Анализ нормативно-доктринальной теории конституционно-правового статуса РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2014 в 07:33, творческая работа

Краткое описание

Конституционные принципы государственного устройства РФ
Федерация наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства.
Федерация - представляет собой юридически цельное союзное государство, в состав которого входят определенные государства либо государственные образования, владеющие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Вложенные файлы: 1 файл

конст пр.bolobov_tvorcheskaia_rabota.doc

— 71.50 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

2.1

ЦДОР

Красноярский филиал СГА

Вид работы

Творческое эссе

Название дисциплины

Конституционное право

Тема

Анализ нормативно-доктринальной теории конституционно-правового статуса РФ.

Фамилия

Болобов

Имя

Сергей

Отчество

Анатольевич

№ контракта

0560413403709009


 

Основная часть

  1. Анализ нормативно-доктринальной теории конституционно-правового статуса РФ.

Конституционные принципы государственного устройства РФ

Федерация наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства.

Федерация - представляет собой юридически цельное союзное государство, в состав которого входят определенные государства либо государственные образования, владеющие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не входят в компетенцию федеральной власти.

Федерация - цельное союзное государство, существующее наравне и сверх тех государств, которые входят в его состав. Федерация владеет суверенитетом. Федерация владеет нужными государственно-правовыми университетами, т. е. законодательными и исполнительными органами, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как водится, имеют двухпалатную конструкцию. Акты федеральных органов являются непременными на каждой территории федерации. Они не подлежат рецепции, т.е. заявлению со стороны органов субъектов федерации, и адресованы непосредственно населению. Субъекты федерации не имеют права отмены актов Федерации

Федерация владеет цельной территорией и цельным гражданством, причем территория федерации может состоять из территорий ее субъектов, но совместно с тем может существовать общефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.

Федерация юридически нерасторжима, т.е. ее субъекты не обладают суверенитетом и не имеют права сецессии (выхода из состава федерации).

Закрепленная Конституцией Российской Федерации 1993 г. новая система региональной организации призвана придать неизменность ветхой структуре, прибавив к ней жесткость и неизменность границ между субъектами Федерации. Согласно ч. 1 ст. 5 Конституции, в состав Российской Федерации входят республики, края, области, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъекты Российской Федерации.

В Конституции РФ закреплены следующие принципиальные положения:

1. Целостность и неприкосновенность  территории Российской Федерации.

2. Равноправие всех субъектов Российской  Федерации.

3. Строительство и развитие Российской  Федерации на двух равнозначных  принципах: национально-государственном и территориально-государственном.

4. Суверенитет Российской Федерации (субъекты Российской Федерации  не являются суверенными).

Формирование на части территории Российской империи федеративного государства РСФСР было продекларировано Конституцией РСФСР 1918 г. Однако разделение этого государства на составные части субъекты Федерации - происходило на основе Конституции.

Ни один субъект Федерации не входил в состав РСФСР на основе договора. Российская Федерация является конституционной федерацией. В тысячелетней истории российской государственности невозможно обнаружить некоторый нормативный акт, документ, провозглашавший создание Российского государства. Россия - исторически сформировавшееся государство, распределение которого на административные составляющие происходит на основе конституционных актов. Принятию Конституции России 1993 г., закрепившей федеративную форму ее государственного устройства, предшествовало подписание 31 марта 1992 г. Федеративного договора.

С развалом в августе-декабре 1991 г. Советского Союза вопрос о взаимоотношениях республик в составе России с федеральной властью затребовал активации работы по подготовке соглашения о разграничении полномочий. В республиках начали проявляться сепаратистские склонности, процесс передела собственности и власти принял нрав, небезопасный для российской государственности. Рабочая группа предложила в этих условиях подписать Соглашение по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации.

31 марта 1992 г. был подписан (а не  «заключен») Федеративный договор, тот, что на том этапе становления  дозволил избежать нарастания  противостояния, сгладить возражения, закрепить сложившееся на том историческом этапе соотношение сил.

Начиная с 1994 г. в России сформировалась система межрегиональных ассоциаций, в которые входили соседствующие субъекты Федерации (были сформированы 7 ассоциаций). В 2000 г. были образованы федеральные округа: Центральный (г. Москва), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказский (г. Ростов-на-дону), Приволжский (г. Нижний Новгород), Уральский (г. Екатеринбург), Сибирский (г. Новосибирск), Дальневосточный (г. Хабаровск). Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», которым на территории России было образовано семь федеральных округов во главе с Полномочными представителями Президента Российской Федерации, направлен на поправление вертикали исполнительной власти.

