Авторское право и смежные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Краткое описание

Авторское право и смежные права – одна из составных частей гражданского кодека Российской Федерации, которая обеспечивает защиту прав создателей интеллектуальных произведений. Признание, уважение и защита авторских прав стимулирует развитие индивидуальной творческой активности человека, а также обеспечивает доступность произведений для широких слоев общества. Авторское право касается особых форм творчества, которые имеют отношение главным образом к средствам массовых коммуникаций. Оно регулирует практически все формы и методы массовых коммуникаций - не только печатных, но также радио- и телепередач, проката фильмов и т.д. и даже компьютерных систем хранения и использования информации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Понятие и общая характеристика авторского права и смежных прав
2 Защита авторского права и смежных прав
3 Авторство в сети
4 Международные соглашения относительно авторских прав. Перспектива развития в мире.
4.1 Stop Online Piracy Act (SOPA)
4.2 PIPA
4.3 The Anti-Counterfeiting Trade Agreement (ACTA)
Заключение
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

ДОК ГП.docx

— 65.36 Кб (Скачать файл)

Необходимость в применении такого способа защиты, как признание  авторского или смежного права, возникает  тогда, когда наличие у лица данного  права подвергается сомнению, авторское  или смежное право оспаривается, отрицается или имеется реальная угроза таких действий. Неопределенность существования авторского или смежного права зачастую приводит к невозможности  его использования или, по крайней  мере, затрудняет такое использование. Например, если произведение опубликовано автором анонимно или под псевдонимом, может возникнуть необходимость  подтверждения в судебном порядке  авторства на это произведение, без  чего невозможно ни передать права  на использование произведения, ни защитить их в случае нарушения. Признание  права авторства как раз и  является средством устранения неопределенности во взаимоотношениях субъектов, создания условий для реализации иных прав и предотвращения со стороны третьих  лиц действий, препятствующих их нормальному  осуществлению.

Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, применяется в тех случаях, когда  авторское или смежное право  в результате нарушения не прекращает своего существования и может  быть реально восстановлено путем  устранения последствий правонарушения. Например, автор, обнаруживший, что в ходе подготовки его произведения к опубликованию или в процессе его использования в него внесены не согласованные с ним изменения, может потребовать восстановления произведения в его первоначальном виде.

В тех случаях, когда произведение уже обнародовано, восстановить нарушенные авторские права в полном объеме уже невозможно. Однако для защиты своих нарушенных интересов и  частичного восстановления прав автор  может потребовать публикации сведений о допущенном нарушении.

Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его  нарушения, как и признание права, может применяться в сочетании  с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное  значение. Так, в случае бездоговорного использования произведения его  автор может потребовать как  запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые  им понесены в связи с таким  использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы  лишь прекратить (пресечь) нарушение  его прав на будущее время или  устранить угрозу их нарушения. Типичными  примерами реализации данного способа  защиты являются наложение запрета  на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или  переработки и т. п.

Возмещение убытков, взыскание  с нарушителя незаконно полученного  дохода или выплата им компенсации  в твердой сумме представляют собой один из наиболее действенных  способов защиты авторских и смежных  прав. В данном случае имущественный  интерес потерпевшего удовлетворяется  за счет денежной компенсации понесенных им имущественных потерь. При этом такая компенсация может быть либо прямо увязана с размером причиненного вреда (возмещение убытков), либо связана с ним лишь косвенным  образом (взыскание незаконного  дохода), либо вообще относительно независима от него (выплата компенсации).

Основной формой компенсации причиненного потерпевшему ущерба является возмещение убытков. Убытки взыскиваются в полном объеме, т.е. и в виде реального ущерба, и в виде упущенной выгоды. Примером реального ущерба являются расходы, затраченные потерпевшим на устранение искажений произведения или на восстановление материального носителя, который поврежден или уничтожен нарушителем авторских прав. Упущенной выгодой выступают те не полученные потерпевшим доходы, которые он мог бы получить при нормальном осуществлении своего авторского или смежного права. Поскольку доказать наличие убытков и обосновать их размер, особенно в части упущенной выгоды, бывает не всегда просто, закон предоставляет потерпевшим возможность компенсировать понесенные ими убытки двумя другими, более простыми способами.

