Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 22:22, курсовая работа

Краткое описание

Пенсионное обеспечение как самостоятельная отрасль сформировалась в общей системе права относительно недавно.
Несмотря на развитие в последнее время различных видов социальной помощи, пенсия остается основным источником жизнеобеспечения нетрудоспособной части населения.
Состояние действующей системы пенсионного обеспечения в нашей стране представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем.
Особенно остро сейчас стоит проблема минимального размера пенсии, уровень которого по отношению к прожиточному минимуму продолжает снижаться.

Содержание

Введение………………………………………………………………
Стр.2

Глава1.Пенсии по случаю потери комильца……………………….
Стр.4

Глава2.Законодательная база пенсионного обеспечения в Российской Федерации………………………………………………

Стр.13
2.1 Виды законов…………………………………………………….
Стр.13
2.2 Конституция Российской Федерации – гарант пенсионного обеспечения населения……………………………………………….

Стр.14
2.3 Закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» как основа пенсионного обеспечения в России……………………

Стр.16

Глава3. Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации…………………………………
Стр.24

3.1.Технология назначения пенсий по потере кормильца…………
Стр.24


Заключение……………………………………………………………
Стр.30


Список использованной литературы…………………………..…. Стр.31

Вложенные файлы: 1 файл

ПСО2.docx

— 65.76 Кб (Скачать файл)

-уровень пенсий должен  находиться в неразрывной связи  со страховым стажем и заработком, из расчета которого уплачивались  взносы;

-страховые фонды не  при каких обстоятельствах и  ни кем не могут расходоваться  на иные цели, кроме пенсионного  обеспечения застрахованных и  их семей, и тем более изыматься  из данного фонда, в том числе  и временно;

-деятельность всей системы  обязательного пенсионного страхования  должна находиться под контролем  и наблюдением застрахованных  и страхователей, а так же парламента;

-государство призвано  гарантировать осуществление установленной  им системы обязательного пенсионного  страхования.

Таковы общие подходы к проблемам пенсионного обеспечения, на основе которых функционирует общеобязательная страховая пенсионная система.

В нашей стране более 38 миллионов пенсионеров, причем большинство – 37 миллионов человек – получают пенсию по данному закону. После введения его в действие положение пенсионеров сначала существенно улучшилось. Однако затем, в следствии либерализации цен и их небывалого всплеска оно стало стремительно ухудшаться, особенно с конца 1993 года, когда значительно ослабла защита пенсионных выплат от инфляции, обесценивающей их реальную ценность.

В последнее время особенно наглядно проявляются негативные тенденции, практически подрывающие сложившуюся страховую пенсионную систему:

-подчинение пенсионного фонда Правительству;

-использование средств  Пенсионного фонда не по их  прямому назначению, неопределенному  законом;

-задержка платежа в  Пенсионный фонд, в частности  по государственному сектору  экономики или ввиду несвоевременной  оплаты государственного заказа  за счет бюджета;

-заведомая неполная индексация  пенсионных выплат и замена  полной индексации пенсий низкими  компенсационными выплатами к  ним и т.д.

Результат всего этого-дальнейшее снижение уровня доходов пенсионеров, нищенская пенсия у большинства из них.

Объяснить сложившееся положение пытаются несовершенством пенсионного закона, принятого в 1990 году. Это не так: российский пенсионный закон – типичный страховой закон, не хуже подобных законов других стран мира. Причина же в нашей экономике и социальной сфере в целом. Нужен эффективный постоянно работающих механизм защиты пенсионных выплат от продолжающейся инфляции, который, во-первых, исключить снижение реальной ценности таких выплат; во-вторых, позволит существенно подтянуть минимальные размеры пенсии, приблизив их к прожиточному минимуму; в-третьих, возродить разумную, хотя бы минимальную на первом этапе, дифференциацию пенсии в зависимости от трудового вклада человека. Вот три проблемы, которые необходимо незамедлительно решить.

Кстати говоря, некоторые там в данном направлении уже делаются. Так, на заседании Государственной Думы 21 сентября 2000 года принято решение о таком увеличении размера пенсий, согласно которому к 2010 году пенсии будет на 40% превышать прожиточный минимум.

А теперь обратимся непосредственно к Закону и рассмотрим некоторые понятия, отраженные в нем.

Для начала рассмотрим, что такое пенсия в общепринятом понимании Российского законодательства.

Пенсия (от латинского pensio – платёж) - регулярная и, как правило, пожизненная денежная выплата гражданам со стороны государства или иных субъектов в установленном законом случаях (при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством). Является формой социальной защиты населения.

 

Пенсионное обеспечение - форма материального обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях. Основанием для пенсионного обеспечения по российскому законодательству являются: достижение соответствующего пенсионного возраста, наступление инвалидности, а для нетрудоспособных членов семьи потеря кормильца, для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся – длительное выполнение определенной профессиональной деятельности.

Надо сказать, что в отличие от законодательства РСФСР, законодательство РФ различает кроме государственной пенсии также альтернативные пенсии, так называемые негосударственные пенсии.

Итак, государственная пенсия – пенсия, выплачиваемая гражданину из государственных фондов социального обеспечения. В соответствии с Законом РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990г. № 340-1 устанавливаются два вида государственных пенсий: трудовые и социальные пенсии. В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж, назначаются следующие пенсии: По старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Гражданам, не имеющим по каким - либо причинам права на трудовую пенсию устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может назначаться в соответствующих случаях вместо трудовой пенсии (по желанию обратившегося за ней).

