Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

С наступлением рынка все большее значение для людей, чьи профессиональные, творческие интересы лежат в области интеллектуального и духовного труда, приобретает законодательство, регулирующее отношения, связанные с авторским правом, с правом на интеллектуальную собственность.
Особую остроту эти вопросы получили в связи с волной "компьютерного пиратства", поэтому в своем реферате я попытался выделить моменты, связанные с авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ.

Содержание

Введение.
I. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ
С ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1. Творческая деятельность и роль гражданского права
в ее организации
- Понятие и значение творческой деятельности.
- Понятие и признаки результата творческой деятельности.
- Роль гражданского права в организации творческой деятельности.
2. Институты гражданского права, опосредующие отношения в области
творческой деятельности
- Общие институты гражданского права и творческая деятельность.
- Теория "права интеллектуальной собственности".
- Правовая охрана открытий.
II. АВТОРСКОЕ ПРАВО
1. Понятие и значение авторского права
- Понятие авторского права.
- Принципы авторского права.
2. Основные категории авторского права
- Объекты авторского права.
- Основные разновидности объектов авторского права.
- Субъекты авторского права.
- Соавторство.
- Субъекты авторского права на зависимые произведения.
- Иные субъекты авторского права.
3. Права авторов и их защита
- Права авторов, их содержание и осуществление.
- Основные способы защиты авторских прав.
- Органы защиты авторских прав.
4. Авторско-правовая охрана программной продукции ЭВМ
- Понятие программной продукции.
- Гражданско-правовые способы охраны программной продукции.
- Авторско-правовая охрана программной продукции.
. 

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 91.22 Кб (Скачать файл)

 

                                 

- 19 - 

 

должен   получить   их  согласие.  Он  пользуется  авторским  правом  на

сборник   при   условии   соблюдения   прав  авторов,  чьи  произведения

обработал или систематизировал (п. 4 ст. 135 Основ, ст. 487 ГК). 

 

 

     Сборники    могут   состоять   из   произведений,   не   являющихся

предметом  чьего-либо  авторского  права: законы, судебные решения, иные

официальные   документы,   произведения   народного  творчества,  авторы

которых  неизвестны,  произведения,  не  охраняемые  авторским правом, и

др.   Подготовившему   сборник  из  названных  произведений  принадлежит

авторское    право,    если   он   самостоятельно   их   обработал   или

систематизировал. 

 

 

     Согласно   ст.   475   ГК,   перевод   -   самостоятельный   объект

авторского  права,  а  лицо,  его  осуществившее,  признается  субъектом

авторскою  права.  Переводчик  обладает  рядом правомочий на выполненный

перевод:  на  обозначение своего имени, опубликование, воспроизведение и

распространение перевода, на авторское вознаграждение и т. д. 

 

 

     Для    перевода    требуется    согласие    автора    оригинального

произведения.   Автор   и  переводчик  пользуются  авторским  правом  на

отдельные  объекты  (оригинальное  произведение  и выполненный перевод).

Использование перевода допускается  с согласия переводчика. 

 

 

     Право  автора  разрешать  перевод  своего  произведения  на  другой

язык   в   целях  дальнейшего  использования  дает  ему  право  получать

вознаграждение  за  использование  произведения на другом языке. Размер,

условия    и    порядок   выплаты   вознаграждения   предусматриваются в

постановлениях правительств республик. 

 

 

                  Иные субъекты авторского права. 

 

 

     Развитие      творческой     деятельности,     технических     форм

воспроизведения  ее  результатов  давно поставили на повестку дня вопрос

о   расширении   круга   участников  авторских  правоотношений  за  счет

включения     в     их     число,    например,    артистов-исполнителей,

режиссеров-постановщиков,     изготовителей    фонограмм,    вещательных

организаций,   использующих   современные  средства  приема  и  передачи

звука  и  изображения  (в  частности,  спутники, кабельное телевидение и

т.п.) . 

 

 

     Творческая   деятельность   названных   лиц  и  организаций  делает

доступными  для  широкой  публики музыкальные, драматические и иные виды

охраняемых   авторским   правом   произведений,   тогда   как  сами  они

оставались без правовой охраны. 

