Актуальные проблемы гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 03:40, реферат

Краткое описание

Проблемы права возникают, как правило, по причине его не совершенства, наличия в нем коллизий и пробелов.
Юридическая коллизия – это расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одинаковые или смежные правоотношения, а так же между компетенцией органов власти.
Коллизии могут быть вызваны объективными или субъективными причинами, в частности:
Динамика развития общественных отношений;
Особенности характера общественных отношений и необходимость их дифференцированного регулирования;
Особенности правотворческого процесса;

Вложенные файлы: 1 файл

Aktualnye_problemy_grazhdanskogo_prava.doc

— 149.50 Кб (Скачать файл)

Недостаточно четко  определены источники выплаты вознаграждения и его размер.

Согласно статье 16 ФЗ «Об опеке и попечительстве», вознаграждение выплачивается за счет:

  1. Доходов от имущества подопечного. Предельный размер вознаграждения составляет 5% дохода от использования имущества за отчетный период;
  2. Средств третьих лиц;
  3. За счет средств бюджета Российской Федерации.

В большинстве субъектов  выплата вознаграждения опекунам и  попечителям совершеннолетних граждан не предусмотрено.

Вознаграждение повсеместно выплачивается только на несовершеннолетних.

В Республике Саха (Якутия) выплачивается ежемесячная компенсация, размер которой зависит от пола, возраста ребенка и района его  проживания. Максимальный размер компенсации 9,155 рублей.

Альтернативой вознаграждения за выполнение опекунских обязанностей является возможность безвозмездно пользоваться имуществом подопечного. Такое право предоставляется опекунам по их просьбе, в том числе в отношении жилых помещений. Однако право пользоваться жилым помещением подопечного предоставляется только в случае удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного и при других исключительных обстоятельствах.

Объявление гражданина умершим

К числу сложных теоретических  проблем относится правовая неопределенность положения гражданина, объявленного умершим, но находящегося в живых. В этом случае возникает юридическая коллизия, когда один и тот же человек в одно, и тоже время является живым, а значит правосубъектным участником гражданского оборота и юридически несуществующим, так как объявленная судебным решением смерть данного лица повлекла прекращение всех правоотношений с его участием.

Проблемы законодательства Российской Федерации, регламентирующего правовое положение юридических лиц

Концепция развития законодательства о юридических лицах, содержит следующие направления его совершенствования:

  • Необходимость упрощения и унификации законодательного урегулирования;
  • Устранение множественности в законах, определяющих правовое положение организаций;
  • Повышение роли гражданского кодекса в регулировании статуса юридических лиц.

Статус юридических  лиц определяется не только общими положениями гражданского кодекса, но и массой отдельных федеральных  законов (например, о кооперативах (к  ним 10 законов применяется)).

Статус хозяйственных обществ регулируются лишь двумя федеральными законами. Однако содержащаяся в них регламентация в отдельных случаях противоречит общим нормам гражданского кодекса и отличается нестабильностью. Результатом такой ситуации стало появление в специальных законах норм о недействительных сделках, об исковой давности, вещных правах. Наметилась тенденция обособления законодательства о хозяйственных обществах от общего гражданского законодательства.

Предлагается консолидировать  федеральные законы об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью в единый федеральный закон о хозяйственных обществах.

Обсуждается целесообразность отказа от конструкции закрытых акционерных  обществ, поскольку их статус во многом совпадает с обществом с ограниченной ответственностью, а правом выпуска акций многие ЗАО не пользуются.

Также предлагается отказ  от общества с дополнительной ответственностью в связи с его слабой распространенностью 

Излишним считается  федеральный закон о некоммерческих организациях , который принимался только с целью введения в гражданский оборот  двух новых организационно-правовых форм некоммерческих организаций – некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации.

В гражданском кодексе  должен быть закреплен исчерпывающий перечень не только коммерческих, но и некоммерческих организаций.

К некоммерческим организациям применяются упрощенные правила  о наличии имущества.

Если некоммерческие организации наряду со своей основной деятельностью участвуют в предпринимательской деятельности, как считается, должны предъявляться дополнительные требования, гарантирующие соблюдение интересов их кредиторов.

Юридические лица (некоммерческие) вправе заниматься не любыми видами предпринимательства, а лишь соответствующими основному  профилю их деятельности, хотя законодательство таких требований не содержит.

Предлагается обязать  некоммерческие организации, занимающиеся предпринимательством формировать  уставный капитал в размере, как  минимум, минимального капитала хозяйственного общества.

Конструкция юридического лица создает опасность для имущественного оборота, поскольку, учредители юридических  лиц заведомо ограничивают свою ответственность  перед всеми другими его участниками, перекладывая на них свои имущественные  риски. Считается, что применение института юридического лица должно опираться на баланс интересов предпринимателей, имеющих статус юридических лиц и всех остальных участников гражданского оборота.

Разрешением проблемы считается  повышение требований к уставному  капиталу и формирование его в денежной форме.

В зарубежных странах  имеется практика учреждения коммерческих организациях с минимальным капиталом. Например, в Германии с 2008 года разрешается  создавать общество с ограниченной ответственностью с уставным капиталом  в 1евро, однако учредители такого общества до образования у него стандартного уставного капитала в размере 25,000 евро несут личную, неограниченную имущественную ответственность по долгам такого общества.

