Природа государства через определение его понятия, сущности и выделения основных признаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2012 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

понятие государства и его функции

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
1 Понятие государства.............................................. ……………………....5
1.1 Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государсва
1.2 Определение государства: единство и различие
в подходах...........................................………..…….………………………10
2 Сущность государства ……………………...............................................15
2.1 Учения о сущности и назначении современного государства............15
2.2 Подходы в изучении сущности государства.........................................20
3 Признаки государства …………………...................................................22
3.1 Основные признаки государства ...........................................................22
3.2 Сопутствующие признаки государства ................................................30
Заключение......................................... ………………………………...…....33
Список использованных источников...........................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

государство работа.docx

— 63.46 Кб (Скачать файл)

Да, классовый характер, классовая  направленность деятельности государства - его сущностная сторона, его основное начало. Но деятельность государства, обусловленная классовыми противоречиями, является доминирующей лишь в недемократических, диктаторских государствах,  
где существует жесткая эксплуатация одной части общества другой.  
Но и в тех случаях, когда возникают острые классовые конфликты, государство удерживает классы от взаимного уничтожения в бесплодной борьбе, а общество от разрушения, сохраняя, тем самым, его целостность.  
И в этих условиях оно выполняет определенные функции в интересах всего общества.

В развитых демократических странах  государство постепенно становится эффективным механизмом преодоления  общественных противоречий путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса.  
Само существование государства в наше время связано не столько с классами и классовой борьбой, сколько с общесоциальными потребностями  
и интересами, что предполагает разумное сотрудничество различных,  
в том числе противоречивых сил. Данное утверждение не означает,  
что современное государство полностью утратило классовость,  
нет, она просто отошла на второй план, перестала доминировать, а на первое место вышла общесоциальная сторона. Такое государство сосредоточивает свою деятельность на обеспечении социального компромисса, на управлении делами общества.

Любое государство должно осуществлять общесоциальные функции, действовать  в интересах всего общества. И  любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения.

Таким образом, вопрос о сущности государства - это во многом вопрос о том, кому принадлежит государственная власть, кто ее осуществляет и в чьих интересах.

Вместе с тем современное  государство, как важный институт, находясь  
в постоянном развитии, вынуждено в той степени осуществлять общесоциальную политику в интересах различных слоёв и групп населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Подходы в изучении сущности государства.

Любому государству как  социальному институту присуща  двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Таким образом, с одной стороны сущность государства обусловлена классовой природой, а с другой - общесоциальной.

Определение природы и  сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки из-за многогранности и сложности  данного социального образования. Государство – это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.  
При рассмотрении сущности государства важно учитывать, во-первых,  
что любое государство есть организация политической  власти (формальная сторона); и во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).В изучении сущности государства можно выделить несколько подходов:

1) Классовый. в рамках которого государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса.  
В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: главным образом как средство для обеспечения господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов  
не может не вызывать сопротивления у других слоев населения. Отсюда проблема в постоянном "снятии" напряженности в обществе с помощью насилия, диктатуры.   Общечеловеческие интересы, как правило, отходят  
на второй план. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или пропагандистского навязывания своей воли большинству населения через средства массовой информации (СМИ). Недаром сегодня всё чаще СМИ называют четвёртой властью.

В качестве правящей элиты  могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.

2) Общесоциальный. в рамках которого государство определяется  
как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе роль государства уже используется в более широких целях как средство  
для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны,  
при преимущественном применении такого метода, как компромисс.

Наряду с этими основными  можно выделить и религиозный,  
и национальный, и расовый, и иные подходы в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или иного государства  
как политического института.

Иначе говоря, сущность государства  многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства, в зависимости от исторических условий, на первый план может выходить любое  из вышеназванных начал.

Сущность государства  — это главное в государстве  как социальном явлении: то кому принадлежит  государственная власть в обществе  
и, следовательно, чьи волю и интересы эта власть выражает.

3. Признаки государства

3.1 Основные признаки государства

1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое.  
В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализированную территорию, на которую распространяется  
его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт - подданство или гражданство. 

