Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 17:07, курсовая работа
Цель  моей курсовой работы изучить Федеральный  Закон “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” и выявить его слабые стороны, а так же найти способы устранения данных недостатков.
     Задачами  моей курсовой работы являются:
     - изучение понятий и видов обязательств по страхованию гражданской ответственности;
     - изучение существенных условий страхового договора;
     - изучение основных проблем обязательного  страхования гражданской ответственности  владельцев транспортных средств.
Введение………………………………………………………………….3-4
      Глава 1. Понятие обязательств по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств …………...5-10
      Глава 2. Существенные условия договора…………………………..11-20
               1. Страховой интерес и страховой риск……………………..11-13
               2. Страховая сумма …………………………………………...14-17
               3. Срок договора………………………………………………18-20
      Глава 3. Проблемы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств………………..21-27
      Заключение…………………………………………………………….28-29
      Библиографический список……...…………………………………...30-32
Согласно п.2 ст.927 для страховщиков заключение договора страхования на предложенных страхователем условиях не является обязательным. Получается, что страховщик не может обязать страхователя заключить договор обязательного страхования, и в этом смысле договор для страховщика не будет обязательным, тогда как для страхователя заключение такого договора является общеобязательным. Вместе с тем по смыслу ст.426 ГК РФ страховщик не может отказать страхователю в заключении договора обязательного страхования. Однако возникает вполне логичный вопрос: как быть, если "трафаретные" условия договора не устраивают страхователя? В этом случае право оспорить условия конкретного договора обязательного страхования может только суд, конечно же, по иску самого страхователя. Страхователь вправе самостоятельно расширить случаи страхования гражданской ответственности, но уже в добровольном порядке по согласованию со страховщиком, в том числе за счет дополнительного возмещения вреда потерпевшему.
     Правила 
страхования гражданской 
- объект обязательного страхования - имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда;
- страховой случай - причинение вреда в результате дорожно-транспортного происшествия;
- страховую сумму, страховую премию и порядок ее уплаты;
- срок действия, порядок заключения, изменения, продления срока действия, досрочного прекращения договора обязательного страхования;
- действия лиц при наступлении страхового случая;
- порядок определения размера и осуществления выплаты при причинении вреда потерпевшему;
     - 
порядок разрешения споров. 
 
Глава 2. Существенные условия договора
2.1. Страховой интерес и страховой риск
      Объектом 
обязательного страхования 
Причинение вреда при использовании иного транспортного средства. Надо полагать, что в тексте договора обязательного страхования стороны могут указать "иные транспортные средства", которые перечислены в п.3 ст.4 Закона об ОСАГО. В то же время, используя легальный признак свободы договора13, стороны могут (но не обязаны) расширить или сузить понятие "иных транспортных средств", которые не подлежат страхованию риска гражданско-правовой ответственности владельцев.
      При 
страховании гражданской 
Не относится к страховому риску причинение вреда при использовании транспортных средств в ходе соревнований (испытаний или учебной езды) в специально отведенных для этого местах. Законодатель счел необходимым выделить случаи страхования указанной выше ответственности в специальный правовой режим: договор обязательного страхования на эти случаи не распространяется, а речь может идти только о добровольном страховании.
При обязательном страховании такой ответственности не выплачивается риск в случае загрязнения окружающей природной среды. Законодатель здесь исходил из повышенной степени общественной опасности, в том числе тогда, когда опасность причинения вреда может возникнуть в будущем14.
Не считается страховым риском случай причинения вреда воздействием перевозимого груза, но при условии, если указанный риск ответственности подлежит обязательному страхованию в соответствии с законом о соответствующем виде обязательного страхования. Общее правило здесь таково: если свойство или воздействие перевозимого груза приводит, например, к ДТП, то этот случай не страхуется как риск ответственности.
К страховому риску не относятся случаи причинения вреда жизни (здоровью) работников при исполнении ими трудовых обязанностей, если этот вред подлежит возмещению согласно закону о соответствующем виде обязательного страхования или обязательного социального страхования.
     Не 
будет считаться страховым 
К страховому риску законодатель не относит причинение водителем вреда:
1. управляемому им транспортному средству и прицепу к нему;
2. перевозимому ими грузу;
3. установленному на них оборудованию.
К страховому случаю не относятся причинение вреда при погрузке груза на транспортное средство или его разгрузке и при движении транспортного средства по внутренней территории организации.
Не подпадают под понятие "страховой риск" случаи повреждения (уничтожения):
     - 
антикварных и других 
     - 
изделий из драгоценных 
- наличных денег и ценных бумаг;
     - 
предметов религиозного 
     - 
произведений науки, 
Не подлежит возмещению вред и не является страховым риском случай, когда обязанности владельцев транспортных средств возместить вред наступили в части, превышающей размер ответственности, предусмотренный правилами гл.59 ГК РФ (не считая того варианта, когда более высокий размер ответственности установлен федеральным законом или договором)16.
Итак, законодатель расширительно трактует случаи, когда в жизненной ситуации не являются страховым риском определенные отношения, при которых страховщик не уплачивает страхователю страховое возмещение.
 
2.2. Страховая сумма
      Согласно 
ст.7 Закона об ОСАГО страховая сумма, 
в пределах которой страховщик обязуется 
при наступлении каждого 
      - 
в части возмещения вреда, 
      - 
в части возмещения вреда, 
В этой норме законодательно ограничен предел (лимит) ответственности страховщика определенной страховой суммой при наступлении каждого страхового случая независимо от количества случаев (числа) ДТП в течение срока действия договора обязательного страхования18. Причем вред возмещается потерпевшим в максимальной сумме 400 тыс. руб., но в следующей градации:
      - 
если вред причинен жизни (
- если такой же вред причинен одному потерпевшему - максимальная сумма возмещения составляет 160 тыс. руб.;
- если вред причинен имуществу нескольких потерпевших лиц - он возмещается в пределах 160 тыс. руб.;
- имущественный вред, причиненный одному лицу, возмещается не более чем в сумме 120 тыс. руб.
Согласно ст.8 Закона об ОСАГО государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования. Страховые тарифы по обязательному страхованию (их предельные уровни), структура страховых тарифов и порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством РФ в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом доля страховой премии, применяемая при расчете страховых тарифов и непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может быть менее 80% страховой премии, а срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее шести месяцев19.
В соответствии с ч.1 ст.9 Закона об ОСАГО страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов20. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов. Базовые ставки страховых тарифов устанавливаются в зависимости от технических характеристик, конструктивных особенностей и назначения транспортных средств, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при их использовании и на потенциальный размер причиненного вреда.
Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003г. установлены страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, включающие в себя базовые ставки, определяемые в зависимости от типа транспортного средства, и определены коэффициенты страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства, наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования, возраста и стажа водителя, количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, мощности двигателя легкового автомобиля и срока использования транспортного средства21. Утверждены структура страхового тарифа и порядок применения указанных тарифов страховщиками при определении страховой премии. Следует отметить, что коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
     - 
территории преимущественного 
     - 
наличия или отсутствия 
     - 
иных существенно влияющих на 
величину страхового риска 
     Для 
случаев обязательного 
     - 
предусмотрено ли договором 
     - 
сезонное использование 
Законодатель ограничивает размер страховой премии определенной максимальной величиной, причем исходя из двух вариантов:
     1) 
размер страховой премии по 
договору обязательного