Семья, определение. Демографические функции семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….с. 3
Глава I: Понятие семьи, определение, сущность, структура
Семья как объект демографии………………………………………...с. 6
Определение понятия «Семья»………………………………………..с.8
Типы семейных структур………………………………………………с.12
Психологический климат в семье…………………………………….с. 15
Глава II: Семья как объект демографического исследования
2.1. Основные направления изучения семьи в демографии……………с. 17
2.2. Демографическая функция семьи…………………………………...с. 19
Заключение……………………………………………………………………с. 22
Список использованной литературы и источников………………………...с. 2

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная текст.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

     Самыми распространенными в современных урбанизированных агломерациях являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений-прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье.  
 В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети данного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющего родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом возникали по причине предшествующей смерти супруга, и в них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).  
 Репродуктивная семья - семья, состоящая из родителей и несовершеннолетних детей.  
Ориентационная семья - родительская семья, из которой вышли взрослые дети, имеющие свои репродуктивные семьи.  
Линейная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия).  
Стержневая семья возникает, когда вместе с родителями остается кто-то один из всех детей со своей семьей (сельские регионы Европы).  
 Полная расширенная семья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).  
Расширенная семья всей своей структурой обнаруживает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нуклеарные семьи именуются супружескими, а расширенные - кровнородственными.  
Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями – неполными. 
             
                      
   

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Психологический  климат в семье.

 

   Психологический климат в семье – это устойчивый эмоциональный настрой, который возникает в результате совокупности настроений членов семьи, их душевных переживаний, отношений друг к другу, другим людям, работе, окружающим событиям. Он неразрывен с идейно-нравственными ценностями семьи, является показателем качества межличностных отношений ее членов. Психологический климат творят члены семьи, от них зависит, каким он будет. Исходной основой благоприятного психологического климата семьи является супружеская совместимость, в первую очередь общность нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата в семье характерны коллективистская сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, доброжелательность, требовательность друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за свою семью, высокая внутренняя дисциплинированность, принципиальность, ответственность. 
Члены семьи с благоприятным психологическим климатом с любовью, уважением и доверием относятся друг к другу, к родителям – с почитанием, к слабым – с готовностью помочь. Здесь законом жизни является желание и умение понимать другого человека, каждый свободно выражает свое собственное мнение по любому вопросу и все относятся к нему серьезно. При этом хорошо развиты самокритика, доброжелательная критика в отношении любого другого члена семьи, взаимная терпимость и корректность в случаях несовпадения мнений. Такая семья способна переносить житейские трудности, преодолевать узкособственнические интересы во имя передовых идеалов. 
Важный показатель благоприятного психологического климата в семье – стремление ее членов проводить свободное время вместе. И еще один признак благоприятного психологического климата – открытость семьи, добрые отношения с родственниками, соседями, друзьями и знакомыми. 
На благоприятный климат в семье в сильной степени влияет внутрисемейное общение. 
Оно весьма специфично. Это обусловливает прежде всего многоаспектность семейных отношений (экономические, идеологические, психологические, сексуальные, нравственно-родственные), их естественность, постоянство, сердечность, глубокая интимность, взаимозаинтересованность, направленность на обеспечение всех сторон жизнедеятельности членов семьи; многообразие связей семьи с окружающей средой; характер воздействия на семью окружающей среды; своеобразие восприятия этих воздействий семьей. Поэтому общение оказывает всестороннее влияние на жизнь семьи. Естественно, что члены семьи наиболее активно общаются в часы досуга. 
    Благоприятный психологический климат в семье ведет к тому, что наиболее притягательными для каждого члена ее становятся совместно созидаемые духовные ценности, а престижность материальных благ хотя и остается высокой, но отодвигается на второй план. Конечно, бытовая неустроенность семьи нередко, взаимодействуя с другими неблагоприятными условиями, провоцирует неблагополучие ее психологического климата. Однако и многим семьям с высоким бытовым комфортом при обедненной духовной жизни присущ психологический дискомфорт. 
    Неблагоприятный психологический климат в семье ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Семья  как объект демографического исследования

 

2.1. Основные направления изучения семьи в демографии

 

    Семья является объектом исследования многих общественных наук - социологии, экономики, правоведения, этнографии, психологии, педагогики, демографии. В соответствии со спецификой своего предмета каждая из наук выделяет особые стороны функционирования и развития семьи. Экономическая наука исследует семью или домохозяйство как производственную и потребительскую ячейку.

    Социология сосредоточивает внимание на анализе семьи как социального института, основанного на браке и выполняющего определенные социальные функции, на исследовании причин нестабильности части браков и путей укрепления семьи.

