Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 22:14, курсовая работа

Краткое описание

Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения неотделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.
Актуальность темы исследования заключается в понимании правовой природы авторского права как института гражданского права.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ………………………………………..5
Понятие авторского права. Его задачи и принципы…………………5
Источники правового регулирования авторского права Республики Беларусь…………………………………………………………………7
Объекты авторского права……………………………………………10
Субъекты авторского права…………………………………………..15
ГЛАВА 2 ОХРАНА И ЗАЩИТА АВТОРСКИХ ПРАВ………………..22
2.1 Правовая охрана авторского права…………………………………..22
2.2 Защита авторских прав……………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..31

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 72.92 Кб (Скачать файл)

Само авторское право и его охрана, однако же, не могут действовать в вакууме. Авторское право не имеет никакой ценности без интеллектуальной творческой деятельности, которая должна поощряться и поддерживаться. Другими словами, охрана авторского права с точки зрения автора охраняемого произведения имеет смысл только тогда, когда автор получает прибыль от создания такой работы, но это невозможно без публикации и распространения произведений.

Понимание той важной роли, которую играют авторы и издатели в процессе создания и распространения произведении возникло в XVIII—XIX столетиях. Было также осознано, что в интересах общества эта деятельность должна поддерживаться, стимулироваться и адекватно вознаграждаться. В конце XIX и в XX в. значительные социальные, экономические и политические изменения, с одной стороны, и быстрый прогресс в области технологии — с другой, привели к изменениям представлений об авторском праве. Свобода и расширение круга изданий, постепенное исчезновение феодальных порядков, развитие системы образования, повышение стандартов высшего образования, рост числа университетов, институтов и библиотек, возрастание роли национальных языков, развитие науки и технологии, изменение карты мира и появление новых независимых стран — все это привело к некоторым концептуальным изменениям

В новой ситуации возникла необходимость обеспечения баланса, когда автор произведения получает адекватное вознаграждение и размер этого вознаграждения не противоречит общественным интересам и потребностям. Именно этот баланс между интересами общества и личности надо соблюдать все более и более тщательно ив контексте создания их собственного авторского права, и в контексте международной охраны авторского права [15, c. 200].

Необходимость национального регулирования охраны, авторских прав и, в частности, защиты интересов творческих работников чаще всего объясняется следующими четырьмя причинами.

Во-первых, социальная справедливость требует, чтобы автор научного, литературно-художественного или музыкального произведения был вознагражден за плоды своего труда, что должен санкционировать соответствующий закон данной страны.

Во-вторых, учреждение охраны прав авторов будет вдохновлять их на создание новых работ, и таким образом будет увеличиваться научное, литературно-художественное и музыкальное богатство данной страны и ее народа.

В-третьих, национальный уровень охраны необходим для того, чтобы должным образом были защищены личные неимущественные права автора. Иными словами, ему нужна моральная и юридическая поддержка общества в том, что касается его прав на выбор момента и способов опубликования его произведения, на неприкосновенность работы, чтобы избежать искажения при ее использовании, наконец, на охрану его права на имя.

В-четвертых, учреждение охраны связано с повышением авторства и престижа страны: деятельность творческих работников отражает душу нации, укрепляет   ее традиции  повышает духовный настрои народа. Любая   страна,   желающая стимулировать вдохновение ее творческих работников, развивать и повышать   свое национальное   культурное   наследие должна обеспечить эффективную охрану авторских прав [17, c.17].

Охрана исключительных прав автора в подлинном смысле становится эффективной лишь тогда, когда четко определена сфера осуществления этих прав [17, c. 24].

Обладатель авторского права на произведение охраняется от незаконных действий, защита от которых предусмотрена законодательством данной страны, когда они совершаются в её пределах. Для получения защиты от действий, совершаемых в других странах, обладатель авторского права на произведение должен обращаться к законам этих стран. Если обе страны – участницы одной из международных конвенций по охране авторского права, то практически проблемы, возникающие в связи с географическими границами, устраняются или во много упрощаются [15, c. 211].

Одним из основных институтов охраны авторских прав 
на национальном уровне является срок охраны, ибо после 
истечения его охраняемое произведение становится публичным 
достоянием [17, c. 24].

По общему правилу, установленному в ст. 22 Закона об авторском праве, право авторства охраняются бессрочно; имущественные права действуют в течение всей жизни автора и 50 лет после смерти автора.

Для анонимных произведений или произведений под псевдонимом срок охраны составляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения или с момента первого доведения произведения до всеобщего сведения с согласия автора в форме иной, чем опубликование.

Имущественные права на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 50 лет после смерти последнего автора [5].

Во всех случаях срок исчисляется с начала года, следующего за тем, в котором смерть автора и опубликование или исполнение произведения имело место.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   2.2 Защита авторских прав

Право на защиту — предоставленная управомоченному лицу возможность применения мер правоохранительного характера для восстановления его нарушенного или оспариваемого права. Действия, квалифицируемые как нарушения авторского права, определены в п. 5 ст. 39 Закона об авторском праве [5].

