Факты из жизни И.Л.Солоневича

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 11:36, реферат

Краткое описание

Иван Лукьянович Солоневич родился 1 ноября 1891 года в Вольском уезде Гродненской губернии в семье молодого мелкого чиновника (впоследствии достаточно известного публициста), сына сельского священника Лукьяна Михайловича Солоневича и Юлии Викентьевы. В Гражданскую войну участвовал в Белом движении. С приходом большевиков к власти, с началом Гражданской войны братья Иван и Борис Солоневичи бегут из красного Петрограда на белый юг, в Киев. Они работают на белых, добывая секретную информацию. Средний брат Всеволод (1895-1920) погибает в армии Врангеля. В 1920 году всю семью Солоневичей забирают в одесскую ЧК (Чрезвычайная комиссия) , а после выхода оттуда сотрудничество с белыми возобновляется. Однако эвакуироваться вместе с ними Ивану Солоневичу помешала болезнь - сыпной тиф.

Содержание

1.Факты из жизни И.Л.Солоневича ___________________________________________ 2
2. Основные труды ________________________________________________________ 4
3. «Народная Монархия» ___________________________________________________ 5
4. Список использованной литературы ________________________________________ 8

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 29.83 Кб (Скачать файл)

Содержание:

1.Факты из жизни И.Л.Солоневича   ___________________________________________  2

2. Основные труды   ________________________________________________________  4

3. «Народная Монархия»   ___________________________________________________ 5

4. Список использованной  литературы  ________________________________________ 8

 

 

Монархия: добро  или зло? (книга И. Солоневича «Народная монархия») Понять отношение Ивана Солоневича к монархии, охарактеризованное им самим как любовь, нельзя без хотя бы краткого рассмотрения его биографии, без осознания какие жизненные ценности были для него приоритетны на протяжении его жизни.