    Этнографические исследования связаны с изучением особенностей быта семей с различными этническими характеристиками. При этом важное значение имеют изучение этнически смешанных браков как одного из факторов процесса этнической ассимиляции и влияние их на изменение численности отдельных этносов.

    При демографическом изучении семьи можно выделить три стороны исследования этого объекта:

    Во-первых, роль семьи как социальной ячейки воспроизводства поколений, в жизнедеятельности которой преломляются и могут быть прослежены социальные факторы, влияющие на процесс деторождения и его компоненты - усвоение социальных норм, формирование потребностей и соответствующих им установок, репродуктивное поведение и, наконец, результат - появление потомства. Человеческое общество регулирует отношения между полами через социальные институты семьи и брака.

    Деторождение определяется совокупностью условий жизни, детерминирующих определенные социально обусловленные потребности, и регулируется социальными и культурными нормами, формирующими демографические установки. Совокупность социальных норм и установок определяет демографическое поведение: матримониальное - касающееся вступления в брак и формирования семьи, репродуктивное - касающееся деторождения, санитарное, или витальное, т.е. отношение к здоровью своему и окружающих. Это делает семью одним из важнейших компонентов всего механизма возобновления поколений в человеческом обществе. Первый из указанных аспектов изучения семьи охватывает круг проблем, связанных с деторождением в семье и его демографическими факторами, такими, как время вступления в брак и образования семьи, возраст вступления в брак и начала деторождения, календарь рождений, т.е. интервалы между последовательными рождениями и их размещение во времени жизни семьи.

    Во-вторых, демография изучает семью как фактор демографических процессов, протекающих на уровне населения в целом, - влияние жизни в семье, состава и типа семьи на интенсивность деторождения, на уровень смертности; процессы образования и распада семей как важные элементы воспроизводства населения, а также взаимозависимость демографических событий на уровне семьи применительно к рождаемости. Это зависимость рождения ребенка от брачного состояния, состава семьи, числа детей в ней. Если же речь идет о смертности, то можно говорить о зависимости ее уровня от брачного и семейного состояния, о влиянии числа детей и очередности рождения на младенческую смертность, о воздействии соотношений в смертности мужчин и женщин на овдовение, о связи смертности членов одних и тех же семей.

    В-третьих, демография изучает собственно процесс образования и развития семей, с одной стороны, как самостоятельный демографический феномен, с другой - как результат совокупного влияния всех взаимодействующих демографических процессов.

    Итак, в демографии - науке о закономерностях воспроизводства населения - семья является объектом изучения как первичная ячейка воспроизводства новых поколений.

 

 

2.2. Демографическая функция семьи

 

    Рассмотрение семьи в социально-демографическом исследовании нельзя ограничить изучением ее лишь в качестве фактора демографических процессов. Семья - их своеобразный сгусток, поле их взаимодействия. Население вообще лишь по традиции рассматривается как совокупность индивидов, не различающихся ничем, кроме возраста и пола. На самом же деле люди живут семьями, а население представляет собой не столько совокупность людей, сколько совокупность семей, обладающих определенной структурой, изменяющихся по определенным закономерностям, хотя и тесно связанным с демографическими процессами, но им не тождественным.

    За последние два-три десятилетия в отечественной и зарубежной демографии наметилась отчетливая тенденция рассматривать семью как самостоятельный демографический объект наряду с индивидом, супружеской парой, поселением и другими единицами в иерархии демографических образований. Следует подчеркнуть, что демографические события - рождение, смерть, вступление в брак и прекращение его - рассматриваются в демографии не как отдельные случаи, а как их множества, как последовательности событий, происходящих в течение жизни поколения или поколений, образующих население.     Соответственно демография рассматривает не отдельные семьи, а совокупности семей. Отвлекаясь при этом от многих индивидуальных свойств людей и семей, она принимает во внимание лишь общие черты, характерные для определенных возрастных, социальных и иных групп населения.

    Причем разница здесь не только количественная. Население, взятое в целом, имеет особенности, которые отсутствуют на индивидуальном уровне. Например, каждый человек имеет пол и возраст, но демографию интересует не наличие тех или иных значений этих признаков у конкретных людей, а соотношение численностей людей разного возраста и пола, возрастно-половой состав населения. То же касается и других признаков, которыми обладают люди, а соответственно и семьи. Конечно, население состоит из отдельных людей, или, как мы только что упомянули, из отдельных семей, и для того, чтобы узнать что-либо обо всех, необходимо сперва получить такие сведения о каждом. Наблюдение всегда ведется по отдельным элементам. Но исследователь-демограф оперирует обобщенными, сводными данными о совокупности таких элементов - семей или каких-либо их групп.

    Изучая демографические процессы на макроуровне, демография, однако, этим не ограничивается. Для того чтобы лучше понять причины, факторы изменений, происходящих в воспроизводстве населения в целом, необходимо ясно представлять себе механизм функционирования той "молекулы общества", которую представляет собой семья. И здесь успех исследования зависит в значительной степени от правильного сочетания его макро - и микроуровней.

