Государственные реформы Петра I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Сильная, противоречивая личность Петра Великого и его деятельности всегда привлекала внимание и серьезных историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие почти все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течении всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Сам Петр считал началом своего правления 1695 год, год начала Азовских походов, первый самостоятельный его шаг в качестве единовластного правителя.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Причины образования абсолютной монархии в России. Ее особенности...5
Реформы центральных органов власти и управления: царская власть, сенат, коллегии………………………………………………………………10
Реформы местного и городского управления………………………….......21
Военная реформа…………………………………………………………….27
Суд и процесс………………………………………………………………...32
Заключение……………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………………42

Вложенные файлы: 1 файл

готовый курсовик.doc

— 182.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

Кафедра истории государства  и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по истории отечественного государства и права

на тему:

 

«Государственные реформы  Петра I»

                                

 

 

 

 

 

                  Выполнила:

                                                          студентка  1 курса заочной формы

                                           обучения (слушатель) ЮФ                                             

                                                         специальности «Юриспруденция»

                                                     Дьяченко Анастасия Сергеевна                                   

                                 

 

 

 

 

 

 

Ставрополь, 2009г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Причины образования абсолютной монархии в России. Ее особенности...5
  2. Реформы центральных органов власти и управления: царская  власть, сенат, коллегии………………………………………………………………10
  3. Реформы местного и городского управления………………………….......21
  4. Военная реформа…………………………………………………………….27
  5. Суд и процесс………………………………………………………………...32

Заключение……………………………………………………………………….40

Список литературы………………………………………………………………42

 

Введение

Сильная, противоречивая личность Петра  Великого и его деятельности всегда привлекала внимание и серьезных  историков, и публицистов, и обывателей. Грандиозные преобразования, охватившие почти все сферы человеческой жизни, проводились Петром в течении всего периода правления. За это время было принято около 2900 законодательных актов, которые должны были по-новому обустроить жизнь страны. Сам Петр считал началом своего правления 1695 год, год начала Азовских походов, первый самостоятельный его шаг в качестве единовластного правителя. С тех пор Петр I посвятил себя служению Российскому государству, он подчинил этому всю свою деятельность, это было сутью его жизни. Ведь говоря об объективных закономерностях, сопровождавших реформирование данного периода, не следует забывать и о субъективном факторе - личности Петра I. Настойчивость перед лицом преград, непрекращающиеся эксперименты с новыми указами – все это представляет картину его деятельности.

К объективным причинам реформ Петра  I следует отнести, прежде всего, военные события в истории России и совпавший с этим период становления абсолютной монархии.

В правление Петра I Российское государство совершило огромный скачок вперед в промышленном развитии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, Россия завоевала выход к Балтийскому морю, приобрела кратчайший торговый путь в Европу и стала империей. Так же появилась первая печатная газета, были открыты первые военные и профессиональные школы, возникли первые типографии, печатавшие книги светского содержания… Однако чем глобальней личность и свершаемые ею деяния, тем больше споров возникает вокруг нее. Оценка деятельности Петра изначально была противоречивой и вызывала множество споров вокруг себя. И, тем не менее, все историки сходятся во мнении, что именно с Петра начинается активная последовательная политика вмешательства государства в экономическую, гражданскую, бытовую жизнь народа.

Великий реформатор изменил  практически все государственное  устройство: произвел судебную и военную  реформы, изменил административное деление, активно участвовал в составлении  правовых кодексов и т.д. Более подробное рассмотрение государственных реформ и является целью данной работы.

Для её претворения были поставлены следующие задачи:

  • анализ особенностей становления русского абсолютизма;
  • изучение реформаторской деятельности в сфере органов власти и управления;
  • рассмотрение основных пунктов военной реформы;
  • выявление особенностей изменения судебной системы и судопроизводства.

На актуальность данной темы указывает тот факт, что Россия вновь стоит на пороге государственных  реформ, перед необходимостью коренных изменений в жизни общества. И в связи с этим необходимость подробного изучения реформ Петра I, как и любого другого великого реформатора обуславливается тем, что в период становления современных институтов российской государственности необходимо переосмыслить аналогичные нововведения, уже имевшие место в истории нашей страны.

