Авторские права на интервью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 17:21, доклад

Краткое описание

Интервью и сходные с ним явления. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, “бывалым человеком” и т.п.
Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, “направляет” беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

Вложенные файлы: 1 файл

Авторские права на интервью.docx

— 17.34 Кб (Скачать файл)

Авторские права на интервью

Интервью и сходные с ним явления. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом, “бывалым человеком” и т.п.

Во время этой беседы журналист-интервьюер задает вопросы, подсказывает темы, которые желательно затронуть в беседе, “направляет” беседу, реагирует на высказывания собеседника, что дает дальнейшее развитие беседы.

Как на стороне интервьюера, так и на стороне интервьюируемого могут принимать участие два или большее число лиц – и тогда интервью плавно переходит в “круглые столы” или в ток-шоу/

По своей сути все это разновидности интервью, ибо слова (“голоса”) участников не сливаются воедино, а выражены (изложены) по отдельности.

От интервью следует, однако, отличать так называемые “литературные записи”, когда известная личность надиктовывает свои воспоминания, мнения, соображения, сообщает определенные факты, а писатель, журналист излагает этот материал в качестве единого текста, часто придавая этому материалу оригинальную форму.

В последнее время в некоторых изданиях стали помещаться придуманные интервью, состоящие из задаваемых журналистом вопросов, в качестве ответов на которые приводятся цитаты из опубликованных выступлений, речей, произведений известных личностей, обычно – давно умерших (Сталин, Гитлер и т.п.). Это – по своей сути не интервью, а использование цитат в новом произведении.

К интервью нельзя относить пресс-конференции: во-первых, потому, что заявления на пресс-конференции носят публичный характер, а, во-вторых, потому что вопросы журналистов не согласованы друг с другом и не позволяют создать единого материала, составляющего литературное произведение. Что касается отдельных ответов, даваемых на пресс-конференции, то они должны считаться “сообщениями о событиях и фактах, имеющими информационный характер”, то есть материалами, которые в соответствии со статьей 8 закона об авторском праве не охраняются авторским правом.

Наконец, нельзя не отметить, что еще имеют место случаи, когда редакция газеты или журнала предлагает автору представить материал своей статьи в виде вопросов и ответов “для лучшего его восприятия”, причем при публикации выдает этот материал за интервью; иногда публикуемый материал сопровождается фразой: “На вопросы нашего корреспондента отвечает такой-то”. Это – типичное “лже-интервью”.

Признаки соавторства. Следует исходить из того, что лицо, дающее интервью (интервьюируемый), сообщает нечто новое, оригинальное, что его материал, вносимый в интервью, представляет собой результат творческой деятельности, который в соответствии с пунктом 1 статьи 6 закона от авторском праве охраняется авторским правом.

С другой стороны, следует исходить из того, что и журналист, интервьюер, проявляет творчество при постановке вопросов, определении направления беседы. Сразу же отметим, что творчество журналиста может проявляться и после завершения беседы, когда он придает более совершенную, оригинальную форму интервью: в газетах и журналах это внесение изменений, выходящих за пределы обычного редактирования, на радио и в телевидении – монтаж или дополнительное включение в материал беседы тех или иных вопросов, различные дополнения, комментарии.

Творческая работа обоих участников интервью сочетается с обоюдным согласием, направленным на создание и определенное использование интервью.

Таким образом, налицо два необходимых признака соавторства: творческий труд обоих соавторов и их соглашение о создании коллективного произведения.

Закон не предъявляет никаких иных требований к соавторским произведениям. Поэтому надо исходить из того, что авторами интервью являются журналист и интервьюируемый. Конечно, из этого общего правила есть некоторые исключения.

Одно из них касается тех случаев, когда вопросы или ответы настолько просты, что не несут в себе творческого начала, не являются оригинальными.

Например: “Зовут меня Кирилл; родился я 17 ноября 1986 года; живу с мамой, бабушкой и дедушкой” и т.п.