В западной Европе имеются  две основные системы создания и  функционирования юридических лиц:

  1. Английская - Предъявляет либеральные требования к уставному капиталу и регистрации юридического лица, но строгие требования к его последующему функционированию;
  2. Германская – Предъявляется такие же требования к созданию юридического лица, но либерально относится к его дальнейшему функционированию.

В совершенствовании нуждается так же законодательство.

Законодательством о  регистрации не решена проблема соотношения  местонахождения юридического лица и его почтового адреса.

Согласно статье 54 ГКРФ, место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, а государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица.

Возникает неясность, возможно ли наличие почтового адреса организации, который располагался бы вне пределов территориального образования, являющегося местом нахождения юридического лица.

Налоговые органы при  регистрации ведут государственный реестр юридических лиц и ИП.

Реестр – это перечень, опись.

В соответствии со статьей 4 ФЗ «О государственной регистрации» юридического лица и ИП, государственные  реестры содержат сведенья о создании, реорганизации, ликвидации юридического лица и ИП, и соответствующие документы.

Глава 7 данного ФЗ именуется государственная регистрация юридического лица, в связи с его ликвидацией, тогда как при ликвидации, регистрация юридического лица не производится, а происходит ликвидация юридического лица.

Обсуждается целесообразность ведения единого государственного реестра, поскольку в его полном виде он является перечнем налогоплательщиков, тогда как по месту регистрации он должен являться гарантией защиты интересов участников гражданского оборота.

Рассматривается необходимость  усиления личной имущественной ответственности учредителей и руководителей юридических лиц за результат своей деятельности.

Статья 50 ГКРФ предлагает делить все юридические лица на коммерческие и некоммерческие по двум критериям:

  1. Основная цель деятельности;
  2. Возможность распределения прибыли между участниками.

Понятие основная цель деятельности юридического лица носит оценочный характер. Законодательство не содержит даже примерного перечня признаков, по которым можно было бы отделить основную деятельность от не основной деятельности.

Некоммерческим организациям разрешено осуществлять деятельность, приносящую доход, распределять между участниками доходы, а коммерческая организация - унитарное предприятие не имеет такого права.

По задумке законодателя, коммерческие организации наделяются общей правоспособностью.

Вместе с тем, специальной  правоспособностью наделяется такая  коммерческая организация как унитарное  предприятие.

Подвергается критике  возможность преобразования коммерческой организации в некоммерческую и  наоборот.

Также подвергается критике  закрепление в виде исчерпывающего требования таких способов имущественного обособления юридического лица как  право собственности, право хозяйственного ведения и право оперативного управления, а так же возможность учреждения хозяйственных обществ одним лицом, что исключает признак организационного единства.

Признак организационного единства предполагает существование  в организации определенной внутренней структуры, отвечающей целям и задачам юридического лица и выражающийся в наличии у него органов и структур, подразделений, которые могут быть обособлены от юридического лица.

ГКРФ известно лишь два  вида обособленных структурных подразделений юридического лица (филиалы и представительства).

В соответствии со статьей 11 НКРФ, обособленные подразделения  организации – является любое  территориально обособленное от неё  подразделение, по месту нахождения которой оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного  подразделения организации таковым  производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в  учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Считается, что обособленное структурное подразделение могут  создаваться в иных формах помимо филиалов и представительств, поскольку нет законодательного запрета.

Практика свидетельствует о наличии обособленных подразделении в форме офисов, депо, вокзала, отделения.

Филиалы, представительства  и другие подразделения должны территориально обособляться от другого юридического, но поскольку место нахождения юридического лица законодательством четко не регламентировано, имеется ряд точек зрения на обособление структурных подразделений:

  1. Местом нахождения юридического лица является адрес по которому с ним осуществляется связь, поэтому если почтовые адреса обособляемого подразделения и постоянно действующий исполнительный орган различны, то у подразделения появляется формальные признаки обособленного;
  2. Законодатель обобщенно понимает под местом нахождением юридического лица на территории подведомственной регистрирующему органу, поэтому обособленным должно считаться любое структурное подразделение, находящееся на территории подведомственной иному регистрационному органе;
  3. Территориально обособленное структурное подразделение юридического лица означает нахождение структурного подразделения в другой по отношению к юридическому лицу административно территориальному единице.

Реорганизация юридического лица

В законодательстве закреплены основания и последствия признания  реорганизации недействительной.

В качестве оснований  недействительности реорганизации, предлагается закрепить:

  1. Не уведомление кредиторов в предстоящей реорганизации и должника;
  2. Нарушение прав миноретарных участников на получение информации о проведении реорганизации;
  3. Нарушение имущественных прав миноретарных участников голосовавших против реорганизации;
  4. Процессуальные нарушения при проведении общего собрания участников;
  5. Злоупотребление правами на реорганизацию с целью уйти от налоговых и иных законодательств.

По вопросам правовых последствий признания реорганизации  недействительной в связи с отсутствием законодательства, предлагают:

  1. Признание реорганизации недействительной должно влечь ликвидацию юридического лица;
  2. Восстановление положения, существовавшего до реорганизации;
  3. Оспаривание реорганизации не допускается;

Одной из сложной практической проблемой является проблемы защиты реорганизации юридического лица от предъявления требований кредиторов, которым ст. 60 ГКРФ предоставляет право требовать прекращение или досрочное исполнение обязательств и возмещение убытков.

Информация о работе Актуальные проблемы гражданского права