 

 

     Поскольку  все  они  творчески  используют созданные другими лицами

(авторами)    произведения,    их    более    ограниченные   правомочия,

"примыкающие"   к   авторским   и  закрепленные  законодательством  ряда

стран,  а  затем  и  некоторыми специальными международными конвенциями,

получили название "смежных" прав. 

 

 

     В  ст.  141  Основ  гражданском  законодательства впервые для нашей

страны  закрепляется  охрана  прав  исполнителей  (артистов), режиссеров

(постановщиков,   дирижеров),   создателей   звуко-   и   видеозаписей и

организаций   эфирного   вещания,   ставших   в  силу  этого  субъектами

авторского права (см. ст. ст. 142, 143 Основ). 

 

 

     Разумеется,    они    не   рассматриваются   в   качестве   авторов

 

                                 

- 20 - 

 

исполняемых  или  записываемых  и воспроизводимых произведений. объектом

их  авторских  прав  служит  само  исполнение  либо звуко- и видеозапись

(обычно   полученная   по   договору   с   автором).  Поэтому  особый, в

известной  мере  ограниченный  характер  носят  и  их  авторские  права,

сводящиеся  к  разрешению  (согласию) на воспроизведение (использование)

и требованию соответствующей  оплаты. 

 

 

                   3. Права авторов и их защита  

 

 

          Права  авторов,  их содержание  и  осуществление.  

 

 

     Автору  произведения  литературы,  науки  и  искусства  принадлежат

следующие  права:  право  авторства  (на  авторство),  право  на имя, на

опубликование      и     иное     использование     произведения,     на

неприкосновенность  произведения,  на  вознаграждение  за  использование

произведения   другими   лицами   (п.   2  ст.  135  Основ  гражданского

законодательства). 

 

 

     Основное  право  лица,  занимающегося  научной  или  художественной

деятельностью,  -  право  на  авторство. Оно является основополагающим в

том комплексе прав, которыми обладает автор. 

 

 

     В     юридической     литературе     высказываются    предложения о

необходимости закрепления  этого права автора в законе. 

 

 

     В  содержание  права  на  авторство  входит  не  только  право лица

считаться  творцом  созданного  произведения,  но  и требовать ссылки на

автора  при  его  использовании.  Право  авторства  сохраняется  у  лица

независимо  от  формы,  назначения  и достоинства произведения. Не имеет

значения, выпущено произведение в свет или не выпущено. 

 

 

     С    целью    индивидуализации    лиц,    создающих    произведения

литературы,  науки  и  искусства, им предоставляется право на имя. Автор

может   выпустить  в  свет  произведение  под  собственным  именем,  под

псевдонимом   или   анонимно.  Он  реализует  право  на  имя  в  случаях

использования  его  произведения,  когда вступает в договорные отношения

с другими лицами и организациями.  

 

 

     Закон   разрешает   всеми   дозволенными  способами  опубликование,

воспроизведение   и  распространение  произведения.  Под  опубликованием

понимается  всякое  сообщение  произведения  неопределенному  кругу  лиц

любым  установленным  законом  способом,  т.е. путем издания, публичного

исполнения, публичного показа, передачи по радио, телевидению и  т. д. 

 

 

     Право    автора    на    воспроизведение    означает    возможность

размножения  произведения  с  помощью  снятия  с  него  копий  или  иным

способом.  И  опубликование,  и воспроизведение осуществляются на основе

договора,   который   заключает  автор  с  организацией  (издательством,

театром,  киностудией  и  т.  д.).  Воспроизведение, как и опубликование

произведения, требует согласия автора. 

 

 

     Исключение  из  правила  об  использовании  произведения  на основе

договора  закреплено  в  законе.  Статья  492  ГК предусматривает случаи

использования   произведения   без   согласия   автора   и   без  уплаты

авторского  вознаграждения,  а  ст.  495 ГК - использование произведения

без  согласия  автора,  но с выплатой авторского вознаграждения (ст. 138

Основ). 