 

1. Причины образования абсолютной  монахи в России. Её особенности

 

С середины XVII века сословно-представительная монархия в Русском государстве начинает постепенно трансформироваться в абсолютную монархию. Сначала этот процесс проходил медленно, но в первой четверти XVIII века был ускорен Северной войной и получил свое завершение.

Абсолютная монархия – это такая  система правления, при которой  абсолютная полнота власти сосредотачивается в руках одного человека, монарха, а так же характерно наличие сильного разветвленного бюрократического аппарата, сильной регулярной армии, ликвидация всех сословно-представительных органов и учреждений. Кроме того, необходима также ситуация перехода от феодальной к капиталистической системе.

Все государства рано или поздно проходят эту ступень развития, но в каждом есть свои особенности. Особенности  российского абсолютизма следующие:

    • в большинстве стран Европы при становлении абсолютной монархии складывались и развивались капиталистические отношения при отмене феодальных институтов, таких как крепостное право, абсолютизм России наоборот строился на развитии крепостничества;
  • западноевропейский абсолютизм опирался на союз дворян с городами, российский же - в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

Становление абсолютной монархии в  России проходило в два этапа. Первый завершается Прутским походом 1711 г., второй  начинается примерно с 1712 г.. Так, мы можем видеть, что одним  из основных факторов установления абсолютизма в Российском государстве являлся внешнеполитический фактор: внешняя опасность со стороны Турции и Крымского Ханства, Польши и Швеции, что подтолкнуло Российское государство к проведению реформ и централизации власти.

Первый этап становления абсолютизма  в России. К концу XVII в. все больше усиливается власть царя, а Боярская дума теряет свое значение. Дума теперь собиралась редко, лишь по торжественным, парадным случаям, и царь стал решать дела или единолично, или с двумя-тремя ближними советниками (“комнатой”). Акты издаются от имени одного царя. Разросся приказный бюрократический аппарат, появились солдатские и драгунские полки из «охочих людей», основа будущей регулярной армии, которая являлась одним из главных условий абсолютизма.

Особое положение боярства резко  ограничивается, а затем и ликвидируется. Аристократическое происхождение  утрачивает значение при назначении на руководящие государственные  посты. Единственным условием становится выслуга, квалификация и личная преданность государю и системе. Позже все эти принципы оформились в Табель о рангах (1722 г.).

Отличительная особенность всего  первого этапа состояла в стремлении удовлетворить текущие потребности  и ликвидировать прорехи в  структуре аппарата, обнаруженные ходом событий, военной слабостью России.

Второй этап становления русского абсолютизма, как упоминалось выше, пришелся на начало XVIII века, когда Петр I в толковании к артикулу 20 Воинского устава (1716 г.) написал, что «…его величество есть самовластный Монарх, который никому на свете о своих делах ответу давать не должен; но силу и власть имеет свои Государства и земли, яко Христианский государь, по своей воле и благомнению управлять». Последнее ограничение власти монарха было ликвидировано в Уставе о наследии престола (1722 г.), по которому монарх теперь мог назначить себе преемника. Власть монарха становится неограниченной.

Этот этап условно можно назвать  плановым, когда введению новшеств в государственном аппарате предшествовало изучение зарубежного опыта, привлекались иностранные правоведы к проведению реформ, а замечания в адрес представленных проектов были учтены.

Самодержавие Петра I отличалось от самодержавия его предшественников, прежде всего активным законотворчеством, регламентирующим все сферы жизни подданных. Петр в своих действиях и поступках опирался, прежде всего, на закон, в то время как у его предшественников огромное значение имели обычай, прихоти, воля, капризы, симпатии и антипатии монарха. Однако от своих подданных он так же сурово и неукоснительно требовал соблюдения указов, которых было издано огромное количество. В них устанавливались не только нормы отношений между подданными и государством, но и права и обязанности представителей отдельных сословий, их семейную и духовную жизнь, а также хозяйственную деятельность. Уставы, регламенты, наставления, инструкции определяли место каждого учреждения в структуре государственного аппарата, права и обязанности должностных лиц, порядок прохождения дел от их поступления в учреждение до вынесения постановления. Здесь в первую очередь должен быть назван Генеральный регламент 1720 г., определивший права и обязанности всей иерархии чинов и служителей, начиная от сторожа и кончая президентом коллегии.

