Возникновение права государственной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследовать порядок объектов государственной собственности; установить правовой режим государственной собственности; ознакомится с возникновением права государственной собственности

Задачами курсовой работы является:
- изучение понятия и признаков права государственной собственности;
- ознакомление и изучение объектов права государственной собственности и порядок реализации их субъектами права государственной собственности.
- изучение оснований возникновения права государственной
собственности.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа..docx

— 56.27 Кб (Скачать файл)

Помимо того, что собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает руководителя предприятия, он осуществляет также контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества и имеет право на получение части прибыли от использования находящегося в хозяйственном ведении предприятия имущества.

Право хозяйственного ведения по своему содержанию ныне резко ограничено. Объясняется это не в последнюю очередь его жесткой привязкой к праву государственной и муниципальной собственности, что, пожалуй, особенно сказалось в Указе Президента РФ от 14 октября 1992 г. "О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданного в аренду"'. Указом по существу было положено начало резкому ограничению прав государственных и муниципальных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом, прежде всего, недвижимым. Та же тенденция отчетливо просматривается и в ГК, даже если оставить в стороне вопрос о правовом режиме имущества казенных предприятий, за которыми имущество закрепляется на праве оперативного управления и права которых в отношении этого имущества еще более ограничены (см. об этом дальше). В результате право хозяйственного ведения, не говоря уже о праве оперативного управления, хотя формально они и закреплены в законе в качестве вещных прав, обескровлены. По своему содержанию они даже более ограничены, чем прежнее право оперативного управления26, хотя последнее в свое время резко критиковалось как атрибут административно-командной системы, препятствующий развитию рыночных отношений. Представляется, что ограничения права хозяйственного ведения и, скажем, забегая вперед, права оперативного управления далеко не всегда оправданы, тем более если учесть расширение границ использования права хозяйственного ведения. В то же время не следует впадать в крайность и строить их по той же модели, что и право собственности.

Что касается собственника имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, то он также не отвечает по обязательствам предприятия, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 56 ГК. Так, на собственника может быть возложена субсидиарная, т. е. дополнительная ответственность по обязательствам предприятия, если его несостоятельность вызвана собственником, а имущества предприятия недостаточно для удовлетворения кредиторов. Ныне куда большее значение имеет деление имущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, на недвижимое и движимое. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия его собственника. Остальным, т.е. не относящимся к недвижимому, имуществом, которое принадлежит предприятию, оно распоряжается самостоятельно, кроме случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. В данном случае у дочернего предприятия возникает вторичное право хозяйственного ведения в отношении переданного ему имущества. На ответственность материнского и дочернего предприятия по обязательствам друг друга распространяются правила п. 3 ст. 56 ГК. В частности, материнское предприятие несет субсидиарную ответственность по обязательствам дочернего при недостаточности его имущества, если несостоятельность дочернего предприятия вызвана учредившим его предприятием. С другой стороны, если материнское предприятие учредило дочернее, чтобы освободиться от ответственности перед кредиторами, то взыскание может быть обращено и на имущество, переданное материнским предприятием дочернему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Содержание права государственной собственности

Право государственной собственности в субъективном смысле включает в себя правомочия владения, пользования и распоряжения.

Право владения имуществом, принадлежащим РФ и субъектам РФ, означает, что в их охраняемом законом обладании находятся материальные ценности. Право владения связано с возможностью осуществлять учет имущества и его охрану. При передаче части имущества своим организациям (учреждениям и предприятиям) государство, субъект РФ сохраняют за собой право владения этим имуществом, поскольку правомочие владения государственной организации не исчерпывает право владения субъекта права государственной собственности, оно не совпадает с ним ни по объему, ни по назначению.

Правомочие владения государственной организации (предприятия, учреждения) производно, вторично по отношению к праву владения государства, субъекта РФ. В конечном итоге, само государственное предприятие, а также казенное унитарное предприятие, государственное учреждение, как определенный имущественный комплекс27, являются объектом государственной собственности, а следовательно, находятся во владении государства, субъекта РФ.

Право пользования означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно извлекать из имущественных ценностей выгоду в интересах всего народа Российской Федерации, субъекта РФ в целях удовлетворения его материальных потребностей и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Право распоряжения субъектов права государственной собственности должно состоять в их возможности определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с учетом публичных интересов.

В науке гражданского права существовала точка зрения, в соответствии с которой право распоряжения государства заключалось "в установлении им порядка владения и пользования народным достоянием, распределении имущества, определении наилучших правовых форм, в которых должно осуществляться управление государственной собственностью"28, т.е. по существу сводилось к праву государства путем издания законодательных актов, а также административных актов самому устанавливать рамки своих прав собственника и пределы их осуществления.

Нельзя не учитывать, что государство, субъекты РФ как политические суверены не могут не воздействовать на установление границ содержания права собственности. Однако с установлением равенства защиты всех форм собственности и утратой государством некоторых преимуществ перед другими участниками гражданских правоотношений положение изменилось.

