Шпаргалка по "Геополитике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

Геополитика объясняет как внешнюю, так и внутреннюю политику государств с точки зрения географических и социальных факторов: характера границ, обеспеченности ископаемыми и другими природными ресурсами, островного или сухопутного расположения, климата, рельефа местности, распределения трудовых ресурсов на пространстве государства, доступностью хозяйственного использования природных ресурсов, наличием их в пограничных государствах и т.п.

Содержание

1. Предмет геополитики.
2. Парадигмы и методы геополитики.
3. Геополитические модели мирового устройства.
4. Категории пространства в геополитике.
5. Категории геополитического положения государства и его места в мире.
6. Категории геополитических изменений в геополитике: геополитические эпохи.
7. Категории геополитических изменений в геополитике: геополитические циклы.
8. Геополитическая концепция Ф. Ратцеля.
9. Теория силы государства Р. Челлена.
10. Концепция «морской силы» государства А. Мэхэна.
11. Теория «географической оси истории» X. Маккиндера.
12. Панрегиональная модель мироустройства К. Хаусхофера.
60. Взаимоотношения России и стран Азии: основные направления сотрудничества, проблемы и противоречия.
Список использованной литературы и источников.

Вложенные файлы: 1 файл

1. Предмет геополитики.doc

— 381.00 Кб (Скачать файл)

Прямые  и потенциальные военные угрозы: приближение военных группировок на 700 километров, использование аэродромов новых стран-членов Альянса для подготовки к нанесению первого удара, создание новых систем оружия и др.

Политические: вмешательство стран-членов НАТО во внутренние дела России, непрекращающиеся попытки воздействовать на формирование ее внешней и внутренней политики, дезинтеграция России, поддержка прозападных сил, противодействие интеграции в рамках СНГ, формирование на постсоветском пространстве блока государств антироссийской направленности и др.

Морально-психологические: проникновение в СМИ России, дезинформация общественного мнения России об опасной сути преобразований НАТО, создание негативного представления о России у мировой общественности, в том числе предпосылок для объявления ее «угрозой международной безопасности»; стимулирование культурного перерождения России, продолжение целенаправленных попыток добиться отказа от традиционных ценностей и др.

Разведывательные: расширение агентурной сети стран-членов НАТО, в том числе через использование легальных структур, организаций «содействия и развития», «фондов помощи», информационных бюро и др.

Экономические: осуществление мер, направленных на разрушение российской экономики и Вооруженных Сил, создание экономической и политической зависимости от Запада и др.

Научно-технические: расширение использования странами-членами НАТО научно-технического потенциала России для создания новых систем оружия и др.

54.  Геополитическое положение  современной России: основные подходы,  критерии оценки, перспективы.

С геостратегической  точки зрения Россия отождествляется  с самой Евразией, совпадает с  геополитическим понятием хартленд, или, по Макиндеру, “Географической осью истории”. Она объединяет евразийский Запад и евразийский Восток, являясь самостоятельным, особым геополитическим организмом — ни Востоком, ни Западом — со своей особой культурой “Срединной империи”.

Распад Советского Союза, появление 15 суверенных государств можно считать состоявшимися в политическом и правовом смыслах. К числу факторов, которые еще как-то связывают бывшие советские республики, относятся: демографические, социальные, культурные, психологические. В последнее время представители многих правящих национальных элит осознали опасность со стороны более могущественных соседей и для них все более явственно вырисовывается фактор национальной безопасности (Армения, Таджикистан, Казахстан, Узбекистан, Киргизия и т.д.).

По мнению Н.Нартова, межнациональные противоречия, существующие почти во всех бывших братских республиках (если не произойдет нового объединения, решающего и эти проблемы), будут сопровождаться насилиями, конфликтами, кровопролитиями не год и не два, а десятилетия. Это, безусловно, затормозит социально-экономическое развитие всех стран — очагов межнациональных противоречий, отбросит их в ряды государств третьего мира.

Трансформации в геополитической жизни России не заканчиваются. Они будут продолжаться в обозримом будущем. И возможны такие варианты развития событий:

• полная дезинтеграция  союза — останутся лишь минимальные  двусторонние связи;

• дезинтеграция, сопровождаемая нарастанием конфликтов, приобретающих хронический характер;

• постоянное исчерпание дезинтеграционных процессов, наращивание многостороннего сотрудничества, различные формы объединения и, наконец, политическое объединение государств СНГ (сперва России и Белоруссии, затем союз с Казахстаном, Киргизией и Арменией, а потом и с большинством республик).

55.  Национальные интересы и  геостратегические альтернативы России в современном мире.

Наша страна имеет ряд геополитических характеристик, благодаря которым она сохраняет  статус великой державы. В данных геополитических условиях важное значение для определения внешней политики России приобретает адекватное реалиям современного мира понимание её национальных интересов и сфер влияния.

Исторические  рубежи России подвержены геополитическому давлению, Россию фактически вытесняют  с морей. Противостояние и геополитическое, и военно-стратегическое, расширение НТО - все эти проблемы сейчас одни из самых актуальных во внешней политики России.