Иван Лукьянович Солоневич родился 1 ноября 1891 года в Вольском уезде Гродненской  губернии в семье молодого мелкого  чиновника (впоследствии достаточно известного публициста), сына сельского священника Лукьяна Михайловича Солоневича и Юлии Викентьевы. В Гражданскую  войну участвовал в Белом движении. С приходом большевиков к власти, с началом Гражданской войны  братья Иван и Борис Солоневичи бегут  из красного Петрограда на белый юг, в Киев. Они работают на белых, добывая  секретную информацию. Средний брат Всеволод (1895-1920) погибает в армии  Врангеля. В 1920 году всю семью Солоневичей  забирают в одесскую ЧК (Чрезвычайная комиссия) , а после выхода оттуда сотрудничество с белыми возобновляется. Однако эвакуироваться вместе с ними Ивану Солоневичу помешала болезнь - сыпной тиф. На юге И. Л. Солоневич задерживается до 1926 года, работая «по спортивной части» в советских профсоюзах. В частности, в 1923 году он служит спортивным инструктором в Одесском продовольственном губернском комитете. В 1926 году, переехав в Москву, И. Л. Солоневич стал инспектором ВЦСПС по физкультуре и спорту. Первая попытка побега из Советского Союза была предпринята Солоневичем вместе с братом в 1932 году, через Карелию. Но братья не знали, что это район магнитных аномалий - их компасы неправильно показывали направление. Они заблудились, Иван заболел - братьям пришлось вернуться. Вторая попытка была ещё менее удачна: Бориса, Ивана и его сына Юрия, несмотря на их, сотрудники ГПУ арестовали в поезде по пути в Мурманск. Братьям дали по 8 лет концлагеря, а Юре - 3 года. В 1933 вместе с братом Борисом и сыном Юрием Солоневича заключили в ГУЛаг в Карелии, откуда все трое в 1934 бежали в Финляндию. Где И. Солоневич хотел издавать антикоммунистическую газету, но финские власти не разрешили издание. Ему удалось достать визу в Болгарию. Где он издает книгу «Россия в концлагере», которая разошлась при жизни Ивана Солоневича в полумиллионе экземпляров на разных языках мира, и начинает печатать газету «Голос России». Он старался организовать на основе кружков любителей газеты «Голос России» сплочённую организацию народно-монархического направления, но подобная деятельность не осталась незамеченной советскими спецслужбами: 3 февраля 1938 года в редакции «Голоса России» прогремел взрыв. Погибли жена Ивана Солоневича Тамара Владимировна и секретарь Николай Петрович Михайлов. Весной 1938 года И. Л. Солоневич переезжает в национал-социалистскую Германию. В 1940 году, во время советско-финской войны, И. Л. Солоневич был приглашён для организации пропаганды финским Генеральным штабом. После войны он попал в английскую оккупационную зону, где жил до 1948 года, когда решился переехать в Аргентину. По доносу И. Л. Солоневича высылают из Аргентины. Он переезжает в Уругвай. Умер Иван Солоневич 24 апреля 1953 года в итальянском госпитале в Монтевидео вскоре после перенесенной операции рака желудка. Как можно видеть из биографии И. Солоневича, он последовательно был верен идее разработанного им направления народного монархизма. К числу основных трудов Солоневича следует отнести книги: «Великая фальшивка февраля», «Диктатура импотентов», «Памир», «Две силы», «Россия в концлагере».Но глобальным трудом которая, по словам Солоневича, являлась библией для каждого сторонника монархии и торжеству националистических идей в России являлась книга «Народная монархия». Учение  о народной монархии Солоневич начинает разрабатывать в конце 1930-х Солоневич. Итогом этой работы и явился его главный труд «Народная монархия» (опубл. во время войны). По мнению Солоневича, народная монархия (в отличие от сословной) является идеалом русского государственного устройства. Она существовала в России до реформ Петра I и характеризовала соединение самодержавия и самоуправления. После свержения большевиков именно она должна стать самой эффективной формой государственного устройства России. «Никакие мерки, рецепты, программы и идеологии, заимствованные, откуда бы то ни было извне, - неприменимы для русской государственности, русской национальности, русской культуры». Русская политическая мысль, по мнению Солоневича, может быть русской политической мыслью тогда и только тогда, когда она исходит из русских исторических предпосылок. Отсюда вывод: «Политической организацией Русского народа на его низах было самоуправление, а политической организацией народа в его целом было Самодержавие». Это исключительно русское явление - не диктатура аристократии под вывеской «просвещенного абсолютизма», не диктатура капитала, подаваемая под соусом «демократии», не диктатура бюрократии, реализуемая в форме социализма, а «диктатура совести, диктатура православной совести». Предложенное Солоневичем понятие «соборная монархия» обозначало «совершенно конкретное историческое явление, проверенное опытом веков и давшее поистине блестящие результаты: это была самая совершенная форма государственного устройства, какая только известна человеческой истории. И она не была утопией, она была фактом». По справедливому выводу Солоневича, превосходство царской власти неоспоримо: «Царь есть, прежде всего, общественное равновесие. При нарушении этого равновесия промышленники создадут плутократию, военные - милитаризм, духовные - клерикализм, а интеллигенция - любой «изм», какой только будет в книжной моде в данный исторический момент». В трудах Солоневича русская общественная мысль возвращалась к идее монархии.

Общественно-политическая позиция И.Л. Солоневича сформировалась задолго до трагического в истории  России семнадцатого года. Даже среди  сотрудников консервативного суворинского «Нового времени» он слыл крайне правым. И вместе с тем ни один из его  материалов не был опровергнут ни в леворадикальной прессе, ни в  лагере либералов. Копья ломались вокруг да около, ибо мастерски подобранные  и точно выверенные факты лишали его оппонентов каких-либо убедительных аргументов. Все сводилось к «реакционной»  позиции «Нового времени» «к журналистской  изворотливости автора», у которого острие пера было направлено, как ни странно, не против социалистических экстремистов, а по адресу «свободомыслящей» интеллигенции, своим прекраснодушным прожектерством бездумно расшатывавшей устои тысячелетнего  государства. Оказавшись в эмиграции, И. Солоневич имел полную возможность убедиться в верности своих старорежимных прогнозов и по отношению к социальному переустройству России, и по поводу вольных и невольных исполнителей этой трагедии, либо вышвырнутых за пределы горячо любимой ими родины, либо нещадно уничтоженных большевиками. Ведь одна и та же участь постигла как разномастных борцов за народное дело - от октябристов и кадетов до эсеров и анархистов, так и лукавых царедворцев, предательским шепотом сеявших смуту куда более гнусную и зловредную, чем вся леворадикальная оппозиция вместе взятая.В изгнании Солоневич пишет статьи, книги, издает газеты, формирует в русском зарубежье, имевшее большой общественный резонанс и существующее поныне Народно-Монархическое Движение. В 30-е годы в Болгарии он издает одну за другой газеты «Голос России» (1936-1938), «Наша газета» (1938- 1940), «Родина» (1940) - надо полагать, периодически закрывавшиеся по каким-то неведомым нам причинам. В 1948 году он основывает в Аргентине выходящую до сих пор газету «Наша Страна», на базе которой выпускается довольно обширная, содержательная и целенаправленная литература, связанная главным образом с детищем Солоневича Народно-Монархическим движением. Здесь вышли его книги «Народная Монархия», «Диктатура импотентов», «Диктатура слоя», «Роман во Дворце Труда», «Хозяева», «Что говорит Иван Солоневич о Царе и монархии, о большевизме, о русской эмиграции, о «Штабс-капитанском» (Народно-Монархическом) Движении», «Великая фальшивка Февраля и другие статьи» и пр., а также работы его сподвижников - Башилова, М. Спасовского, Н. Потоцкого, проф. М. Зазыкина, проф. Б. Ширяева, Н. Былова и др..