Иными словами, если одна из сторон в интервью не проявляет творчества, то вместо соавторского произведения получится произведение одного автора: либо монолог интервьюируемого, либо блестящие, остроумные и оригинальные вопросы журналиста с ответами типа “да – нет”.

Но так бывает довольно редко.

Форма и содержание интервью. Вопрос о форме и содержании любого авторского произведения довольно сложный, а в отношении произведений, созданных в соавторстве, например, интервью, этот вопрос еще более осложняется.

Известно, что авторское право охраняет только форму произведения: язык (языковые приемы), которым изложено произведение, художественные образы, последовательность изложения. Напротив, авторское право не охраняет элементы содержания произведения, то есть собственно идеи, факты, принципы, составляющие сюжет, тему произведения.

Отсюда вывод: лицо, которое сообщило только факты, идеи, принципы, использованные в произведении, не становится автором (соавтором) произведения, если форма выражения этих фактов, идей, принципов создана не этим, а другим лицом.В интервью дело обстоит иначе: оба участника интервью фактически принимают творческое участие в создании интервью, а потому оба участника должны считаться соавторами.

Именно поэтому оба участника интервью должны подписывать произведение в окончательном виде перед его использованием. Это не исключает того, что интервьюируемый может заранее дать согласие на внесение в интервью некоторых изменений журналистом; но такое согласие обязательно должно быть зарегистрировано.

Гонорар и порядок использования. Вопрос о гонораре за использование интервью– один из самых “деликатных” для интервьюируемых и для журналистов.

Обычно, лицо, которое дает интервью, – это человек известный, добившийся определенного общественного положения. А тут еще к нему обращаются за интервью, интервью будет опубликовано, это – для него лишняя Слава, Почет, Реклама, возможность высказать личное мнение… В таких условиях, многие полагают, требовать за это гонорар – как-то нескромно и неприлично. А журналист думает: “Почему я с ним должен делиться своим гонораром?”

Что касается интервьюера, то у него может быть самое различное положение: это может быть и начинающий журналист, причем работающий в штате газеты, журнала, радиостанции и даже (иногда) не получающий особого вознаграждения за интервью: для него интервью может входить в “норму отработки” (статья 14 закона об авторском праве).

В других случаях интервьюер – это известный ведущий, который, с одной стороны, получает за интервью определенные суммы, но, с другой стороны, “оказывает большую честь” лицу, приглашенному дать интервью; и опять сторонам “неловко” заговорить о гонораре.

В большинстве случаев, получается как-то “неловко”, “неудобно”.

Что касается выплаты гонорара за использование произведения, созданного в соавторстве, то пользователь обязан выплачивать гонорар обоим соавторам в равных долях, если только иное не предусмотрено законом, соглашением между соавторами и договором об использовании произведения.

Закон не устанавливает – и не может устанавливать, – что лицу, давшему интервью, гонорар не выплачивается. При возникновении конфликта о выплате такого гонорара не помогут никакие ссылки, типа 
   – надо было раньше договариваться; 
   – у нас такая практика; 
   – у нас никому гонорар не платится; 
   – у нас начисляется гонорар только в тех случаях, когда текст интервью был представлен письменно; 
   – весь гонорар начислен журналисту, к которому Вы можете обратиться и т.д.

С юридической точки зрения вопрос решается следующим образом: использование интервью есть использование произведения авторского права. Для такого использования организация обязана заключить авторский договор, который, как и любой другой гражданский договор, предполагается возмездным.

Лицо, дающее интервью, может отказаться от гонорара, лишь особо указав это в договоре с пользователем или в договоре с соавтором (журналистом).

Отказ от гонорара должен доказываться организацией-пользователем.

Итак, согласие записать интервью и согласие с тем, что интервью будет использоваться определенным образом, не влечет отказа от получения гонорара. Об отказе от получения гонорара лучше всего заранее попросить от интервьюера подпись на бланке.

 


Информация о работе Авторские права на интервью