Социологический анализ перспектив внедрения Болонского процесса в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:46, контрольная работа

Краткое описание

Все 19 лет независимости, Украина пытается преодолеть социально-экономический кризис. Он очень ярко проявляется во всех сферах нашей повседневной жизни, а также в сфере образования. При всем при том, высшее образование Украины, России, и многих других стран СНГ столкнулось с глобальными проблемами послеперестроечного периода. Это было, прежде всего, связано с тем, что подготовка кадров большей частью ориентировалась на общесоюзные потребности и планы, что в свою очередь привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений и в структуре профессиональных направлений подготовки специалистов: при чрезмерном количестве специалистов по инженерным направлениям возникали проблемы с такими направлениями, как право, экономика, социология, психология, менеджмент.

Вложенные файлы: 1 файл

Болонський процес - работа.doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

Работа  по курсу:

Высшее  образование и Болонский процесс  в Украине

Студентки 5-го курса, группы СЦ-57

Кадничанской  Г.С. 
 

Социологический анализ перспектив внедрения  Болонского процесса в Украине 
 

     Все 19 лет независимости, Украина пытается преодолеть социально-экономический кризис. Он очень ярко проявляется во всех сферах нашей повседневной жизни, а также в сфере образования. При всем при том, высшее образование Украины, России, и многих других стран СНГ столкнулось с глобальными проблемами послеперестроечного периода. Это было, прежде всего, связано с тем, что подготовка кадров большей частью ориентировалась на общесоюзные потребности и планы, что в свою очередь привело к диспропорции в размещении высших учебных заведений и в структуре профессиональных направлений подготовки специалистов: при чрезмерном количестве специалистов по инженерным направлениям возникали проблемы с такими направлениями, как право, экономика, социология, психология, менеджмент.

     Централизация разработки учебных программ так  же обусловила унификацию учебного процесса, что ограничивало возможность изучения истории и культуры самой Украины, учет специфики ее отдельных регионов. К тому же финансировалась образовательная отрасль, как известно, по остаточному принципу, а административно-командная система управления образованием тормозила и ограничивала инициативу. [5]

     Многие  могут заметить, что после распада  СССР на Украину, как на буферное государство  давят более сильные страны, такие  как США, Россия, а также страны входящие в ЕС.  Что только больше путает нашу страну на пути к глобализации и европейской интеграции. Но как мы видим в последнее время Украина все больше и больше тяготеет к вступлению в ЕС, а такая интеграция естественно предполагает и Болонский процесс.

     Цели  и задачи Болонского процесса

Болонская декларация предусматривает две  ступени системы высшего образования, объединяя усилия по подготовке бакалавров и магистров, причем первый этап рассчитан на приобретение компетенций исполнительского типа, а второй – на развитие творческих способностей. В связи с этим в практике украинской высшей школы возникает проблема пересмотра и унификации системы профессиональных квалификаций, устранения их разветвленности, создания государственных стандартов, общих критериев оценки качества подготовки будущих специалистов в соответствии с общеевропейскими стандартами. [7]

Болонский процесс включает в себя следующие  ключевые моменты.

1. Четкая  унификация студенческих документов, подтверждающих уровень и качество  усвоенных знаний, для сопоставления  высшего образования в различных странах. Такие меры должны обеспечить занятость европейских граждан с высшим образованием и международную конкурентоспособность европейского высшего образования.

2. Двухуровневая  система высшего образования.  Большой проблемой во многих странах стал чрезмерно избыточный перечень специальностей и специализаций, причем как в Европе, так и в Украине. Существуют также значительные различия между учеными степенями, получаемыми в университетах и академиях. Для обеспечения стандартизации степеней и специализаций планируется перейти на двухуровневую систему образовательно-квалификационных уровней: бакалавр и магистр. Бакалавр – это специалист, который может работать по специальности или продолжить образование, перейдя на вторую ступень – в магистратуру. Степень магистра предполагает наличие более глубоких фундаментальных знаний студента и ориентирует его на научную карьеру. Обучение на первом цикле должно составлять 3-4, на втором – 1-2 года. Последипломное образование осуществляется в докторантуре, что дает возможность получить ученую степень доктора наук после 7-8-летнего обучения. В странах-участницах Болонского процесса должна быть одна докторская степень, например доктор философии в соответствующих сферах знаний – естественные науки, социо-гуманитарные, экономические и пр.

