Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2015 в 22:28, реферат

Краткое описание

Объектом моего исследования является Конституция Российской Федерации, а предметом исследования – порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.
Передо мной стоит цель, с помощью каких порядков и методов принимаются поправки и дополнения в Конституцию Российской Федерации.
В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………......4
II. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения……………………………………….………………………...….6
2.1 Жёсткость Конституции………………………………………...….6
2.2 Конституция 1978 года и Конституция 1993 года…………...…...8
2.3 Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…...….9
2.4 Разграничение предметов ведения и полномочий…………...….10
2.5 Субъекты инициативы о конституционных поправках……...….10
2.6 Пересмотр Конституции…………………………………………...11
2.7 Конституционные поправки……………………………………….11
2.8 Изменения статьи 65 Конституции……………………………….12
III. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..13
3.1 Порядок формирования и статус Конституционного Собрания..13
3.2 Порядок деятельности Конституционного Собрания…………...14
3.3 Всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции Российской Федерации………………………………...15
IV.Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации……………………………………………………….17
4.1 Рассмотрение проекта закона Государственной Думой………...18
4.2 Рассмотрение проекта закона Советом Федерации……………..18
4.3 Учёт данных и подведение итогов рассмотрения закона……….19
4.4 Подписание Президентом, официальное опубликование и вступление в силу конституционной поправки……………………...20
4.5 Практика рассмотрения конституционных поправок…………...20
4.6 Вынесение конституционных поправок на референдум………...21
V.Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..22
5.1 Особенности внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации………………………………………………...22
5.2 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением состава Российской Федерации………………..22
5.3 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации в связи с изменением наименований субъектов Российской
Федерации……………………………………………………………...24
VI.Заключение………...……………………………………………………...26
VIIБиблиографический список………...……………………………………27

Вложенные файлы: 1 файл

готовый.docx

— 41.47 Кб (Скачать файл)

Содержание

I.Введение…………………………………………………………………......4

II. Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения……………………………………….………………………...….6

2.1 Жёсткость Конституции………………………………………...….6

2.2 Конституция 1978 года и  Конституция 1993 года…………...…...8 
2.3 Конституции и уставы субъектов Российской Федерации…...….9

2.4 Разграничение предметов  ведения и полномочий…………...….10

2.5 Субъекты инициативы  о конституционных поправках……...….10

2.6 Пересмотр Конституции…………………………………………...11

2.7 Конституционные поправки……………………………………….11

2.8 Изменения статьи 65 Конституции……………………………….12

III. Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..13

3.1 Порядок формирования  и статус Конституционного Собрания..13

3.2 Порядок деятельности  Конституционного Собрания…………...14

3.3 Всенародное голосование (референдум) по проекту новой Конституции Российской Федерации………………………………...15

IV.Принятие и вступление в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации……………………………………………………….17

4.1 Рассмотрение проекта  закона Государственной Думой………...18

4.2 Рассмотрение проекта  закона Советом Федерации……………..18

4.3 Учёт данных и подведение  итогов рассмотрения закона……….19

4.4 Подписание Президентом, официальное опубликование и  вступление в силу конституционной  поправки……………………...20

4.5 Практика рассмотрения  конституционных поправок…………...20

4.6 Вынесение конституционных  поправок на референдум………...21

V.Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации……………………………………………………………………..22

5.1 Особенности внесения  изменений в статью 65 Конституции  Российской Федерации………………………………………………...22

5.2 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации  в связи с изменением состава  Российской Федерации………………..22

5.3 Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации  в связи с изменением наименований  субъектов Российской 

Федерации……………………………………………………………...24

VI.Заключение………...……………………………………………………...26 
VIIБиблиографический список………...……………………………………27

 

I.Введение

Конституция является важнейшим законом общества и государства. Она определяет правовой статус государства, правовой статус человека и гражданина, систему государственной власти. Поскольку нормы Конституции имеют базовый, основополагающий характер, она не должна быть подвержена постоянным изменениям. Стабильность Конституции является важнейшим условием режима законности, устойчивости правовой системы и государственного механизма, фактором определённости в отношениях между личностью и государством.

