Возникновение юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 08:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить основные положения создания юридического лица.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
•дать понятие и определить сущность юридического лица;
•изучить формирование законодательства института юридических лиц в России;
•установить способы создания и возникновение юридических лиц;
•изучить законы, нормативную, специальную и учебную литературу по данному вопросу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………………5
1 Понятие, признаки и классификация юридических лиц…………………….5
2 Возникновение юридического лица………....………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………..21
Глоссарий………………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………….25
Список сокращений………………………………………………………………26
Приложения……………………………………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

Возникновение юридического лица.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

С 1 июля 2002 г. вступил  в силу Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее также – Закон о регистрации), который регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра.

Закон о регистрации  вслед за ГК РФ (ст. 51) исходит из необходимости государственной регистрации всех без исключения юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих). Законодатель обоснованно не принял позицию некоторых юристов, которые отвергают необходимость регистрации некоммерческих организаций, не имеющих права заниматься предпринимательской деятельностью.

Данный закон предусматривает единый порядок регистрации юридических лиц, независимо от их организационно-правовой формы и сферы экономической активности. Регистрация осуществляется по общим правилам, действующим на всей территории Российской Федерации.

В основе нового Закона заложено то, что государственная регистрация  – это совершенно самостоятельное  юридическое действие, и регистрирующие органы не должны следить за тем, в  какой степени предприниматели соблюдают разные нормы права.

В целях унификации законодательства о государственной регистрации  субъектов предпринимательской  деятельности Федеральным законом  от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц», вступившим в силу с 1 января 2004 г., предусмотрен общий порядок государственной регистрации юридических и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (с учетом специфики названных субъектов).

С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который внес существенные изменения в часть первую Налогового кодекса РФ (НК РФ) и Закона о регистрации.

В соответствии с Федеральным законом  от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ принято Постановление  Правительства РФ от 26 февраля 2004 г. № 110 «О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым утверждены правила ведения единого государственного реестра налогоплательщиков, правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации, а также изменения, которые вносятся в акты Правительства РФ по вопросам государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Главное нововведение Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившего в силу с 1 января 2004 г., - система «одного окна». Налоговые органы, получившие заявительные документы от организации, обязаны обеспечить следующую последовательность действий: провести госрегистрацию налогоплательщика, внести сведения о нем в соответствующий государственный реестр, поставить на налоговый учет. И главное – в течение пяти дней со дня госрегистрации отправить необходимые документы для регистрации страхователя во внебюджетные фонды. В эти же пять дней налоговые органы должны выдать или отправить по почте «новообращенной» организации или предпринимателю свидетельство о госрегистрации и о постановке на налоговый учет, а также уведомление о совершении указанных действий. Сохранена обязанность по самостоятельной регистрации в качестве страхователей для организаций по местонахождению их обособленных подразделений, страхователей – физических лиц, заключивших трудовые договоры с работниками, и страхователей – физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора. Перечисленные страхователи обязаны самостоятельно подавать заявления о регистрации во внебюджетные фонды.

Заявление о регистрации юридического лица по местонахождению обособленного  подразделения подается в региональное отделение фонда не позднее 30 дней со дня создания обособленного подразделения. Физические лица подают заявление не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников или со дня заключения гражданско-правового договора. К заявлению нужно приложить нотариально заверенные копии соответствующих документов. Если у страхователя уже есть счета в банке, то дополнительно прилагается банковская справка об открытых счетах. В течение пяти рабочих дней со дня получения заявления и копий документов орган внебюджетного фонда России регистрирует нового страхователя и высылает ему заказным письмом страховое свидетельство и уведомление о размере страховых взносов.

При государственной регистрации  создаваемого юридического лица с одновременной постановкой на учет в налоговом органе необходимо представить следующие документы:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме, утвержденной Правительством РФ (см. приложение А). В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
  • подлинник платежного поручения об уплате государственной пошлины.

Решение о создании юридического лица должно быть оформлено в виде протокола, договора или иного документа, предусмотренного законодательством.

Общие требования к учредительным  документам юридического лица выражены в ст. 52 ГК РФ. В соответствии с  этой статьей юридическое лицо может  в качестве учредительных документов иметь либо устав, либо учредительный  договор, либо и то и другое. Некоммерческая организация, обладающая правами юридического лица, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Часть 2 п. 1 ст. 52 ГК РФ определяет, что учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями. Если в предусмотренных законом случаях учредитель один, то он утверждает устав. Регистрирующий орган по представленным документам проверяет, соблюден ли порядок заключения учредительного договора и утверждения устава.

