Государственная политика России в области развития справочно-правовой информационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 02:19, реферат

Краткое описание

Термин «информатизация» появился в отечественной научной литературе в начале 80-х годов XX века в связи с возникновением в обществе социальной потребности к все более широкому использованию средств информатики для формирования, хранения и использования различных видов социально значимой информации.
Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», принятый в России в 1995 году, дает термину «информатизация» следующее определение:
«Информатизация – организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».М

Содержание

Введение 3
1. Государственная политика России в области информатизации 5
2. Особенности реализации государственной политики в области справочно-правовой информатизации 10
3. Основные направления информатизации правотворческой деятельности в РФ 12
4. Характеристика автоматизированной справочно-правовой информационной системы Министерства юстиции РФ 13
Заключение 17
Список использованной литературы 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 45.49 Кб (Скачать файл)

В целях удовлетворения информационных потребностей органов  государственной власти (равно и  других субъектов правовой системы) Министерством юстиции РФ был  проведен анализ существующих глобальных справочных систем по законодательству, в результате которого была выделена Общемировая информационно-правовая сеть (Global Legal Information Network – GLIN), функционирующая на базе Библиотеки Конгресса США.

Архивы GLIN включают в себя основные нормативные правовые акты практически всех стран мира в  электронном виде, на бумажных носителях, фотопленках. В настоящее время ведутся работы, направленные на перевод максимального количества документов в машиночитаемую форму и предоставление информации посредством сети Интернет. Перспективный план развития сети предусматривает, что в скором времени проект GLIN будет работать по принципу распределенной обработки и хранения информации. Во многих государствах уже созданы и функционируют рабочие станции, которые имеют прямой выход со своего сервера в Интернет и обеспечены необходимыми для хранения больших массивов информации аппаратными средствами. В целях создания рабочей станции на базе Научного центра правовой информации при Министерстве юстиции РФ, который в соответствии со своими обязанностями является центральным узлом информационно-телекоммуникационной системы Министерства юстиции РФ, в настоящее время проводится соответствующий комплекс мероприятий.

Еще одним важным направлением деятельности Министерства юстиции  РФ в области информационно–правового обеспечения субъектов правовой системы являются налаживание международного информационного обмена и участие информационного ресурса Министерства юстиции РФ в международных системах правовой информации. Одной из таких систем является информационно-правовое пространство Содружества Независимых Государств, которое строится на основании Концепции, утвержденной решением Совета глав правительств от 18 октября 1996 г. На основании Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст РФ осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами, координирует деятельность по созданию национальных банков данных законодательства государств–участников СНГ.

Деятельность Министерства юстиции РФ в области информатизации правовой сферы учитывает международные  стандарты и нормы, применяемые  в этой области. Информационные системы  Министерства юстиции РФ строятся с  учетом перспективы интеграции в  различные международные информационные системы, как этого требуют явно прослеживающиеся сегодня тенденции  согласовываться с решением задач  планирования государственной социально-экономической  политики.

Заключение

Таким образом, концептуальная позиция  российских ученых в проблеме формирования информационного общества опирается  на основные идеи ноосферогенеза, которые  сегодня значительно опережают  другие философские концепции, развиваемые  западными учеными. Развитие информатизации в России стал заметно проявляться  уже в середине 80-х годов XX века. Проявление этого началось в профессиональной среде с появлением в России первых персональных ЭВМ и их все более  широким использованием для информатизации учрежденческой деятельности. Возникло целое направление информатизации нашего общества, целью которого было формирование и все более широкое  распространение новой культуры организации профессиональной деятельности, получившей название «электронный офис».

Достаточно подробный анализ состояния  и основных тенденций развития процесса информатизации общества в России в  последние 8 лет показал, что в  этот период влияние централизованной составляющей в государственной  политике, проводимой правительством России в сфере информатизации, было существенным образом снижено. Ликвидирован ГКВТИ, а затем и образованный ему на смену Комитет при президенте РФ по политике информатизации. Сегодня  вопросы информатизации в России на правительством уровне рассматривает  лишь Государственный комитет по связи и информатике и частично – Министерство промышленности, науки и технологий.

