Актуальные проблемы законодательного процесса Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование сущности и содержания понятия «законодательный процесс».
Для достижения указанных целей мною поставлены следующие задачи:
1. выявить сущность, понятие и значение законодательного процесса;
2. рассмотреть стадии законодательного процесса и дать им характеристику;

Содержание

1.Введение……………………………………………………………
2. Понятие законодательного процесса
3.Стадии законодательного процесса
4.Особенности принятия федеральных конституционных законов
5. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации
6.Заключение

Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА  Минюста России)

 

 

 

 

                                    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

(наименование  факультета)

 

                                          Государственно-правовых дисциплин

(наименование  кафедры)

 

 

 

Курсовая работа

 

По конституционному праву РФ

 

ТЕМА: «Актуальные проблемы законодательного процесса   Российской Федерации.»

 

 

 

 

                          Выполнила студентка

1СП-12 учебной группы 1 курса

 

 

 

                                                                                                                                                                                (фамилия, имя, отчество)

                                                                        

.

 

 

                                                                                                                      Дата защиты  ______________

                                                                           Оценка _________________

                                                                                     _________________________

 

 

 

 

 

                                            

                                          

                                           Хабаровск 2013 г.

 

                                                         Содержание

 

1.Введение……………………………………………………………

 

2. Понятие законодательного процесса                                                                     

 

3.Стадии законодательного  процесса                                                                     

 

4.Особенности принятия федеральных конституционных законов

 

5. Лоббизм в законодательном процессе Российской Федерации

 

6.Заключение

 

Список использованной литературы

 

                                                      Введение

 

Произошедшие  за последние годы общественные преобразования в Российской Федерации, в первую очередь, затронули законотворчество, формирующее основы нормативного правового регулирования общественных отношений. Современные общественные отношения нуждаются не просто в новых законодательных актах, а в эффективном нормативном правовом регулировании, что обеспечивается, в том числе эффективностью законотворчества. Процесс принятия новых законов в Российской Федерации именуется законодательным процессом и именно ему посвящена данная работа.

В современном  обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных нормативных актах - с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает от различных посягательств. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Столь значительная роль законодательства в жизни человека и общества предполагает знание, прежде всего, того, каким образом оно создается, формируется и развивается, в чем суть законотворчества. Без такого знания исключается сколько-нибудь успешная деятельность по созданию законов и подзаконных нормативных актов, призванных служить задачам обеспечения свободы человека и прогресса общества. Современный законодательный процесс в Российской Федерации проходит в чрезвычайно сложно политической обстановке, детерминированной состоянием недостаточно высокого развития экономических и социальных отношений внутри государства. Это, на мой взгляд, и обусловливает особенности законодательного процесса, его основные элементы, свойства и принципы, отличные от западноевропейской и американской законодательной модели. Экономическая и социальная данность заставляет законодателя стремиться к эффективному, адекватному, своевременному регулированию той или иной группы общественных отношений.

Законотворчество, как и другие виды человеческой деятельности, требует соответствующей квалификации лиц, его осуществляющих. Поэтому участники законотворческого процесса должны обладать необходимыми специальными профессиональными знаниями и умениями, включающими эффективное использование методов, правилами и приемами, обеспечивающими высокое качество принимаемых законов. Одной из основных причин низкого качества современных российских законов является недостаточная разработка правил законотворческой техники в Российской Федерации, а также отсутствие навыков их использования субъектами законотворчества.

 

Всю проблематику подготовки и принятия законов в  правовом государстве можно разделить  на три предметных сферы:

 

1.      проблемы политического характера,  законодательной политики;

 

2.      проблемы регламентного уровня, иначе говоря, проблемы организации законодательного процесса;

 

3.      проблемы языка, стиля, терминологии, классификации, кодификации, систематизации - все то, что обобщенно называют  «проблемами юридической техники»

 

На сегодняшний  день в Российской Федерации недостаточно развитыми остаются правила, которые должны применяться при разработке концепции закона.

 

Целью  данной курсовой работы является исследование сущности и содержания понятия «законодательный процесс».

 

Для достижения указанных целей мною поставлены следующие задачи:

 

1.      выявить сущность, понятие и значение  законодательного процесса;

 

2.      рассмотреть стадии законодательного  процесса и дать им характеристику;

 

3.      рассмотреть последовательность  принятия федеральных конституционных  законов в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

 

                                    Понятие законодательного процесса                                                                     

 

Законодательный процесс представляет собой совокупность последовательно сменяющих друг друга стадий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. Закон считается принятым и вступившим в силу, если он внесен, рассмотрен, принят двумя палатами парламента, подписан и обнародован главой государства в соответствии с установленным Конституцией порядком.

Нарушение конституционного порядка прохождения законопроекта  хотя бы на одной из этих стадий лишает принятый акт законной силы. Поэтому  Конституция РФ и Регламенты палат  детально регламентируют законодательный процесс. Споры и разногласия по поводу неопределенности некоторых формулировок этих актов привели к рассмотрению соответствующих вопросов законодательного процесса Конституционным Судом РФ.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой (ч. 1, ст. 105), говоря нам о том, будто законодательный процесс на этом заканчивается. На самом деле Государственная Дума только утверждает законопроект, который после этого именно в таком качестве передается в Совет Федерации. Совет Федерации одобряет или не одобряет тоже законопроект и только после того, как Президент РФ подпишет законопроект и опубликует его, законопроект становится законом, т. е. может считаться принятым. Однако такое понимание процесса перерастания законопроекта в закон в нашей конституционной системе отсутствует, в связи с чем приходится пользоваться закрепленной в Конституции терминологией.