Конституция закрепляет определенное соотношение сил в обществе,  
и в первую очередь путем регулирования отношений, возникающих  
по поводу организации и осуществления власти. Данная категория - непременная составная часть Основного закона любого государства. Именно установление определенных взаимоотношений власти и общества позволяет говорить о реальности или фиктивности таких понятий,  
как демократия, гражданское общество и т.д. Конституционное закрепление места, роли народа в системе властвования может существенно разниться  
в зависимости от национальных, исторических и иных условий и т.д.,  
но данная сфера отношений всегда является объектом конституционного регулирования.

В этой связи нельзя не отметить, что  организация власти представляет собой  традиционную проблему конституционного права. В научной литературе обращается внимание на труды русских дореволюционных  правоведов Л.И. Петражицкого, Н.М. Коркунова, Л.И. Сорокина,  
В.М. Хвостова, указывавших на невыясненность и спорность природы государственной власти. Изучению понятия власти посвящено немало трудов ученых как советского, так и нынешнего периода. Некоторыми учеными  
в этом контексте используется термин “властеотношения”.

Вместе с тем в юридической  науке одни ученые раскрывали суть власти как через категорию “властеотношений” (отношений господства  
и подчинения), так и через ее функциональные характеристики. Другие устанавливали знак равенства между властью народа и государственной властью или определяли власть народа шире власти государственной. Однако если речь идет о реализации власти в территориально организованном коллективе (сообществе), то естественно возникает необходимость осуществления органами публичной власти функции  
по налаживанию совместной деятельности этого коллектива (функциональный подход к пониманию природы властных отношений).

Любая политика есть сочетание целей  и средств их достижения. Целью  политики народонаселения выступает  воздействие на развитие народонаселения, которое является органической составной частью социально-экономического развития в целом и включает в себя воспроизводство населения.

Политика народонаселения - специальная  целенаправленная деятельность, направленная на регулирование развития населения - главной производительной силы общества, субъекта вбей системы общественных отношений. Основные направления:

а) влияние на условия труда - определение  границ трудоспособного возраста, масштабов  занятости трудоспособной части  населения, продолжительности рабочего дня и рабочей недели, охрану труда, профессиональное образование, подготовку и переподготовку кадров;

б) улучшение жизненных условий  всех слоев населения: уровня зарплаты и реальных доходов, жилищных условий, бытового обслуживания, доступности  достижений культуры, медицинского обслуживания, роста свободного времени;

в) меры направленного воздействия  на процесс естественного движения населения, включая миграцию, то есть осуществления собственно демографической политики.

Демографическая политика как составная  часть политики народонаселения  имеет целью воздействие на воспроизводство  населения. Она направлена на достижение и поддержание желательного типа этого воспроизводства и проводится посредством реализаций специальных  мер воздействия на все демографические  процессы, составляющие воспроизводство  населения, и факторы этих процессов. Демографическая политика является важнейшим элементом управления развитием народонаселения. 

Таким образом, цель политики народонаселения  шире цели демографической политики. Нетрудно видеть, однако, что реализация цели политики народонаселения опосредованно  воздействует на воспроизводство населения. Демографическая политика берет  на себя непосредственное, прямое влияние  на воспроизводство населения. В  условиях демографического кризиса, когда  нарушен нормальный режим замещения  поколений  
и не обеспечивается даже простое воспроизводство населения, политика народонаселения вынуждена сконцентрироваться на цели демографической политики. А поскольку демографический кризис обычно является проявлением общего социально-экономического кризиса,  
для реализаций практических мер политики народонаселения за пределами целей восстановления простого воспроизводства населения общество  
не в состоянии выделить значимых ресурсов в концепции разделения властей.    Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что совпадает с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.

2. Публичная власть - так в научной литературе называют государственную власть, а точнее, аппарат власти и управления вместе  
с особыми отрядами вооруженных людей. Следует отметить, что в науке нет единого понимания и однозначного толкования публичной власти. Обычно ее рассматривают в качестве одного из основных признаков государства,  
а иногда - как синоним государства. Однако, несмотря на подобные расхождения, все авторы едины в том, что наличие публичной власти имеет принципиальный характер для любой государственной организации, в корне отличающей ее от догосударственной, первобытнообщинной организации. 

