Виды юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 07:51, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – раскрыть содержание понятия «юридическое лицо» и проанализировать отдельные его виды как субъектов гражданских правоотношений».
Для успешной классификации необходимо решить ряд следующих задач:
проследить истоки зарождения конструкции юридического лица;
исследовать толкование понятия юридического лица различными школами права;
обозначить проблемы института юридического лица;

Содержание

Введение
Понятие и история развития юридических лиц как субъектов гражданского права
История развития юридических лиц
Правовая природа юридического лица
Понятие и признаки юридических лиц
Виды и классификация юридических лиц
Классификация юридических лиц
Коммерческие юридические лица
Некоммерческие юридические лица
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Максимов Виды юридических лиц.doc

— 227.00 Кб (Скачать файл)

Другие ученые подчеркивали также роль администрации (директора, руководителя) государственного юридического лица (теория директора Ю.К. Толстого, в определенной мере развивавшаяся В.П. Грибановым). Согласно этим взглядам, правами юридического лица наделяется государственный орган, а носителем юридической личности государственного органа является директор. Директор своими действиями приобретает права и обязанности для государственного органа в сфере гражданского оборота. Являясь уполномоченным по оперативному управлению имуществом, переданным собственником предприятию или учреждению, директор олицетворяет собой орган государства и осуществляет все правомочия юридического лица.

С.Ф. Кечекьян также придерживается теории директора считая, что государственное  юридическое лицо – это организованная совокупность должностных лиц, как  часть единой государственной организации.

Теория директора не раз подвергалась критике. Так, О.С. Иоффе отмечает, что автор в силу своей односторонней позиции  упустил из виду то обстоятельство, «что участие государственного органа в гражданском обороте не исчерпывается одним фактом заключения договора, а предполагает исполнение последнего, которое действиями одного только директора не может быть обеспечено».14

Также, Д.М. Генкин отмечал, что если признать за юридическим  лицом государственный орган, неважно  – руководителя предприятия или  администрацию в целом, то это приведет к смешению правосубъектности административных и гражданско-правовых функций юридического лица, закрепленных в его учредительных документах.

Советская правовая доктрина заключалась в понимании юридического лица как особой социальной реальности, что свидетельствует об одностороннем, материалистическом взгляде на сущность права.  

 

1.3 Понятие и признаки юридических  лиц

 

Причины появления института  юридического лица, как и причины  возникновения и эволюции права  обусловлены усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и в последствии общественного сознания. В процессе развития общества правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц как единственных субъектов частного права оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.

Совершенствование такого важного  и по-своему сложного социального  института, как юридическое лицо, практически невозможно без его  серьезных научных исследований. Такие исследования  велись на протяжении всей истории существования юридических лиц и в XIX веке привели к созданию ряда фундаментальных теорий, о которых указывалось выше.

Вопрос о том, кто или что  является носителем свойств юридической  личности определяют как основную научную  проблему, которая в свою очередь, вызывает наибольшие дискуссии. В зависимости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы:15

концепции, отрицающие существование  реального субъекта со свойствами юридической личности;

концепции, признающие существование  носителя таких свойств.

Советская юридическая наука уделяла  серьезное внимание исследованию теории юридического лица. В 40-50-е годы был  создан целый ряд работ, которые  заложили основы современного понимания этого института. В то время внимание концентрировалось на изучении юридической личности государственных предприятий, однако, сделанные в то врем выводы обладают значительной научной и методологической ценностью и сегодня.

Одновременное существование множества разных теорий юридического лица можно объяснить большой сложностью этого правового явления. На разных этапах развития экономики на первый план выдвигались то одни, то другие признаки юридического лица в зависимости от того, какая из функций этого института преобладала на этом этапе. развитие научных взглядов в целом отражало и отражает эволюцию института юридического лица.

Какие же цели преследует законодательное  регулирование статуса юридических  лиц сегодня? Ответ на этот вопрос ясен из анализа тех функций, которые выполняет институт юридического лица:16

Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю  в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

Управление капиталом. Институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу, в различных сферах предпринимательской деятельности. Отлаженное законодательство о юридических лицах, ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни.

В Гражданском Кодексе, вступившем в силу 1 января 1995 года, впервые в истории российского права в основном кодификационном акте гражданского законодательства содержится подробно разработанная система норм о юридических лицах; этого не знали предыдущие кодификации как советского, так и дореволюционного периодов. Кодекс устанавливает принципиальные основные положения, на которых должно базироваться последующее законодательство об отдельных видах юридических лиц. При этом Кодекс вводит отсутствовавший в прежнем законодательстве чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня юридических лиц, согласно которому юридические лица могут создаваться и функционировать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом. Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим Кодексом17, для некоммерческих содержащийся в Кодексе перечень может быть дополнен другими законами18, правила которых, однако, не должны противоречить нормам Гражданского Кодекса и отклоняться от установленных им принципов.

