Путь России: характеристика современной эпохи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 23:27, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении всей истории российской общественной мысли развивались две идеи: во-первых, особого пути России, во-вторых, ее особой мысли. Разгадать эту тайну души России пытались многие мыслители. Рассматривая состояние развития сфер духовной жизни России (религия, право, мораль, наука, искусство), мы видим процесс становления человека. Рубеж XIX-XX веков отличен высокой политизацией общества, и на первый план выступает аргумент «полезности» сферы духовной жизни, то есть та духовность, которая нужна политикам (разгром церквей, упадок культуры, морали, науки, искусства, миграция населения, проблемы беженцев).
Процессы экономического, политического, культурного взаимодействия и взаимовлияния в настоящую эпоху стали неотъемлемой частью существования и развития не только отдельных стран, но и общей тенденции динамики всего мира.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................……….......... 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИЙ.......................................…..…........ 5
ГЛАВА 2. РУССКИЕ В СССР........................................................………….13
ГЛАВА 3. «РУСКИЙ ВОПРОС» В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ....………..15
ГЛАВА 4. ПУТЬ РОССИИ: ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ………………………………………………………………….…….23
5. РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ.........................................................................................…..…....... 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................………...... . 34
Приложения.......................................................................................………...37
Список использованных источников и литературы.........................……

Вложенные файлы: 1 файл

Политология Русский вопрос.doc

— 230.50 Кб (Скачать файл)

2. Ухудшение адаптационных  качеств, т. е. качеств, связанных  с восприятием человеком общества: а) негативные изменения психофизического  здоровья, невротизация личности; б) сужение границы «Я», утрата универсальности, распад «целого в себе» (Гегель); в) усиливающееся расщепление и дегуманизация (отход от запросов человека) первоначально целостной профессиональной деятельности; г) сокращение выполняемых социальных ролей; д) снижение уровня терпимости и вообще способности к установлению нормальных отношений с другими индивидами; е) ослабление степени устойчивой эмоциональной надежности; ж) понижение способности к реалистическому восприятия действительности и разумному целеполаганию; з) нарастание конформизма (в ущерб протестности) в поведении личности и соответственно чувства беспомощности и покорности; и) снижение статуса личности как представителя определенного пола и как семьянина; к) кризис личности как природопользователя.

3. Утрата трансцендентных  качеств, т. е. качеств, связанных  с потребностями внутреннего  мира человека: а) дефицит пассионарности (воодушевления в любом деле). Нарастание тенденции к физическому и психическому выживанию в ущерб стремлению к самореализации; б) прогрессирующее ощущение бессмысленности своей преобразующей деятельности, чувство пресыщенности жизнью; в) утрата жизненных идеалов (личностных и общественных) и нацеленности на творчество; г) стремление к личностной и социальной упрощенности, вытеснение высокодуховного содержания личности элементами низшего содержания; д) ориентация на суперобладание вещами и суперпотребительство; е) девальвация личности как общественного существа, эгоцентризм; ж) искаженное восприятие мира в целом и своего места в нем12.[9]

В литературе выделяются 3 подхода к процессу девальвации  личности: пессимистический, оптимистический, реалистический.

Пессимистический подход основан на соответствующем пессимистическом взгляде на развитие цивилизации. Например, современные философы называют проблемы, появившиеся в XX в. и беспо-коящие уже в XXI в. Это - тенденция к выхолащиванию демократизма, связанная, во-первых, с рождаемым глобализацией новым авторитаризмом, носителями которого выступают международные кредитно-денежные и торгово-экономические организации, транснациональные корпорации; и, во-вторых, с необходимостью противостоять международному терроризму. Это - тенденция к выхолащиванию социальной ориентированности, опять-таки связанная с процессами глобализации: недостатки рыночной системы (нежелание инвестировать в здоровье и образование граждан, в сбережение естественных ресурсов и защиту окружающей среды), отчасти нейтрализуемые на национальном уровне сложившимися механизмами государственного регулирования, воспроизводятся в расширенном масштабе на глобальном уровне, где эти механизмы отсутствуют.13[10]

У пессимистического  подхода обнаруживаются свои корни, каковыми являются реальные трудности  коррекции личности. Наглядной иллюстрацией этого могут служить социально-культурные проблемы, носителями которых являются сегодняшние подростки: снижение моральных критериев во взаимоотношениях между собой; неразвитая способность к состраданию и сопереживанию; девальвация в их глазах ценности образования и труда; отсутствие интереса к культурному наследию и истории своего народа; рост криминальной активности и отклоняющихся форм поведения и т. п.14

Оптимистический подход связан с коррекцией (исправлением) девальвации личности. Предусматривается социальная коррекция, зависящая от государства. В настоящее время, когда обесценились слова, многие понятия и идеалы, встает вопрос о том, чтобы укрепить человека духовно, иначе мы никогда не выберемся из кризисного состояния. Укрепление духовного приходится начинать с формирования жизненной самостоятельности, укрепления жизненной позиции.