Негосударственная пенсия – пенсия выплачиваемая гражданину из негосударственных (коммерческих) пенсионных фондов, Как правило, носит дополнительный характер по отношению к государственной пенсии, хотя в последнее время институт негосударственной пенсии все более обосабливается в отдельную категорию социальных выплат, независящую от государственных пенсий. В России институт негосударственной пенсии получил распространение сравнительно недавно, с 1993г.

Как было сказано выше, государственные пенсии можно разделить на две категории - это пенсии трудовые и пенсии социальные.

 

Социальная пенсия – государственная пенсия, устанавливаемая гражданам, не имеющим по каким – либо причинам права на пенсию в связи с трудовой и иной общественной деятельностью.

 

Трудовая пенсия – по Российскому праву социального обеспечения это государственная пенсия, назначаемая гражданам в связи с трудовой и иной общественной деятельностью, засчитываемой в общий трудовой стаж.

В свою очередь трудовые пенсии делятся еще на несколько видов пенсий это: пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности, пенсия по старости, пенсия по утрате кормильца.

 

Пенсия за выслугу лет – устанавливается в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью. Назначается при наличии определенного специального стажа – выслуги лет – независимо от возраста и фактического состояния трудоспособности.

 

Пенсия по инвалидности – назначается в связи с инвалидностью. Условия назначения зависят от причин наступления инвалидности.

Пенсия по инвалидности, полученной вследствие производственной травмы назначается независимо от продолжительности трудового стажа. Пенсия по инвалидности вследствие общего заболевания гражданам ставшим инвалидами в возрасте до 20 лет, назначается также независимо от продолжительности общего трудового стажа. В остальных случаях для назначения пенсии вследствие общего заболевания необходим следующий трудовой стаж ко времени наступления инвалидности: гражданам до 23 лет – не менее одного года, а с 23 лет и старше – один год с увеличением его на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 23 лет, но не более чем 15 лет.

Пенсия по старости. Право на данную пенсию на общих основаниях имеют: мужчины – по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщины – по достижении 55 лет при наличии общего трудового стажа не менее 20 лет. Для льготных категорий могут устанавливаться пониженный необходимый трудовой стажи возраст выхода на пенсию.

 

Пенсия по случаю потери кормильца. Право на данную пенсию имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоявшие на его иждивении. Родителям и вдовам граждан, погибших вследствие военной травмы, а также одному из родителей или супругу, другому члену семьи, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает, пенсия назначается независимо от того состояли ли они на иждивении умершего.

 

Т аким образом, мы пришли к выводу, что пенсионное обеспечение в РФ являет собой довольно сложную и разветвленную систему, схематически изобразить можно следующим образом:

 

Схема

 

 

Принятие в 1990 году первого пенсионного Закона России отвечало общественным ожиданиям – основные его идеи полностью соответствовали тем представлениям общества и социальной справедливости, которая сформировалась у основной массы населения России. Прежде всего, это ожидание отказа государства от «остаточного» принципа финансирования расходов на пенсионное обеспечение и поворот государства лицом к человеку; законодательное закрепление такой системы, которая гарантировала бы достойную жизнь человека труда и защитила его от непредсказуемых последствий экономического эксперимента, проводимого государством.

Глава 3. Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации

 
3.1.Технология назначения пенсий по потере кормильца

 
В рамках эмпирического исследования нами были рассмотрены частные случаи назначения пенсий по потере кормильца.

Вопрос: «В 2001 году у гражданки N родилась дочь. Поскольку в зарегистрированном браке с отцом ребенка она не состояла, зарегистрировала его на свою фамилию. В 2006 году отец ребенка умер. Можно ли оформить ребенку пенсию по случаю потери кормильца?»

Ответ: в соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно п. 1 данной статьи трудовая пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, состоявшим на его иждивении. Основанием для данного вида пенсионного обеспечения является наступление страхового случая – потеря (смерть) кормильца.

Перечень членов семьи умершего кормильца, имеющих право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ включает в себя лиц, личные и имущественные отношения которых неразрывно связаны с состоянием в браке или родстве: супругов (мужа и жену), родителей (отца и мать), детей (сына, дочь), братьев, сестер, внуков и лиц, не находящихся в родстве, но приравненных в личных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению: усыновленных и усыновителей, а также соответствующие права и обязанности между которыми возникают при условии воспитания и содержания одних другими: отчима и мачеху, пасынка и падчерицу.

Документами, подтверждающими родственные отношения с умершим кормильцем, являются:

  • свидетельство о рождении;
  • свидетельство об усыновлении;
  • свидетельство о браке;
  • свидетельство о расторжении брака;
  • копия записи акта гражданского состояния;
  • справки жилищных органов или органов местного самоуправления;
  • справки паспортно-визовых подразделений МВД России;
  • иные документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях – решение суда об установлении данного факта.

В соответствии со ст. 47 Семейного кодекса РФ основанием для возникновения взаимных прав и обязанностей родителей и детей является происхождение ребенка от данных родителей.

Происхождение ребенка должно быть подтверждено в установленном законом порядке.

Согласно ст. 49 СК РФ в случае рождения ребенка у родителей, не состоявших в браке между собой и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (п. 4 ст. 48 СК РФ), происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия.

Ст. 50 СК РФ предусматривает также возможность фиксировать в судебном решении юридический факт – признание отцовства, имевшее место при жизни отца, но устанавливаемое после его смерти .

Факт признания отцовства может быть установлен судом по правилам особого производства. Заявление об установлении факта признания отцовства подается в суд по месту жительства заявителя. В заявлении должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

В соответствии со ст. 53 СК РФ при установлении отцовства в добровольном и судебном порядке дети имеют такие же права и обязанности по отношению к родителям и их родственникам, какие имеют дети, родившиеся от лиц, состоявших в браке между собой.

Информация о работе Анализ теоретической деятельности граждан по потере кормильца в Российской Федерации