Современная система международных отношений и геополитика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 10:50, контрольная работа

Краткое описание

Словом, проблематика современных международных исследований значительно усложнилась, к тому же и современные международные отношения еще не представляют собой окончательно сформировавшуюся систему, продолжают находиться в процессе динамичного становления. Это по-прежнему большой научный и политический вызов ученым и практикам.

Содержание

1. Введение
2. Участники международных отношений
3. Теоретические модели системы международных отношений и современность
4. Особенности формирования геополитического пространства в мире
5. Россия в современном мире
6. Заключение
7. Литература

Вложенные файлы: 1 файл

ДР.docx

— 47.15 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»

 

 

 

Факультет ФЗДО

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное управление»

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

Тема: «Современная система международных отношений  и геополитика»

 

по дисциплине: Геополитика

 

 

 

 

Выполнил:

студент 4 курса

Кадырова Марина Владимировна

Проверил:

Халиков Манир Саидович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Надым

2011 г.

 

Содержание:

 

 

  1. Введение

3

2.  Участники международных отношений

4

  1. Теоретические модели системы международных отношений и современность

8

  1. Особенности формирования геополитического     пространства в мире

11

  1. Россия в современном мире                                                                                   

12

6. Заключение

16

7. Литература

18

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Прежде всего, сама современная  система международных отношений  находится в переходном состоянии, в ней переплетаются и взаимодействуют  традиционные, можно даже сказать, многовековые силы и закономерности и новые, проявляющиеся  на наших глазах, факторы и тенденции. Со времени Вестфальского мира, зафиксировавшего почти на 350 лет международную  систему, основанную на силовом взаимодействии, «столкновении» национальных государств, балансе сил, противоборстве союзов и т.д., в мировой политике появились  новые действующие лица и новые  тенденции глобального масштаба. ТНК и международные организации, система глобальной коммуникации, мировая  экономическая взаимозависимость, изменение роли военного фактора, распространение  во многом единой массовой культуры, переплетение внутриполитических и международных  проблем, волны глобальной демократизации и др. - все это сегодня определяет новый облик международных отношений.

В международных отношениях, как и в политике, вообще, результат определяется не только складывающимися объективными обстоятельствами и объективно действующими факторами, но и субъективными. Сегодня это не только открывает новые политические возможности, но и накладывает на участников современных международных отношений особую ответственность.

Современные международные  отношения отличает не только беспрецедентная  динамика, но и сложность и многомерность. Биполярный мир холодной войны канул  в Лету, и на смену ему пришла не монополярность (как бы это ни грезилось иным политикам и теоретикам), а динамично развивающаяся - причем в разных векторах и измерениях - новая сложная мировая система, по сути своей многополярная и  многомерная. Образно говоря, время  «евклидовой геометрии» в мировой  политике закончилось. Пришла пора куда более сложных и многомерных  политических уравнений, причем их многие переменные и по сей день окончательно не определены.

Становление современной системы международных отношений, несмотря на новые глобальные тенденции, преодоление поляризующих конфликтов и формирование элементов единого мирового сообщества отнюдь не равнозначны окончательному приходу в мировую политику стабильности и гармонии, порядка и прогресса. Появились новые дестабилизирующие силы и тенденции, «проснулись» старые, часто в своей основе архаичные конфликты, родились конфликты «нового поколения». Новые локальные, прежде всего этнополитические конфликты, новые напряжения по линии Север - Юг, многообразие новых, не всегда сочетающихся друг с другом международных режимов, новые миграционные потоки, ведущие, в частности, к появлению нового, не интегрированного в развитые общества низшего класса, политическая и иная дестабилизация в результате глобальных режимных изменений (т.е. «волны демократизации») и др.  Особый вопрос - это политико-правовой режим современных международных отношений. Качественные изменения, происходящие в мировой политике, не могут не оказывать влияния и на, казалось бы, устоявшиеся правила, которые призваны регулировать поведение участников международного взаимодействия. Как известно, попытки переосмысления ряда базовых принципов публичного международного права предпринимаются не только учеными. Некоторые страны и блоковые союзы по-новому, нетрадиционно толкуют ряд фундаментальных положений международного права, а то и вовсе закрывают на них глаза.

Словом, проблематика современных  международных исследований значительно  усложнилась, к тому же и современные  международные отношения еще  не представляют собой окончательно сформировавшуюся систему, продолжают находиться в процессе динамичного  становления. Это по-прежнему большой  научный и политический вызов  ученым и практикам.

 

 

Участники международных  отношений

 

Современная политическая наука рассматривает  в качестве основных участников международных  отношений суверенные государства, межгосударственные объединения и  международные (правительственные  и неправительственные) организации. Важнейшим признаком государства  как участника международных  отношений является государственный  суверенитет. Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой  другой власти, кроме собственной, никаких  других обязательств, кроме тех, которые  были взяты им на себя добровольно  или под воздействием объективных  обстоятельств.

Следует различать понятия государственного и национального суверенитета. Национальный суверенитет - совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, свою национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для осуществления национального  суверенитета не обязательно образовывать национальное государство. Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как национально-культурная автономия, федеративное или конфедеративное  государственное устройство.