3. Учреждение  кредитной системы по Европейской  кредитно-трансферной системе (ECTS). Кредитами называются условные  единицы, в которых определяется  объем образования. За каждой  такой единицей стоит определенное  количество освоенных понятий, связей между понятиями, наработанные навыки, то есть общая трудоемкость полученных знаний и умений, включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговых экзаменов, другие виды учебной работы. Для получения европейского диплома бакалавра требуется накопить 180-240 часов кредитов, а степени магистра – дополнительно 60-120 часов. Именно систему кредитов рассматривают как средство повышения мобильности студентов при переходе с одной учебной программы на другую, включая программы последипломного образования. ЕСТS станет многоцелевым инструментом признания и мобильности студента, средством реформирования учебных программ, а также средством передачи кредитов высшим учебным заведениям других стран. Аккумулирующая кредитная система дает возможность учесть все достижения студента, не только учебную нагрузку, но и участие его в научных исследованиях, конференциях, предметных олимпиадах и т. д. В отдельных странах как условие начисления кредитов выдвигают следующее требование: учебная нагрузка должна включать 50% и более самостоятельной работы студента. Благодаря накопительной системе кредитов студент сможет поступить в университет одной страны, а окончить его в другой; сменить в процессе обучения университет или избранную специальность; закончить обучение на любом этапе, получив степень бакалавра или магистра, продолжить образование в удобный для себя период жизни.

4. Усиление  мобильности студентов, преподавателей, администрации вузов. Для осознания  и утверждения конкурентоспособности своих знаний и умений каждый студент должен иметь возможность хотя бы короткое время обучаться и стажироваться за рубежом, а благодаря этому в основном вузе он может сократить количество часов, посвященных изучению иностранных языков. Мобильности студентов способствует целенаправленная подготовка к сдаче языковых тестов типа TOEFL, тестов для поступления в магистратуру по экономике GRE, менеджменту GMAT и прочих.

5. Создание  сравнимых критериев и общей  методологии для вузов всех  европейских стран. В настоящий момент страны Европы интенсивно занимаются созданием сети агентств по контролю качества и аккредитации. Предполагается учредить аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций. Оценка студентов будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на знаниях, умениях и навыках, которые приобрели выпускники. Одновременно с этим будут установлены стандарты транснационального образования.

6. Приведение  высшего образования в различных  странах к единым стандартам. Это касается разработки сходных учебных планов, тренингов, исследований.

7. Внедрение  в жизнь концепции непрерывного (пожизненного) обучения, которое позволяет  человеку получить в течение  жизни несколько дипломов и  ученых степеней, а университету – значительно улучшить финансово-материальное обеспечение за счет предоставления информационно-материальной базы для желающих продолжить обучение. В основе этой концепции лежит идея LLL (Life Long Learning) – образования, соразмеримого со всей протяженностью жизни.

8. Партнерство  студенческих организаций и официальных  образовательных институтов.

9. Повышение  привлекательности (промоция) и конкурентоспособности  европейского высшего образования.

10. Трудоустройство  выпускников. Одним из важных положений Болонского процесса является ориентация высших учебных заведений на конечный результат: знания выпускников должны быть применимы и использованы на пользу как народа своей страны, так и других стран Европы. Академические степени и другие квалификации должны быть востребованы на европейским рынке труда, профессиональное признание квалификаций следует упростить и облегчить. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО. [1]

           Украина в Болонском процессе

     Украина вступила в число стран членов Болонского процесса в 2005 году.

Хотя  и до этого проводились реформы, но из-за малой скоординированности  и продуманности результат практически  не принесли. В итоге наше образование не полностью признается и учитывается. Такая ситуация и потребовала включение Украины в Болонский процесс.

Для интенсивной  образовательной интеграции власти и решили, что следует кардинальным образом реформировать высшую школу нашей страны. Но поскольку высшая школа Украины довольно сильно пострадала, после распада СССР и вследствие постоянных изменений как социальных, так и экономических, нам нужно подумать о том, как будет правильнее, внедрить сей процесс без проблем для учащихся и преподавателей, так же следует учитывать нужды страны.

      Как мы знаем, до 2003 года высшие заведения  Украины, совместно с университетами Европы выполнили 105 проектов TEMPUS/TACIS. Это дало право ввести общие учебные программы, принципы управления вузами, подготовить к изданию новые учебники. С одной стороны нас не может не радовать такая ситуация с другой же высшая школа столкнулась со множеством проблем в реализации Болонского процесса. Сегодня в Украине законодательно утверждена система стандартов по каждому образовательно-квалификационному уровню и профилю подготовки. Стандарты, разработанные для 80% направлений (квалификаций), содержат все требования к компетентности, квалификационной характеристике и системе определения качества знаний. В 2001 году Министерством образования разработано приложение к диплому европейского образца, которое планировалось выдавать по желанию студента.

