Акты гражданского состояния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 06:19, контрольная работа

Краткое описание

Актами гражданского состояния принято называть юридические факты, определяющие гражданское состояние, - гражданско-правовое и имеющее юридическое значение семейное положение граждан (физических лиц). Некоторые из имеющих такое значение фактов признаются актами гражданского состояния сами по себе независимо от регистрации в установленном законом порядке (например, рождение и смерть человека), другие же приобретают юридическое значение, т.е. становятся юридическими фактами только в случае их регистрации (например, заключение и расторжение брака, перемена имени).

Содержание

Акты гражданского состояния: понятие, значение, виды, порядок регистрации.
Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений.
Специальные виды обязательств хранения.
Задача
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Гражданское право 1 вариант.docx

— 60.54 Кб (Скачать файл)

Содержание

  1. Акты гражданского состояния: понятие, значение, виды, порядок  регистрации.
  2. Ценные бумаги как объекты гражданских правоотношений.
  3. Специальные виды обязательств хранения.
  4. Задача
  5. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акты гражданского состояния: понятие, значение, виды, порядок регистрации

Акты гражданского состояния (англ. acts of civil status) - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан.

Актами гражданского состояния  принято называть юридические факты, определяющие гражданское состояние, - гражданско-правовое и имеющее  юридическое значение семейное положение  граждан (физических лиц). Некоторые  из имеющих такое значение фактов признаются актами гражданского состояния  сами по себе независимо от регистрации  в установленном законом порядке (например, рождение и смерть человека), другие же приобретают юридическое  значение, т.е. становятся юридическими фактами только в случае их регистрации (например, заключение и расторжение  брака, перемена имени).

Регистрация актов гражданского состояния ведется органами записи актов гражданского состояния (загсами), состоящими при органах местного самоуправления, путем внесения состояния (актовые книги) и выдачи гражданам  свидетельств на основании этих записей (ст. 47 ГК).

Согласно п.1 ст. 47 ГК, государственной  регистрации подлежат следующие  акты гражданского состояния:

рождение человека;

заключение брака;

расторжение брака;

усыновление (удочерение);

установление отцовства;

перемена имени;

смерть.

Аннулирование и восстановление записей, а при наличии спора  между заинтересованными лицами также и их изменение производятся по решению суда.

Подробная регламентация  записи актов гражданского состояния, согласно ст. 47 ГК, устанавливается  законом об актах гражданского состояния.

Акты гражданского состояния, совершенные по религиозным обрядам  до образования или восстановления органов записи актов гражданского состояния, приравниваются к актам  гражданского состояния, совершенным  в органах записи актов гражданского состояния в соответствии с действовавшим на момент их совершения законодательством, и не требуют последующей государственной регистрации.

Актом гражданского состояния  называется также сама запись об этих событиях. Так, рождение, заключение и  расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени  и смерть гражданина законом отнесены к числу фактов, определяющих гражданско-правовой статус гражданина (п. 1 ст. 47 ГК).

Возникновение и прекращение  правоспособности связывается с  моментом рождения и моментом смерти гражданина, вступление в брак влечет возникновение права общей совместной собственности супругов, а усыновление - и отношения законного представительства, и весь комплекс личных и имущественных  прав и обязанностей, возникающих  между родителями и детьми.

Законодательство об актах  гражданского состояния состоит  из Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее ФЗ «Об актах»), основывающегося  на положениях Гражданского кодекса  Российской Федерации (далее ГК РФ), Семейного кодекса Российской Федерации (далее СК РФ).

Государственной регистрации  подлежат следующие акты гражданского состояния.: рождение, заключение брака, расторжение брака, усыновление (удочерение), установление отцовства, перемена имени, смерть.