    Демографы выделяют несколько типов воспроизводства населения:

-   близкое к простому (нерасширенному) воспроизводство, когда численность населения растет весьма незначительно на 0,2-0,5% в год, а само по себе воспроизводство характеризуется низкой, сознательно ограничиваемой рождаемостью и невысокой смертностью;

-   расширенное воспроизводство, основанное на сознательной, но неограниченной рождаемости и низкой смертности населения; ежегодный прирост составляет 2,0-2,5%;

-   суженный тип воспроизводства, когда число родившихся оказывается меньше числа умерших, и численность населения начинает неуклонно сокращаться.

    Среди последствий падения рождаемости можно выделить следующие:

-   экономические - проявляются в прогрессивном росте дефицита трудовых ресурсов во всех сферах народного хозяйства, но более всего - в сельскохозяйственном производстве;

-   демографические - выражаются в сокращении относительного числа женщин, способного иметь детей, растущей диспропорции полов и увеличении в составе населения доли лиц пожилого возраста;

- моральные - проявляются в развитии эгоизма у детей и юношества, в падении контактности и социальной ответственности людей;

-   этические - проявляются в формировании потребительского отношения к жизни;

-   социально-гигиенические - выражаются в увеличении числа поздних браков и, соответственно, поздних, чреватых последствиями для жизни детей, рождений (после 35-летнего возраста хотя бы одного из супругов вероятность врожденных отклонений ребенка резко возрастает);

-   генетические последствия складывающейся демографической ситуации проявятся в нарастании в популяции отрицательных генетических последствий и увеличении лиц с наследственными болезнями (по данным антропологов, наиболее жизнестойкими являются вторые и третьи дети).

    Итак, будучи необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя многие социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение: 
    Семья является основным фундаментальным институтом общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Потребности побуждают человека объединяться в семейные группы, создавать устойчивые связи. Планируя завести семью, человек задается целью решения определенных задач: уйти из дома, спасти друг друга, завести детей или укрепить любовь. Семья регламентирует взаимоотношения между родственниками, индивидуальные потребности членов семьи. Нормированием и санкционированием всех жизненных ситуаций и отношений семья осуществляет и системно реализует функцию социального контроля. 
    Планирование семьи – понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что же это такое и почему  планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи – это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи – это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, или на свободное и ответственное родительство, является международно признанным правом каждого человека.

Для чего нужно планирование семьи? 
-   для рождения желанных и здоровых детей; 
-   для сохранения здоровья женщины; 
-   для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье;

-   для осуществления жизненных планов. 
    В настоящее время семья находится в тяжелом социально-экономическом и социально-психологическом состоянии.  По данным социологических обследований, российскую семью тревожат разные проблемы, среди которых главные; неуверенность в будущем, безысходность и отсутствие перспектив, усталость, переутомленность, отсутствие свободного времени, семейные конфликты.    К социальным последствиям демографического кризиса семьи относятся: рост числа вдов, вдовцов и детей-сирот; психологическое неблагополучие в неполных семьях: рост бедности; снижение числа молодежи призывного возраста; уменьшение численности населении с его плотности; угроза национальной безопасности России, перспективам ее дальнейшего успешного развитии и  многое другое. 
     В сложившейся демографической ситуации стало актуальным проведение на государственном уровне действенной демографической политики. В настоящее время государство отказалось от прежней системы социальных пособий и перешло к политике, сориентированной лишь на поддержку малообеспеченных слоев общества.

        Сила и притягательность семьи заключаются в целостности, присущей семье как общности, образуемой за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов. Создавая семью для удовлетворения комплекса жизненно важных потребностей, человек объединяет всю целостность своего существования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников:

  1. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО - Пресс, 2000г. 
  2. Антонов А.И, Медков В.М. «Социология семьи».Москва. МГУ. 2010г.
  3. Гаспарян Ю.А. «Семья на пороге XXI века». -СПб. Петрополис. 2009г.
  4. Здравомыслова О.М. «Семья и общество». Москва. УРСС. 2009г.
  5. Борисов В.А. Демография. Учебник для вузов.-.: Нота Бене Медиа Трейд Компания, 2013г.
  6. Семейный Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995г. (принят ГД ФС РФ 08.12.1995г. –действующая редакция от 25.11.2013г).
  7. Конституция РФ (принята референдумом 12.12.1993г. – ред. от 30.12.2008г).
  8. Харчев А.Г., Мацконский М.С. Современная семья и ее проблемы. Соц.-демограф. исследование. – М., 1978.

Информация о работе Семья, определение. Демографические функции семьи