Конституционный Суд РФ в одном из своих решений  внес определенную ясность в этот вопрос, указав, что понятие "принятый федеральный закон", содержащееся в ч. 1 ст. 107 Конституции Российской Федерации, относится к результату законотворческой деятельности обеих палат и, следовательно, отличается от понятия "принятый Государственной Думой федеральный закон" (ч. 1, 2 и 3 ст. 105, ст. 106). Не совпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса. Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.

В юридической  литературе можно встретить понятие  «процесс законотворчества», которое  не тождественно понятию «законодательный процесс», поскольку не сводится к  регламентам и процедурным правилам, а представляет собой познавательный процесс со своими трудностями в выборе объекта и методов законодательного регулирования. Законодательный процесс является одной из составляющих законотворчества, отражая процессуальную сторону этого явления.

С формальной точки зрения законодательный процесс представляет собой сложную систему организационных действий (процедур), результатом которых является создание закона.

Совокупность  процедур составляют стадии законодательного процесса, то есть относительно законченные  этапы, содержание каждого из которых регламентировано таким образом, что только исполнение всех его составляющих дает возможность перейти к следующему этапу .

Существуют  различные мнения относительно количества стадий законодательного процесса и  соответственно объединения тех или иных процедур. В одних работах, посвященных данному вопросу, выделяются, например, только две из них: подготовка законопроекта и официальное возведение воли народа в закон . Некоторые исследователи различают три стадии: подготовка проекта нормативного акта (предварительная стадия), обсуждение и принятие нормативного акта (основная стадия) и введение в действие нормативного акта (решающая стадия) . У других юристов встречается шесть стадий : прогнозирование и планирование; внесение предложений о разработке законопроекта; разработка концепции и подготовка законопроекта; специальное и общественное обсуждение проекта; рассмотрение и принятие; опубликование закона и вступление его в силу.

Юристы-практики насчитывают значительно большее число стадий, причем это зависит от парламентских традиций и от особенностей политической системы. Так, исследовательская служба Конгресса США выделяет следующие стадии законодательного процесса: работа в подкомитете, обсуждение на заседании комитета , рассмотрение проекта руководством партии, прохождение комитета по процедурным вопросам Палаты представителей, заседание палаты на правах комитета3, заседания Палаты представителей, Сената, передача проекта в согласительный комитет, направление президенту .

Однако, как правило, в работах концептуального характера, посвященных данному вопросу, выделяются четыре основные стадии законодательного процесса:

1) внесение законопроекта  или законодательного предложения  (законодательная инициатива);

2) рассмотрение  законопроекта в палатах, комитетах (комиссиях) парламента (обсуждение законопроекта);

3) принятие закона;

4) опубликование  закона.

Процедуры законодательного процесса, составляющие содержание его  этапов, в большинстве стран регламентируются нормами конституций, других законов и регламентами. Однако практика законодательного процесса знает иные примеры. Так, в Конституции США достаточно лаконично говорится о законодательном процессе. Несколько норм ст. 1 закрепляют общую последовательность действий, не раскрывая всех процедур законотворчества: реализация права законодательной инициативы, порядок прохождения билля в палатах парламента, участие главы государства и т.д. Особенность американской Конституции — небольшой объем норм, наличие только общих правил отражает позицию ее авторов, считавших, что практика всегда найдет лучшее решение, чем доктринальное. Именно «рамочный характер» Конституции США, ее гибкость наряду с доставшимися от саксонской системы права уважением и любви к прецедентам определили жизнеспособность основного нормативного акта страны. Институты права (в том числе процедуры и правила законодательного процесса) восприняли базисные принципы британского права, но их развитие шло вместе с потребностями американского общества. Так, формальное отсутствие (но не запрет) в Конституции США права законодательной инициативы президента в настоящее время не препятствует ему активно участвовать в законодательном процессе. Это стало возможно в силу фактически выполняемых президентом функций при незыблемом сохранении основополагающих принципов американской конституции: федерализм, двухпартийная система, разделение властей. Тесные связи главы государства с партийными фракциями в парламенте позволяют ему эффективно «законодательствовать». При этом наличие двух палат (формируемых на основе разных принципов) и относительная независимость их глав от президента приводят в действие механизм сдержек и противовесов, что обеспечивает стабильность законотворчества как по форме (в том числе и процессуальной) так и по содержанию.

Универсальность и уникальность правил и процедур законодательного процесса США доказывает тот факт, что они стали неписаным, обычным правом для всех американских совещательных ассамблей, т.е. для любых организованных групп, собирающихся для ведения своих дел (а не только для формальных законодательных органов). Практика американского Конгресса пользуется безоговорочным авторитетом во всех основных парламентских процедурных вопросах (например, какие предложения могут быть внесены на обсуждение, каков порядок предпочтительности их обсуждения и каковы их последствия) .

Информация о работе Актуальные проблемы законодательного процесса Российской Федерации