Социальная работа с лицами без определенного места жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Тема предлагаемого реферата – «Проблемы социальной работы с людьми без
определенного места жительства». Она особенно актуальна в сегодняшних
условиях нестабильной и постоянно меняющейся жизни. Чтобы проникнуть в суть
данного вопроса необходимо рассмотреть саму историю развития такого явления
как бездомность и основные аспекты социальной работы в прошлом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................2
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗДОМНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА.......... 4
АЛКОГОЛИЗМ КАК УСУГУБЛЯЮЩИЙ ФАКТОР.............................................8
ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА.......... 10
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ «БОМЖ» – БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ..............12
БЕЖЕНЦЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА...............................................13
ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА В СТРАНЕ..........14
ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ «БОМЖ»....................17
ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО
МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА......................................................... 19
СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.........................................

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 108.84 Кб (Скачать файл)

 

Некоммерческие организации, представляющие интересы данной категории  граждан, приводят ниже рекомендации, выполнение которых необходимо для  улучшения ситуации бездомных:

 

1. Местные органы власти  должны признать существование  проблемы бездомности и сотен  бездомных граждан и создать  условия для реализации ими  своих конституционных прав.

 

2. Деятельность системы  государственных и муниципальных  учреждений по оказанию помощи  бездомным должна вестись в  двух направлениях: – социальная  поддержка бездомных; – ресоциализация (социальная реабилитация) – возвращение бездомных к обычной жизни.

 

3. В городе должна существовать  система предоставления социальных  общежитий для бездомных и  неимущих граждан, а также для людей, прошедших курс реабилитации в реабилитационных центрах за пределами города.

 

4. Следует выработать системный подход предоставления занятости для людей, прошедших курс реабилитации в реабилитационных центрах за пределами города.

 

5. Организация строительства  социального жилья и развитие  некоммерческого строительства. 

 

6. Организация строительства  социальных приютов для данной  категории граждан. 

 

7. Следует активно использовать все каналы для информирования нуждающихся о возможностях в предоставлении помощи и временного убежища, а также для формирования адекватного понимания обществом проблемы бездомности и гуманного отношения людей к своим бездомным согражданам.

 

Отсутствие учета реального  гендерного состава бездомных

 

В условиях отсутствия в России общегосударственного статистического  учета лиц без определенного  места жительства, неудивительно, что  гендерному аспекту этой проблемы так же не уделяется должного внимания. Так, обращаясь к базовым нормативным документам, касающимся помощи бездомным, а именно организации Домов ночного пребывания, никакого упоминания о гендерной дифференциации бездомных мы не находим. Например, в соответствие с Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации «О домах ночного пребывания» основной задачей Домов ночного пребывания является: «предоставление ночлега лицам без определенного места жительства и занятий, в первую очередь из числа престарелых и инвалидов» [Министерство социальной защиты населения Российской Федерации. Приказ от 25 января 1994г. №10, раздел «Задачи и функции Дома ночного пребывания». П.2.1.]. Как видим, документ этот дифференцирует лиц без определенного места жительства исключительно по возрасту и состоянию здоровья, при этом никаким образом не учитываются отличия клиентов этих заведений по гендерному признаку.

 

Далее. В Постановлении Правительства Российской Федерации «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства» мы находим аналогичное упоминание о том, что одной из основных задач Домов ночного пребывания является: «...предоставление временного места пребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, в первую очередь лицам пожилого возраста и инвалидам» [Правительство Российской Федерации. Постановление от 8 июня 1996г. №670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства». П.2.].

 

Таким образом, отсутствие гендерной дифференциации бездомных заложена уже в самих нормативных актах РФ. Соответственно, администрации субъектов РФ, в ведение которых находятся вопросы создания ДНП, зачастую даже не рассматривают создание в этих Домах женских мест.

 

Регистрация по месту жительства формально носит исключительно  уведомительный характер и, как указано  в статье 3 закона «О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Однако на практике отсутствие регистрации значительно  затрудняет, а иногда и делает полностью  невозможным полноценное пользование  правами, исключая граждан без регистрации  из жизни общества. Права людей  прикреплены не к ним, а к месту  их официального проживания.

