Гражданско-правовая характеристика договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 04:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы, состоит в исследовании гражданско-правового регулирования договора банковского кредитования производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Задачи исследования:
рассмотреть основные направления в развитии агропромышленного кредитования;
оценить современное состояние кредитно-финансовой системы и ее влияние, на производственное функционирование крестьянского (фермерского) хозяйства;
изучить перспективные пути развития крестьянского (фермерского) хозяйства, за счет кредитно-финансовой поддержки государства;

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3

Глава I. Становление и развитие гражданско-правового регулирования кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства…....7
1.1. История развития российского государственного агропромышленного кредитования………………………………………………...7
1.2. Современное состояние кредитно-финансовой системы и ее влияние на производственное функционирование крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………13
1.3. Государственная поддержка крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере кредитования………………………………………………………………...22

Глава II. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………………...29
2.1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………29
2.2. Порядок создания крестьянского (фермерского) хозяйства…………35
2.3. Основные направления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………42

Глава III. Гражданско-правовая характеристика договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства……………………..48
3.1. Понятие и сущность договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………..….48
3.2. Содержание и исполнение договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………….…..56
3.3. Ответственность сторон за нарушение условий договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства……………………..…...64

Заключение……………………………………………………………….…72

Список использованных источников и литературы…………………..77

Вложенные файлы: 1 файл

НА ПЕЧАТЬ КУРСОВАЯ.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………...3

 

Глава I. Становление и развитие гражданско-правового  регулирования кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства…....7

1.1. История развития  российского государственного агропромышленного  кредитования………………………………………………...7

1.2. Современное  состояние кредитно-финансовой системы  и ее влияние на производственное  функционирование крестьянского  (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………13

1.3. Государственная  поддержка крестьянского (фермерского) хозяйства в сфере кредитования………………………………………………………………...22

 

Глава II. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства…………………………………………………………………………...29

2.1. Понятие и  основные признаки крестьянского  (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………29

2.2. Порядок создания  крестьянского (фермерского) хозяйства…………35

2.3. Основные  направления деятельности крестьянского  (фермерского) хозяйства……………………………………………………………………………42

 

Глава III. Гражданско-правовая характеристика договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства……………………..48

3.1. Понятие и  сущность договора кредитования  крестьянского (фермерского) хозяйства………………………………………………………..….48

3.2. Содержание  и исполнение договора кредитования  крестьянского (фермерского) хозяйства……………………………………………………….…..56

3.3. Ответственность  сторон за нарушение условий  договора кредитования крестьянского  (фермерского) хозяйства……………………..…...64

 

Заключение……………………………………………………………….…72

 

Список  использованных источников и литературы…………………..77

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (пункт 1 статьи 8 Конституции Российской Федерации)1.

Статья 1079 ГК РФ устанавливает овтетственность за причинение вреда источником повышенной опасности.

Государственная аграрная политика Республики Саха (Якутия), направлена на развитие многоукладного сельскохозяйственного производства. Крестьянские (фермерские) хозяйства, как субъекты малого предпринимательства, нуждаются в хорошей и надежной поддержке со стороны государства, на сегодняшний день, существенной поддержкой являются кредиты.

Таким образом, актуальность сформулированной темы дипломной  работы, позволяет не только определить новые подходы к исследованию  договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства, но и систематизировать накопленные юридической наукой знания, правоприменительную практику, а также разработать рекомендации по совершенствованию рассматриваемой области.

Состояние изученности  темы. Важные аспекты теории и практики правового регулирования кредитования деятельности субъектов малого предпринимательства, освещены в работах правоведов дореволюционного и советского периодов: Ю. Барона, А.Т. Болотов, М.И. Брагинского, А.Г. Гойхбарга, В.Б. Ельшевича, О.С. Иоффе, В.В. Морачевский, Г.Ф. Шершневича.

И в современной  юридической литературе имеется  ряд работ, предмет которых –  изложение содержания отдельных  институтов гражданского права России, в сфере кредитования субъектов малого предпринимательства.

 Предметом исследования данной дипломной работы, является правовое регулирование договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства, правоприменительная практика, научные исследования в сфере гражданского и предпринимательского права.

Объектом исследования, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств, а также, гражданско-правовая природа договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства.

