Правовой институт поставок продукции для государственных нужд

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 22:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является системное и комплексное исследование с позиций обновленного гражданского законодательства института удовлетворения поставок для государственных нужд в определенных видах товаров.
В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:
1. определение правоотношений, направленных на удовлетворение государственных нужд;
2. выявление способов удовлетворения поставок для государственных, правовых принципов их удовлетворения;
3. исследование отношений по удовлетворению поставок для отдельных видов государственных нужд;
4. рассмотрение прав и обязанностей поставщика и государственного заказчика

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по гп.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

Введение

 

    Правовые отношения по поставке товаров для государственных нужд являются одной из наиболее распространенных форм участия государства в гражданском обороте. В связи с переходом России к рынку, легализацией и диверсификацией предпринимательской деятельности, усилия современных цивилистов направлены, главным образом, на исследование проблем правового положения субъектов предпринимательской деятельности, видов и характера обязательств, возникающих между коммерческими организациями, последствий неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств в предпринимательской сфере.

Публично-правовое образование, и в первую очередь, само государство  является сложнейшим, нуждающимся в  постоянном изучении, субъектом гражданского права. При этом участие Российской Федерации (далее - РФ) в гражданских правоотношениях обладает рядом важных особенностей.

Закупки товаров для государственных нужд в современных условиях становятся не только инструментом обеспечения государственного и муниципального сектора товарами, работами и услугами, но и средством адресной поддержки отраслей экономики, стимулирования развития регионов и муниципалитетов, обеспечения социального равенства и поддержки среднего и малого предпринимательства.

Государство и муниципальные  образования используют договорные и внедоговорные способы обеспечения  публичных интересов. Система способов удовлетворения государственных и  муниципальных нужд обеспечивает реализацию общественных потребностей. В частности, посредством заключения и исполнения государственных контрактов поддерживается необходимый уровень обороноспособности и безопасности государства, формируется  материальный резерв в целях стабилизации экономики.

Расходы на финансирование удовлетворения государственных и  муниципальных нужд являются расходами  бюджета соответствующего уровня бюджетной  системы России. Функционирование бюджетной  системы обеспечивается системой норм отраслей публичного права: бюджетного, государственного, административного  права. В этой связи исследование вопросов гражданско-правового регулирования  отношений по удовлетворению государственных  и муниципальных нужд неразрывно связано с анализом некоторых  пограничных проблем межотраслевого характера, в том числе правового  статуса государственных органов - участников бюджетного процесса, изучением  системы правовых норм, регламентирующих вопросы бюджетного финансирования и планирования экономического развития страны.

Целью работы является системное и комплексное исследование с позиций обновленного гражданского законодательства института удовлетворения поставок для государственных нужд в определенных видах товаров.

В соответствии с поставленной целью поставлены следующие задачи:

1. определение правоотношений, направленных на удовлетворение государственных нужд;

2. выявление способов  удовлетворения поставок   для  государственных, правовых принципов  их удовлетворения;

3. исследование отношений  по удовлетворению поставок для  отдельных видов государственных  нужд;

4. рассмотрение прав и  обязанностей поставщика и государственного  заказчика

Данная курсовая работа состоит  из введения, трех глав, каждая из которых  содержит подпункты, и списка использованных источников.

В работе я использовал  труды таких авторов  как Тархов В.А. , Жуков Ф.Ф., Брагинский М.И., и другие.

 

 

 

1 Правовой  институт поставок продукции  для государственных нужд

1.1 Государственные нужды:  понятие, цели,  способ реализации

 

Органы государственной  власти (в том числе имеющие  статус юридического лица - бюджетного учреждения) во всех случаях, вступая в гражданско-правовые отношения, удовлетворяют потребности государства, так как любой орган публично-правового образования осуществляет свою деятельность от имени и в интересах публичного образования (ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ )).1

Ст. 71 Бюджетного кодекса РФ не различает потребности бюджетного учреждения (в том числе государственного органа) на собственные и государственные нужды.2

Анализируя указанную  правовую норму, следует прийти к  выводу, что все потребности бюджетного учреждения являются государственными нуждами. В одних случаях государственные  нужды удовлетворяются посредством  заключения контракта, при цене договора свыше предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, в других случаях, заключения и исполнения иных гражданско-правовых договоров.

Способ формализации правовых отношений (государственный контракт (далее - госконтракт), иной гражданско-правовой договор) не влияет на квалификацию потребности в качестве государственных нужд.

Главным критерием для  отнесения потребности к государственным  нуждам является источник финансирования - бюджетные средства. С учетом квалификации государственных нужд в качестве объективной категории, отражающей в реальной действительности государственный интерес, можно

__________________

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г // Рос. газ.  1994.  № 34. С. 34.

Бюджетный кодекс Российской Федерации от  31 июля 1998 г. // Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс»  С. 34 – 36.

считать, что государственные  нужды - финансируемые за счет средств  бюджета потребности.

Российской Федерации, её субъектов, органов местного самоуправления и государственных заказчиков в  товарах, работах, услугах, необходимых  для реализации государством своей  публичной функции, удовлетворяемые, как правило, посредством заключения на основе торгов государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.1

Институт удовлетворения государственных нужд является межотраслевым  институтом, соединяющим нормы частного и публичного права.

Существует пять основных признаков государственного контракта, позволяющие квалифицировать данный договор в качестве особой разновидности  купли-продажи.