В сегодняшней социальной неопределенности, противоречивости жизни  это ощущение - важнейшая ценность личности. Таким образом, единственный путь к духовности и духовной силе - через самостоятельность, индивидуальность жизненной позиции. Духовность сегодня непосредственно соединена с ответственностью, требующей ответственности личности за свою жизнь и судьбу и будущее России.

Формирование национальной идеологии не может происходить директивно, в виде законодательных актов органов государственного управления, хотя отдельные элементы нормативной регуляции, очевидно, необходимы, но они будут эффективны лишь тогда, когда явятся фиксаторами уже сложившихся устойчивых тенденций общественного развития. Речь идет о том, что в основе национальной идеологии должна лежать не воля законодательного или исполнительного органа государства, а национальная идея - стихийно возникающее и объективно существующее представление народа об его месте и роли в ряду других народов. Национальная идея, возникшая как синтез потенциальных, неосознаваемых устремлений всех слоев общества, существует в нем хотя и объективно, но латентно и нерационально. Задача перевода ее в плоскость ясных, однозначных понятий стоит перед общественными науками и в первую очередь - перед философией. Этническим вариантом национальной идеи является русская идея.

В настоящее время  понятие «русская идея» используется очень широко и часто не во вполне очевидном смысле. Представляется, что определение содержания этого понятия связано с выяснением его генезиса и эволюции в общественном сознании России, и в самом общем виде под ним понимается проблема определения места и роли России в мире.

В последнее время  русская идея стала темой множества конференций и «круглых столов», предметом обсуждения в СМИ и активно бытует как в обыденном, так и в научном сознании, отличаясь крайностями, обусловленными эмоционально-некритическим отношением к ней. С одной стороны, русская идея поднимается как флаг националистических общественных объединений типа «Русского национального единства» или «Русского национально-освободительного движения»: «Права и интересы русского народа, призванные обеспечить его выживание, - это абсолютный приоритет, вне которого русской политики не может быть. Технология решения указанной задачи - это и есть «русская идея» XXI в15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
5. РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ  ИНТЕРЕСОВ РОССИИ[11]

«Русский вопрос». Чтобы  дать на него исчерпывающий ответ, необходимо понять, что такое Россия, что есть русский народ и почему судьба всего человечества сегодня вновь решается здесь, в России. По  мнению  вице-президента  Академии  геополитических  проблем  генерал-полковника Л. Г. Ивашова, роль русского народа в мировой истории в геополитических координатах определяется одной фразой: «Святая Русь». Смысл сказанного состоит в том, что человечество, погрязшее в грехопадении и разврате, нуждается в примере иного пути развития с традиционными для России ценностями, отличными от тех, которые сегодня принято называть «общечеловеческими». Ни США, ни Западная Европа никак не могут претендовать на предикат «святая», ибо их национальные идеи имеют иной центр притяжения - «Священная Римская империя», т. е. господство над миром. А «Святая Русь» - это идея без претензий на мировое господство, общество торжества духа и разума, справедливости и согласия, симфония Церкви и Государства, «спасительная симфония» 16 титульной нации со всеми коренными народами России.

Так что же такое Россия? Во-первых - это государство, созданное русскими. Во-вторых - это континентальная сверхдержава с ландшафтом, по западным меркам мало пригодным для комфортного проживания. С распадом СССР ее территория «комфортного проживания» сократилась более чей в 2 раза17. В-третьих. Россия - это страна, на природные ресурсы которой претендуют страны НАТО. Им наши энергетические ресурсы нужны не для отопительных нужд (ибо их земли отапливаются теплым течением Гольфстрим совершенно бесплатно), а для глобальной экспансии и построения нового мирового порядка, который, как выразился 3. Бжезинский, создается против России, за счет России и на обломках России.

До недавнего времени  мы жили в двухполюсном мире, когда  две цивилизации (западная и славянская) имели паритет сил, а другие две (исламская и конфуцианская) включали в себя страны третьего мира. Этот паритет сил был установлен в результате победоносного окончания Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Прошло 60 лет со дня этой славной Победы. Но мир уже не тот, каким был полвека назад. Славянская цивилизация в результате североатлантической экспансии практически утратила свое геополитическое пространство и оказалась в оккупации Запада. Причина данного поражения - в бесправном положении государствообразующего народа в его родном царстве-государстве. Именно она и поставила на повестку дня «русский вопрос». Так кто же такие русские?[12]Это те, кто создал государство Российское и в годины лихолетий и смут, войн и угроз защитил его суверенитет, самобытность, религию и культуру. История свидетельствует, что во времена, когда власть в стране стояла на страже интересов русских, могущество России достигало своего пика. И, наоборот, когда эта власть выражала интересы различных меньшинств (социальных и национальных), наступали годы упадка и распада.