Статьи 70 и 83 ГК РФ предусматривают, что полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество) создаются и действуют на основании учредительного договора. Учредительный договор (но уже вместе с уставом) необходим обществу с ограниченной ответственностью (ст. 89 ГК РФ). Статья 14 Закона о некоммерческих организациях в качестве учредительного документа для общественной или религиозной организации, фонда, а также для некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации предлагает иметь устав. Однако учредителям некоммерческих партнерств и автономных некоммерческих организаций разрешается при желании заключать учредительный договор, по-видимому, в качестве дополнительного учредительного документа. Очевидно, что регистрирующий орган не вправе требовать от некоммерческого партнерства или автономной некоммерческой организации представления и устава, и учредительного договора, если учредители ограничились только принятием устава.

Устав признается единственным учредительным документом для многих видов юридических лиц. Статья 11 Закона об АО объявляет устав акционерного общества единственной имеющей правоустанавливающее значение формой волеизъявления учредителей, создающих юридическое лицо. И хотя п. 5 ст. 9 Закона об АО говорит о том, что учредители общества заключают между собой письменный договор о его создании, этот договор - всего лишь договор о совместной деятельности по учреждению юридического лица, действие которого прекращается с момента утверждения устава. Следовательно, регистрирующий орган не вправе требовать представления этого договора. Во всех случаях, когда юридическое лицо создается несколькими учредителями, независимо от того, какой учредительный документ для него предписывает закон (устав или учредительный договор), речь идет о согласованном волеизъявлении, направленном на достижение правового результата. Поэтому для регистрирующего органа возникает необходимость проверки правоспособности и дееспособности учредителей, указанных в учредительных документах. Разумеется, такая проверка может осуществляться только по документам, представленным в регистрирующий орган. Проводить какое бы то ни было расследование регистрирующий орган не вправе.

Принимая учредительные  документы, регистрирующий орган руководствуется  прежде всего требованиями п. 2 ст. 52 ГК РФ, в котором перечислены общие для всех юридических лиц характеристики: наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Другие сведения отражают особенности, свойственные юридическим лицам определенных видов. Но и общие характеристики индивидуализируются применительно к конкретному юридическому лицу. Законы об отдельных видах юридических лиц определяют содержание учредительных документов исходя из особенностей организационно-правовой формы лица.

Так, ст. 11 Закона об АО, перечисляя сведения, составляющие содержание устава общества, обязывает учредителей указать тип общества (открытое или закрытое); количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории (типа).

Особенности, предусмотренные  ст. 12 Закона об ООО, должны отражаться в уставе соответствующего общества.

В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных  предприятий должны быть определены предмет и цели деятельности этих юридических лиц, что свидетельствует о наличии у них специальной правоспособности. Пункт 2 ст. 52 ГК РФ и п. 3 ст. 14 Закона о некоммерческих организациях требуют, чтобы в учредительных документах некоммерческой организации были указаны предмет и цели деятельности, а согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» в уставе религиозной организации следует указать вероисповедание. Разнообразие требований специальных законов, предъявляемых к содержанию учредительных документов, создает сложности в работе регистрирующих органов и оправдывает презумпцию достоверности заявления уполномоченного лица, которое делается в соответствии с п. «а» комментируемой статьи.

Порядок представления  документов при государственной  регистрации. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Иные способы представления документов в регистрирующий орган могут быть определены Правительством РФ (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ).

Заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии) (абзац введен Федеральным законом от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ).

Датой представления  документов при осуществлении государственной  регистрации является день их получения  регистрирующим органом.

Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом, в случае если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ).

В ином случае, в том  числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение  рабочего дня, следующего за днем получения  документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении (в ред. Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ).

Регистрирующий орган  обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной  регистрации документов.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Формы документов, используемые при государственной регистрации  юридических лиц, и требования к  их оформлению утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя либо нотариуса на обороте последнего листа документа на месте его прошивки.

Документы для представления  в регистрирующий орган представляются уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Нотариальное удостоверение  документов, представляемых при государственной  регистрации, необходимо только в случаях, предусмотренных федеральными законами.

После принятия документов соответствующие сведения вносятся в Книгу государственной регистрации (Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438). Оба экземпляра расписки оформляются подписью и печатью уполномоченного на государственную регистрацию лица. Один экземпляр расписки подшивается в регистрационное дело, второй экземпляр выдается на руки либо на следующий день отправляется по почте по адресу, указанному в заявлении заявителем. В течение пяти рабочих дней осуществляется регистрация и подготавливается Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (форма № Р51001) либо решение об отказе в государственной регистрации.

Информация о работе Возникновение юридического лица