1. Правоотношение по поставке товаров для государственных нужд в отличие от других договорных правоотношений (в том числе договора поставки) реализуется для достижения особой цели - удовлетворения потребностей Российской Федерации в определенных товарах. Цели поставки товаров для федеральных государственных нужд, а, значит, и цели заключения соответствующего договора, определены в п. 2 ст. 1 ФЗ от 13.12.1994 г. № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». При поставке товаров для государственных нужд имеет место особая публичная цель, которая достигается с помощью частноправового средства - контракта на поставку товаров для государственных нужд;

2. При поставке товаров для федеральных государственных нужд в правоотношение вступает специальный субъект - Российская Федерация. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.07.2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов) от имени Российской Федерации государственными заказчиками выступают: государственные органы (включая органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, а также иные получатели средств федерального бюджета; 1

3. Законом предусмотрена особая публично-частная процедура заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Договор поставки товаров для государственных нужд (государственный контракт), как правило, заключается по итогам торгов с лицом, выигравшим торги и получившим право вступить в договорные отношения с государственным заказчиком;

4. С учетом ч. 4.1 и ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, гражданско-правовой принцип свободы договора относительно изменения условий контракта ограничен Законом. Условия договора между заказчиком и поставщиком не могут быть изменены как в одностороннем порядке, так и по соглашению сторон. При анализе положений законодательства автором           Н. А.   Сыроедов (Сыроедов Н.А. Система договоров в гражданском праве России // Государство и право. – 2008. – № 10.  – С. 69)  выявлена коллизия норм ГК РФ о возможности изменения договора и норм Закона размещении заказов.

Статья  9 Закона не допускает изменения условий заключенного государственного контракта ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон. Однако, ст. 450, 451 ГК РФ предусмотрена возможность изменения условий по требованию одной из сторон договора при существенном нарушении договора другой стороной, либо в связи с существенным изменением обстоятельств. Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 525 ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки - ст. 506-523 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами § 4 гл. 30 ГК РФ.2

В свою очередь ст. 523 ГК РФ предусмотрены случаи одностороннего

 

__________________

Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 // Рос. газ. 2005. № 56. С. 45 – 47.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г // Рос. газ.  1994.  № 34. С. 67.

отказа или одностороннего изменения условий договора поставки в связи с существенным нарушением условий другой стороной.

Различия в регулировании  одной и той же ситуации существующие, в общем, и специальном нормативных  актах, представляются неоправданными, но как существующие в действующем  законодательстве должны преодолеваться следующим образом.

Изменение условий государственного контракта на поставку товаров по соглашению сторон недопустимо.

Ст. 523 ГК РФ четко определены случаи существенного нарушения условий договора поставки, при наличии которых добросовестный контрагент вправе изменить условия договора в связи с тем, что он в значительной степени лишается того, на что вправе был рассчитывать при заключении договора поставки. Положения указанной статьи ГК полностью применимы к случаям одностороннего изменения договора сторонами государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Данное обстоятельство связано со стержневым положением норм ГК РФ в иерархии нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского права, закрепленным нормой ст. 3 ГК РФ.1

В реальной действительности в отношениях поставщика и государственного заказчика могут возникнуть и  иные нарушения условий заключенного контракта, которые повлекут для  стороны такой ущерб, что она  в значительной степени лишится  того, на что была вправе рассчитывать при вступлении в правоотношение. В данном случае с учетом ч. 2 ст. 450 ГК РФ суд должен руководствоваться нормами ч. 4.1 и ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов, и отказывать в удовлетворении исковых требований об изменении условий государственного контракта.2

__________________

Мейер Д.И.  Русское гражданское право: учебник. М., 2010. С. 235 – 236.

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г // Рос. газ.  1994.  № 34. С. 354.

При указанных обстоятельствах, заинтересованная сторона должна, с  учетом положений ч. 8 ст. 9 Закона, допускающей расторжение государственного контракта по основаниям установленным ГК РФ, обращаться в суд с требованием о расторжении договора в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Таким образом, изменение  условий государственного контракта  допускается только в одностороннем  порядке без обращения в суд, в случаях установленных ст. 523 ГК РФ.

 

1.2 Правовое регулирование  поставок для государственных  нужд

 

Правовая регламентация  государственных и муниципальных  нужд исключительно путем определения  их содержания недостаточна, так как  оно не имеет четких отличительных  признаков и в большинстве  случаев совпадает по существу с  нуждами иных участников гражданского оборота. В то же время изменчивость содержания государственных и муниципальных  нужд не означает, что оно вообще является юридически безразличным. В  отношениях по удовлетворению государственных  и муниципальных нужд с использованием принудительных процедур определение  точного содержания нужд, установление соответствия их правомерной цели и  их обоснование является решающим для  их удовлетворения.

В силу разнообразия государственных  и муниципальных нужд по своему объему, содержанию, времени и месту их возникновения, представляется неэффективной  существующая практика законодательного определения названных нужд путем  указания на закрытый перечень объектов или наличие международных обязательств. Ключевым фактором определения государственной  или муниципальной нужды должна стать сама процедура ее определения, позволяющая обеспечить реальное участие  в этом процессе населения соответствующего публичного образования.

В действующей законодательной  системе не определены чётко правоотношения, направленные на удовлетворение государственных  и муниципальных нужд. В России отсутствуют точные сведения о составе  и объемах государственных и  муниципальных нужд, что не позволяет  выработать систему обеспечения  удовлетворения государственных и  муниципальных нужд.

Под правоотношениями, направленными  на удовлетворение государственных  и муниципальных нужд понимают урегулированные  правом общественные отношения, возникающих  при планировании, подготовке и применении договорных и внедоговорных способов обеспечения интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  в товарах, работах и услугах  получаемых от частных лиц.1

Информация о работе Правовой институт поставок продукции для государственных нужд