Книга И. Л. Солоневича «Народная монархия», принадлежит  к числу лучших историко-философских  произведений XX века. Изданная миллионными  тиражами и хорошо известная зарубежному  русскоязычному читателю, она не получила достаточной известности в странах  бывшего СССР. Кто в России плохой - власть или народ? Нация и национальность - не одно и то же, почему же Россия до сих пор ни то, ни другое? Почему иностранные слова нам нравятся больше, чем русские? Почему и с какого момента мы думаем, что мы глупее иностранцев? В чем подлинная причина Гражданской войны, а стало быть, и подлинная разгадка тайны победы Красной Армии над Белым Движением? Чем отличаются мотивации монарха и президента? Существует ли на самом деле загадка русской души - или только ее пропагандистский фантом? Перспективен ли русский народ с исторической точки зрения? - единая концепция, отвечающая на эти и другие вопросы, дана в предлагаемой книге с предельной убедительностью. Работа написана простым внятным языком и представляет собой редчайший сплав научной глубины и повествовательной доходчивости. «Я должен сознаться совершенно откровенно, - писал на исходе своего жизненного пути Иван Солоневич, - я принадлежу к числу тех странных и отсталых людей, русских людей, отношение которых к русской монархии точнее всего выражается ненаучным термином: любовь. Таких же, как я, чудаков, на Русской земле было еще миллионов под полтораста».

Суть зиждущегося  на славянофильских идеях Народно-Монархического Движения сводится к двум основным постулатам: «Народу - сила мнения. Царю - сила власти» (Иван Аксаков) и «Русская монархия это есть не произвол одного лица, а система учреждений» (Лев  Тихомиров). На обширном фактическом  материале Иван Солоневич убедительно  доказывает природную естественность и историческую гармоничность царского самодержавия в России, его органическую связь с народным миропониманием. Анализируя три формы государственной  власти - Монархия, Республика. Диктатура, - Солоневич приводит к безоговорочному  выводу в пользу первой из них, - особенно в такой глубоко православной стране, как Россия. «Православие есть самая оптимистическая религия  мира. Православие исходит из того предположения, что человек по своей  природе добр, а если и делает зло, то потому, что «соблазны». Если мы удалим «соблазны», то останется, так  сказать, химически чистое добро. По крайней мере, в земном смысле этого  слова. Наследник Престола, потом  обладатель Престола ставится в такие  условия, при которых соблазны сводятся если не к нулю, то к минимуму. Он заранее обеспечен всем. При рождении он получает ордена, которых заслужить, конечно, не успел, и соблазн тщеславия  ликвидируется в зародыше. Он абсолютно  обеспечен материально - соблазн  стяжания ликвидируется в зародыше. Он есть Единственный, имеющий Право, - отпадает конкуренция, и все то, что с ней связано. Все организовано так, чтобы личная судьба индивидуальности была бы спаяна в одно целое с  судьбой нации. Все то, что хотела бы для себя иметь личность, все уже дано. И личность автоматически сливается с общим благом». Причем «самодержавие в России принципиально отличается от западного абсолютизма, введенного у нас Петром I. Западный абсолютизм - это диктатура закона, русское самодержавие, по определению Вл. Соловьева, «диктатура совести». Этот тезис подробно развивает в своих исторических работах другой видный представитель Народно-Монархического. Движения - Борис Башилов: «Самодержавие отличается от европейского просвещенного или непросвещенного а6солютизма тем, что сочетает железную дисциплину центральной государственной власти с широчайшей свободой органов местного самоуправления. Это гениальное сочетание твердой власти и широчайшей свободы, которыми всегда обладала Россия до Петра I и в последние царствования после ликвидации царями крепостного права, и позволило русскому народу не только отстоять свою национальную независимость, но и создать величайшее государство в мире».Однако сколь ни значительна была общественная деятельность Ивана Солоневича, сам он, предвидя грядущее возрождение Родины, воспринимал себя, прежде всего хроникером величайшей в ее истории трагедии: «...Мои газетные писания являются «человеческим документом», - документом боли, гнева и негодования. И документом гораздо более ценным для будущего России, чем мои книги».