Субъектами права на защиту являются авторы, а также их наследники и иные правопреемники.

Защита авторских прав может осуществляться уголовно-правовым, административно-правовым и гражданско-правовым способами.

Наиболее опасные посягательства на субъективные авторские права рассматриваются как преступления и влекут за собой уголовную ответственность. Согласно ст. 201 УК:

Присвоение авторства либо принуждение к соавторству наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет.

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Присвоение авторства либо принуждение к соавторству, незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Административно-правовой способ защиты авторского права и смежных прав состоит в рассмотрении жалоб авторов или других заинтересованных лиц, а также протестов прокуроров организациям, вышестоящим по отношению к организациям, использующим произведения авторов — министерствам, государственным комитетам и т.д. Эти организации осуществляют защиту прав авторов и по собственной инициативе, в случаях обнаружения фактов их нарушения.

Согласно ст. 9.21 КоАП незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права или смежных прав влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

В отношении индивидуального предпринимателя применяются штрафные санкции до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а в отношении юридического лица — до трехсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации.

Преобладающим является гражданско-правовой способ защиты. Поскольку авторское право и смежные права являются частью гражданского права, для восстановления нарушенного или оспариваемого авторского права управомоченного лица применяются общие нормы о защите гражданских прав, нормы, возникающие из причинения морального вреда, об ответственности, нормы общих положений о возмещении вреда.

Защита личных неимущественных прав автора осуществляется вне зависимости от вины их нарушителя и независимо от нарушения имущественных интересов автора. Исковая давность по спорам о нарушении личных неимущественных прав не применяется.

В соответствии со ст. 39 Закона об авторском праве контрафактными экземплярами произведения или объекта смежных прав являются:

  1. экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, распространение или иное использование которых влечет за собой нарушение авторского права и смежных прав;
  2. экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, охраняемых в Республике Беларусь в соответствии с законом и импортируемых без согласия правообладателей в Республику Беларусь;
  3. любые экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания, с которых без разрешения правообладателя устранена, или на которых изменена информация об управлении правами, или которые изготовлены с помощью любых незаконно используемых устройств, которые позволяют обходить или способствуют обходу любых технических средств, предназначенных для защиты авторских или смежных прав.

Согласно ч. 2 ст. 40 Закона об авторском праве правообладатели вправе требовать:

  • восстановления положения, существовавшего до нарушения авторского или смежных прав. (Восстановление нарушенного права может состоять во внесении соответствующих исправлений в произведение, его заглавие или титульный лист; в указании имени автора и т.д. Если исправить нарушение таким образом невозможно, автор может требовать опубликования в печати о допущенных нарушениях);
  • пресечения действий, нарушающих авторские или смежные права или создающих угрозу их нарушения. (К таким действиям может быть отнесен запрет рекламы или презентации произведения, требование прекратить дальнейший выпуск экземпляров произведения в обращение и т.д.);
  • возмещения убытков, включая упущенную выгоду. (Под убытками в этом случае понимают как понесенные правообладателем расходы (например, затраты на устранение искажений в произведении), так и не полученные им по вине нарушителя доходы (упущенная выгода), например, вознаграждение, которое правообладатель мог бы получить при отсутствии нарушения его авторских прав. Размер убытков определяется с учетом качества произведения, спроса на него и ставок вознаграждения, предусмотренных для аналогичных произведений или способов их использования);
  • взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков;
  • выплаты компенсации в сумме от 10 от 50 тысяч базовых величин, определяемой судом, вместо возмещения убытков или взыскания дохода с учетом существа правонарушения;
  • принятия иных мер, связанных с защитой авторского или смежных прав [5].

Меры в виде возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации применяются по выбору правообладателя.

Контрафактные экземпляры произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания подлежат обязательной конфискации по решению суда, рассматривающего дела о защите авторского права.

Суд вправе вынести решение о конфискации любых материалов и любого оборудования, в том числе любых устройств, способствующих обходу технических средств, предназначенных для защиты авторского права и незаконно используемых для изготовления и воспроизведения экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания, с обращением их в доход государства.

Контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания могут быть переданы правообладателям по их требованию.

Не востребованные обладателями авторского права и смежных прав контрафактные экземпляры произведения, записанного исполнения, фонограммы, передачи организации эфирного или кабельного вещания подлежат уничтожению или переработке с обращением в доход государства [23, с.364].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Авторское право – один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают в себя всемирную охрану имущественных и личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания использования произведений науки, литературы и искусства.

В субъективном смысле авторское право – те личные имущественные и неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Как и всякий другой правовой институт, авторское право имеет принципы:

Свобода творчества. Позволяет автору выбирать интересующую его тему, форму будущего произведения, метод создания, использовать произведения всеми дозволенными законом способами.

Информация о работе Авторское право