Российско-украинские отношения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:12, реферат

Краткое описание

Распад СССР начал новую главу в межнациональных отношениях евразийского континента. Появилось множество независимых государств, в каждом из которых к власти приходили различные силы. Взгляд этих сил и их лидеров на ту политику, которую следует проводить на территории бывшего Советского Союза, также был различен. Из-за этих противоречий вспыхивали локальные конфликты, экономические и политические противостояния.

Содержание

1 Введение 3
2 Исторические отношения 4
2.1 Развитие отношений в 90-е годы 5
3 Геополитическая декомпозиция Украины 6
4 Современные отношения 11
4.1 Газовые конфликты 11
4.2 Внутренние антироссийские идеи и их прозападное происхождение 13
5 Заключение 15
Список литературы 17

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Российско-Украинские отношения.docx

— 326.91 Кб (Скачать файл)

Украинская проблема главная  и самая серьезная проблема, которая  стоит перед Москвой. Если проблемы Севера и «полярной трапеции» связаны с далеким будущим России и Евразии, если освоение Сибири и битва за Lenaland имеет значение для близкого будущего, если, наконец, позиционная стратегия переустройства азиатского Юга имеет для России актуальное, но превентивное значение геополитика Запада и центр этой геополитики «украинский вопрос» требует от Москвы немедленных ответных мер, поскольку речь идет о нанесении России уже в настоящем стратегического удара, не реагировать на который «географическая ось истории» просто не имеет права. 

Учитывая то, что простая  интеграция Москвы с Киевом невозможна и не даст устойчивой геополитической  системы, даже если это произойдет вопреки  всяким объективным препятствиям, Москва должна активно включаться в переустройство украинского пространства по единственно  логичной и естественной геополитической  модели.  [4]

4 Современные отношения

 

Во время президентства  Леонида Кучмы Украина придерживались «многовекторного» геополитического курса, благодаря чему отношения между Украиной и Россией оставались на приемлемом уровне. Ситуация обострилась со времён так называемой «Оранжевой революции» 2004 года, рассматриваемой многими как проплаченная акция западных НПО. Новая власть объявила об односторонней ориентации на Запад, и продолжения курса, начатого при президентстве Л. Д. Кучмы, на вступление в НАТО и ЕС, несмотря на то, что, в особенности, первое отвергается большей частью населения Украины. Дополнительное напряжение с одной стороны вносят попытки украинской власти внедрить новые трактовки различных исторических событий и персонажей, таких как Голодомор, УПА или гетман Мазепа.

Значительное место в  российско-украинских отношениях занимали «газовые конфликты». Нестабильность политической ситуации на Украине заставила  российскую сторону выйти из некоторых  крупных совместных промышленных проектов в сфере авиации и оборонной  промышленности.[2]

4.1 Газовые конфликты

После распада Союза Советских  Социалистических Республик Украина, через территорию которой проходил крупный газопровод в Европу, оказалась  в двойственном положении: с одной  стороны независимое государство, с другой — братская страна на постсоветском  пространстве. Отсюда у Украины сохранились  исторические льготы на покупку и  транзит природного газа.

Однако реалии рыночной экономики  брали свое. Первый российско-украинский газовый конфликт разразился 20 февраля 1993 года, когда глава Газпрома Рэм  Вяхирев пообещал прекратить поставки газа на Украину в связи с задолженностью по оплате. Конфликт был быстро улажен и отключения не состоялось

В марте 2005 года вновь назначенный  председатель ГАК «Нафтогаз Украины» Алексей Ивченко предложил «Газпрому» пересмотреть тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины. 29 марта Украина предложила повысить с 2006 года тарифы на транзит до 1,75—2 $/тыс. м³ на 100 км.

В ответ 6 июля 2005 года «Газпром»  согласился поднять тариф, однако увязал это с повышением цены на газ с 50 $ до среднеевропейского уровня (160—170 $/тыс. м³). Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на продлении существующего с 2003 года режима договорённостей по газу с Россией до 2013 года. Неуступчивость украинской стороны повысила к декабрю жесткость российских требований. Попытка Украины договориться о прямых поставках газа из Туркмении минуя Газпром успехом не увенчались. Конфликт вышел на правительственный уровень. 23 ноября Виктор Андреевич Ющенко в телефонном разговоре с премьер-министром России Михаилом Ефимовичем Фрадковым подтвердил неприемлемость российских требований для Украины.

Следующий газовый конфликт случился в 2006 году. Президент Украины Виктор Андреевич Ющенко заявил, что цена 230$ за 1000 кубометров газа является неприемлемой для украинской стороны. В ответ Газпром с 1 января 2006 года прекратил поставки природного газа на Украину, продолжив, однако, экспортировать газ через украинскую территорию. Сразу же прозвучали обвинения, что Украина «приступила к несанкционированному отбору газа», предназначенному европейским потребителям. Представители \украинского Нафтогаза обвинения отвергли.

В ночь на 4 января 2006 года был  подписан договор между Газпромом  и Нафтогазом сроком на пять лет (до 1 января 2010). В договоре было указано, что посредническая миссия переходит компании «РосУкрЭнерго», а цена за газ составляет 95 $/тыс. м³ (на первое полугодие 2006, в дальнейшем цена меняется по взаимному согласованию сторон). Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешевого туркменского газа в трубе для Украины.

В 2008 году начался новый  виток газового конфликта, в результате которого с 1 января 2009 года прекратилась подача газа для Украины, с 5 января уменьшилась подача для европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. После достижения договорённостей о ценах и подписания 19 января в Москве соответствующих контрактов, 20 января поставки газа для Украины и транзит в Европу возобновились. Итогом конфликта можно считать переход России и Украины на прозрачные принципы в торговле газом и устранение посредников.

