Акты гражданского состояния и их регистрация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2014 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии подлежат обязательной регистрации в органах ЗАГС. Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение, именуются актами гражданского состояния. В совокупности они характеризуют гражданское состояние человека.
До Великой Октябрьской Социалистической революции регистрация актов гражданского состояния производилась в соответствии с религиозными правилами. При этом производилась соответствующая запись в церковных книгах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ……………………………………………….6
1.1. Характеристика регистрация актов гражданского состояния как государственной услуги…………………………………………………6
1.2. Основные аспекты работы органов записи актов гражданского состояния………………………………………………………………..12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ……………………………………17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Акты гражданского состояния и их регистарция.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ……………………………………………….6

1.1. Характеристика  регистрация актов гражданского  состояния как государственной  услуги…………………………………………………6

1.2. Основные аспекты работы органов  записи актов гражданского состояния………………………………………………………………..12

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ

АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ……………………………………17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………28

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Рождение, смерть, заключение и расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, отчества и фамилии подлежат обязательной регистрации в органах ЗАГС. Эти важнейшие события и факты в жизни людей, имеющие юридическое значение, именуются актами гражданского состояния. В совокупности они характеризуют гражданское состояние человека.

До Великой Октябрьской Социалистической революции регистрация актов гражданского состояния производилась в соответствии с религиозными правилами. При этом производилась соответствующая запись в церковных книгах. Одним из первых декретов Советской власти ведение книг актов гражданского состояния было возложено исключительно на советские органы1.

Термин «регистрация актов гражданского состояния» употребляется в разных значениях.

Сведения об актах гражданского состояния вносятся в специальные книги органов ЗАГС. Предварительно сотрудники органов ЗАГС проверяют достоверность этих сведений и соблюдение гражданами требований закона. Все это объединяется понятием «регистрация актов гражданского состояния» в узком смысле слова.

Именно в этом значении употребляется термин «регистрация актов гражданского состояния» в Семейном Кодексе РФ. В зависимости от акта гражданского состояния регистрация отличается некоторыми особенностями. В нормативных актах сгруппированы в самостоятельные статьи или разделы нормы о регистрации рождения, смерти, брака, расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии.

С регистрацией актов гражданского состояния закон связывает возникновение, изменение и прекращение правовых отношений, имеющих существенное значение.

Актуальность выбранной темы исследования   обусловлена важностью государственной регистрации этих событий для охраны личных неимущественных и имущественных прав граждан, поскольку с такими событиями закон связывает возникновение, изменение или прекращение ряда важнейших прав и обязанностей. Целью государственной регистрации является установление бесспорного доказательства того, что соответствующие события имели место и когда они произошли.

Регистрация актов гражданского состояния производится и в государственных интересах: для того, чтобы знать динамику народонаселения (сколько рождается, умирает, вступает в брак и т.д.).

Регистрация актов гражданского состояния имеет многочисленные преимущества. Право человека на регистрацию начала и конца своей жизни является основополагающим для его социальной интеграции. При отсутствии страхового полиса или свидетельства о праве на наследство регистрация смерти и свидетельство о смерти часто являются обязательными требованиями для захоронения, заключения повторного брака или вынесения приговора в уголовных делах.

Целью Исследования является всестороннее изучение порядка регистрация актов гражданского состояния.

Поставленная цель может быть достигнута решением следующих задач:

  • дать характеристику регистрация актов гражданского состояния как государственной услуги;
  • раскрыть сущность и значение регистрация актов гражданского состояния;
  • рассмотреть основные аспекты работы органов  записи актов гражданского состояния;
  • выделить особенности регистрации отдельных видов актов гражданского состояния.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, два подраздела, заключение, список источников и литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ ГРАЖДАНСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

1.1. Характеристика регистрации актов гражданского состояния как государственной услуги

 

Актами гражданского состояния (от латинского actio – «действие, поступок») согласно Федеральному закону от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния»  признаются действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Акты гражданского состояния представляют собой юридические факты, поскольку закон связывает с ними возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей2.

Наименование государственной услуг – государственная регистрация актов гражданского состояния (рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти), в том числе выдача повторных свидетельств (справок), подтверждающих факт государственной регистрации акта гражданского состояния, внесение исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния, восстановление и аннулирование записей актов гражданского состояния.

Конечным результатом предоставления государственной услуги является:

  • при государственной регистрации актов гражданского состояния - выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (в случаях, установленных Федеральным законом, справки о государственной регистрации акта гражданского состояния) установленной формы либо отказ в государственной регистрации акта гражданского состояния;
  • при выдаче документа (повторного свидетельства либо справки), подтверждающего факт государственной регистрации акта гражданского состояния, - выдача заявителю повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния;
  • при внесении исправлений (изменений) в записи актов гражданского состояния - выдача заявителю нового свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния с внесенными исправлениями (изменениями) либо отказ во внесении исправлений (изменений) в запись акта гражданского состояния;
  • при восстановлении записи акта гражданского состояния - выдача заявителю свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена;
  • при аннулировании записи акта гражданского состояния - аннулирование записи акта гражданского состояния.

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами: Конституцией Российской Федерации; международными договорами Российской Федерации; Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», Семейным кодексом Российской Федерации3, главой 25.3 «Государственная пошлина» части второй Налогового кодекса Российской Федерации4, Федеральным законом от 15 ноября 1997 г. № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния»5, Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами.

Для предоставления государственной услуги заявителем представляются документы, предусмотренные Федеральным законом для государственной регистрации конкретного вида акта гражданского состояния или совершения иного юридически значимого действия.

Для государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иных юридически значимых действий должны быть представлены:

  • заявление установленной формы (в случае обязательной подачи заявления в письменной форме; формы заявлений, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации № 1274;
  • документы, являющиеся основанием для государственной регистрации актов гражданского состояния и совершения иного юридически значимого действия, установленные Федеральным законом;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя; документ, подтверждающий полномочия заявителя; документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя; документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию акта гражданского состояния или совершение иного юридически значимого действия (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации);
  • иные документы, перечень которых установлен Федеральным законом.

В качестве документа, удостоверяющего личность, заявителем может представляться:

  • паспорт гражданина Российской Федерации, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации на территории России;
  • паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (в случае отсутствия паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории России);
  • паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законодательством или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина;
  • разрешение на временное проживание в виде документа установленной формы, выдаваемого лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность;
  • вид на жительство (в отношении лица без гражданства);
  • временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации (в случаях получения повторных документов, подтверждающих факт государственной регистрации актов гражданского состояния).

Заявители вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются в обоснование своих требований или возражений и иным образом содействовать органам, предоставляющим государственную услугу, в установлении содержания норм иностранного семейного права6.

Книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния, прошитые, пронумерованные и скрепленные печатью, хранятся в органе записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации данных актов гражданского состояния.

Книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги), собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, прошитые, пронумерованные и скрепленные печатью, а также метрические книги, составленные до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, хранятся в органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния и на территории которого данные записи актов гражданского состояния были составлены.

Записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).

Создание надлежащих условий хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния (актовых книг) в органах записи актов гражданского состояния обеспечивают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации7.

Книги государственной регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) хранятся в органах записи актов гражданского состояния в течение ста лет со дня составления записей актов гражданского состояния.

По истечении ста лет органы записи актов гражданского состояния передают в государственные архивы собранные из первых экземпляров записей актов гражданского состояния актовые книги и метрические книги в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Актовые книги, собранные из вторых экземпляров записей актов гражданского состояния, подлежат уничтожению.

Информация о работе Акты гражданского состояния и их регистрация