Вместе с тем следует признать, что гражданско-правовое регулирование отношений по распоряжению государственной собственностью находится не на должном уровне. В значительной степени регулирование имущественных отношений с участием государства осуществляется на основе публично-правовых норм, а не норм гражданского права. Те же отношения, которые регулируются нормами ГК, подчас требуют более детальной регламентации. Например, отсутствие в ГК определения категории "государственные нужды" приводит к тому, что изъятые у собственника для государственных нужд земельные участки впоследствии оказываются в собственности частных юридических лиц. В Гражданском кодексе (ст. 1071) также четко не определены органы и лица, выступающие от имени казны при возмещении вреда за ее счет, в результате чего у потерпевших часто возникают трудности, связанные с возмещением им вреда.

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги необходимо отметить, что право государственной собственности является одним из важных институтов гражданского права. Это обусловлено тем, что право государственной собственности выступает одним  из ведущих элементов в реализации прав субъектов РФ  их муниципальных образований и государства в целом, как субъектов права государственной собственности.

Также это способствует отграничению права государственной собственности и частной. Помимо этого необходимо отметить, что в ст. 214 ГК РФ говорится о двух видах имущества, находящегося в государственной собственности:

1) имуществе, закрепленном за государственными  предприятиями и учреждениями  соответственно на праве хозяйственного  ведения и праве оперативного управления,

2) имуществе, составляющем государственную казну  Российской Федерации и казну  субъектов Российской Федерации. Применительно к названным видам  имущества было бы правильным  говорить о праве государственной  собственности так, как это обозначено  в названии статьи, а не государственной  собственности вообще.

Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.

Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями.

Анализируя главу 3, необходимо подчеркнуть, что под содержанием права государственной собственности понимаются правомочия владения, пользования и распоряжения, которые в свою очередь реализуют следующие функции:

- право владения  связано с возможностью осуществлять  учет имущества и его охрану;

- право пользования  означает закрепленную за государством, субъектом РФ возможность целенаправленно  извлекать из имущественных ценностей  выгоду в интересах всего народа  Российской Федерации, субъекта  РФ в целях удовлетворения  его материальных потребностей  и создания условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека;

- право распоряжения  устанавливает возможности определять  юридическую судьбу имущества  путем изменения его принадлежности, состояния или назначения с  учетом публичных интересов.

Таким образом, при написании и анализе содержания данной курсовой работы мною были изучены:

- понятие  и признаки права государственной  собственности;

- содержание  права государственной собственности  и его основные формы;

- а также  основные объекты государственной  собственности, и субъекты, имеющие  право их реализации.

Тем самым выполнены поставленные задачи и цель работы достигнуты.

 

 

1 Гражданский Кодекс РФ статья 2.

2 Гражданский Кодекс РФ пункт 4 статья 212

3 Гражданский Кодекс РФ пункт 1 статья 124

4 Конституция РФ статья 35; Гражданский Кодекс РФ статья 235, статья 306

5 Гражданский Кодекс РФ статья 213

6 Кодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях статья 30.1

7 Гражданский Кодекс РФ статья 1069

8 Гражданский Кодекс РФ статья 1070

9 Мозолин В.П. Право собственности в Российской Федерации. М., 2007. С.91

10 Гражданский Кодекс РФ статья 217

11 Эрделевский А.М. Нулевой вариант российской приватизации//Гражданин и право. - 2005. № 1(7). - С. 61-65

12 Земельное право: учебник/под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова [и др.]; М., 2006. С. 91

13 Гражданское право: учебник/ под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2000. Часть первая. С. 263

14 Земельное право: учебник/под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова [и др.]; М., 2006. С. 125

15 Экологическое право: учебник/ О.Л. Дубовик. М., 2004. С. 183

16 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс//Гражданский кодекс России//проблемы, теория, практика. М., 1998. С. 206.

17 Экологическое право: учебник/ О.Л. Дубовик. М., 2004. С. 184

18 Мозолин В.П. Роль гражданского законодательства в регулировании комплексных имущественных отношений // Журнал российского права. 2010. N 1. – С. 137

19 Гражданский Кодекс РФ пункт 5 статья126

20 Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 30. Ст. 3153.

21 Постановление Правительства РФ от 29 сентября 1994 г. N 1108 "Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 24. Ст. 2637.

22 Дозорцев В. Принципиальные черты права собственности в Гражданском кодексе// Гражданский кодекс РФ. Проблемы. Теория. Практика.  2011. С 205

23 Гражданский кодекс РФ статья 214

24 Водный кодекс Российской Федерации от 16.11.1997 г. №167-ФЗ

25 Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997г. №22-ФЗ

26 Гражданский кодекс 1969 года статья 93

27 Гражданский кодекс Российской Федерации статья 132

28 Советское гражданское право / под ред. В.А. Рясенцева. Ч.1. М., 1986. С. 292

 

 


Информация о работе Возникновение права государственной собственности