Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:22, реферат

Краткое описание

Цель исследования: выявить характер, содержание и особенности регионального сотрудничества в рамках АТР и его международное значение, раскрыть геополитические составляющие региональной стратегии развития Дальнего Востока.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- провести анализ современных тенденций регионального международного сотрудничества и исследовать механизм участия в нем Дальнего Востока;
- раскрыть основные факторы и содержание развития международного регионального сотрудничества в рамках АТР и возможные модели интеграции Дальнего Востока;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РОССИЙСКИЙ ДАЛЬНИЙ ВОСТОК В ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА 6
1.1. Геополитическое положение Дальнего Востока……………….....…6
1.2. Хозяйственная и транспортная инфраструктура Дальнего Востока…………………………………………………………………………...14
2. ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ……………………………………………………………………………..20
2.1. Экономические отношения приграничных регионов КНР и
России…………………………………………………………………………...20
2.2. Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая…………………………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Дальний Восток. Геополитическая ситуация.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

Обширные пространства дальневосточных  территорий и недостаточное развитие наземных путей сообщения предопределяют повышенную значимость здесь авиационного транспорта. Особенно это касается пассажирских перевозок, где авиация  играет ведущую роль, как на внутрирегиональных, так и на межрегиональных линиях. В целом на Дальнем Востоке доля воздушного транспорта в пассажирских перевозках составляет около 38%. Однако, в регионе есть немало районов и населенных пунктов, для которых самолет - единственное средство связи с «большой землей».

Всего на Дальнем Востоке  насчитывается более 200 аэропортов и аэродромов гражданского назначения, из них 105 находятся на юге региона. В массе своей это аэродромы  с грунтовыми взлетно-посадочными  полосами, которые весной и осенью выходят из строя, и лишь тринадцать имеют специальное бетонное покрытие, предназначенное для приема тяжелых пассажирских и транспортных самолетов.

Самолетами Дальневосточного регионального управления воздушного транспорта перевозится ежегодно около 2 млн. пассажиров и около 30 тыс. т  грузов. Основной поток грузов и  пассажиров приходится на Хабаровск, расположенный  на пересечении воздушных путей  и обладающий самым высоким потенциалом  на Дальнем Востоке (его пропускная способность 1500 пассажиров в час). Из Хабаровска выполняются регулярные авиарейсы более чем в 40 городов  России и СНГ. Вторым по значимости является аэропорт «Артем» (в 44 км от Владивостока), способный пропускать до 700 пассажиров в час, а с учетом только что  построенного международного терминала - до 800 пассажиров в час. По воздушным  линиям Владивосток имеет прямую связь с 20 российскими городами[14, с.153].

Основными проблемами воздушного транспорта региона являются эксплуатация морально и физически устаревшего  самолетно-вертолетного парка (степень  износа - около 80 %), несоответствие аэропортовых сооружений современным требованиям.

Приморский край занимает в транспортной системе РФ выгодное географическое положение, является регионом, через который пролегают транзитные торговые пути между Европой и  Восточной Азией, между Северо-Восточной  Азией и Северной Америкой. Здесь  сходятся все транспортные развязки, связывающие порты края, сухопутные пограничные переходы Россия-Китай, Транссиб и гострассу Владивосток-Хабаровск.

В соответствии с Концепцией развития транспорта РФ через территорию Приморского края проходят следующие  международные транспортные коридоры (МТК):

1) Трансконтинентальный  евроазиатский транспортный коридор.

2) Трансокеанский азиатско-американский  мультимодальный транспортный коридор.

3) Транспортный коридор  «Суйфуньхэ».

4) Транспортный коридор  «Туманган».

5) Корейский восточный  транспортный.

Развитие транспортного  комплекса Дальнего Востока осуществляется в два этапа:

I этап - стабилизация работы  транспортного комплекса. Главной  задачей этапа является создание  производственно - технической и  организационно-экономической базы  развития транспорта, направленной  на повышение конкурентоспособности  экспортной продукции и транспортной  инфраструктуры региона на мировом  и отечественном рынках транспортных  услуг.

II этап - ускоренное развитие  транспортного комплекса для  вовлечения экономики России  в мировой хозяйственный процесс  Азиатско - Тихоокеанского региона в период до 2010 года. Одной из главных задач, требующих решения в этот период, является освоение растущих объемов экспортно-импортных перевозок, международного транзита Европа – страны АТР[12, с.87].