Наряду с отдельными национальными  государствами в международных  отношениях принимают участие также  различные коалиции государств, блоки, интеграционные группировки, т.е. межгосударственные объединения, участники которых  не теряют своей самостоятельной  роли в системе межгосударственных отношений. В межгосударственном объединении  могут возникать специальные  механизмы для координации внешнеполитического  поведения его участников. Функции  таких механизмов состоят как  в простом обмене информацией, так  и в согласовании отдельных элементов  внешнеполитической идеологии, политики и стратегии на международной  арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций.

В прошлом основным видом межгосударственных объединений были коалиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и ведения военных действий. После  второй мировой войны возникли различные  военно-политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые  другие. Большинство этих союзов распалось  еще в ходе «холодной войны», а  Варшавский договор прекратил свое существование после ее окончания. Сохранился лишь Североатлантический  договор - НАТО, но эта организация  в современных условиях меняет стратегию  и приспосабливает функции к  новой международной действительности, одновременно расширяя число своих  членов.

Сегодня возрастает значение интеграционных группировок иного характера, ярким  примером которых может служить  Европейское сообщество, преобразовавшееся  в ходе экономической и политической интеграции в Европейский Союз. Фактически и Содружество Независимых Государств на сегодняшний день представляет собой  межгосударственное объединение, правда, рыхлое, аморфное, с неясными перспективами.

Близким, но не тождественным к  понятию «межгосударственное объединение» является понятие «международная организация». Международные организации во второй половине XX столетия стали важным фактором международных отношений. Основными признаками международной организации могут быть названы следующие: объединение государств на основе организационно-правового единства его членов; объединение, образованное в силу межгосударственного соглашения - учредительного акта - для достижения провозглашенных целей; объединение, осуществляющее в соответствии с учредительным актом и другими правилами организации установленные функции и полномочия в международном общении через посредство своих органов и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, с государствами-нечленами и другими субъектами международного общения от своего имени. Положение о том, что международная организация выступает исключительно от своего имени, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, во-вторых, позволяет отличать международную организацию от наднациональной организации.

Каждая международная организация - это Форум государств-участников межгосударственных отношений, где  проходят интенсивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных  вопросов между ними, устанавливаются  и развиваются их отношения. Международная  организация играет относительно самостоятельную  роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени  и в тоже время представляя  все участвующие в ней государства  в своих решениях, в заключаемых  ею международных договорах и  соглашениях с другими государствами  или международными организациями. Подобная организация межгосударственного характера признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следовательно, и международного права, международная организация призвана играть конструктивную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении взаимопонимания, в развитии взаимовыгодных отношений между государствами, в решении спорных вопросов, в поддержании мира и безопасности. Такая роль международной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществования. Международные организации играют стабилизирующую роль, способствуя усилиям миролюбивых сил в сохранении и развитии позитивных тенденций в международных отношениях.

Международные организации отражают объективную тенденцию усиления взаимосвязи и взаимозависимости  всех явлений и процессов в  современных межгосударственных отношениях. Будучи порождением таких объективных  закономерностей развития межгосударственных отношений, как мирное сосуществование  государств, международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных  и иных связей государств, международные  организации, в свою очередь, оказывают  влияние на реализацию этих закономерностей, создавая для этого более или  менее благоприятные условия.

Вместе с тем международные  организации действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным законам. К числу, в частности, можно отнести  необходимость соответствия структуры  и принципов создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных  отношений, рамки которой определены уставом данной организации.

В научной литературе предлагается несколько принципов классификации  международных организаций. При  этом наиболее существенным является их деление на межгосударственные и  неправительственные (т.е. на основе характера  членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международных организаций  смешанного типа. В них участвуют  как правительства или государственные  ведомства, так и общественные организации  и индивидуальные члены.

Особое место в современном  мире, несомненно, принадлежит Организации  Объединенных Наций. Созданная в 1945 году, ООН замышлялась как универсальный  инструмент поддержания всеобщего  мира и безопасности. Однако начавшаяся в период «холодной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных  интересах подорвали эффективность  деятельности этой организации в  целом. В новых условиях возродилась  надежда на то, что цели и задачи, провозглашенные Уставом ООН  в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.

С деятельностью Организации Объединенных Наций связаны сегодня и надежды  на решение ряда проблем, обострившихся  в последние десятилетия. Это  относится прежде всего к одной  из наиболее значимых и перспективных  областей деятельности ООН - проблемам  состояния мирового хозяйства и  многостороннего экономического взаимодействия.

ООН, безусловно, не может подменить  собой сеть многосторонних организаций  и институтов, осуществляющих регулирование  международных валютно-финансовых отношений, но через СОН можно  было бы приступить к устранению возрастающих диспропорций в глобальной экономике  и к ликвидации бедности и нищеты в различных районах мира. В  последнее время выдвигается  множество предложений об улучшении  структуры самой ООН, повышении  эффективности отдельных ее органов  и пересмотре Устава ООН.

Информация о работе Современная система международных отношений и геополитика