстве новых независимых государств), но более всего - в практике, вытесняющей этнороссиян, в первую очередь русских, из политической и культурной жизни новых государств, затрудняющей карьеру и доступ к определенным специальностям. Экономический кризис в России и странах нового зарубежья ложится тяжелым бременем на всех, но особенно остро задевает национальные меньшинства, российскую диаспору. Особо следует выделить угрозу жизни и безопасности наших соотечественников в зонах конфликтов по периферии бывшего Советского Союза.

 

Проблемы в области  политических прав российских граждан, проживающих за рубежом, прежде всего, связанны с их участием в политической жизни, как в государстве проживания, так и в самой России. В стране проживания российские граждане полностью лишены политических прав. И это понятно. Но и в самой России многие её граждане, живущие за рубежом, не имеют возможности реализовать свое активное избирательное право на выборах Президента или депутатов Государственной Думы Российской Федерации. Избирательные участки посольство может размещать только на российской территории (консульские учреждения, российские предприятия, воинские части), поэтому организуются они, как правило, в ограниченном количестве населенных пунктов, порой недоступных для избирателей из-за значительных расстояний и высокой стоимости проезда. 

 

 
 
        Эксперты считают, что в центре проблемы защиты прав и интересов российских соотечественников, в том числе и граждан России, живущих за рубежом, находится право на образование, право на изучение родного языка и получение образования на родном - русском языке.

 
        Во многих бывших советских республиках нарушаются международные акты в части языковых и образовательных прав граждан. Например, Гаагская рекомендация ОБСЕ (1996 г.), в которой прямо записано: "Право лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на сохранение своей самобытности может быть полностью реализовано только в том случае если они получают должное знание родного языка во время образовательного процесса".

 
        Также  рассматриваются Трудовые права российских граждан за рубежом, их социальные проблемы и пенсионное обеспечение. 
Труд российских граждан, с одной стороны, используется за границей вследствие трудовых отношений, возникающих не за рубежом, а в РФ. Когда граждане России направляются на работу в учреждения и организации России за границей, посылаются в служебные командировки (для участия в строительстве предприятий, монтаже, для оказания технической помощи и т.д.). Во всех подобных случаях условия труда граждан РФ за границей определяются российским трудовым правом. К ним применяются общие нормы трудового законодательства и всякого рода специальные правила, издание которых обусловлено спецификой условий труда данной категории трудящихся. 
А с другой стороны, трудовые правоотношения возникают в силу заключения трудовых контрактов за рубежом. Предоставление права заключения трудовых контрактов российским гражданам, временно выезжающим на работу за границу, сделало необходимым оказание им помощи и содействия со стороны государственных органов в заключении таких контрактов, а так же принятие мер, направленных на недопущение заключения всякого рода неравноправных и кабальных договоров при посредничестве коммерческих фирм (как отечественных, так и иностранных). Этим в России занимается ФМС России, в соответствии с Положением о ней в области внешней трудовой миграции.                                                       Деятельность, связанную с трудовой миграцией граждан России, на основе лицензий (разрешений), так же могут осуществлять негосударственные организации. 
 
        По состоянию на 1 января 2010 г. количество постоянно проживающих за рубежом российских пенсионеров составляет более 160 тыс. человек (99 стран мира). В соответствии с российским законодательством, право лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, на пенсионное обеспечение может реализовываться по трем вариантам: 
а) восстановление выплаты пенсий, которые были назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации до отъезда из России. Этот вариант распространяется как на граждан России, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства; 
б) новое назначение пенсий лицам, выехавшим за рубеж до наступления права на пенсионное обеспечение. Это вариант может быть реализован только при условии наличия российского гражданства; 
в) на основании международных соглашений (договоров) Российской Федерации в области пенсионного обеспечения. 
 
       Проблема пенсионного обеспечения российских граждан, проживающих за рубежом, усугубляется различием пенсионных законов государств и, как это ни странно, двусторонними соглашениями, подписываемыми российскими чиновниками. 
       Кроме того, сегодня отказывают в пенсии безработным россиянам, живущим за рубежом и достигшим пенсионного возраста. В тысячах письмах, направляемых различным российским инстанциям, они задают риторический вопрос, как гражданину России, проживающему, например, в Эстонии, выжить восемь лет до эстонского пенсионного возраста, в 63 года, а сейчас планируется в 65? На работу в 55 лет уже не берут, пособие по безработице выплачивают всего шесть месяцев.