Ввиду неоднородности фактов, охватываемых понятием "акты гражданского состояния", государственная регистрация  выполняет различные функции. Так, регистрация рождения, усыновления (удочерения), установления отцовства, смерти носит удостоверительный  характер, поскольку права и обязанности  из этих фактов возникают независимо от самого акта государственной регистрации. Заключение брака, его расторжение, перемена имени порождают юридические  последствия только после самого факта государственной регистрации. Следовательно, для заключения брака, его расторжения, перемены имени  государственная регистрация имеет  не только удостоверительный, но и правообразующий  характер.

Регистрация производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов  РФ (ЗАГС), путем внесения соответствующих  записей в книги государственной  регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании  этих записей (ст. 47 ГК РФ).

Государственная регистрация  актов гражданского состояния осуществляется посредством составления двух идентичных экземпляров на бланке соответствующей  формы, куда включаются необходимые  сведения о гражданине и о самом  акте гражданского состояния.

Первый и второй экземпляры записей актов гражданского состояния, формируются в хронологическом  порядке в государственные актовые  книги.

Первые экземпляры актовых  книг хранятся в органах загса  по месту их составления, вторые - в  органе исполнительной власти субъекта РФ.

Актовые книги, собранные  из первых экземпляров записей актов  гражданского состояния по истечении 75 лет со дня составления записей  актов гражданского состояния передаются органами загса на постоянное хранение в государственные архивы. Порядок  передачи в архивы актовых книг устанавливается  в соответствии с правилами, утверждаемыми Росархивом и Минюстом РФ.

При совершении записей  актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, подлежащие регистрации в  органах записи актов гражданского состояния, и предъявлены документы, удостоверяющие личность заявителей: паспорт; офицерами и военнослужащими, проходящими службу по контракту, - удостоверение личности; военнослужащими  срочной службы - военный билет; иностранцами - национальный паспорт; лицами без  гражданства - вид на жительство для  лица без гражданства.

Документы иностранных  граждан и лиц без гражданства, выданные в других государствах и  предъявленные для государственной  регистрации акта гражданского состояния, должны быть легализованы в соответствии с международным законодательством  и переведены на русский язык. Верность перевода должна быть нотариально удостоверена.

Запись акта гражданского состояния, составленная в двух идентичных экземплярах, должна быть прочитана  и подписана заявителем, а также  составляющим запись работником органа ЗАГС, и скреплена печатью органа ЗАГС с изображением Государственного герба Российской Федерации.

В случае утраты свидетельства  о государственной регистрации  акта гражданского состояния повторное  свидетельство выдается органом  ЗАГС по месту хранения первого экземпляра записи акта. В случае утраты первого  экземпляра заявителю необходимо обратится  по месту хранению второго экземпляра. Перечень лиц имеющих право на получение повторного свидетельства, а также порядок их выдачи, регламентируется статьей 9 ФЗ «Об актах».

Размер и порядок уплаты (освобождения от уплаты) государственной  пошлины за государственную регистрацию  актов гражданского состояния определяются законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах.

В случае отказа в государственной  регистрации акта гражданского состояния  руководитель органа ЗАГС обязан по требованию заявителя выдать извещение формы  № 37 с указанием в тексте мотивов  отказа.

Регистрации актов гражданского состояния, как правило, придается  необратимый характер.

Внесение исправлений  в записи актов гражданского состояния  производится при отсутствии спора  между заинтересованными лицами и наличии оснований, предусмотренных  пунктом 2 статьи 69 ФЗ «Об актах». При  наличии такого спора либо отказе органа загса в исправлении или  изменении записи спор разрешается  судом.

Основанием является заключение органа загса о внесении исправлений  или изменений в запись акта гражданского состояния, в случае если:

1) в записи акта гражданского  состояния указаны неправильные  или неполные сведения, а также  допущены орфографические ошибки;

2) запись акта гражданского  состояния произведена без учета  правил, установленных законами  субъектов РФ;

3) представлен документ  установленной формы об изменении  пола, выданный медицинской организацией.