В условиях первобытного строя власть имела общественный характер. Она  целиком и полностью совпадала  непосредственно с населением.  
В обществе не было людей, которые не занимались бы производительным трудом, а только властвовали и управляли. Производительный труд органически сочетался и совмещался с управленческим трудом. Властные функции по управлению делами рода, племени, союза племен, фратрий и других объединений, существовавших в рамках первобытнообщинного строя, выполнялись не выделяющимися из общества и не ставящими себя над ним людьми, как это имеет место в условиях государственной организации,  
а самими занятыми производительным трудом взрослыми членами этого общества. Властные функции осуществлялись как через систему органов самоуправления - советы родов, фратрий, племен и др.,  
так и непосредственно, путем участия в собраниях родовых и иных объединений. Старейшины родов, военачальники, жрецы и др. лица, выполнявшие властные функции, были выборными и сменяемыми.  
Они избирались из числа самых уважаемых членов рода. Не в пример государственным чиновникам, за которыми стоит государство  
с его разветвленным аппаратом и принудительными органами, любой вождь, жрец или старейшина рода опирался лишь на моральный авторитет, уважение и поддержку членов этого объединения. 

Общественная власть, возникшая  и укрепившаяся в условиях первобытного общества, основанного на материальном и социальном равенстве всех его  членов, не могла успешно функционировать  на более поздних этапах, в условиях общества, расколотого по материальному  
и другим признакам на имущие и неимущие классы, социальные слои  
и группы. Общественная власть неизбежно должна была быть заменена публичную, опирающейся на политический по своему характеру аппарат насилия и принуждения.

Власть существовала и в догосударственном  обществе, но это была непосредственно  общественная власть, которая исходила от всего рода  
и использовалась им для самоуправления.

Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в  том, что она воплощается именно в чиновниках,  
т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.

Олицетворенная в государственных  органах и учреждениях, публичная  власть становится государственной  властью, т.е. той реальной силой, которая  обеспечивает государственное принуждение, насилие.

Само определение публичной  власти как конституционной категории  предполагает выяснение подходов к  пониманию ее не только как научно-теоретической  категории, но и как категории  действующего права. Рассмотрение исследуемого понятия и в одном, и в другом качествах предопределяет изучение теоретических аспектов и вопросов законодательной регламентации  институтов публичной власти.

Публичная власть как власть народа (понимаемая так же как “элемент государства”, “важнейший признак  государства”) в первую очередь  регулируется конституционными нормами, хотя сам термин “публичная власть”  в российской Конституции напрямую не закреплен. Конституционное регулирование  организации и осуществления  публичной власти было призвано сформировать систему власти и обозначить пределы  ее осуществления на различных территориальных уровнях. Некоторые авторы рассматривают само государство как правовую форму общей (публичной) власти, устанавливающей и защищающей определенный, законодательно закрепленный правопорядок.

Народный характер власти подчеркивается в большинстве конституций современного мира, отмечающих, что именно население  страны (народ) является источником власти, субъектом, от которого исходит власть и который дает возможность государству  осуществлять управление обществом.

3.Государственный суверенитет. Понятие "государственный суверенитет" появилось в конце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Суверенитет (от английского sovereignty  
и французского souverainete) - это верховная власть. Суверенитет - один  
из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри - и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной  власти выражается в том, что  
она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц  
и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной  власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в  ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации  и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.

Верховенство государственной  власти делает ее единственной политической властью, исключая, тем самым, возможность  существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого  органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную  власть. Юридические признаки единства государственной власти заключается  
в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие  
к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних  
и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения. Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы - Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы,  
а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство системы государственной  власти - одна из гарантий государственной  целостности Российской Федерации. Одновременно  
это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации.

Важным свойством суверенной государственной  власти является  
ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами.