По оценкам, суммарные  объемы грузооборота южных материковых  портов региона составят в 2010 году - 45-65 млн. тонн. Для увеличения объемов  грузовых перевозок потребуется  обновление транспортного флота  Дальневосточного бассейна, пополнение его сухогрузными и наливными  судами для обслуживания портопунктов с рейдовой погрузкой-выгрузкой, судами усиленного ледового класса для плавания в замерзающих морях, специализированными  судами для обслуживания экспортно-импортных  перевозок. Требуется также обновление пассажирского флота для обслуживания жителей Сахалина, Курил, Камчатки, Чукотки, Республики Саха (Якутия).

 

 

 

 

2 ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

 

2.1 Экономические отношения приграничных регионов КНР и России

 

Торгово-экономическое сотрудничество служит материальной основой для  добрососедского и дружественного отношения между Китаем и Россией, оно является важным содержанием  китайско-российских отношений партнерства  и стратегического взаимодействия, оно служит важным фактором, который  гарантирует продолжительную жизненность  хороших отношений двух стран. В  связи с этим Китай и Россия уделяют большое внимание развитию торгово-экономическое сотрудничества и прилагают к этому большие  усилия, в результате чего добились весомых успехов. Недавно Председатель Постоянного Комитета Всекитайского  Собрания Народных Представителей У Банго посетил Россию. Он принял участие в российско-китайской конференции, посвященной приграничному и межрегиональному сотрудничеству между нашими странами и выступил с важным докладом, содействуя тем самым развитию дружественных связей и торгово-экономического сотрудничества между нашими странами[16, с.121].

Торгово-экономическое сотрудничество между соседними регионами является важной составной частью торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. На восьмой очередной встрече  премьеров правительств Китая и  России была ещё более ясно определена и подчеркнута важность усиления регионального сотрудничества между  двумя странами.

Провинция Хэйлунцзян, имеющая общую с Россией границу на протяжении более 3000 километров, имеет богатейшие природные возможности для развития регионального сотрудничества с Дальним Востоком и Сибирью России. После восстановления торгово-экономических связей двух сторон провинция Хэйлунцзян постоянно рассматривает сотрудничество с Россией как важное направление расширения внешних сношений и добилась больших успехов, как в строительстве базовой инфраструктуры, так и в установлении дружественных отношений с этими районами России, неустанно развивает с ними торгово-экономическое сотрудничество.

Провинция Хэйлунцзян уже стала одним из важных окон, платформ и пропускных каналов торгово-экономического сотрудничества Китая с Россией. Теперь в провинции уже построены 25 пропускных пунктов первого класса государственного значения, ведётся подготовительная работа по строительству моста через пограничную реку Хэйлунцзян (Амур) в районах Хэйхэ и Логухэ. Правительство провинции Хэйлунцзян установило дружеские связи с местными правительствами федеральных субъектов российского Дальнего Востока и Сибири, создала режим для регулярных встреч между губернаторами обеих сторон[10, с.59].

Предприятия обеих сторон тоже установили дружеские и деловые  связи, неустанно углубляют сотрудничество в торгово-экономической, научно-технической  и культурной сферах. Начал функционировать ряд больших важных объектов сотрудничества в отраслях лесозаготовки и обработки леса, освоения полезных ископаемых, строительстве объектов науки и техники, и т.д.

Китайский и российский банки  уже решили начать расчётные операции в национальной валюте между Хэйхэ, провинции Хэйлунцзян и Благовещенском, что создаёт благоприятные условия для дальнейшего развития нашего торгово-экономического сотрудничества. В первом квартале 2010 года оборот торговли увеличился на 60 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

В настоящее время в  Китае всесторонне осуществляется стратегия возрождения старой промышленной базы Северо-востока Китая, что создает  особо благоприятные шансы для  развития промышленности, сельского  хозяйства, третьего сектора экономики и социальной сферы провинции Хэйлунцзян, тем самым открывает новое, более широкое пространство для развития торгово-экономического, научно-технического сотрудничества провинции Хэйлунцзян с Россией, особенно с её Дальнем Востоком и Сибирью. Как китайская, так и Российская сторона придают этому большое значение.

Торговый оборот Приморского  края с КНР в 2010 году составил 720,8 млн. долл. США. Удельный вес КНР в общем объеме внешнеторгового оборота Приморского края достиг 38%.