 

Российская паспортно-регистрационная система увязывает права людей с наличием у них отметки о регистрации по месту жительства, проставляемой в гражданском паспорте. Получение регистрации возможно только при наличии паспорта и прав на жилое помещение, что в условиях сниженной доступности жилья для большинства российского населения существенно ограничивает свободу передвижения на территории РФ. Люди без регистрации оказываются исключены из правового поля и на практике подвергаются постоянной дискриминации. На этих людей фактически не распространяются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, а также государственные гарантии в социальной и экономической сферах. Их не видит законодатель при разработке законов, их не видят органы власти при разработке целевых социальных программ для различных групп населения (молодежи, инвалидов и др.).

 

Регистрация выполняет функцию  «внутренней визы», дающей разрешение на проживание и работу в определенном регионе страны. Граждане России не имеют единого правового статуса, он зависит от того, проживают ли они по месту формальной регистрации  либо нет. Перемена места жительства без крайне непростой смены регистрации  ведет к утрате гражданами значительной части их прав. В результате, значительная часть трудоспособного населения страны, которая трудится и проживает не по месту регистрации, имеет полулегальный статус.

 

Российская паспортно-регистрационная система увязывает права граждан с наличием у них регистрации по месту жительства. Люди без регистрации (и тем более без паспорта) оказываются исключенными из правового поля и из общества. На них фактически не распространяется Конституция РФ, им недоступны все те возможности, которые доступны другим гражданам. Однако паспортно-регистрационная система в России не только является одной из основных причин массового нарушения конституционных прав граждан, но и в значительной степени определяет особенности и перспективы социально-экономического и демографического развития России, оказывая во многом негативное влияние на эти процессы.

 

Информация предоставлена– Межрегиональной Сетью «За преодоление социальной исключенности»

 

Наша организация на протяжении многих лет занимается проблемой бездомности и довольно эффективно решает её. Мы давно просим и убеждаем исполнительную и законодательную ветви власти о необходимости разработки и принятия закона о реабилитации и социальной адаптации лиц без определенного места жительства и лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. Проводя исследования и анализы по данной целевой группе, мы пришли к выводу, что необходимо во всех регионах нашей страны создавать аналогичные БЮРО, которые будут реально и эффективно помогать людям, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию.

 

 

 

ание: Введение 3

Глава 1: Теоретические аспекты  проблемы бездомности в современной России 8

1.1. Бездомность и ее  причины в современной России 8

1.2. Социально-экономическое  положение бездомных в России 16

Глава 2: Практическая социальная работа с бездомными 31

2.1. Законодательство России  в области социальной работы  с бездомными и перспективы  его совершенствования 31

2.2. Организации, занимающиеся  социальной работой с бездомными 38

2.3. Работа с бездомными  в церковных организациях 45

2.4. Социальная работа с  бездомными детьми 47

2.5. Социальные проекты,  направленные на помощь бездомным. 49

2.6. Международный опыт  работы с бездомными 59

Заключение 64

Список литературы 66

Введение Введение

 

Степень цивилизованности общества и государства определяется отношением к меньшинствам, к униженным и оскорбленным (Ф.М.Достоевский). К сожалению, милосердное отношение к ним, сочувствие, проповедуемые великим российским писателем, за десятилетия коммунистического режима с его призывами уничтожить как класс, пусть горит земля под ногами, кто не с нами, тот против нас, усилить борьбу и т.п. тщательно вытравливались из сознания соотечественников. И не без успеха. Всплеск эйфории времен горбачевской перестройки захлебнулся. Тяготы постперестроечного периода способствуют новому ожесточению умов и сердец.

Проблема бездомности  является одной из наиболее острых социальных проблем современной  России, однако в настоящее время  она не может быть объективно оценена  в полной мере. Причиной тому отсутствие сколько-нибудь внятных статистических данных об общей численности лиц  без определенного места жительства (БОМЖ) и их половозрастных и других характеристиках (образование, семейное положение, профессия и т.д.). Органы статистики при переписи обследуют  лишь оседлое население. Бездомные  органами статистики не учитываются. Ведомственные (милицейские, медицинские и т.п.) статистические данные, а также отдельные  исследования, проводившиеся как  государственными структурами (например, Министерством труда и социального  развития Российской Федерации), так  и общественными организациями (ЦБФ  Ночлежка) не дают всеобъемлющей картины  российской бездомности, не позволяют  в полной мере выявить динамику изменений  и тенденции развития проблемы.