Независимость и верховенство государственной  власти выражаются: 
в универсальности - решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране;   
в прерогативе - возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.); в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Сопутствующие признаки государства

Из суверенитета государства вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

-система налогов, сборов, займов (необходимы для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной и т.п., а также для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятых только управленческой деятельностью);

-государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей, т.е. государство является всеохватывающей, универсальной организацией данного общества, все другие общественные структуры ей подчинены;

-государство имеет устойчивую юридическую связь с населением  
(в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть  
и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

- государство имеет специальный аппарат власти - механизм, в котором концентрируется принудительная сила государства. Причём государство применяет в первую очередь “легализованное принуждение” (в том числе  
и физического принуждения) в отношении населения.

- целостная иерархическая система  государственных органов  
и учреждений, которая обеспечивается едиными принципами организации  
и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами  
и целями их деятельности;

- первичными структурными частями  (элементами) механизма являются  государственные органы и учреждения, в которых работают государственные  служащие (чиновники, иногда их  называют управленцами), они связаны  между собой началами субординации  и координации.

- для обеспечения государственных  властных велений он имеет  непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому  уровню каждой эпохи, - вооруженные  отряды людей, тюрьмы  
и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

- государство обладает монополией правотворческой деятельности - правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). Только оно может издавать такие предписания, которые обязательны  
для исполнения всеми членами общества, и обеспечены принудительной силой государственного аппарата. В системе правовых актов выделяются законы, устанавливающие рамки осуществления государственной власти, деятельности органов государства. При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

- государство имеет особые средства для осуществления политического принуждения, какими никакая другая политическая организация  
не обладает (армия, карательные органы, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т.п., которые специально предназначены для осуществления легализованного и не легализованного принуждения). Используя его, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Государственное принуждение - это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить)  
ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.

Государственное принуждение бывает правовым и неправовым. Последнее  может обернуться произволом государственных  органов, ставящих личность в никем  и ничем не защищенное положение. Такое принуждение имеет место  в государствах с антидемократическим, реакционным режимом - тираническим, деспотическим, тоталитарным. Правовым признается государственное принуждение, вид и мера которого строго определены правовыми нормами и которое применяется в процессуальных формах (четких процедурах). Законность, обоснованность и справедливость государственного правового принуждения поддается контролю, оно может быть обжаловано  
в независимый суд.

Определение общих признаков государства  имеет не только научное,  
но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются  
три минимальных элемента государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль хотя бы над большинством территории и населения.

Отмеченные выше признаки отмечают государство от других организаций  и объединений, однако еще не раскрывают его связь  
с обществом, факторы, лежащие в основе его возникновения и эволюции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Заключение

С точки зрения современных  представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах  человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно-организационном плане, так и в территориальном.  
       Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.  
В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним. Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства,  
то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом.

Вместе с тем такое  определение является односторонним  и неполным,  
так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть. В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует  государство как политически  организованное общество и тем самым  подчеркивает, что государство как  таковое не может быть сведено  к механизму управления, аппарату чиновников. Государство - объединение  множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие  государственно-правовых институтов  
и соответствующих отношений. 
       Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.  

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

Андреев, И.Л. Происхождение человека и общества. - М, 2008. - 246 с.

Алексеев, С.С. Проблемы теории государства и права. - М, 2007. - 490 с.

Бошно, С.В. Теория государства и права. Учебное пособие. 2007. - 400 с.

Венгеров, А.Б. Теория государства и права. Учебник. 2000. - 528с.

Марченко, М.Н. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 640с.

Матузов, Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. Учебник. 2004. - 512 с.

Проблемы общей теории права  и государства. Учебник // Под ред.       Нерсесянца В.С., 2004. - 832с.

Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. Учебник.2008, - 384с.

Баглай, М.В., Габричидзе, Б.Н. Конституционное право Российской

Федерации. М., 1996.

Воротилин, Е.А. Идеи правового государства в истории политической

мысли // Политология. Курс лекций. М., 1997.

Гегель, Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство: введение в теорию. М., 1993.

  

Электронные ресурсы

Официальный сайт свободной энциклопедии «Википедия» [Электронный   ресурс]. Режим доступа: http: // http://ru.wikipedia.org.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Природа государства через определение его понятия, сущности и выделения основных признаков