Власть и социальные нормы в первобытном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 17:29, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение власти и социальных норм в первобытном обществе. Для достижения поставленной в курсовой работе це¬ли - необходимо решить следующие задачи:
2 рассмотреть необходимость изучения первобытного общества в це¬лях познания вопроса о происхождении государства;
3 раскрыть основные этапы развития первобытного общества

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Основные особенности власти и социальной организации в первобытном обществе ………………………………………………………………………..4
Необходимость изучения первобытного общества в целях познания вопроса о происхождении государства……………………….…...4
Основные этапы первобытного развития общества………………5
Глава 2. Власть и нормы поведения первобытного общества……………..10
2.1Власть в догосударственный период и ее характеристика……...10
2.2Социальные нормы поведения в первобытном обществе……….15
Заключение……………………………………………………………………..24
Список использованной литературы…………………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya1111.docx

— 54.25 Кб (Скачать файл)

жилище понижается температура, старались поддерживать огонь и  в темное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными  нормами, а скорее инстинктом сохранения жизни и здоровья. Но кто из сородичей  в это время будет следить  за огнем, решалось уже на основе нормы  социальной первобытного общества.

  1. реализовались главным образом в виде обычаев (т.е. исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени);
  2. существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;
  3. обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);
  4. имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;
  5. были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;
  6. выражали интересов всех членов рода и племени.

Право как особая система  юридических норм и связанных  с ними правовых отношений возникает в силу тех же причин и условий, которыми объясняется происхождение государства. Процесс этот имеет исторические параллели.

Экономическая и социальная жизнь любого общества нуждается  в определенной упорядоченности  организации деятельности людей. Такая  уре- гулированность, которая подчиняет  всю массу единичных отношений  людей общему порядку, достигается  с помощью правил поведения, или  социальных норм.

Виды социальных норм первобытного общества:

- обычаи - исторически сложившиеся  правила поведения, которые в  результате многократного повторения вошли в привычку;

  1. простейшие нормы морали - правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;
  2. религиозные нормы - правила поведения регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений;
  3. мифология - совокупность мифов (рассказов, повествований о богах, героях, демонах, духах и др.), отражавших фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии;
  4. табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет, действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.12"

Все социальные нормы первобытного общества назывались мононормами, потому что они совпадали по содержанию.

Мононормы - единые, нерасчлененные специфические нормы. Они выражались обычаях, тесно переплетенных с  религиозными и нравственными устоями.

Признаки первобытных  обычаев:

  1. это социальные нормы;
  2. сложились в результате многократного повторения и вошли в привычку первобытного общества;
  3. обеспечивались мерами общественного воздействия;
  4. консервативны по своей природе, поскольку закрепляют то, что складывалось в результате длительной общественной практики.

Нравственные и религиозные  нормы родового строя не могли  сделать условия производства, распределения, обмена товаров, обязательными для  всех, поскольку уже не существовало единства интересов.

Примирить противоположные  интересы различных групп населения  обычаи не могли. Нужны были обязательные нормы, установленные или санкционированные и охраняемые государством, т.е. аппаратом управления и подчинения. Такие нормы и представляют собой юридическое право. С их помощью различные отношения (производственные, семейные, трудовые, управленческие и т.д.) приобретают форму правовых отношений.

Процесс происхождения права, как и государства, занимал целые  эпохи. Исторически первой формой нарождающегося права был правовой обычай, поддерживаемый жречеством и государством.

Поэтому первоначально становление  нового порядка земледельческих  племен происходило под знаменем создания новой религии, объединявшей родовые общины. Такой религией стала  религия солнца. Эта религия известна у всех древнейших народов. Определялся единый ля всего народа порядок, установленный свыше верховным божеством.

Обычай - это правило, утвердившееся  в общественной практике, вошедшее в привычку, в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы людей форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В правах находим выражение психологии определенной социальной группы. К большинству традиций, обрядов, ритуалов право индифферентно. В то же время оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в своих нормах. Общая схема влияния права на обычаи таковы: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, которые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право, При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая каким должны или могут быть человеческие поступки. Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, по форме выражения, по способу обеспечения реализации.

Соблюдение норм, содержащихся в обычаях, на ранних стадиях развития общества обеспечивалось такими мерами общественного воздействия на нарушителей, как изгнание из рода или племени, лишение огня и воды, и пр.

Поддержка религией и государством обычаев, сложившихся в период становления  древних цивилизаций, привела к  созданию одного из важнейших источников права древних государств: правового обычая; обычного пра-

В правовых обычаях сохранялись  остатки обычаев родового строя  и одновременно закреплялись нормы  патриархального быта сельской общины (с ее неравенством членов), закреплялись кастовые привилегии высших сословий и обязанности низших, нормы купли-продажи земель, имущества, наказания для низших каст и сословий и допускался выкуп или ритуальное действие для высших каст и богатых. Большую роль в становлении правовых ном играли судебные органы, которые защищали прежде всего интересы имущих. Они содействовали разрушению устаревших обычаев родового строя, закрепляли в своих решениях те обычаи, которые отвечали новым порядкам. Судебные функции первоначально осуществлялись жрецами либо принадлежали верховному правителю (царю, королю) и назначенным им судебным органам. Все это способствовало созданию правовых норм судами, т.е. возникновению судебного прецедента, под которым понимается превращение решения суда по конкретному делу в общую норму. Становление государственности требовало все более прочного закрепления правовых норм. С появлением письменности эти нормы получают такое закрепление в первых законах верховной власти царя, короля, князя, народного собрания, сената либо другого коллегиального органа. Это законы царя Хаммурапи, законы Ману, законы 12 таблиц, законы Солона, а позже варварские правды (Салическая, Русская, Польская).