С 2006 года, Украина начала активно внедрять Болонскую систему в вузах.

И как  и ожидалось, столкнулось с рядом проблем. Одна и них такова, что системы непрерывного высшего образования в Украине не существует. Как и в большинстве постсоветских государств, наука (особенно фундаментальная) традиционно остается прерогативой национальных Академий наук, отдельно от учебного процесса в вузах. То же самое можно сказать и о подготовке специалистов высшей квалификации - кандидатов и докторов наук. В мире, как известно, наиболее эффективной признана непрерывная система, которая предполагает подготовку докторов наук в вузах, а не через Высшую аттестационную комиссию (ВАК). Перехода к такой системе требует и Болонский процесс, в котором предусмотрено обеспечение неразрывной связи двух этапов - бакалаврата (3 года обучения) и магистратуры (2 года обучения). При этом первый этап должен полностью предоставлять доступ ко второму этапу, который, в свою очередь, дает право продолжить последипломное образование и получить степень доктора наук (доктора философии), эквивалентом которого в Украине является степень кандидата наук [2]. Сейчас же бакалаврат продолжается 4 года, магистратура 1 год, что приравнивает ее к специалисту, которого вроде бы уже существовать и не должно.

     Второй  проблемой оказалось то, что для полного включения в Болонский процесс недостаточно формального внедрения его принципов. Одной из главных задач представляется обеспечение прозрачного и строгого контроля качества образования, в первую очередь лицензирования и аккредитации. В Украине такие схемы введены давно, но они несовершенны, постоянно пересматриваются и дополняются. В последнее время требовательность экспертизы существенно возросла, однако проблема ее качества остается довольно острой. Именно Болонский процесс будет мощным стимулом для пересмотра принципов и методологии контроля качества образования по международным стандартам, позволит привлечь к этой работе иностранных экспертов и положительно повлияет на качество подготовки студентов.

     Очень болезненным для нашей страны является и вопрос подготовки научных  и преподавательских кадров для  высшей школы. У нас функционирует система ВАК, которой нет ни в одном цивилизованном государстве. Многие специалисты считают, что эта система – рудимент в научном мире, от которого следует избавляться. ВАК каждый год вводит новые правила, которые, по сути, не помогают отбирать лучшие кадры, а, порой, сводят систему получения научных званий к абсурду. Как присваиваются ученые степени многие знают не понаслышке, о том, что растет количество фальшивых дипломов, подтверждающих научное звание, не принято говорить, хотя эта проблема существует. Система присвоения научных званий и наград на сегодняшний день дискредитировала себя, и нельзя закрывать на это глаза. [2]

     @На  деле же в Украине, да и  похоже в России просто «подогнали»  существовавшую пятибалльную систему  оценок к системе ECTS. В частности, в Украине пошли по пути объединения баллов оценивания, уменьшив даже ее пять проходных баллов до трех, и сразу же исчезла такая оценка как «очень хорошо», которая в ECTS лежит между «отлично, превосходно» и «хорошо». То есть все равно мы «подтянули» европейскую систему оценивания к нашей устоявшейся в сознании пятибалльной (а точнее проходной трехбалльной) системе и устранили у студента импульс к совершенствованию, огрубили границы реализации его возможностей, сравнимости действительных результатов его обучения с результатами студентов европейских университетов. [6]

     Проблема  соответствия новых квалификаций общественным потребностям и интересам рынка рассматривается как одна из важнейших и определяющих успех Болонского процесса.

     На  отечественном рынке труда существует ситуация, отраженная в работе Николаенко, где констатируется, что «сегодня в Украине степень бака­лавра определена как образовательно-квалификационный уровень специалиста только с базовым высшим образованием, вследствие чего во многих отраслях (образование, медицина, наука и т.п.) использование специалистов этого уровня является проблематичным, поскольку в классификаторе профессий для бакалавров есть очень мало первичных должностей либо их совсем нет» . Здесь возможны разные пути достижения цели: определение бакалаврата как полного высшего профессионального образования, с установлением соответствия такого с классификатором профессий; признание диплома бакалавра как пер­вичной ступени, необходимой для принятия на работу (в соответствии с классификатором профессий) с дальнейшим обязательным повышением уровня квалификации в процессе life long learning; продолжение обучения уже работающего бакалавра в открытом или корпоративном уни­верситете с дальнейшим получением степени магистра.[ 3, c. 18].

Информация о работе Социологический анализ перспектив внедрения Болонского процесса в Украине