Постановка  проблемы. С началом рыночных реформ, крестьянское (фермерское) хозяйство столкнулось с отсутствием адекватной кредитной системы и с абсолютной неготовностью участников кредитного процесса, адаптироваться к коммерческим финансово-кредитным отношениям, что обусловило необходимость исследования вопросов развития и трансформации кредитования сельского хозяйства, с момента его зарождения в России.

Цель данной работы, состоит в исследовании гражданско-правового  регулирования договора банковского кредитования производственной деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.

Задачи исследования:

    1. рассмотреть основные направления в развитии агропромышленного кредитования;
    2. оценить современное состояние кредитно-финансовой системы и ее влияние, на производственное функционирование крестьянского (фермерского) хозяйства;
    3. изучить перспективные пути развития крестьянского (фермерского) хозяйства, за счет кредитно-финансовой поддержки государства;
    4. исследовать путем анализа, действующего законодательства и научной литературы, правовой статус крестьянского (фермерского) хозяйства;
    5. проанализировать правовые нормы, регулирующие сущность и содержание договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства;
    6. сформулировать научно-практические выводы и выработать рекомендации, по совершенствованию кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства.

Методологическую  основу дипломной работы, составили общенаучные и частнонаучные методы познания: логический, исторический, историко-правовой, системного анализа, специально-юридический метод. Указанные методы, были использованы в их взаимосвязи и взаимообусловленности, что позволило целостно и всесторонне рассмотреть тему дипломной работы.

Источники исследования. Нормативно-правовые акты Российской Федерации: Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», иные федеральные законы и нормативно-правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления правительства Российской Федерации, инструкции, положения, письма Центрального Банка Российской Федерации), а также законы и нормативно-правовые акты Республики Саха (Якутия), регулирующие кредитные отношения крестьянского (фермерского) хозяйства, монографии, публикации в научной периодической печати, материалы судебной практики.

Основу исследований кредитных отношений крестьянского (фермерского) хозяйства, как одного из видов хозяйствующих субъектов, составляют научные работы в сфере гражданского, аграрного, банковского права. Среди которых, можно выделить работы: А.И. Алешкина, С.С. Алексеева, С.А. Боголюбова, М.М. Бринчука, Н.О. Ведыщева, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский,  А.М. Гатина, С.П. Гришаев, Л.Ю. Грудцына, М.Л. Завражных, Л.М. Куприянова, Н.Э. Соколинская, А.А. Спектора, А.П. Сергеева, Е.А. Суханова, С.А. Степанова.

Практическая  значимость: состоит в том, что содержащиеся в дипломной работе выводы и рекомендации, могут способствовать совершенствованию законодательства и практики его применения в области кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства.

Структура и  объем работы предопределяется целями и задачами исследования, включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и литературы. Дипломная работа выполнена на 83 листах.

ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ КРЕДИТОВАНИЯ КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА

 

    1. История развития российского государственного агропромышленного кредитования

 

Один из родоначальников  русской агрономии Андрей Тимофеевич Болотов (1738-1833), говоря об отсталости российского  сельского хозяйства, констатировал: «Исправить это положение может  единственно вмешательство государства»2. В Англии, Франции, Пруссии уже в XVIII веке была развита система государственных и частных банков, выдающих представителям разных сословий кредиты под залог имущества. Эти кредиты в сочетании с развитием агрономической науки и ликвидацией феодальных отношений в деревне позволили западноевропейским государствам модернизировать сельское хозяйство, направив высвободившиеся излишки рабочей силы в промышленность.

Россия, где  назрела необходимость такой  же модернизации, существенно отличалась от Западной Европы. Класс дворян-помещиков являлся здесь правящим и не собирался поступаться своими привилегиями. Поэтому все нововведения в области сельского хозяйства учитывали в первую очередь интересы помещиков.

История российского  агропромышленного кредитования берет  свое начало в XVIII веке, когда государство впервые предприняло попытку сформировать цивилизованную систему финансов по европейскому образцу. Открывшаяся в то время в России кредитная организация «Монетная контора» (в 1734 году переименованная в «Монетную канцелярию») была учреждением, где представители дворянства и купечества могли получить ссуду3.

Важное начинание  продолжила императрица Елизавета  Петровна: ее указом от 20 мая 1754 года был  открыт Государственный дворянский заемный банк на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Его создание стало результатом инициативы президента Военной коллегии Петра Шувалова, предложившего создать банк для купцов с целью развития отечественной торговли и промышленности. По мнению В.В. Морачевского целью учреждения Петербургского дворянского банка, было «…избавление дворянства от долгов и корыстных займодавцев, а родовых дворянских имений – от продажи»4. В начале Дворянский заемный банк кредитовал в основном столичную аристократию, однако его клиентами все чаще становились провинциальные помещики, а в 1766 году было принято распоряжение о выдаче кредитов крестьянам.