Таким образом, единого органа для  управления и координации происходящими  в этой важной области процессами сегодня в России нет. Это свидетельствует  о том отношении, которое имеется  со стороны руководства страны к  проблеме информатизации общества, а  также об уровне понимания этой проблемы этим руководством. Все это, безусловно, весьма негативные факторы нашей  действительности, которые обязательно  скажутся на других аспектах развития России.

Сегодня совершенно очевидно, что  России остро необходима национальная программа информатизации общества. Она должна учесть новые реалии в  экономике и социальном развитии страны, а также геополитическую  обстановку в современном мире, в  котором развитые страны уже активно  формируют новое информационное пространство и новое информационное общество, которое идет на смену  постиндустриальному. Весьма существенно, что информатизация общества может дать новые возможности для России и в решении основных социально-экономических проблем: подъема промышленности, увеличения занятости населения в новой информационной сфере производства и услуг, развития науки, образования и культуры. Все это будет иметь и соответствующий резонанс в геополитике и положении России на международном рынке разделения труда.

В заключение необходимо отметить, что  научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей  затратой сил выявить несогласованность, противоречия, пробелы правового  регулирования и принимать меры по их устранению.

В ходе выполнения данной работы установлено, что создание автоматизированных информационно-поисковых  систем по законодательству имеет ряд  несомненных преимуществ по сравнению  с традиционными видами учета  нормативных актов: учитывая, что  в них закладывается практически  неограниченный объем нормативно-правовой информации (законодательство страны, других государств, проекты законов, решения судебных органов и т.п.), при обращении к ним можно  получить любую справку; оперативность  получения требуемой информации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Бачило И. Л. Информационное право. Основы практической информатики. Учебное пособие. – М., 2006.
  2. Бачило И. Л., Лопатин В.Н., Федотов М. А. Информационное право / Под ред. Б.Н. Топорнина. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2007.
  3. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы Консультант Плюс: Учебное пособие / Под ред. Д. Б. Новикова, В. Л. Камынина. – М.: АО «КонсультантПлюс», 2008.
  4. Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2007.
  5. Введение в правовую информатику. Справочные правовые системы «КонсультантПлюс»: Учебное пособие / Под ред. Д.Б. Новикова, В.Л. Камынина. – М.: АО «КонсультантПлюс», 2007.
  6. Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 2008.
  7. Гаврилов О. А. Информатизация правовой системы России. М., 2008.
  8. Жиров М. В. Информационно–аналитическое обеспечение деятельности Совета Федерации ФСРФ//НТИ. Сер. 1, 200, № 1. – с. 1-6.
  9. Морозов А. В. Методологические и организационные основы развития системы правовой информации Минюста России. Автореф. дис. на соиск. зван. д-ра юрид. наук. – М., 2006.
  10. Морозов А. В. Система правовой информации Минюста России. – М., 2007.
  11. Нисневич Ю. Информационная политика России: проблемы и перспективы. – М., 2008.
  12. Правовая информатика в компьютерных технологиях / Под ред. Коркина А. М. Программный комплекс ЮСИС. Версия 7.4. – М.: Финансы и статистика, 2005.
  13. Пашин С. А., Косовец А. А. Экспертные системы в области правосудия и законотворчества: опыт и перспективы//НТИ. Сер. 1, 2007. - № 10. – с. 11 – 17.
  14. Рассолов М. М., Элькин В. Д., Рассолов И. М. Правовая информатика и управление в сфере предпринимательства. – М.: Юристъ, 2006.
  15. Чубукова С. Г., Элькин В. Д. Основы правовой информатики. – М., 2006.

 


Информация о работе Государственная политика России в области развития справочно-правовой информационной системы