 

 

                                 

- 21 - 

 

 

     Право   автора   на  распространение  своего  произведения  сегодня

приобретает  тот  смысл,  который закладывал законодатель, закрепляя его

за   творцом   произведения.   Сложившаяся  в  последние  годы  практика

издания   произведений   за   счет   средств   автора  предоставила  ему

возможность  самому   распространять  свои  произведения.  Поэтому  сами

собой  отпали  утверждения  ученых-юристов  о том, что автор не обладает

правом  на  распространение  своего произведения, так как не располагает

печатными средствами, бумагой  и т.д. 

 

 

     Право    на   неприкосновенность   произведения   означает   запрет

внесения  изменений  в  само  произведение, его название и в обозначение

имени   автора   без   его  согласия  при  любом  способе  использования

(издание, публичное исполнение, публичный показ и т.д.). 

 

 

     Статья    480   ГК   запрещает   без   согласия   автора   снабжать

произведение    при    его    издании    иллюстрациями,   предисловиями,

послесловиями,  комментариями  и  какими  бы  то  ни  было  пояснениями.

Упоминается   лишь   один   из   способов  использования  произведения -

издание,  но  этот  порядок  должен  сохраняться  при всех иных способах

использования произведения.  

 

 

     В  отличие  от  других  субъективных  прав  автора,  представляющих

меру  возможного  поведения,  право на неприкосновенность произведения и

имени автора изложено как  запрет, адресованный третьим лицам.  

 

 

     Пределы    неприкосновенности    произведения    не    могут   быть

безграничными.  Автор,  вступая  в договорные отношения с издательством,

театром  и  другими  организациями-пользователями, допускает, что в ходе

подготовки  произведения  к выпуску  в свет будут вноситься определенные

поправки.  Редактор  или режиссер, совершенствуя произведение, не вправе

нарушать  замысел  автора,  особенности  его стиля и т.д. Вносимые ими в

произведение исправления  должны согласовываться с автором.  

 

 

     К  числу  прав  автора,  закрепленных  законом,  относится право на

вознаграждение    за   разрешение   использовать   произведение.   Это -

имущественное право. 

 

 

     Особенности   авторского   вознаграждения  определяются  спецификой

творческого   труда.  Факт  создания  произведения  еще  не  порождает у

автора  возможности  реализовать  право на вознаграждение. Осуществление

данного  права  связано  с  использованием  произведения другими лицами,

иными словами, когда установлена  общественная полезность произведения.  

 

 

     Ставки  авторского  вознаграждения  за  использование  произведений

учитывают    вид,   характер   произведения,   его   обьем,   сложность,

количественные   критерии.  При  издании  научного  или  художественного

произведения  вознаграждение  выплачивается,  исходя  из  ставки за один

авторский  лист.  Поэтические  произведения  оплачиваются  по ставкам за

одну    строку.    Отдельные    произведения   -   рассказ,   эпиграмма,

стихотворение   до   30   строк   -   оплачиваются   аккордно,  т.е.  за

произведение в целом.  

 

 

     Ставки    авторского   вознаграждения   за   издание   произведений

литературы,  науки  и  искусства  дифференцированы в зависимости от вида

произведения      (художественная      проза,      одноактная     пьеса,

литературно-критические,           литературоведческие           работы,

научно-популярная, учебная  литература и т.д.). 

 

 

                                 

- 22 - 

 

 

     При  издании  произведения  литературы,  науки  и  искусства  автор

получает  100%  авторского  вознаграждения.  Каждое  последующее издание

обычно  оплачивается  в  уменьшенном  размере:  второе  и третье издание

литературно-художественном  произведения  -  в  размере  60%  от первого

издания; четвертое - 40%; пятое - 30% и т.д. 

 

 

     При   издании   переработанного   автором   произведения  авторское

вознаграждение   выплачивается   в  следующем  порядке:  новый  материал

оплачивается,   как   первое   издание   -  100%,  ранее  опубликованный

материал   -   в  процентном  исчислении  с  учетом  порядкового  номера

издания. 

 

 

     Отпадение  государственной  монополии  в  издательском деле привело

Информация о работе Авторское право