Кроме этого в ст. 69 Закона "Об актах гражданского состояния" перечислены и другие основания.

В том случае, если органы загса при отсутствии спора о  праве отказывают внести исправления  в произведенную запись, возможно обращение в суд с заявлением об установлении неправильности записи в книгах записей актов гражданского состояния (ст. 268 Гражданского Процессуального  Кодекса - ГПК).

Дела об установлении неправильностей  записей актов гражданского состояния  нельзя отождествлять или смешивать  с делами об установлении факта регистрации  рождения, усыновления, брака, развода  и смерти (п. 3 ст. 247 ГПК). Главное отличие  заключается в том, что в делах  об установлении неправильностей записей  актов гражданского состояния имеется  документ, подтверждающий соответствующий  факт, но в этом документе имеются  ошибки или неточности.

Заявление подается в суд  по месту жительства заинтересованного  лица, независимо от того, в каком  органе загса регистрировался акт, нуждающийся в исправлении. В  качестве заинтересованных лиц могут  выступать не только граждане, имеющие  дефектный документ, выданный органами загса, но и, например, наследники лица, у которых в связи со смертью  лица, актовая запись на имя которого была неточной, возникают определенные права и обязанности.

В заявлении должно быть указано, в чем именно заключается  неправильность записи актов гражданского состояния, когда и каким органом  загса было отказано в исправлении  произведенной записи (ст. 269 ГПК).

Установив неправильность записи, суд выносит решение, которым  удовлетворяет заявление. В решении  должно быть указано, какая запись является неправильной, в отношении какого лица (каких лиц) она составлена, каким органом загса и когда. На основании судебного решения орган загса обязан внести исправление в соответствующую запись в книгах записей актов гражданского состояния.

Заявление о внесении исправлений  в запись акта гражданского состояния  форма №17 подается заинтересованным лицом в орган ЗАГС по месту  его жительства или по месту хранения записи акта, подлежащей исправлению, и должно быть рассмотрено в месячный срок со дня поступления заявления.

При наличии уважительных причин (неполучение копии записей  актов, в которые необходимо внести изменение, и других) срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на два месяца.

Одновременно с подачей  заявления должны быть представлены свидетельство, подлежащее замене в  связи с исправлением, и документы, подтверждающие наличие основания  для внесения исправления. Также  должны быть предъявлены паспорт  заявителя и квитанция об уплате государственной пошлины.

При внесении исправлений  или изменений в записи актов  гражданского состояния текст, подлежащий исправлению или изменению, зачеркивается  прямой горизонтальной чертой таким  образом, чтобы его можно было прочитать. Новые сведения располагаются  рядом с этим текстом либо над  ним в зависимости от наличия  свободного места в графе. При  этом в графе "Иные сведения и  служебные отметки" указываются  сведения о внесении исправлений  или изменений в реквизиты  документа, на основании которого они  были внесены. Указанные сведения заверяются подписью руководителя органа, который  вносит исправления или изменения, и печатью.

На основании исправленной или измененной записи акта гражданского состояния заявителю выдается новое  свидетельство о государственной  регистрации акта гражданского состояния.

Восстановление записей  актов производится органом ЗАГС по месту составления утраченной записи акта на основании вступившего в силу решения суда о восстановлении записи акта или об установлении факта государственной регистрации записи акта.

Восстановление соответствующей  записи представляет собой точное ее воспроизведение в первоначальном виде.

На основании восстановленной  записи акта гражданского состояния  выдается свидетельство с отметкой о том, что запись акта гражданского состояния восстановлена.

В случае, когда утраченная запись акта была составлена за пределами  Российской Федерации, восстановление записи акта может произвести орган  ЗАГС по месту вынесения решения  суда.

Аннулирование записи акта производится органом ЗАГС по месту  хранения записи акта, подлежащей аннулированию, на основании вступившего в силу решения суда об аннулировании записи акта.

Информация о работе Акты гражданского состояния