Последние 2 года КНР является стабильно лидирующим партнером  Приморского края в области торгово-экономических  отношений. Этому способствует общая  граница между нашими территориями, а также взаимодополняемость наших экономик на современном этапе: КНР достигла ощутимых успехов в развитии аграрного сектора и ряда отраслей обрабатывающей промышленности, дальнейшее же их продвижение сдерживается отставанием инфраструктуры (в первую очередь энергетики, транспорта), а также металлургии; Приморский край, в свою очередь, располагает высоким производственным потенциалом отраслей машиностроения (авиастроение, судостроение, приборостроение), в настоящее время не задействованным на внутреннем рынке, и некоторой металлургической базой. Обрабатывающие же отрасли края в настоящее время требуют восстановления[2, с.68].

Экспорт Приморского края в Китай в 2010 году составил 366 млн. долл. США, а импорт 354,8 млн. долл. США. Импорт товаров из КНР оказывает заметное влияние на пополнение потребительского рынка Приморья. Вызывает одобрение позиция Китая с готовностью предпринять практические шаги для повышения качества импортируемых в Россию китайских товаров, а также, работать с российскими импортерами на тех же условиях, что и с фирмами Европы и США.

Позитивные тенденции  отмечаются в области инвестиционного  сотрудничества. Совокупный (накопленный) объем иностранных инвестиций из КНР в экономику края на 1 января 2010 года составил 9,9 млн. долл. США (2,9% всего объема накопленных инвестиций в Приморский край), тогда как на 1 января 2009 года совокупные инвестиции составляли всего 2,3 млн. долл. США. В крае действует 176 предприятий с китайскими инвестициями из 573 зарегистрированных. На их долю приходится почти 40% (первое место) от общего количества действующих в крае предприятий с иностранными инвестициями. Основными направлениями деятельности предприятий, созданных при участии КНР, являются: торговая деятельность, строительный бизнес, грузовые перевозки, организация общественного питания, гостиничный бизнес, сельскохозяйственная деятельность, лесопереработка. Около 2/3 китайских совместных предприятий действуют в сфере торговли. В основном это небольшие по численности работающих (3-5 чел.) предприятия, с преобладанием 100% прямых частных китайских инвестиций. Однако среди предприятий с китайскими инвестициями есть и более крупные фирмы с числом работников 20-30 чел. Гостиничный сервис налаживают в крае совместные предприятия, которые обеспечивают рабочими местами более 140 человек[7, с.179].

Неуклонно развиваются межрегиональные  связи в различных областях между  Приморским краем и соседними  северо-восточными китайскими провинциями  Хэйлунцзян и Цзилинь. В целях активизации и перехода на стабильную основу взаимовыгодных условий Приморского края с этими китайскими провинциями, ежегодно подписывается целый ряд Протоколов и Планов развития сотрудничества. Они охватывают такие сферы, как нефть и газ, транспорт, строительство приграничных торгово-экономических комплексов, развитие приграничной инфраструктуры, включая пограничные автомобильные и железнодорожные переходы, освоение лесных и минерально-сырьевых ресурсов, сельское хозяйство, туризм, научно-техническое сотрудничество и торгово-экономическое сотрудничество.

Активно развиваются межрегиональные  связи в области науки и  образования. Дальневосточное отделение  РАН проводит совместные исследования, конференции, симпозиумы с научными организациями КНР по самым различным направлением, в том числе - по нефти и газу, биологии, химии, геологии, энергетике, экономике и общественным наукам. В 2010 году подписан договор о сотрудничестве между Дальневосточным государственным университетом и Академией общественных наук КНР о совместных научных исследованиях, обмене учеными, аспирантами и стажерами.

Важной областью межрегионального сотрудничества является туризм. В  последние годы обозначилась тенденция  роста числа туристов из России, включая Приморский край, посетивших Китай.

Приморский край все чаще становится местом проведения крупных  международных мероприятий - встреч, конгрессов, симпозиумов, ярмарок, фестивалей, выставок, спортивных соревнований, в которых активное участие принимают китайские партнеры[16, с.194].

Важным механизмом решения  вопросов двустороннего сотрудничества наших стран является Комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая и действующие  в ее рамках подкомиссии. Приморский край стал местом проведения рабочих  встреч комиссий по межправительственному  сотрудничеству в различных областях, в частности, в области транспорта, стандартизации и метрологии по пограничным  пунктам пропуска и приграничным торгово-экономическим комплексам, по приграничному и межрегиональному торгово-экономическому сотрудничеству.

В целом происходит несомненное  укрепление позитивных тенденций в  развитии региональных отношений между  Приморским краем и северо-восточными провинциями Китая, что позволяет  с оптимизмом смотреть в будущее.

 

2.2 Проблемы и перспективы экономического сотрудничества России и Китая

Информация о работе Российский Дальний Восток. Геополитическая ситуация