Вместе с тем анализ российского законодательства, а  также анализ правовых проблем, с  которыми сталкиваются лица БОМЖ, вынуждает  с горечью констатировать, что  бездомные в современной России представляют собой одну из наиболее жестко дискриминируемых социальных групп населения.

Показательным в этом отношении  является тот факт, что в подавляющем  большинстве нормативно-правовых актов, регулирующих отношения практически  во всех сферах общественной жизни  и человеческой деятельности, бездомные  не упоминаются ни как субъект  правоотношений, ни как объект заботы государства. Исключение составляют, пожалуй, лишь отдельные нормы, касающиеся уголовного и административного преследования.

Существующая в Российской Федерации правовая система ставит вопрос реализации гражданами прав, свобод и законных интересов в зависимость  от места жительства, а точнее от наличия регистрации по месту  жительства или по месту пребывания.

Отсутствие специального упоминания лиц БОМЖ в нормативно-правовых актах, регулирующих правовые отношения, правоотношения в жилищной сфере  и т.д., возможно, не имело бы столь  тяжких последствий, если бы безусловно и неукоснительно соблюдались конституционные принципы, предусмотренные статьями 2, 7, 15, 17, 18, 19 Конституции Российской Федерации, а именно: принцип приоритета прав и свобод личности над правами и интересами государства, принцип прямого действия и верховенства Конституции, принцип приоритета норм международных договоров Российской Федерации над нормами национального законодательства, принцип непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, принцип безусловного равенства всех и каждого перед законом и судом (в том числе вне зависимости от социального положения и места жительства).

К сожалению, конституционные  принципы равноправия граждан, норма  статьи 3 Закона РФ О праве граждан  Российской Федерации на свободу  передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, гласящая что регистрация  или отсутствие таковой не могут  служить основанием ограничения  или условием реализации прав и свобод граждан, а также заклинания Конституционного и Верховного судов Российской Федерации  о необходимости соблюдения принципа равноправия граждан применительно к бездомным фактически бездействуют.

Предпринимавшиеся исполнительной властью попытки решения проблемы бездомности, выразившиеся в ряде постановлений  Правительства РФ, были беспомощны. Причина этого заключается, с  одной стороны, в отсутствии реальных ресурсов, которые Правительство  могло бы направить на решение  проблемы, а с другой в непонимании  разработчиками правительственных  постановлений проблемы бездомности. Мнение общественных организаций при  подготовке проектов этих актов практически  не учитывалось, что негативно отразилось на качестве самих актов.

Федеральным законодателем  эта проблема просто игнорируется.

На существование этой проблемы органы власти большинства  субъектов федерации смотрят  как на неизбежное зло и лишь пытаются руками правоохранительных органов  и судов при малейшей возможности  изолировать общество и бездомных  друг от друга. В ряде регионов по отношению  к бездомным творится открытый произвол, выражающийся, в частности, в их выдворении из населенных пунктов. Примером тому может служить Москва.

Все это, несомненно, подчеркивает актуальность темы.

Объект исследования - положение  бездомных в современной России. Предмет исследования - социальная работа, которая проводится с бездомными.

Новизна исследования - попытка  структурировать всю имеющуюся  на сегодняшний день информацию о  положении бездомных в России.

Степень научной разработанности  проблемы. Несмотря на свою остроту, проблема изучения бездомности на изломах  социальной структуры постсоветской  России не привлекла широкого внимания социологического сообщества. Одним  из первых социологических исследований данной проблемы является работа кандидата  психологических наук Ткачева Д.С., который писал о разработке программы  Адаптации лиц без определенного  места жительства к трудовой деятельности[34]. Актуальность проблем, раскрываемых им, определяется наличием в социальной структуре общества Республики Бурятия  определенного числа лиц без  определенного места жительства, нуждающихся в социальной защите. При разработке программы Адаптации  лиц без определенного места  жительства к трудовой деятельности автор исходит из изучения опыта  Швеции по организации социальной работы с данной категорией, подробно описанном в работе другого специалиста, также занимающегося проблемой бездомных, - Кузнецова П.С.

Информация о работе Социальная работа с лицами без определенного места жительства