В 1547 г. Иван Грозный венчался на царство и принял титул царя, равнозначный императорскому. Такое положение дел было узаконено Вселенским патриархом и иерархами Восточной церкви, видевшими в нем единственного защитника православной веры. Неожиданно для Запада возникла великая православная держава, мешавшая восстановлению в мире гегемонии европейских государств. Разумеется, Иоанн не мог согласиться с мировой системой, при которой Россия должна была отдать северо-запад Польше и Швеции, Поволжье - Турции, ввести на всей остальной территории, власть императора Священной Римской империи германского народа и подчинить Русскую православную Церковь папскому престолу. Именно такую цель поставила перед собой Европа в XVI в. и почти добилась своего в смутное время. Если очистить царствование Ивана Грозного от клеветы и домыслов, то его эпоха - это время создания могучей православной империи и той национальной идеи, которая на протяжении 400 лет объединяла русский народ.

В 1917 г. к власти в России пришел «интернационал», который стал вести борьбу со всем русским - Красный террор, антирусские погромы обрушились на страну, уничтожалось казачество - сословие, способное покорять и обживать земли, непригодные для «комфортного проживания». Покорители Хартленда пошли под нож. Тем самым уничтожался ресурс пассионарности русского этноса. Россия катилась в пропасть. Остановить этот погром удалось группе государственников во главе со Сталиным. И это тут же сказалось на укреплении державы. Разгром пятой колонны «интернационалистов» в 1937-1938 гг. и опора на государствообразующий народ позволили в дальнейшем возродить былое могущество России, разгромить германский фашизм и установить паритет сил между славянской и западной цивилизациями. Но как только во времена Н. С. Хрущева власть в стране перестала считаться с интересами русского народа (передача Крыма Украине, реабилитация чеченцев и ингушей, подавление русского восстания в Грозном в 1958 г., преследования духовенства и уничтожение православных храмов и т. д.), доверие народа к власти стало падать и СССР медленно покатился к своему развалу.

Россия не может существовать без русских, так же как и русские  не могут жить без России. С распадом СССР начался процесс вымирания  русского народа. Русский крест (пересечение  кривых рождаемости и смертности) - это реакция государствообразующего народа на развал государства. Поэтому и возрождение России возможно лишь в случае возрождения русского народа, его национального самосознания и духовности. Только в этом случае можно переломить ситуацию и обеспечить пересечение кривых рождаемости и смертности в обратную сторону.

Одним из существенных моментов формирования национального самосознания является осознание нацией своего культурного  своеобразия, связи культуры своей  нации с иными национальными культурами. И чем более интенсивны культурные связи нации, тем более содержательным становится осознание отношения «мы» и «они». Соотнесение «мы» с «они» формирует национальное самосознание не только в результате соотнесения культур. В равной степени на формирование национального самосознания оказывают влияние различные политические движения иных наций, особенно если они носят характер национально-освободительной борьбы.

Исторический путь, пройденный народом, откладывается в его  социальной памяти и формирует традиционные установки его культуры. Сила традиции придает этим установкам стабильность и сохраняемость в течение долгого времени. Поэтому они кажутся «заложенными в народе от века, заданными ему кровью и почвой. Именно их чаще всего имеют в виду, когда говорят об особенностях народной души и о характере народа».

Большую роль в развитии самосознания русского народа сыграла  православная церковь и выбор христианства на Руси. Благодаря этому Русь оказалась в противостоянии не только с восточно - азиатским миром, но и с католической Западной Европой. Православие явилось духовной силой, которая скрепляла русское государство и толкала русский народ к объединению, чтобы выстоять под давлением как с Востока, так и с Запада.

Российское общество - это сложнейший социальный организм, который развивается по определенному генетическому коду, и этот культурно-исторический код выражается в русском менталитете, в духовном настрое русского народа.

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Итак, чем же являются действия  русских националистов по отношению к другим национальностям? Да, это национализм. Но это вынужденная реакция на действия многих представителей этих национальностей по отношению к русскому народу. Я считаю, что в некоторых случаях эти действия вполне оправданы (например, инцидент в Кондопоге). Когда русские говорят: «Кавказцы (таджики, узбеки) занимаются грабежом, убийствами, ведут любую незаконную деятельность», то это уже разжигание межнациональной розни. Если русский, защищая ребенка от маньяка - нерусского, нанесет ему телесные повреждения, виноват все равно будет русский. Но любые действия по отношению к русским других со стороны лиц других национальностей уже не будут считаться «разжиганием межнациональной розни», причем, если эти действия носят нетяжелый характер и обходятся без последствий, они даже не рассматриваются как преступления.

Я делаю вывод, что  в девяностых годах действия русских  носили характер самозащиты, а на современном  этапе развития русских национально-патриотических движений они носят характер «поиска справедливости».

В последнее время  власти для поддержания стабильности в России проводят унитаризацию государства. Но пока что остаются привилегированные  республики с титульными национальностями. Пока они есть, ни о какой стабильности не может быть и речи, так как другие нации тоже этого хотят. На этой почве возникают этнические конфликты. В процентном отношении большинство таких конфликтов возникает между кавказцами-мусульманами и русскими, и русскими и среднеазиатами. Если политика России не изменится, то увеличится число конфликтов с представителями других республик бывшего СССР.

Информация о работе Путь России: характеристика современной эпохи