Гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 00:16, контрольная работа

Краткое описание

За последние два десятилетия в нашей стране сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. В экономике - это разнообразные формы собственности, рыночные отношения, которые создают предпосылки для формирования среднего класса, энергичных, самостоятельных и ответственных людей. В политике - это разделение властей, политический плюрализм, доступ граждан к участию в общественных делах, свобода слова. В духовной сфере - это отсутствие монополии одной идеологии и мировоззрения, свобода совести и вероисповедания.

Содержание

Введение
Гражданское общество
Условия становления гражданского общества в современной России
Проблемы построения гражданского общества России и пути их решения
Перспективы развития взаимоотношений государства и общества в современной России
Заключение
Источники и литература

Вложенные файлы: 1 файл

ПОЛИТОЛОГИЯ РЕФЕРАТ.docx

— 38.37 Кб (Скачать файл)

 

 Гражданское общество  завоевало свое право на физическое  существование и политическую  значимость благодаря определенной  системе гарантий со стороны  государства. В этом заключается  взаимообусловленность и взаимозависимость  гражданского общества и правового  государства. Постепенное развитие  правового государства, являющееся  условием существования демократического  строя, содержит в себе не только  традиционное разделение власти  на три ветви, но и дополняющее  их разделение между гражданским  обществом и государством.

 

 Для того, чтобы создать  в России демократическое правовое  государство, достаточно обеспечить  выполнение в полном объеме  действующей Конституции. В настоящее  время в России можно отметить  следующие проблемы, которые являются  препятствием на пути становления  правового государства:

 

- не обеспечивается равенство  граждан и организаций перед  законом и судом. Об этом, в  частности, говорит избирательное  применение закона в политических  целях, а также зависимость суда  от исполнительной власти;

 

- нарушаются избирательные  права граждан, в частности, через  использование административного  ресурса;

 

- политические партии  до сих пор не получили доступа  к власти и победа какой-либо  из них на выборах не означает  возможность реализации ее программы;

 

- оттесняются на обочину  политической жизни или ставятся  в зависимость от властных  структур общественные организации  и движения, выражающие оппозиционные  настроения. Об этом говорит, например, принудительная перерегистрация  общественных организаций в 2001 г., другие попытки поставить их  под контроль как на федеральном , так и на региональном уровне;

 

- ставится под сомнение  свобода слова и прессы - через  различные формы давления на  средства массовой информации, неугодные  властям;

 

- свобода предпринимательства  только декларируется, а реально  не осуществляется властью из-за  засилия коррумпированного чиновничьего  аппарата;

 

- сохраняются неравные  условия доступа к образованию, здравоохранению и культуре, что  ограничивает свободу развития  личности;

 

- не соблюдаются гарантии  местного самоуправления в связи  с финансовой зависимостью и  административным давлением региональных  органов государственной власти.

 

 Правовое государство  возможно только в том случае, если законы соблюдает сама  власть. Современное российское  общество далеко от гражданского, пока оно остается пассивным  объектом манипуляций со стороны  власти. Как констатирует Т.Ворожейкина, «в целом речь идет о едином  и достаточно последовательном  процессе приспособления политической  сферы к такому типу развития, при котором государство (власть) играет центральную роль в  структурировании экономических, политических  и социальных отношений»7.

 

 Воспрепятствовать возвращению  России в авторитаризм как  раз и призвано гражданское  общество, построению которого могут  способствовать следующие факторы:

 

- признание гражданских, политических и социальных прав  неотъемлемой частью социума;

 

- создание многочисленных  организаций, ассоциаций и институтов, поддержка их разнообразия;

 

- деятельность средств  массовой информации в условиях  свободы и плюрализма;

 

- финансовая поддержка  политических партий, их независимость  от государства;

 

- создание упрощенной  законодательной базы для учреждения  всевозможных фондов и других  инструментов благотворительности, для развития малого бизнеса;

 

- предоставление самоуправления  основным институтам (церковь, университеты, сфера искусства и т.д.);

 

- реализация принципа  субсидиарности, то есть передачи  права принятия решения и делегирование  ответственности на тот уровень, на котором эти решения будут  выполняться.

 

 

Проблемы построения гражданского общества России и пути их решения

 

 

 Формирование гражданского  общества – процесс исторический. Его интенсивность зависит как  от состояния общественного сознания, так и от понимания роли  и сути этого процесса государством: таковы реалии посттоталитарного  переходного периода.