Стабильность является одной из характерных черт Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции выражается в особом, усложнённом порядке принятия и пересмотра Конституции Российской Федерации, принятия конституционных поправок

Вместе с тем стабильность Конституции не означает её неизменности. Конституция должна отражать изменения в тех отношениях, которые она регулирует. Сочетание стабильности и динамизма, своевременное принятие конституционных поправок позволяет сохранить реальность Конституции.

Конституция Российской Федерации относится к категории "жёстких". Для изменения конституционных норм предусмотрены две основные правовые процедуры: процедура пересмотра Конституции и процедура принятия конституционных поправок. Ещё две правовые процедуры связаны с изменением состава Российской Федерации и с переименованием субъектов Российской Федерации.

Объектом моего исследования является Конституция Российской Федерации, а предметом исследования – порядок пересмотра Конституции Российской Федерации.

Передо мной стоит цель, с помощью каких порядков и методов принимаются поправки и дополнения в Конституцию Российской Федерации.

В настоящей работе рассматриваются характер стабильности Конституции Российской Федерации, порядок пересмотра Конституции и порядок внесения в неё изменений.

Второй пункт работы даёт общую характеристику стабильности Конституции Российской Федерации и её гарантий, здесь же содержится историческая и сравнительно-правовая справка.

В третьем пункте рассматривается процедура пересмотра положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации, причём их пересмотр равнозначен пересмотру Конституции Российской Федерации.

В четвертом пункте подробно разобран порядок принятия и вступления в силу поправок к главам 3-8 Конституции Российской Федерации.  Четвёртый пункт отражает особый порядок внесения изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации.

 

II.Стабильность Конституции Российской Федерации и гарантии её обеспечения

 
2.1 Жёсткость Конституции

 

Конституция Российской Федерации имеет "жесткий" характер. Глава 9 Конституции Российской Федерации предусматривает две основные юридические процедуры изменения конституционных норм: пересмотр Конституции и внесение конституционных поправок. Эти юридические процедуры значительно сложнее, чем процедуры принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов, что и характеризует Конституцию Российской Федерации как "жёсткую".

Стабильность Конституции

Особый, усложнённый порядок пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок, "жёсткость" Конституции обеспечивает стабильность Конституции. Нормы Конституции не могут быть изменены в произвольном порядке, они могут быть изменены только в рамках юридических процедур, предусмотрены специальной главой 9 Конституции Российской Федерации. Стабильность Конституции, прежде всего, призвана обеспечить стабильность для государства, права и стабильность гражданского общества. Конституция не должна быть орудием политической борьбы, не должна постоянно изменяться в зависимости от политической конъюнктуры. В 1994-99 годах Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин выступал против конституционных поправок, в то время, как его политические противники резко настаивали на внесении существенных поправок в Конституцию по поводу перераспределения полномочий между Президентом, Федеральным Собранием и Правительством и даже на пересмотре Конституции в целом, однако при нынешней "жёсткой" Конституции внесение конституционных поправок возможно только при согласии всех основных политических сил. (*)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*-Баглай М.В. Конституционное  право Российской Федерации: Учебник. - М. Инфра-М-Норма, 1997.

 

2.2 Конституция 1978 года и Конституция 1993 года

 

Конституция Российской Федерации значительно более жёсткая и, следовательно, более стабильная, чем Конституция - Основной закон РСФСР 1978 года. Право принятия новой Конституции и поправок к прежней Конституции было дано высшим представительным органам - Верховному Совету и Съезду народных депутатов, что отражало полновластие Советов. В последние несколько лет существования Конституции 1978 года, в период широкомасштабных реформ во всех сферах государственной и общественной деятельности, в том числе и в конституционно-правовой сфере, в неё часто вносились немалочисленные изменения. Конституционные нормы стали противоречить друг другу (например, был введён принцип разделения властей, но не было отменено полновластие Советов), Конституция превратилась в некий юридический лабиринт с множеством «тупиков». Кроме того, она стала орудием политической борьбы. Нестабильность Конституции, которая была следствием её чрезмерной "гибкости", явилась одной из причин конституционного кризиса 1992-93 годов. В новой Конституции этот недостаток был устранён. (*)