После войны Солоневич  разрабатывает программу национального  возрождения России на принципах  народной монархии, которая публикуется  в газете «Наша страна» в форме  агитационного материала:•    «Нам нужно вести монархическую агитацию.•    Нам нужно знать и то, как ее следует вести, и то, как ее вести не следует.•    Мы анализируем прошлое России, и мы говорим: были такие-то явления, происходившие в таких-то условиях, и при наличии этих явлений Россия - под эгидой Монархии - достигла таких-то результатов. И при ослаблении или гибели монархии попадала в такие-то и такие-то катастрофы.•    Мы подводим некий принципиальный фундамент под неоспоримые факты нашего прошлого.•    Мы не строим никаких воздушных замков.•    Мы представительствуем собою политический реализм, и мы боремся против всякого политического утопизма.•    Прежде всего, мы что-то строим: строим основное - идею Русской Народной Монархии. Строят ее очень разные люди: и белорусский крестьянин Иван Солоневич, и сибирский «землепроходец» Борис Башилов, и профессор Борис Ширяев.•    Как и всегда в этом мире случается, некоторые точки зрения не совпадают - мы о них слегка спорим. Но основное совпадает вполне: Народная Монархия.•    Мы рассеиваем мифы, опутывающие сознание монархической эмиграции, и мы из-под обломков старины пытаемся воссоздать тот момент, когда Монархия Российская была ближе всего к ее идеалу.•    Наша задача - задача чисто агитационная.•    Или, быть может, - миссионерская.•    До России и в России мы должны проповедовать Монархию. Нам навстречу подымется великая волна народного инстинкта, народной боли, народных страданий. Подымется и волна народной надежды на лучшее будущее.•    Эта волна - она будет - в этом не может быть никаких сомнений. Но могут быть сомнения - окажемся ли мы на высоте?..•    Нам, монархистам, остается только один путь, путь “демократического” завоевания русских масс - масс, которые к этому “завоеванию” подготовлены и тысячелетней традицией•    России, и своим национальным инстинктом, и переживаниями послефевральского периода.•    Этот путь не исключает наших стремлений к тому, чтобы будущая Русская Национальная Армия не попала бы в руки заговорщиков и утопистов, авантюристов и хамелеонов, чтобы в ней было создано, по крайней мере, монархическое ядро.•    Для того чтобы завоевать общественное мнение России и для того чтобы создавать монархическое ядро в Русской Национальной Армии - мы все, настоящие монархисты, монархисты для России, а не для карьеры, - должны честно проанализировать все русское прошлое, без всякой оглядки на то, что скажут эмигрантские «княгини Марьи Алексеевы».•    Монархическая литература должна иметь в виду не служилые и привилегированные слои старой России, а конкретный Русский народ, который жил на Руси Алексея Михайловича, в России Императора Петра Алексеевича и в СССР Сталина.•    В России нет и не будет того социального слоя, который так характерен для монархической эмиграции.•    Нужно уметь обороняться и нужно уметь нападать.•    И обороняясь и нападая, нужно по мере возможности ясно знать, чем идея Русской Народной Монархии отличается от идеи русской сословной Монархии и от социалистов и от солидаризма.•    Какие доводы имеются в распоряжении противника. Какие доводы являются фальшивкой и какие неоспоримы.•    И как следует справиться с тем и с другим.•    «Народная Монархия» предназначается для того же, для чего в свое время предназначался «Капитал» Карла Маркса.•    «Народная Монархия» - схема.•    Ее нужно разрабатывать дальше. Ее нужно пропагандировать.•    Слово стало нашим оружием.•    Научитесь им пользоваться. Это зависит от нас. Это зависит от вас.•    «Дух» народа. Реальная жизнь страны определяется соотношением сил, в нашем русском историческом случае - моральных сил.•    На стороне сепаратизма никакой реальной силы нет.•    Российская империя выросла главным образом на базе стремления к объединению всех народов этой империи.•    И мы, честные русские политики, морально обязаны предупредить США: если дело дойдет до насилия - то сила будет на стороне России, и такая сила существует.•    Эта сила («дух» народа) прошла века, и века беспримерных в человеческой истории жертв во имя общего блага всех народов Российской Империи.•    Из двухсот миллионов населения России по меньшей мере 190 миллионов за единство страны будут драться, т. е. применять силу.•    И основным пунктом любого соглашения должно быть официальное признание государственной суверенности России в пределах 1940 года, оставляя все остальные территориальные вопросы компетенции будущего.•    Исторический опыт доказал, что Россия - это не империя в римском или британском смысле этого слова. Это 196 сиамских близнецов, которые срослись в политическом, экономическом, бытовом, культурном и всяком ином смысле этого слова.•    «Силой» в будущей России будет ее сегодняшняя внутренняя эмиграция, а никак не те остатки потонувшего мира, которые называют себя «монархистами в эмиграции».•    Для меня внутренняя эмиграция означает значительно больше: это не только скрытый внутренний протест, это также накопление сил для борьбы.•    Внутренняя эмиграция состоит из очень сильных людей.•    В какой степени «сильные люди» противоречат «сильной Монархии»? - Ни в какой степени. Государь Император Николай Александрович был очень сильным человеком, но очень сильным человеком был и П. А. Столыпин.•    Сегодняшняя Россия - это очень молодая страна, ее люди упорны, закалены, обуяны ненасытной жаждой знания.•    Культурный отбор этих людей и будет правящим слоем России, независимо от того, будет ли у нас Монархия или республика, или судьба тяпнет нас какой-то новой диктатурой.•    Нравится ли нам это ли не нравится - это есть новое поколение. И не только хронологически, но и социально.•    Новое поколение России, закаленное, упорное, жизнеспособное, молодое, ни при каких обстоятельствах не позволит «пузырям потонувшего мира» командовать собою.•    Оно позволит себя убеждать, но как раз этого «пузыри» делать не умеют.•    Нынешнее - советское - поколение вышло из иной социальной среды, со всеми политическими, психологическими и прочими предпосылками и последствиями.•    С этим поколением эмиграция обязана считаться как с решающим фактором в жизни России.•    Новая Россия будет новой Россией, с новой промышленностью, новым крестьянством, новым пролетариатом, новым правящим слоем и с новыми методами управления.•    Россия будет страной чудовищной силы и великой, еще невиданной в истории мира, человечности».