 

 Ситуация с гражданским  обществом сегодня в России  тождественна ситуации неравновесного  состояния системы в определении  путей ее дальнейшего развития. Осуществляя этот выбор, система, а в данном случае это гражданское  общество, ориентируется на один  из собственных, определяемых внутренними  свойствами среды, путей эволюции  и, вместе с тем, на свои ценностные  предпочтения. Она выбирает наиболее  благоприятный для себя путь, который в то же время является  одним из реализуемых здесь  и сейчас путей.

 

 Гражданское общество  не создается законами и указами, но государственная политика  может содействовать его вызреванию, может мешать, а может быть  безразличной к этому процессу.

 

 Гражданское общество  порождается и выращивается процессами  соучастия граждан в принятии  общественно значимых решений  и их реализации на всех  уровнях – от местного до  государственного.

 

 Бендзь А. считает, что  для построения гражданского  общества в России необходимо  выполнение трех условий. Первое  связано с изменением налогового  статуса неправительственных организаций. Второе – с возможностью получения  открытой информации. Третье –  с финансовой ответственностью  государственных учреждений, когда  они наносят материальный ущерб  гражданам (например, связанный с  экологическими проблемами). Наиболее  серьезные перспективы гражданского  общества в России находятся  трех областях. Это – во-первых, профсоюзы и отраслевые ассоциации, во-вторых – органы местного  самоуправления. И, наконец, некоммерческие  организации, участие в которых  может здорово усилить формирование  третьего сектора в России.

 

 Ефремов А.А. отмечает, что формирование гражданского  общества в современной России  тесно связано с вопросами  правового обеспечения существования  и развития его отдельных институтов. Большое значение в этом правовом  регулировании играют нормы информационного  законодательства. Указанное обстоятельство  обусловлено рядом причин. Но  главным, несомненно, является то, что  вхождение большинства стран  в эпоху информационного общества  требует адекватного правового  регулирования общественных отношений, связанных с информацией. Для  Российской Федерации эти вопросы  имеют особое значение. Доктрина  информационной безопасности, утвержденная  указом Президента РФ от 09.09.00 № 1895, относит к внутренним источникам  угрозы информационной безопасности  России неразвитость институтов  гражданского общества и недостаточный  государственный контроль за  развитием информационного рынка. Неспособность современного гражданского  общества России обеспечить формирование  у подрастающего поколения и  поддержание в обществе общественно  необходимых нравственных ценностей, патриотизма и гражданской ответственности  за судьбу страны представляет  собой наибольшую опасность в  сфере духовной жизни Российской  Федерации.

 

 Для формирования гражданского  общества правовое регулирование  информационных общественных отношений  имеет важное значение, и, наоборот, в соответствии с Доктриной  информационной безопасности, развитие  в России основ гражданского  общества является одним из  основных направлений обеспечения  информационной безопасности Российской  Федерации в сфере духовной  жизни.

 

 Шилов С. утверждает, что  первый шаг в деле формирования  отечественного гражданского общества  уже был сделан – власть  и крупный бизнес созрели до  уровня принятия стратегических  решений о мировоззренческой  устойчивости и безопасности, и  пошли на создание соответствующих  отечественных организационно-финансовых  фондов. Был сформирован профиль  комплексного сотрудничества структур  гражданского общества с властью  и бизнесом – профиль общественной  экспертизы решений и проектов  решений власти, экспертизы законодательства, программ и стратегий бизнеса. Для того чтобы сделать следующий  шаг, необходимо более глубокое  понимание сути концепции гражданского  общества – нужна инновационная  идея отечественного гражданского общества. Инновационная идея отечественного гражданского общества – это идея его конкурентоспособности.

 

 М. Рац выделяет три  этапа построения гражданского  общества. Это – профессионализация, в основе которой лежит формирование  профессиональных сообществ; регионализация  – формирование относительно  автономных единиц развития; и, наконец, формирование политических партий.

 

 Смысл профессионализации  постигается в сопоставлении  со специализацией. Если специалистом  человека делает обучение соответствующим  методам работы, средствам и техникам, овладение необходимыми знаниями  и умениями, то профессионалом  он становится по мере приобщения  к профессиональным ценностям, принципам  деятельности, культурным и морально-этическим  нормам. В СССР все это устанавливалось  централизованно и единообразно  по ведомственному принципу. Специализация  и профессионализация были «склеены», а точнее, профессионализм как  общественно значимый социокультурный  феномен просто не существовал.