 
      Особо стоят проблемы обеспечения прав граждан России, временно пребывающих за рубежом. Свобода передвижения, гарантированная гражданам России, развитие туризма, международного рынка труда породили проблемы, связанные с недостаточным обеспечением прав российских граждан, выезжающих за пределы страны на отдых, лечение, по служебным делам или в поисках работы.

 
       По представленной Центризбиркомом статистике в консульских учреждениях за пределами России зарегистрировано около 170 тысяч лиц, временно проживающих за рубежом. Вряд ли эта цифра отражает реальное положение дел, поскольку не все регистрируются в консульствах. Зачастую попав в сложную или трагическую ситуацию, эти люди остаются предоставленными сами себе.

 
       Отсутствие механизмов строгой ответственности за соблюдение прав граждан фирмами, занятыми в туристском бизнесе, нанимателями и посредниками в трудоустройстве российских граждан за рубежом, нередко приводит к трагическим исходам, порождает рецидивы работорговли, насилия, другие вопиющие формы попрания прав человека.

 
        Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации обязаны обеспечивать меры по защите российских граждан и оказывать им покровительство в порядке, определяемом ее законодательством и международными договорами.

 
        Но не всё идёт так гладко. Поступают жалобы в отдельных случаях на недопустимо халатное отношение должностных лиц консульств к запросам соотечественников - граждан России, проживающих или временно пребывающих на территории иностранных государств. На Третьем Конгрессе соотечественников приводились примеры того, как на Кубе, в Болгарии и в ряде других стран постоянно проживают сотни и тысячи наших соотечественниц, в своё время вышедших туда замуж. Они до сих пор считают себя гражданами России, поскольку проживают с советскими паспортами и не получали гражданства государства проживания. Однако в настоящее время и они сами, и их дети, и их внуки по действующему законодательству остаются без российского гражданства. 
 
С избранием В.В.Путина Президентом России в политике Российского государства наметились позитивные подвижки в подходах к проблеме соотечественников. Президент в ходе своих официальных визитов за рубеж демонстрирует пример заинтересованного, внимательного отношения к их положению. Однако, заявленная на высшем государственном уровне линия пока плохо реализуется на практике.

В частности:

- на сегодняшний день отсутствует целостная, скоординированная и целенаправленная государственная политика по проблемам соотечественников за рубежом;

- несовершенна законодательная база, регулирующая положение соотечественников;

- двусторонние политические и экономические отношения России в достаточной степени не увязаны с проблемами соотечественников за рубежом;

- все еще недостаточны контакты официальных загранучреждений России с организациями соотечественников;

- сохраняется принцип ситуативного реагирования российских государственных структур на проблемы соотечественников;

- отсутствует всеобъемлющая, с использованием всех средств и возможностей, линия государства в отстаивании прав и интересов организаций соотечественников и конкретных людей, сохранении и преумножении российского культурного и духовного наследия за рубежом;

- проявляется терпимое отношение к неполному или ненадлежащему исполнению иностранными государствами имеющихся договорных обязательств перед Российской Федерацией, нарушению ими норм Международного права и ущемлению вследствие этого законных прав и интересов российских соотечественников в этих странах.

Участники различных  конференций по решению проблем беженцев и вынужденных переселенцев считают необходимым:

- уделить особое внимание  со стороны всех органов государственной  власти Российской Федерации  вопросам освобождения от уголовного  преследования советских ветеранов,  подвергающихся гонениям в странах Балтии, а также всемерно способствовать освобождению российских граждан, осужденных в ряде стран бывшего СССР по сфальсифицированным обвинениям. Считать приоритетной деятельность российских дипломатических и консульских учреждений по поддержке соотечественников, защите прав и интересов российских граждан за рубежом;

- Правительству Российской  Федерации при подготовке договоров  и соглашений с другими государствами,  предусматривающих преференции  и льготы со стороны России, в обязательном порядке увязывать их заключение со статусом русского языка и положением соотечественников в этих странах;

- для устранения несправедливых  ограничений в принятии российского  гражданства соотечественниками, проживающими  за рубежом, сохранить регистрационный характер принятия российского гражданства для граждан бывшего СССР;

- создать постоянно  действующий федеральный орган  исполнительной власти по делам  соотечественников за рубежом  и миграции для формирования  и практического осуществления  государственной политики в отношении соотечественников;

- учредить Совет соотечественников  при Президенте Российской Федерации;

- существенно увеличить  ассигнования на программы поддержки  соотечественников за рубежом  и поставить под строгий контроль  реализацию и исполнение соответствующих статей федерального бюджета;

Информация о работе Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев, русских, проживающих за рубежом