Во-первых, они могут взыскать с нарушителя в свою пользу весь доход, полученный последним вследствие нарушения авторских и смежных  прав. В данном случае ответственность  нарушителя существенно повышается, так как речь идет обо всем его  незаконном доходе, а не только о  полученной им прибыли. Напротив, положение  потерпевшего облегчается, поскольку  доказать размер дохода нарушителя, по общему правилу, гораздо проще, чем  обосновать свою упущенную выгоду. В частности, это может быть сделано  расчетным путем, исходя, например, из объема тиража и стоимости одного экземпляра произведения или фонограммы.

Во-вторых, обладатели нарушенных авторских или смежных прав могут  поступить еще проще, потребовав от нарушителя выплаты компенсации  в твердой сумме. Размер компенсации  определяется судом на основании  иска потерпевшего в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством  РФ. При определении конкретного  размера компенсации судом должны учитываться предполагаемый размер убытков потерпевшего, размер извлеченных  нарушителем доходов, степень его  вины и иные факторы.

Наряду с применением  одного из рассмотренных способов защиты, выбор, которого осуществляется самим потерпевшим, он вправе потребовать от виновного нарушителя компенсации причиненного морального вреда. Правовым основанием для этого служат ст. 151,1099-1101 ГК, которые при наличии предусмотренных в них условий, в частности нарушения личных неимущественных прав авторов и исполнителей, применяются и в рассматриваемой сфере.

Административно-правовой способ защиты авторских прав состоит в  рассмотрении жалоб авторов и  других заинтересованных лиц, а также  протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов - министерствам, государственным комитетам и  т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной  инициативе в случаях обнаружения  фактов их нарушения.

Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты.

Защита личных неимущественных  прав автора осуществляется вне зависимости  от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов  автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных  прав не применяется (ст.90 ГК РФ).

Требования об устранении допущенных нарушений личных неимущественных  прав могут быть предъявлены автором, а после его смерти – наследниками или лицом, на которое автор возложил охрану неприкосновенности своих произведений, а также организациями, на которые  возложена охрана авторских прав.

Закон России «Об авторском  праве и смежных права» определяет ряд мер, которые могут быть применены  в целях защиты нарушенных авторских  прав. Так, в соответствии с этим законом, суд может вынести определение о запрете осуществляемой ответчиком противоправной деятельности, к которой относится изготовление, воспроизведение, продажа, импорт или иное предусмотренное законом использование, а также транспортировку, хранение или владение с целью выпуска в гражданский оборот экземпляров произведения и фонограмм, в отношении которых предполагается, что они являются контрафактными. (Контрафактными являются экземпляры произведения или фонограммы, изготовление или распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав.)

Хотелось бы заметить, что  в соответствии со ст. 40 Типового закона ВОИС определение о запрещении ответчику  совершать противоправные действия может быть вынесено до рассмотрения дела по существу судьей единолично. Это  положение воспринял и Закон  Российской Федерации от 9 июля 1993 г.

Обладатели исключительных авторских прав вправе требовать  от нарушителя:

  • признания прав;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права. Восстановление нарушенного права может состоять во внесении соответствующего исправления в произведение, в его заглавие или титульный лист, указании имени автора и т.д. Если исправить нарушение таким образом невозможно, то автор может требовать опубликации в печати о допущенных нарушениях;
  • пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • возмещения убытков, включая упущенную выгоду. Под убытками в этом случае понимаются как понесенные кредитором расходы, так и не полученные им по вине должника доходы.

Расходы автора могут состоять, например, в затратах на устранение искажений в его произведении.

Неполученные доходы (упущенная  выгода) – это вознаграждение, которое  автор получил бы при отсутствии нарушений его авторских прав.

Размер убытков определяется с учетом качества произведения и  ставок вознаграждения, предусмотренных  для аналогичных произведений или  способов их использования.