Помимо Генерального регламента, каждое учреждение руководствовалось своим регламентом, наставлением, инструкцией, определявшими права и обязанности по управлению.

Характерная особенность петровских указов состояла в разделении их на три части: в первой законодатель убеждал поданных в разумности вводимой нормы и выгодах ее для них; вторая часть состояла из изложения содержания самой нормы и третья перечисляла меры наказания, которым подвергались нарушители закона.

Необходимые же экономические условия  для формирования абсолютизма сложились  лишь к концу XVII в., ведь для содержания бюрократического аппарата, регулярной армии и других атрибутов абсолютной монархии требовались большие деньги. Поэтому государственно важно стало развитие внутреннего рынка и внешней торговли, а так же система прямых и косвенных налогов. Но увеличение повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей привело к усугублению социальных противоречий и напряженности в обществе. Так, во второй половине XVII в. прокатилась волна восстаний городского населения. Для подавления некоторых из них потребовались значительные силы государства, а так же объединения господствовавшего дворянского сословия и усиления власти монарха. Ко всему прочему это подтолкнуло к централизации государственного аппарата и его силовых структур: армии, полиции, налоговых органов.

В ходе становления абсолютной монархии в России речь о противостоянии буржуазии  дворянству, в отличие от остальных  европейских стран не шла. Так  как городское население к  началу XVIII в. не превышало 3,2 % от общей  массы населения, буржуазия возникала при активной поддержке абсолютистской власти, заинтересованной в создании и развитии промышленности, которая должна была снабжать армию и флот артиллерией и иным вооружением, и заявлять о своих претензиях на участие во власти российская буржуазия стала лишь в начале XX века.

Так, абсолютная монархия в России представляла собой диктатуру дворян-крепостников. А главной задачей являлась охрана феодально-крепостнического строя  и обеспечение его функционирования. Именно поэтому становление абсолютизма в России совпадает с юридическим закреплением крепостного права. Однако, абсолютизму необходима была поддержка всех слоев населения и особенно крестьянства, составлявшее большую часть населения страны и объединенное общей православной религией и верой в доброго царя, окруженного «злыми боярами». В этих целях, государство занималось защитой интересов не только дворян-крепостников, но и остальных слоев населения, таких как купечество, представителей близкородственных народов: великороссов, украинцев и белорусов и др. По-прежнему остро стоял вопрос о защите границ страны, не защищенных никакими естественными препятствиями.

В общем и целом, основной причиной становления абсолютизма стала несостоятельность одной из форм раннего абсолютизма с Боярской думой и боярской аристократией, которая не была приспособлена к решению внутриполитических и внешнеполитических задач. И только упразднение Боярской Думы и боярской аристократии, как сословия позволило решить такие важные задачи, как восстановление экономики, изменение уклада жизни,  быстрое создание военной промышленности, регулярной армии и флота, а так же развитие науки и образования (учреждение Российской Академии наук, Академии художеств, Московского университета и ряда других учебных заведений).

Дворянская империя, сформировавшаяся в результате реформ Петра I, с предельной централизацией, мощными силовыми структурами мощной идеологической системой в виде Церкви, подчиненной государству, эффективной системой контроля за деятельностью государственного аппарата оказалась способной успешно решить стоявшие перед страной проблемы. Реформы Петра I преобразили Россию, превратили ее в великую европейскую державу.

 

2. Реформы центральных органов  власти и управления: царская  власть, сенат, коллегии

Еще в самом начале своего правления  Петр I  столкнулся с медлительной нерешительной Боярской Думой и  приказами, деятельность которых была запутанной и малоэффективной, что  совсем не соответствовало представлениям Петра о государственных делах  и его импульсивному темпераменту. Необходимость срочных изменений диктовалась ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения (ведь из 36 лет царствования Петра 28 лет Россия воевала). Работа Думы и приказов не позволяла собирать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

Информация о работе Государственные реформы Петра I