Россия не хочет  находиться в стороне от развития интеграционных преобразованиях в  рамках Европейского союза, где рождается принципиально новая структура в Европе. Подключение к Евразийскому союзу нашей страны способно стать одним из главных стабилизирующих факторов на евразийском континенте, раздвигающих горизонты безопасности и сотрудничества.

Сегодня Россия - мост между двумя океанами, двумя центрами экономической силы. Страна стала мостом между двумя цивилизациями, и у России есть возможности черпать то лучшее, что есть на обоих берегах. Это обстоятельство, данное природой и историей, оно может сделаться одним из важнейших источников нашего процветания и стабилизации. И нашей нишей в мировой обществе. Потому что этот мост нужен не только России - он нужен всем. Не только России, но и европейскому полуострову, и развивающемуся Тихоокеанскому региону, и даже Америке. Судьба страны - север Евразийского суперконтинента. Эта ниша связывает народы, никому не противостоит и никому не угрожает. Наша великая цель не утверждение своих амбиций в Европе, не реализация евразийских доктрин и утопий, а превращение Севера Евразийского суперконтинента в сверхпрочную, надёжно работающую конструкцию.

Задача современной  российской геополитики — четко  и ясно сформулировать и рационально  изложить суть и основные возможные  направления этих программ. Они должны быть связаны с непосредственным влиянием России на Хартленд через поддержание геополитического баланса. В преддверии информационного общества это влияние должно носить прежде всего политический, культурный, информационный, цивилизационный характер и в последнюю очередь — силовой.

  1. Основные направления внешней политики Российской Федерации.

 

Основные линии  внешнеполитической деятельности России:

1. Содружество независимых государств — это реальный фактор стабильности на обширной территории мира, влиятельное объединение государств с широким кругом задач и интересов. Работа со странами СНГ — главный внешнеполитический приоритет России.

2. Интеграция  с Европой - можно говорить о первых шагах по вхождению России в Европу, в европейские институты, в европейский рынок.

3. Отношения России с США — это сейчас весьма существенно для российской внешней политики. Там, где России по пути с американцами, особенно в борьбе с распространением оружия массового уничтожения — ядерного, химического, бактериологического, — в борьбе с международным терроризмом, надо идти с американцами, пытаться как-то влиять на американскую политику. А главное — наращивать экономику, в том числе с помощью западных инвестиций, западных технологий, не вступая ни в какие конфликты с американцами.

4. Отношения России с Китаем и Японией должны быть отдельными тактическими и стратегическими направлениями внешней политики России.

Национально-государственная  безопасность России должна обеспечиваться на трех разных, но взаимосвязанных  уровнях: глобальном, евразийском и  региональном. Причем если в первых двух аспектах вопрос более или менее ясен, то третий аспект требует некоторых разъяснений. Дело в том, что Россия, выходящая на многие регионы, должна строить свою внешнеполитическую стратегию по многовекторному принципу. Здесь выбор по формуле "или- или" в пользу какого-либо одного направления в ущерб другим неминуемо сопряжен с крупными стратегическими просчетами.

Участвуя в  формировании различных региональных балансов сил, отвечающих интересам  своей национальной безопасности, Россия способна внести существенный вклад в структурирование и поддержание мирового баланса сил и в этом качестве она не может не выступать в качестве мировой державы. В целом в ситуации переходности оптимальной для России представляется стратегия равноудаленности или равноприближенности к основным центрам силы, исключающая конфронтацию с каким-либо из этих центров, а также зависимость от них.

57.  Взаимоотношения  России и стран СНГ: основные  направления сотрудничества, проблемы и противоречия.

В настоящее  время центральным направлением во внешнеполитических приоритетах России являются страны СНГ, или ближнего зарубежья. Все постсоветское пространство составляет зону ее жизненно важных интересов в области экономики, обороны, национальной безопасности и т.д. Основные угрозы глобального порядка, исходящие из этого пространства, сводятся к следующим: неконтролируемая утечка материалов и технологий, пригодных для производства ядерного и химического оружия; территориальные претензии, чреватые перерастанием в конфликты и войны; национализм и религиозный фундаментализм, способные поощрять нетерпимость и этнические чистки; техногенные и экологические катастрофы; неуправляемые миграционные процессы; наркобизнес; усиление международного терроризма и т.д.

Произвольно установленные в советский период границы между бывшими республиками бывшего СССР в наши дни стали потенциальным источником разнообразных конфликтов. В Центральной Азии насчитываются десятки территориальных проблем, которые подогревают межгосударственные и этнические конфликты. Питательную почву для возникновения конфликтов создают также проблемы, сохранившиеся в регионе как результат насильственных депортаций сюда репрессированных народов.

России заинтересована прежде всего в том, чтобы предотвратить  превращение ближнего зарубежья в зону межнациональных и иных конфликтов.