Имя Ивана Солоневича - одно из наиболее известных в русской  национальной мысли ХХ века. Его  книга «Народная Монархия», переизданная в России, многих заставила взглянуть  без социалистического и либерального тумана на основы русской государственности, на монархию как на выстраданный народом  государственный принцип России. Ясное и энергическое изложение, редкая вера в свое слово, в свое призвание, резкость суждений – все  это отличительные черты писательского  таланта И. Л. Солоневича. Представляя  собою, тип имперского консерватора, Иван Лукьянович Солоневич стремился  через консервативную революцию  или военный переворот идти к  традиционному, православно-монархическому обществу. И. Л. Солоневич полагал, что  Империя наиболее полно отвечает высшим запросам человека как существа нравственно свободного, разумного  и общественного. Империя способна обеспечить человеку наибольшую широту свободного и индивидуального самоопределения  в условиях общегосударственного существования. Он глубоко был уверен, что «после падения большевизма только Царь спасет Россию от нового партийного рабства».

 

 

 

Список использованной литературы:

1.Смолин М. Б.  Монархизм как любовь. Штрихи  к портрету Ивана Солоневича. М.: изд. центр журнала «Москва», 2000. – 124 с.2.    

2. Солоневич И.Л.Народная  Монархия. М.: РИМИС, 2005. – 465 с.3.    

3. Солоневич И.  Л. Наша страна. ХХ век. М.: РИМИС, 2001. – 245 с.  

 

Министерство образования  Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный  экономический университет»

 

 

Кафедра: Общественных дисциплин  и права

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

По дисциплине: Геополитика

На тему: Геополитические идеи в трудах белорусского общественного деятеля И.Л.Солоневича

 

 

 

 

 

 

Студент ЭИ-121                                                                                          К.В.Герман

Преподаватель                                                                                         П.В.Малашук

 

 

 

 

Бобруйск 2013

 


Информация о работе Факты из жизни И.Л.Солоневича