Нормы юридического, санкционированного государством права были необходимы для установления и поддержания  единого для всего населения  порядка общественных отношений, для  обеспечения единого рынка, условий  владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного  быта в сельской общине, а также  для обеспечения единой власти в  государстве. К тому же государственное  объединение племен способствовало правовой защите их интересов во внешнеполитических связях с населением других государств. Издревле вырабатывались способы дипломатических церемониалов, представительства соседних держав, заключения межгосударственных союзов, таможенных правил и сборов и т.д. чем шире и стабильнее становились такие связи, тем больше отношения мира вытесняли военные набеги и угрозу завоеваний. Поэтому с процессами становления государственности и юридического внутригосударственного права возникают пока зачаточные, но постепенно развивающиеся нормы и отношения международного права.

На последнем этапе  распада первобытнообщинного строя  в эпоху клас- сообразования возникают  нормы права. Однако формирование норм права и прав человека явления  разновременные. Правовые системы большинства  регионов мира формируются в связи с крупными общественными разделениями труда, ростом его производительности, которые создали возможность появления избыточного продукта и сосредоточения общественного богатства в руках уже сформировавшейся привилегированной верхушки, осуществлявшей процесс управления в родовых организациях. Они были основаны преимущественно на методах насилия, принуждения, применявшихся носителями верховной власти по отношению к большинству общества. Уровень свободы был минимальный и охватывал, разве что, правящую верхушку. В таких условиях притязания индивидов на обеспечение нормальной жизнедеятельности были нереальны. Люди видели в представителях верховной власти либо ставленников Бога на земле, либо просто владык, требующих беспрекословного подчинения.

 

Заключение

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы.

Изучение сущности современного государства невозможно без познания вопроса о происхождении государства

Выделяют несколько видов  периодизации обще историческую, археологическую, антропологическую. Особую методологическую ценность представляет для теории государства и права периодизация, базирующаяся на новых данных археологии и выделяющая в качестве одного из основных рубежей развития первобытного общества «неолитическую революцию» (от «неолит» новый каменный век).

Первобытно-общинный строй  был самым длительным по времени (более миллиона лет) этапом в истории человечества. Определить его нижнюю грань сколько-нибудь точно нелегко, ибо во вновь обнаруживаемых костных останках наших далеких предков большинство специалистов видит то пред- человека, то человека. В зависимости от этой оценки преобладающее мнение меняется. В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1-1,5 млн. лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытно-общинного строя колеблется в пределах последних 5-6 тыс. лет, различаясь на разных континентах. В Азии и Африке первые государства сложились на рубеже 4 и 3 тысячелетий до н.э., в Америке - в 1 тысячелетии н.э., в других частях земного шара - еще позднее.

К основным видам социальных норм первобытного общества можно отнести:

- обычаи - исторически сложившиеся  правила поведения, которые в  результате многократного повторения вошли в привычку;

-простейшие нормы морали - правила поведения, регулировавшие  отношения между людьми на основе первобытных представлений о добре и зле;

-религиозные нормы - правила  поведения регулировавшие отношения  между людьми на основе их  религиозных представлений;

-мифология - совокупность  мифов (рассказов, повествований  о богах, героях, демонах, духах  и др.), отражавших фантастические  представления людей о мире, природе  и человеческом бытии;

- табу - религиозный запрет, налагаемый на какой-либо предмет,  действие, слово и т.п., нарушение которого будто бы неминуемо влечет жестокую кару (болезнь, смерть) со стороны фантастических духов и богов первобытного общества.

 

Список использованной литературы

  1. Алексеев В. П., Першиц А. И. История первобытного общества. М., 2010 г.
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2008 г.
  3. Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 2009 г.
  4. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - М., 2008 г.
  5. Косарев А. И. Происхождение и сущность государства. М., 2009 г.
  6. Лившиц Р. 3. Теория права. - М.: БЕК, 2009 г.
  7. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. - М.: Юристъ, 2011 г.
  8. Общая теория государства и права / Под ред. В. В. Лазарева. - М.: Юристъ, 2011 г.
  9. Общая теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. - М., 2009 г.
  10. Общая теория государства и права. Академический курс. В 2 т. . Отв. ред. М. Н. Марченко. М., 2008 г. Т. 1. Гл. 3.
  11. Спиридонов Л. И. Теория государства и права. - М., 2011 г.
  12. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. М., 2008 г.
  13. Теория государства и права. Часть 1: Теория государства / Под ред. А. Б. Венгерова. - М.: Юристъ, 2007 г.
  14. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / Под ред. В. Г. Стреко- зова.-М.,2008 г.

1 Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2008 г

2 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 2009 г.

3 Кашанина Т. В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М., 2009 г.

Информация о работе Власть и социальные нормы в первобытном обществе