Виды брака в римском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является изучение понятий «семья» и «брак» в римском праве, выявление видов брака.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятия «семья» и «брак»;
– раскрыть виды и формы брака в римском праве;
– рассмотреть условия заключения брака;
– выявить обстоятельства прекращающие брак.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Семья и брак в римском праве ……………………………………………5
1.1. Понятия «семья» и «брак»………………………………………….........5
1.2. Виды и формы брака……………………………………………………..7
Глава II. Семейные правоотношения ………………………………………….….12
2.1. Условия заключения брака …………………………………………….12
2.2. Обстоятельства, прекращающие брак ………………………………...14
Заключение………………………………………………………………………….17
Библиография……………………………………………………………………….20

Вложенные файлы: 1 файл

римское.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

Римское право выделяет два существенно важных понятия: правильный (законный) брак и неправильный брак.

Римский правильный брак –  союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие  последствия для супругов. Для  заключения такого брака необходимо было учесть целый ряд условии.

Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Заключению брака предшествовало обручение (sponsalia) как взаимное обещание вступить в брак. Обручение осуществляли главы семей, которые оговаривали все условия заключения брака и его форму.

Римское право различало три основные формы брака:

- брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

- брак, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом;

- конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

 

 

ГЛАВА II. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

 

2.1. Условия заключения  брака

 

 

Для совершения брака с  соответствующими правовыми последствиями  надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли  определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.

Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после  некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет  для женщин.

Девочки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет (девушка считалась лат. viri potens – «в состоянии принимать мужчин»), мальчики в 14 лет (лат. pubes). Причинами рано выдавать дочь замуж были ранняя смертность женщин и детей и более низкая ожидаемая продолжительность жизни. Иногда девочки до этого возраста отводились в дом жениха, однако обязанности жены наступали строго по закону. По мнению учёных, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17-23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 - 30 лет. Один из современников императора Траяна считал, например, рекомендованный Гесиодом возраст для вступления в брак (18 лет), по «сегодняшним меркам», довольно поздним. Разница в возрасте супругов иногда доходила до 30 лет.8

Второе условие. Супруги не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью (позднее ссылкой). Также были запрещены браки между приемными детьми и родителями. В течение веков условие о родственных связях между супругами стало менее строгим: с I века до н.э. был разрешен брак между двоюродными братьями и сестрами. Такой брак, заключенный в 171 году до н.э., описывает Тит Ливий. В III веке н.э. было разрешено вступать в брак также дядям и племянницам. Брак между братьями и сестрами встречался в Римском Египте также среди простого населения, что для римлян являлось нарушением закона, но местными обычаями разрешалось.9

Третье условие. Согласие. Для заключения брака требовалось согласие отца семьи. В ранний период Рима не требовалось согласие детей, однако позднее глава семьи не мог повлиять на решение сына. Для обручения и брака дочери, по словам Ульпиана, формально требовалось ее согласие. Девушка могла не согласиться на свадьбу только в том случае, если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или «запятнанного позором» жениха. Более взрослые дети часто сами выбирали себе супругов, а с введением законов Августа дети могли обратиться к магистрату, если отец не давал разрешения на брак.10

Четвертое условие. Статус. Право заключать брак (лат. conubium) имели лишь свободные римские граждане. Брак был запрещен лицам, занимавшим определенные должности и имевшим определенный статус: например, опекуну и подопечным, магистратам провинций во время исполнения должности, солдатам и иноземцам, рабам.

Таким образом, для заключения правомочного римского брака будущие супруги должны были выполнить несколько существенных, или конститутивных, условий. В римский брак могли вступать лишь лица, способные осуществить естественные цели брака, т. е. лица, являющиеся половозрелыми: женщины с двенадцати, а мужчины с четырнадцати лет.

Для того, чтобы совершить все правовые действия, брак должен был заключаться в форме, предусмотренной законом. В тех случаях, когда между мужчиной и женщиной существовал постоянный союз, но не было выполнено какое-либо из приведенных конститутивных условий, необходимых для существования брака, римляне считали, что такой союз представляет собой естественный брак, не обладающий правовыми последствиями, связанными с установлением брака.

 

 

 

2.2. Обстоятельства, прекращающие брак

 

 

Брак признавался ничтожным: между родственниками по прямой линии, а также между теми боковыми родственниками, из которых хотя бы один стоит к  общему предку в первой степени родства. Аналогичные правила применялись  и к свойственникам. Помимо изложенных условий законности брака предъявлялись  еще некоторые специфические  требования. К примеру, провинциальный магистрат не мог вступать в брак с гражданкой данной провинции.

Прекращался брак, заключенный  по всем правовым требованиям, также  только по правовым основаниям. Таким  образом, кроме смерти одного из супругов, брак прекращался:

1. Обращением одного из  супругов в рабство. Однако  брак считался продолжавшимся  все время, если оба супруга  были вместе в плену.

2. Утратой права гражданства.