Указом Екатерины II от 28 июня 1786 года Государственный  дворянский банк был преобразован в  Государственный заемный банк. Таким  образом, все активы Дворянских банков перешли на баланс новообразованного Государственного заемного банка, который поддерживал сельское хозяйство ссудами для мелких и крупных землевладельцев. Банк выдавал ссуды на двадцать лет под 5 процентов годовых: помещикам – под залог имений с крепостными, купцам – под залог домов и предприятий5.

Такая банковская система просуществовала вплоть до восшествия на престол императора Александра I, который в 1817 году решил  основать «Государственный Коммерческий банк». Постепенно этот банк обзавелся  большой сетью региональных представительств, которые открывались в крупных городах царской России – Москве, Петербурге, Киеве. Этот банк можно считать историческим прообразом современного «Российского Сельскохозяйственного банка».

Определяющим  для сельскохозяйственного кредитования в России стал 1882 год, когда начал свою работу «Государственный крестьянский поземельный банк». С его помощью государство рассчитывало завершить реформу крепостного права – участки приходилось выкупать у собственников-дворян и через поземельный банк отдавать в кредит крестьянам. В период с 1883 по 1895 годы «Государственный крестьянский поземельный банк» выдал в общей сложности пятнадцать тысяч ссуд, совокупный размер которых составил примерно восемьдесят два миллиона рублей.

Схожую задачу, но применительно к иному слою населения, решал «Государственный дворянский земельный банк». Основанный в 1885 году, он был призван поддержать дворянские имения, которые разорялись ввиду отмены крепостного права: крестьяне стали покидать деревню ради быстрого заработка на городских фабриках, и помещики оказались в сложном положении.

«Государственный  крестьянский поземельный банк»  и «Государственный дворянский земельный  банк» вместе формировали целостную  систему сельского кредитования и землеустройства Российской Империи.  На базе этой структуры был создан единый Государственный банк, с помощью которого государство проводило экономическую политику в национальном масштабе. К началу Первой мировой войны это кредитно-финансовое учреждение было одним из крупнейших банков в Европе.

Всего через  два месяца после революции Государственный  банк перешел под контроль советской  власти. Все коммерческие банки России были объединены с Государственным  банком: в декабре 1917 года он получает новое название – «Народный банк Российской Республики», а с 1923 года – «Государственный банк Союза ССР».

С этого банка  начиналась экономика нового государства. Основными задачами Государственного банка Союза ССР становится эмиссия  бумажных денег, финансирование народного  хозяйства и сметно-бюджетная деятельность. В январе 1930 года формируются банки долгосрочных вложений, которые уже через год становятся функциональными подразделениями Государственного банка: Промышленный банк, Сельскохозяйственный банк, Всероссийский кооперативный банк и Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства6. В таком виде кредитно-финансовая система просуществовала до апреля 1959 года – с этого времени Государственный банк начинает самостоятельно выполнять задачи своих подразделений. Основной отраслью кредитования для государственного банка являлось сельское хозяйство. При советской власти девяносто процентов от общей суммы, выданных в стране кредитов, составляли сельскохозяйственные кредиты, остальные десять процентов – промышленные кредиты.

В 1987 году в ходе «перестройки» происходит реформа  банковской системы: из состава Государственного банка Союза ССР выделяется Агропромышленный банк (Агропромбанк) – специализированный банк, кредитующий только сельское хозяйство. В то время Агропромбанк был крупнейшим сельскохозяйственным банком мира – его сеть состояла из тридцати пяти тысяч представительств по всему Советскому Союзу, собственный капитал достигал 400 миллиардов рублей, штат насчитывал 110 тысяч сотрудников. Агропромбанк продолжал функционировать и после распада Союза ССР, большая часть инфраструктуры и ресурсов банка была сохранена. На протяжении 90-х годов прошлого века сельскохозяйственный банк менял наименование и статус – с государственного на частный и обратно, однако суть деятельности и ее цель всегда оставались неизменными.

Информация о работе Гражданско-правовая характеристика договора кредитования крестьянского (фермерского) хозяйства