 

 В гражданском обществе  держателями ценностей, принципов, норм и образцов профессиональной  деятельности выступают профессиональные  сообщества. Профессионалом здесь  становятся не получив диплом  вуза, а получив признание коллег, став членом сообщества, будь  то Общество гражданских инженеров  в США, Геотехническое общество  в Швеции или общество химиков-пластификаторов (специалистов по пластмассам) во  Франции. Отделенное от государства  сообщество ответственно за трансляцию  профессиональной культуры, соблюдение  профессиональной этики и, главное, за развитие профессии. Профессионализация  активно идет в России: достаточно  сослаться на бизнесменов, журналистов, политологов. Но, к сожалению, наше  государство никак не поддерживает  эти процессы.

 

 Регионализация – это  менее известный, но для России, может быть, не менее важный  процесс. Региональное сообщество  многомерно по-иному, нежели профессиональное: природные условия, хозяйственный  и бытовой уклад, местные традиции  и культура, национальные, конфессиональные  и политические особенности выступают  здесь в единстве, заставляющем  вспомнить глубокую мысль В. Гавела, который связывает понятие «Родина» (в данном случае «малая Родина») именно с такого рода многомерностью. При этом он подчеркивает, что  выпячивание какой-либо одной  из связующих идей в ущерб  другим чревато бедами и несчастьями.

 

 В дореволюционной  России регионализация и ее  культурное осмысление в форме  краеведения были ярко выражены. Советская власть со всем этим  покончила, но и из голых «субъектов  Федерации» Россия не складывается. Необходимо позаботиться о восстановлении  и развитии местных особенностей  жизнеустройства во всем их  многообразии политических партий, являющихся важнейшими субъектами  политической жизни. Между тем  за годы, прошедшие после отмены знаменитой шестой статьи советской конституции, политические партии у нас так и не сложились. Даже при том, что в этой области государством была предпринята активная попытка построить двухпартийную систему.

 

 М. Рац отмечает, что  среди мифов, опутывающих наше  общественное сознание, в последние  годы выкристаллизовалось и вышло  на первый план противопоставление  свободы и демократии порядку, олицетворяемому «сильным государством». Полную несовместимость этой  оппозиции с общественно-исторической  практикой наши державники компенсируют  рассуждениями об особом пути  и специфическом историческом  наследии России.

 

 Характерно, что обсуждаемое  противопоставление поддерживается  только одной стороной – государственниками; ни один грамотный сторонник  демократии не будет возражать  против сильного государства  по совершенно очевидной причине: демократия без сильного государства  нежизнеспособна, в чем мы имели  случай убедиться при распаде  СССР. Совсем другой вопрос (и  подлинное, скрываемое государственниками  содержание реального противостояния) состоит в том, что «сила» –  отнюдь не единственная характеристика  государства и притом характеристика  двусмысленная. Попросту говоря, государство  может быть сильным «физически» (каким несомненно было советское  государство в период расцвета) – и именно на эту сторону  дела напирают наши «державники», – а может быть сильным интеллектуально (каковым советское государство  со времен разгрома оппозиции, т.е. с конца двадцатых годов, не  было), что еще ни одной стране  не повредило. Второе не только  не мешает первому, а даже способствует, но первое мешает второму.

 

 Гораздо более важным  для построения гражданского  общества является наличие правового  государства. Гражданское общество  мешает неправовому государству, можно даже сказать, что оно  просто несовместимо с ним. Здесь  возможно два варианта: либо государство  подминает под себя человека  и общество, превращая их соответственно  в «винтиков» и «население», либо  выступает как один из институтов  гражданского общества (что вовсе  не мешает ему быть сильным), и тогда «винтиками», как уже  говорилось, обязаны быть государственные  чиновники.

 

 На этом этапе можно  столкнуться с подлинными трудностями, поскольку государство в ряду  перечисленных ранее институтов  гражданского общества оказывается  институтом особого рода, ответственным  за воспроизводство целостности  общества и страны, за формирование  и утверждение, в том числе  уже на международной арене, национальных (в гражданском, а не в этническом  смысле) интересов, важнейший из  которых, в конечном счете –  создание и поддержание наиболее  благоприятных условий жизни  и развития граждан. Наделенное  такой колоссальной ответственностью  и соответствующими правами государство  всегда и везде имеет тенденцию  к превращению в замкнутую  на самое себя бюрократическую  систему, руководящуюся уже не  интересами граждан, общества и  страны, а собственными (властей  предержащих) «государственными» интересами, которые реализуются тогда за  счет интересов граждан, их сообществ  и страны в целом, в ущерб  им.

Информация о работе Гражданское общество