 

 

 

 

 

 

 

 

*- Лукьянов А.И. "Нам  нужна новая Конституция", интервью  А.И.Ковлеру (Государство и право, 1999, № 12)

2.3 Конституции и уставы субъектов Российской Федерации

 

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (*) установлено, что конституции республик в составе Российской Федерации и поправки к ним принимаются законодательным (представительным) органом республики в составе Российской Федерации, если иное не предусмотрено Конституцией республики в составе Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации принимаются законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации. Конституции, уставы субъектов Российской Федерации принимаются большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов, в то время как законы субъектов Российской Федерации - большинством от установленного числа депутатов. Конституциями республик в составе Российской Федерации может быть предусмотрен иной порядок принятия Конституции и поправок к ней, например, принятие специальным учредительным органом или всенародным голосованием. Конституция Российской Федерации устанавливает, что устав края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа принимается законодательным

 

 

 

*- Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (СЗ РФ, 1999, № 42, ст.5005, Российская газета, 2000, 1 августа)

(представительным) органом  субъекта Российской Федерации (в  отношении республик такого ограничения  нет), но эта норма не препятствует  обусловить вступление в силу  принятого законодательным (представительным) органом устава субъекта Российской  Федерации его одобрением на  последующем всенародном голосовании (референдуме).

 

2.4 Разграничение предметов ведения и полномочий

 

Согласно статье 71 Конституции принятие и изменение Конституции Российской Федерации находится только в ведении Российской Федерации. Основные полномочия по принятию и изменению Конституции возложены на федеральные органы государственной власти, однако некоторые полномочия (например, по рассмотрению конституционных поправок) возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

2.5 Субъекты инициативы о конституционных поправках

 

Статьей 134 Конституции Российской Федерации установлен перечень субъектов инициативы о конституционных поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Этот перечень уже, чем перечень субъектов законодательной инициативы, в него входят Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы (Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, здесь и далее "общее число членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы" следует толковать как конституционно установленную численность палат, 178 членов Совета Федерации и 450 депутатов Государственной Думы, в данной норме одна пятая от общего числа - это соответственно 36 членов Совета Федерации 90 депутатов Государственной Думы).

 
2.6 Пересмотр Конституции

 

Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации отличается от процедуры принятия поправок к Конституции. Положения глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации вообще не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Пересмотр глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации означает пересмотр Конституции Российской Федерации в целом, принятие новой Конституции Российской Федерации. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации поддержат три пятых голосов от общего числа членов, входящих в Совет Федерации и депутатов Государственной Думы (107 членов Совета Федерации и 270 депутатов Государственной Думы), в этом случае, в соответствии с федеральным конституционным законом должно созываться Конституционное Собрание, оно может или согласиться с неизменностью Конституции Российской Федерации, или разработать проект новой Конституции Российской Федерации и принять его либо вынести на всенародное голосование.

 

2.7 Конституционные поправки

 

Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются Федеральным Собранием в порядке, предусмотренном статьёй 108 Конституции Российской Федерации для принятия федеральных конституционных законов, но согласно толкованию Конституции Российской Федерации конституционные поправки принимаются не в форме федеральных конституционных законов, а в особой форме - в форме законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации. Законы о конституционных поправках после их одобрения органами законодательной власти не менее, чем двух третей субъектов Российской Федерации подписываются Президентом Российской Федерации, обнародуются и вступают в силу. Представляется, что поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации не должны противоречить главам 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации.

 

2.8 Изменения статьи 65 Конституции

 

Статья 137 Конституции Российской Федерации предусматривает две особые, упрощённые процедуры для изменения статьи 65 Конституции Российской Федерации. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации. В случае изменения наименования субъекта Российской Федерации его новое наименование подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

 

 

III.Пересмотр положений глав 1, 2, 9 Конституции Российской Федерации

Информация о работе Внесение изменений в статью 65 Конституции Российской Федерации