В соответствии со статьей 48 ГК юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

 В пункте 1 указанной статьи  перечисляются традиционные признаки  юридического лица:

 организационное единство, которое проявляется в определенной иерархии, соподчиненности органов управления (единоличных или коллегиальных), составляющих его структуру, и в четкой регламентации отношений между его участниками. Организационное единство закрепляется учредительными документами юридического лица и нормативными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц;

 имущественная обособленность означает, что юридическое лицо имеет в своем распоряжении определенное имущество, которое принадлежит только ему. Особенность содержащейся в данной норме заключается в том, что в ней прямо указаны те правовые формы, в которых может быть выражено имущественное обособление юридического лица:

а) право собственности;

б) право хозяйственного ведения;

в) право оперативного управления.

 самостоятельная гражданско-правовая  ответственность - каждое юридическое лицо самостоятельно несет гражданско-правовую (имущественную) ответственность по своим обязательствам, то есть участники или собственники имущества юридического лица не отвечают по его обязательствам, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам первых.

 Выступление в гражданском обороте от своего имени означает возможность от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, а также выступать истцом и ответчиком в суде.

Наряду с организациями, обладающими правами юридического лица, в общественной жизни участвуют  и различные объединения, не являющиеся субъектами права. В этом качестве могут  выступать, например профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные  организации19, некоторые общественные объединения20 и религиозные группы21.

2 Виды и классификация юридических лиц

 

2.1. Классификация юридических лиц

 

Будучи весьма сложным по своей природе правовым явлением, юридическое лицо может рассматриваться в самых различных аспектах. Поэтому и различных классификаций юридических лиц может быть тем больше, чем шире перечень юридических лиц и чем значительнее отличия одних организаций от других22.

Ценность любой научной  классификации заключается в  систематизации знаний о предмете, без которой невозможно ни дальнейшее развитие, ни применение этих знаний. Однако построить адекватную систему знаний из разрозненных фактов можно только на основе правильно выбранных критериев, отражающих наиболее существенные взаимосвязи, отношения, свойства предмета. Место, которое юридические лица занимают в системе имущественных отношений общества, своеобразие преломления в этом правовом институте фундаментальных экономических категорий позволяют определить наиболее важные основания их классификации. Социальная ценность института юридического лица воплощается, прежде всего, в той полезной нагрузке, которую он несет обществу, т.е. в его функциях, которые также влияют на систематизацию юридических лиц. Наконец, особенности законодательного нормирования правового положения юридических лиц позволяют сформулировать ряд практически важных классификационных критериев23.

Так, в зависимости  от формы собственности, лежащей  в основе юридического лица, выделяются государственные и частные (негосударственные) юридические лица. К числу государственных (в широком смысле, т.е. включая и муниципальные) относятся все унитарные предприятия, а также некоторые учреждения. Значение такого деления становится понятным, если учесть, что государственные юридические лица (даже коммерческого характера) с необходимостью должны преследовать общегосударственные интересы, чем и обусловливается специфика их правового регулирования. В данной классификации можно усмотреть прямую аналогию с принятым за рубежом делением организаций на юридические лица публичного и частного права.

Коммерческие и некоммерческие организации разделяются по тому, каковы основные цели их деятельности: извлечение прибыли, а также ее распределение между участниками, либо иные цели, не связанные с предпринимательством. По общему правилу, некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это необходимо для достижения их уставных целей. При этом они не вправе распределять полученную прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК). При этом следует согласится с мнением профессора В.А. Рахмиловича, который считает, что ГК недостаточно четко разграничивает коммерческие и некоммерческие организации24.

В зависимости от состава  учредителей можно выделять: юридические лица, учредителями которых могут выступать только юридические лица (союзы и ассоциации), только государство (унитарные предприятия), или же любые, за отдельными исключениями, субъекты права (все остальные юридические лица).

Характер прав участников. Различный характер прав участников в отношении юридического лица позволяет классифицировать:

- организации, на имущество  которых учредители имеют право 
собственности или иное вещное право: государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения;

- организации, в отношении  которых их участники имеют обязательственные права: хозяйственные товарищества и общества, кооперативы;

- организации, в отношении  которых их участники не имеют 
имущественных прав: общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц.

В зависимости от объема прав самого юридического лица на используемое им имущество можно различать:

- юридические лица, обладающие правом оперативного управления 
на имущество: учреждения и казенные предприятия;

- юридические лица, обладающие правом хозяйственного ведения 
на имущество: государственные и муниципальные унитарные предприятия (кроме казенных);

- юридические лица, обладающие правом собственности на имущество: все другие юридические лица.

Хозяйственные товарищества и общества можно классифицировать по тому, что более важно для  участников: объединение их личных усилий для достижения предпринимательских целей (товарищества) или объединение капиталов (общества). Наряду с этим по степени увеличения предпринимательского риска участников хозяйственные общества и товарищества могут выстраиваться в следующую цепочку: полное товарищество, товарищество на вере, общество с дополнительной ответственностью, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество.

Информация о работе Виды юридических лиц