Требования о возмещении убытков могут быть предъявлены  независимо от требований по защите личных неимущественных прав автора, но удовлетворены  лишь в пределах срока исковой  давности;

  • взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских прав, вместо возмещения убытков;
  • выплаты компенсации, определяемой по усмотрению суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;
  • принятия иных предусмотренными законодательными актами мер, связанных с защитой их прав. В частности, автор может предъявить иск с требованием признать, что он не является автором приписываемого ему произведения.

За защитой своего права  обладатель исключительных авторских  прав вправе обратиться в установленном  порядке в судебные органы в соответствии с их компетенцией.

Суд выносит решение о  конфискации контрафактных экземпляров  произведения или фонограммы, а также  материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

По требованию обладателя авторских прав контрафактные экземпляры и фонограммы могут быть ему переданы. Если такого требования нет, контрафактные  экземпляры произведения подлежат уничтожению.

По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в  котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты  ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого  государства, если между этими государствами  заключен двусторонний договор, или  оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.

Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут  быть обеспечены лишь конкретным авторским  договором. Однако в этом случае обязанности  перед автором будет нести  только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей  страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.

Когда права российских авторов  признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного  иностранного государства и правилами  международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участи государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.

Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья  обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993г. В соответствии с названным Соглашением государства-участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участи бывшего СССР во всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство-участник считает себя связанным её положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.

Рассмотренные способы защиты прав авторов и обладателей смежных прав являются лишь основными и не исчерпывают собой всех возможных мер, которыми могут воспользоваться потерпевшие.

 

3 Авторство в сети

Проблема авторских прав в Интернете больше всего волнует тех, кто способен создавать нечто реально полезное и надеется зарабатывать на этом деньги. Проблема состоит в том, что Интернет создавался как сеть, облегчающая поиск информации и доступ к информационным ресурсам для ученых. Коммерческое использование тогда всерьез не рассматривалось, а потому и о защите авторских прав особо никто не задумывался. Поэтому сегодня главная проблема правового поля в Интернете — необходимость определить, что все-таки это такое: средство массовой информации, средство коммуникации, всемирная библиотека, всемирный рынок или всемирный базар? Подумав, можно прийти к выводу, что Интернет — это всемирный базар, именно в нашем, "постсоветском", понимании этого слова. Очень многих такое положение устраивает, но не всех. Эти немногие "не все" чаще всего наделены реальной властью и деньгами вне виртуального мира и стремятся распространить свою власть во Всемирную паутину. Пока нет четкого определения, что такое Интернет, они пытаются подходить к нему с определениями, созданными ранее и выгодными для себя. Идея гипертекста как всемирной справочной системы все чаще вступает в противоречие с целями авторского права, призванного защищать интересы создателей информации, а также с уголовным и гражданским правом, защищающим "объекты информационного воздействия". Так, в России уже прошло несколько судебных процессов против интернет-изданий, опубликовавших ложную или непроверенную информацию. Суды руководствовались в своей работе законом "О СМИ". Хотя многие интернет-издания не были зарегистрированы как средства массовой информации, к ним было применено законодательство "О СМИ" по совокупности признаков. Также, показателен недавний (январь-март 2012 года) процесс в Украине, когда временно был закрыт файлообменный сервис ex.ua по обвинению в хранении и распространении пиратских копий игрового и офисного программного обеспечения. В международной практике наиболее показательным процессом можно назвать судебные разбирательства относительно крупнейшего торрент-трекера в мире ThePirateBay (Пиратская Бухта), которые, нужно сказать, хоть и длятся уже около 5 лет, но так и не привели к каким-либо конкретным результатам. Вообще, разбирательство относительно этого ресурса является очень значимым для судебной практики относительно нарушений авторского права, так как, каким бы не было решение суда, оно станет прецедентом для последующих дел против более мелких торрент-трекеров и интернет-ресурсов подобной направленности. Закроют The Pirate Bay, осудят его владельцев – то же произойдет и с огромным множеством остальных ресурсов, предоставляющих пользователям Сети доступ к информации. Аналогично при противоположном исходе.

Информация о работе Авторское право и смежные права