3. Изменением семейного  состояния одного из супругов, которое устанавливало такую  степень агнатического родства его с другим супругом, при которой вступление в брак было бы невозможно, например, paterfamilias усыновлял мужа свой дочери, не освободив ее предварительно от patria potestas.

4. По воле мужа или  его paterfamilias в браке cum manu; по воле мужа или жены, либо по их соглашению в браке sine manu.

Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению  отказа от брачной жизни. Свобода  развода была одним из начал римского брачного права.

Формы развода:

- объявление о разводе перед свидетелями (в эпоху Августа количество свидетелей было установлено в количестве семи человек);

- письменное соглашение;

- фактическое прекращение совместного проживания.

Начиная с постклассической эпохи с введением христианской морали на разводы наложили строгие запреты.

Возникли следующие виды разводов:

1. развод с плохими последствиями

- по вине одного из супругов  (супружеская неверность, тяжкое преступление, аморальный образ жизни);

- без вины супруга, т.е. неправильное одностороннее расторжение брака. Такой развод карался строгими санкциями – от изъятия приданого до высылки, но брак считался расторгнутым.

2. развод без последствий

- развод по взаимному согласию супругов;

- развод по воле одного из супругов. Такой раз вод был возможен только по уважительной причине: импотенция, уход в монастырь и др.

Таким образом, можно подвести что обстоятельства прекращающие брак в древнем Риме подчинялись принятому закону, который устанавливал, что во-первых, при объявлении о расторжении брака присутствовали семь свидетелей.

Брак, заключенный путем  религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов.

Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим  отпущением на волю.

Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских  и религиозных властей.11

Вывод. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам. Совершению брака обыкновенно предшествовало обручение. В древнейшее время обручение лиц совершалось родителями без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака.

Прекращался брак, заключенный  по всем правовым требованиям, также  только по правовым основаниям. Вступление во второй брак после прекращения первого не встречало ни в период республики, ни в период принципата никаких ограничений.

Развод в классическую эпоху был свободным и допускался как по обоюдному согласию супругов, так и по одностороннему заявлению  отказа от брачной жизни. Свобода  развода была одним из начал римского брачного права.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства. Большинство браков в богатых семьях Древнего Рима заключалось по расчету: для продолжения рода (лат.matrimonium - брак, от лат.mater – мать), для объединения владений, а также для укрепления политических союзов. Среди бедного населения нередко также преобладал расчет, однако не исключались браки по любви. Авторы времен Римской империи придерживались мнения, что республика была периодом расцвета римского брака, так как мужчины строго следили за моралью и поведением своих жен.

1. Проанализировав отобранные источники, отметим, что нетипичность организации римского семейного уклада выражалась прежде всего в следующих особенностях:

1) всеобъемлющая власть  домовладыки;

2) первостепенная роль  агнатического родства;

3) в понятие «семья»  входили не только агнаты, но  и рабы, а также неодушевленные  вещи. Действительный брачный союз в Риме предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходилось по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены. Семья же выступала как вторичное явление, представляя собой образующийся посредством брака союз. В римском праве содержание понятия «семья» было более широким, чем в современном мире, семью составляли рабы, одушевленное и неодушевленное имущество.

2. Согласно римскому праву брак определялся как «законосообразное полное соединение мужчины и женщины для взаимной общности жизни», то есть брак понимался как полная власть мужа над женой, влекущая «домашнее подчинение» и «домашнюю принадлежность жены».

Римское право выделяет два существенно важных понятия: правильный (законный) брак и неправильный брак.

Римский правильный брак –  союз мужчины и женщины одного правового качества. Указанный брак заключался в специальных, признанных законами формах и порождал все соответствующие  последствия для супругов. Для  заключения такого брака необходимо было учесть целый ряд условии.

Неправильный брак – союз мужчины и женщины разного права (между гражданином Рима и женщиной другого гражданства, между перегринами и т.п.). Данный брак порождал все правовые последствия для мужа и жены, но не в соответствии с предписаниями цивильного права.

Заключению брака предшествовало обручение (sponsalia) как взаимное обещание вступить в брак. Обручение осуществляли главы семей, которые оговаривали все условия заключения брака и его форму.

3. Римское право различало три основные формы брака:

- брак с мужней властью, в силу которой жена поступала под власть мужа (или домовладыки, если муж сам был подвластным лицом);

- брак, при котором жена оставалась подвластной прежнему домовладыке, либо была самостоятельным лицом;

- конкубинат (условно, так как формально браком не являлся).

4. Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. В древнейшее время обручение лиц совершалось родителями без участия брачующихся. Позднее обручение совершали жених и невеста с согласия paterfamilias обоих. Основным моментом собственно заключения брака, рождавшим все предусмотренные правом последствия личного и имущественного характера, признавался увод жены в дом мужа; все другие обрядовые процедуры только символизировали заключение брака, но не считались формальными условиями наступления брачных связей. С развитием права шел процесс отмирания или ослабления роли старых форм заключения брака.

Информация о работе Виды брака в римском праве