В структуре современного российского государства федеральные власти обязаны быть скорее каждого заинтересованы не в победе одной из непрерывно действующих в любом федеративном государстве тенденций - унитаризма и федерализма, - а в нахождении некоторого равновесия сил, при котором в наибольшей степени будут соблюдаться принципы федеративного устройства России, закрепленные в ч. 3 ст. 5 Конституции России:

1) государственной целостности;

2) единства системы государственной  власти;

3) разграничения предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  субъектов Федерации;

4) равноправия и самоопределения  народов.

2. Элементы конституционно-правового статуса РФ

Российская Федерация - федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой ранг определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно - правовой статус Российскойой Федерации характеризуется, раньше всего, тем, что она является суверенным государством, владеющим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, помимо тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации находятся в ведении органов власти ее субъектов.

Неотделимым элементом конституционно - правового статуса Росской Федерации является ее региональное солидарность. Российская Федерация имеет свою территорию, складывающуюся из территории ее субъектов и включающую сушу, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, которые образуют физическое содержание государственного суверенитета.

Главным элементом конституционно - правового статуса Российскойой Федерации является ее цельное гражданство. Вопросы гражданства российской Федерации регулируются ее Конституцией, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». Российская Федерация определяет основания и процедуру приобретения и прекращения гражданства, административный и судебный порядок обжалования решений по вопросам гражданства; порядок разрешения споров между Федерацией и ее субъектами по вопросам гражданства. Охрана прав граждан РФ за рубежом осуществляется государственными органами Федерации, ее дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Конституционно - правовой статус Российскойой Федерации обозначает наличие всеобщих для всей Федерации органов государственной власти. Российская Федерация имеет Президента - главу государства; Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации; Правительство, осуществляющее исполнительную власть РФ; Конституционный суд, Верховный суд и высший Арбитражный суд, осуществляющие высшую судебную власть в стране. Систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор РФ.

Конституционно - правовой статус РФ характеризуются наличием единой федеральной системы права. Основу системы права составляет Конституция РФ, владеющая высшей юридической силой и прямым действием на всей территории страны. Конституция РФ устанавливает главенство федерального закона. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы. По предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Причем последние не могут противоречить федеральным законам, в случае же такого возражения действуют согласно Конституции федеральные законы.

Конституционно - правовой статус РФ характеризуется наличием федеральной собственности. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность». К объектам экстраординарной федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, нужные для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты ветвей, обеспечивающих функционирование народного хозяйства, России в совокупности и становление других направлений народного хозяйства и прочие объекты.

Конституционно - правовой статус РФ характеризуется наличием цельной денежной и кредитной системы. Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль. Вступление на ее территории других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются.

К числу особенно значимых элементов конституционно - правового статуса РФ относится присутствие единых Вооруженных Сил, которые осуществляют охрану суверенитета и территориальной ценности РФ. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

К числу основных элементов конституционно - правового статуса РФ относится ее право внешних сношений с зарубежными государствами, реализуя которое она представляет и охраняет как интересы Федерации в совокупности, так и интересы каждого ее субъекта.

Российская Федерация как суверенное государство владеет безусловной правосубъектностью: она заключает международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвует в работе международных организаций, системах коллективной безопасности, территориальных государственных и межгосударственных союзах.

Проводя единую внешнюю политику, Российская Федерация признает и уважает государственный суверенитет и суверенное равенство всех стран, неотделимое право на самоопределение, тезисы равноправия и невмешательства во внутренние дела, региональную целостность и нерушимость существующих границ, отказ от использования силы и угрозы силой, экономических и всяких других способов давления, принципы миролюбивого урегулирования споров, права и воли человека, включая права национальных меньшинств, добросовестное выполнение обязательств и другие общепринятые принципы и нормы международного права.

Приоритетными для Российской Федерации являются отношения с прежними союзными республиками СССР, и в первую очередь с участниками Содружества Независимых Государств.

Существенным элементом конституционно - правового статуса РФ является государственный язык. В Конституции (ч.1 ст. 68) установлено, что государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык.

В Российской Федерации 25 октября 1991 г. принят Закон «О языках народов РСФСР», согласно которому русский язык является основным средством межнационального общения народов Российской Федерации.

Главным компонентом конституционно - правового статуса РФ являются ее государственные символы - государственный флаг, Государственный герб, Государственный гимн, в которых в оригинальной форме выражается государственный суверенитет РФ, а также ее столица - город Москва.

 

Список использованных интернет-ресурсов

№ п/п

Наименование интернет-ресурса

Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса

1

Научный метод

http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_метод

2

IRKLIB.NET

http://www.irklib.net/

3

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПРАВУ

http://www.gu-ural.ru/doc/U-Biblio-Resursy-Pravo.html


 

 

 

 


 



Информация о работе Анализ нормативно-доктринальной теории конституционно-правового статуса РФ