В августе 2009 года газовый  конфликт между Россией и Украиной приобрел новый оборот. 10 августа 2009 года вице-премьер Российской Федерации  Игорь Сечин заявил, что Россия не намерена выдавать кредит Украине на закупку российского газа. В начале августа представители европейских банков подтвердили возможность выделения кредита Украине на закупку газа в размере 1.7 миллиарда долларов. [3]

4.2 Внутренние антироссийские идеи и их прозападное происхождение

После «оранжевой революции» на Украине широкое распространение получили антироссийские идеи. Этому способствовала и политика власти, направленная на подваление русской культуры и языка во всех их проявлениях. Представители радикально-националистической организации «Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона» (УНА-УНСО) все последние годы открыто распространяли свое влияние на сопредельные с Украиной государства. Особую активность они проявляют в Белоруссии, организуя там беспорядки. Украинские радикалы, поддержанные местными националистическими организациями («Белый легион», Белорусский народный фронт, Белорусская партия свободы), смогли открыть в Минске свой филиал. УНА-УНСО открыто заявляла о присутствии своих боевиков в Чечне (около 400 человек). Сейчас УНА-УНСО пытается закрепиться в Ингушетии, Дагестане, Ставрополе и в других районах Северного Кавказа. Услугами харьковского филиала этой организации, по сведениям «Независимой газеты», пользуется военная разведка Украины. Харьковское отделение УНСО организует работу в Белгороде, Воронеже, Курске, Луганске, в Ростове на Дону; Донецкое — в Краснодаре; Черниговское — Брянске.

В последние годы украинские политические лидеры часто представляют Россию в образе внешнего врага. Для  создания этого образа используются различные приемы: требование своей  доли в золотом запасе и Алмазном фонде бывшего СССР, украинских культурных ценностей, погашение задолженности перед юридическими и физическими лицами бывшего Внешэкономбанка СССР, полной информации о состоянии балансов Госбанка, Гохрана, Внешэкономбанка СССР, их международного аудита и т.д. Вместе с тем они закрывают глаза на весьма шаткие с исторической, этнической и правовой точек зрения основания отторжения Крыма от России. Киев требует от России обеспечить полный режим свободной торговли с Украиной, отменить все, якобы, дискриминационные меры и ограничения на ее товары. Для решения таких вопросов в 1993 г. был создан Экономический союз стран СНГ, но Украина сразу же отказалась в нем участвовать. Она не присоединилась к Таможенному союзу России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Наша страна постоянно предоставляет льготы Украине в ущерб своим интересам потому, что Украину поддерживает Международный валютный фонд, т. е. СТА. Вашингтон продолжает, не без помощи Украины, действовать а качестве стратегического противника России. Украина, по мысли 3. Бжезинского, является стратегическим опорным пунктом национальных интересов США.

По этой и другим причинам многие субъекты в двух славянских республиках противодействуют объединению славянских, тюркских и других народов на постсоветском пространстве. Обозначенная политика лидеров Украины, ее националистических организаций ведет курс к сознательному обострению российско-украинских отношений. Украина стала для России «естественным объектом» противоборства. Некоторые политики в Киеве пытаются разыграть антироссийскую карту как плату за вхождение Украины в Европу. Для нашего юго-западного соседа такой курс бесперспективен: на Западе ее как просительницу денег не любят, необходимых Украине средств для модернизации ее экономики у новых западных друзей просто нет. (Например, их нет у самой богатой страны Европы — Германии для модернизации экономики бывшей ГДР, для решения ее социальных проблем).

Рассматривается в украинских политических кругах и другой вариант  — параллельное движение наших двух стран. Но история отпустила слишком мало времени для такого развития. Европа объединяется и развивается быстрее, а Азия — чрезвычайно быстро. При таком параллельном движении, при взаимной обособленности и даже отчуждении и Россия, и Украина обречены на отставание от сопредельных стран. Есть еще вариант – стратегия прагматического партнерства. Суть этого видится как совместная работа для экономической модернизации. Подобное сотрудничество на равноправной основе способствует развитию, например, двух стран-соседей — США и Канады. [1]

5 Заключение

Пока же фактически экономика  Украины ориентирована на Россию, а политика — на Запад. Это, безусловно, накладывает отпечаток на общественное сознание, мнение жителей республики. В различных ее регионах настроения полярно противоположны. Такая борьба противоположностей, как мы отмечали выше, может привести к развалу Украины. А расширение НАТО на Восток усилит эти негативные процессы в политической и экономической жизни двух славянских республик. Попытка Украины стать связующим звеном между Россией и НАТО может быть рассмотрена как негласное объявление войны России, так как «Украина с территориальными амбициями представляет собой огромную опасность для всей Евразии, и без решения украинской проблемы вообще говорить о континентальной экономике бессмысленно». Можно сказать, что без абсолютного контроля Москвы над акваторией Черного моря невозможно говорить о пресечении талассократического влияния, идущего с запада, из атлантистской Турции — исторически самого давнего и упорного недоброжелателя России, или других стран Средиземноморья, а этот контроль возможен только после заключения действенного полномасштабного договора.

 

Список литературы

1. Нартов Н.А. Геополитика:  Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 1999.

2. http://ru.wikipedia.org/wiki/Российско-украинские_отношения

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Газовые_конфликты_между_Россией_и_Украиной

4. Дугин А. Основы геополитики

 


Информация о работе Российско-украинские отношения