По большому счету безопасность России будет  зависеть от того, как у нее будут  складываться отношения с Украиной, Белоруссией, Казахстаном и другими  странами СНГ. Экономическое, политическое, духовное, культурное присутствие в этих странах отвечает долгосрочным национальным интересам России. Одним из важнейших факторов, диктующих активность России в ближнем зарубежье, является судьба проживающих там 25 млн. русских. Русские, в более широком плане русскоязычные, стали одной из крупных проблем, стимулирующих напряженность в отношениях России с рядом новых независимых государств.

Есть все  основания надеяться, что по завершении периода преобладания центробежных тенденций новые государства  будут вынуждены искать не то, что их разъединяет, а наоборот, то, что их соединяет. Соображения экономических интересов и выгод все повелительнее сказываются на степени приоритетности политического фактора.

58.  Взаимоотношения России и  ЕС: основные направления сотрудничества, проблемы и противоречия.

Россия не хочет  находиться в стороне от развития интеграционных преобразованиях в  рамках Европейского союза, где рождается  принципиально новая структура  в Европе. Более того, тесное подключение  к Евразийскому союзу нашей страны способно стать одним из главных стабилизирующих факторов на евразийском континенте, раздвигающих горизонты безопасности и сотрудничества. Не могут нас оставить безучастными и планы расширение Евросоюза, который постоянно пополняется. Большинство из них - крупные экономические партнёры России. Для нашей страны особенно важно, чтобы ещё до приёма были отрегулированы вопросы их торгово-экономических связей с Россией. В отношении с Евросоюзом должно быть важным развитие взаимопонимания, умение прислушиваться к мнению и озабоченностям партнёра. Российские политики декларируют именно такой подход: Россия полностью готова именно к таким отношениям с Евросоюзом и рассчитывает на аналогичный подход партнёров. Россия настойчиво добивается создания действительно всеобъемлющей системы европейской безопасности, в которой было бы достойное место каждому государству нашего континента. Вот почему Россия считает ошибочными планы формирования "натоцентристской модели".

Для России экономические и другие отношения с Европейским союзом имеют особое значение, ведь на долю 15 стран ЕС приходится 1/3 ее внешней торговли, а почти 3/5 всех инвестиций в российскую экономику также поступает из государств Евросоюза. Совместно с ЕС Россия ведет разработку концепции общего европейского экономического пространства. На взаимовыгодной основе развивается сотрудничество в области науки и технологий, космоса и связи.

Все это говорит  о том, что Россия рассматривает Европейский союз в качестве своего стратегического партнера. ЕС — и теперь и в перспективе — ее ключевой торговый и политический партнер. Расширение сотрудничества с Европой — важнейшая приоритетная задача России. Именно для этого сегодня определяются принципы создания «единого европейского пространства», разрабатывается долгосрочная программа развития связей в области внешней торговли, в научно-техническом сотрудничестве. Сюда входят образовательные и экологические программы, а также внешнеполитическое сотрудничество в сфере безопасности, обороны и противодействия международному терроризму. Планируется более широко использовать евро.

59.  Взаимоотношения  России и США: основные направления  сотрудничества, проблемы и противоречия.

Отношения между Россией и США  обусловлены текущими и стратегическими  интересами двух великих государств-лидеров, реализующих два различных геополитических подхода. Один из важнейших факторов, который предопределяет стратегические отношения между Россией и США,— ракетно-ядерный потенциал обоих государств.

Потенциально Москва может  вновь стать “собирательницей земель” и одним из полюсов многополярного мира — это хорошо понимают в США и стремятся не допустить. Отсюда и раздвоенность политической игры Вашингтона в отношении России. Все это накладывает отпечаток на отношения двух стран на пороге XXI в. Фундаментальной основой партнерства между Россией и Америкой является совместная заинтересованность в формировании стабильной и безопасной системы международных отношений, а в определенной степени — в налаживании “силового управления политическими, военными процессами современного мира”, например при урегулировании региональных конфликтов. Хотя подходы к этим вопросам, механизм их решения, предлагаемые Россией и США, чаще всего значительно различаются.

При взвешенном, реалистичном подходе к регулированию  международных отношений равноправное, партнерское сотрудничество России и США может стать становым хребтом сообщества глобальной безопасности. Основой такого сотрудничества станут отсутствие территориальных претензий друг к другу, острой экономической конкуренции (кроме военной), идеологических разногласий, а также неотягощенность исторической памяти народов двух стран. Объединить усилия Российской Федерации и США могут следующие факторы: мирное освоение космоса; защита окружающей среды (проблемы экологии носят в XXI в. глобальный характер и будут еще сильнее обостряться); нераспространение ракетно-ядерного оружия; контроль за распространением обычных вооружений; сокращение ядерного вооружения не только в РФ — США, но и в других государствах; военно-техническое и военно-технологическое сотрудничество; совместная борьба с терроризмом и криминогенными структурами, распространением наркотиков и т.п. Проблемы терроризма и наркотиков также носят глобальный характер. России озабочена попытками американцев подменить механизмы ООН механизмами НАТО (пример — действия США в Ираке, Боснии, Югославии, Македонии, Афганистане).

Информация о работе Шпаргалка по "Геополитике"