Проблема южных Курилл или северных территорий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:03, доклад

Краткое описание

14 ноября 2004 г. министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью НТВ заявил, что Москва готова отдать Японии два из четырех спорных островов Южно-Курильской гряды. По словам Лаврова, Кремль признает Совместную декларацию 1956 года, согласно которой СССР соглашался уступить японцам остров Шикотан и гряду Хабомаи, оставив себе при этом Кунашир и Итуруп. Лавров подчеркнул, что в Москве "хотели бы урегулировать отношения с Японией в полной мере". "Для этого важно подписать мирный договор, и в рамках мирного договора, мы признаем, что должна быть урегулирована территориальная проблема", - сказал глава российского МИД.

Содержание

Введение………………………………………………………………… 3

Южные Курилы или северные территории…………………………...

Южные Курилы. История вопроса…………………………………….

Отдаст ли Россия Японии Курильские острова……………………….

Политические и социальные последствия передачи островов
Курильской гряды……………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………..

Библиографический список…………………………………………..….

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ .doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

              В 1875 году Россия передала Японии принадлежавшие ей Северные Курилы, получив взамен все права на Сахалин. В результате поражения в русско-японской войне 1904-05 годов Россия потеряла Южный Сахалин, а в 1920-25 годах под японской оккупацией находился и Северный Сахалин. Когда же российские дипломаты напомнили японцам, что все эти действия противоречат договору 1875 года, - те холодно ответили: "Война перечеркивает все договоры. Вы потерпели поражение, и давайте исходить из сложившейся на сегодняшний день обстановки".  

          В течение почти всего периода второй мировой войны (сентябрь 1939г. — август 1945 г.) Япония и Советский Союз не находились в состоянии войны. Ибо в апреле 1941 года между обеими странами был заключен Пакт о нейтралитете со сроком действия на 5 лет. 14 августа Япония приняла условия Потсдамской декларации и капитулировала перед союзными державами.        

     На  Ялтинской конференции 1945 г СССР, США и Великобритания договорились  о вступлении Советского Союза  в войну с Японией при условии  возвращения ему после окончания  войны Южного Сахалина и Курильских  островов. 9 августа 1945 года СССР  начал боевые действия против Японии, а в августе–сентябре оккупировал Южные Курилы. В 1946 г Южный Сахалин и Курилы были включены в состав СССР В 1951 г. в Сан-Франциско был подписан мирный договор между Японией и союзниками, по которому Токио отказывался от претензий на Южный Сахалин и Курилы.        

      Казалось бы, все стало на свои места: Япония, проиграв последнюю войну, потеряла территории, которые получила, выиграв предыдущую. Именно в тот период в отношения между двумя странами серьезно вмешивается третья - США, усложняя внешне простую ситуацию до такой степени, что и сегодня юристы не в состоянии найти выход из сложившейся ситуации.         

     На  мирной конференции в Сан-Франциско  в сентябре 1951 года Япония была  вынуждена подписать мирный договор,  по которому она отказывалась от всех территорий, полученных ею по Портсмутскому договору 1905 года, то есть, в том числе, и от Курильских островов. Но этот договор был составлен очень двусмысленно, и в нем не указывалось, кому именно должны отойти Курилы, острова также не были поименованы, из-за этого СССР не подписал Сан-Францисский договор.         

     Вторая  попытка заключить мирный договор  с Японией была предпринята  позже.  С июня 1955 года по октябрь1956 года между Японией и Советским Союзом были проведены переговоры с целью заключения отдельного мирного договора между обеими странами. Эти переговоры не привели к договоренности: японская сторона заявляла, что Итуруп, Кунашир, Шикотан и гряда Хабомаи являются территорией Японии и требовала их возвращения, а советская сторона занимала такую позицию, что она, согласившись вернуть лишь Шикотан и Хабомаи, не может вернуть Итуруп и Кунашир.          

     В  результате Япония и СССР вместо  мирного договора подписали Совместную  декларацию, то есть договор, предусматривавший  прекращение состояния войны и восстановление дипломатических отношений. Статья 9 этого договора гласит, что после установления дипломатических отношений стороны продолжат переговоры о заключении мирного договора; а также СССР возвращает после заключения мирного договора гряду Хабомаи и остров Шикотан.          

     Японо-советская  Совместная декларация ратифицирована  парламентами обеих стран и  является договором, депонированным  в ООН. Следовательно, естественно  и положительно оценивается то, что правительство Российской Федерации, наследуя международно-правовые права и обязанности СССР, заявляет о соблюдении этой Декларации.

    Проблема  Хабомаи и Шикотана в составе  территориального вопроса между  Японией и СССР в принципе разрешена  японо-советской Совместной декларацией. Следовательно, остается проблема Итурупа и Кунашира, которая должна быть решена на переговорах по мирному договору.  
             Но в 1960 году Япония подписала с США военный договор, который закреплял пребывание на ее территории американских баз. В СССР этот пакт расценили как агрессивный. Токио была направлена "памятная записка", в которой говорилось: складывается новое положение, при котором невозможно выполнение обещания о передаче Хабомаи и Шикотана. [11]

              Так и продолжалось до тех пор, пока Японию не посетил Михаил Горбачев и впервые за 30 с лишним лет не произнес вслух, что территориальная проблема все-таки существует. 
    18 апреля 1991 г он подписал "Совместное советско-японское заявление", п. 4 которого предполагал осуществление разработки и заключения договора между Японией и СССР, "включая проблему территориального размежевания с учетом позиций сторон о принадлежности островов Хабомаи, острова Шикотан, острова Кунашир и островаИтуруп". 
             Японская общественность оживилась чрезвычайно, проблема "северных территорий" казалась уже наполовину разрешенной. Но еще большие надежды в Японии стали возлагать на эпоху Ельцина. В октябре 1993 года в ходе визита Бориса Ельцина в Японию была подписана Токийская декларация, призывающая к скорейшему заключению мирного договора и решению территориальной проблемы.

          Соображения национального престижа с обеих сторон делали практически невозможными территориальные уступки. Последняя попытка достижения компромисса - план Бориса Ельцина и Рюитаро Хасимото 1997 года, знаменитые "встречи без галстуков".[11]   

    Отдаст  ли Россия Японии Курильские острова?

    Москва  признает Декларацию 1956 года, в соответствии с которой два острова южной  Курильской гряды могут быть переданы Японии. Об этом заявил глава МИД  РФ Сергей Лавров 14 ноября  в эфире телеканала НТВ. "Среди обязательств Советского Союза есть Декларация 1956 года, в которой предлагается отдать Японии два южных острова и на этом поставить точку", - сказал министр. "Если брать Россию как государство-продолжатель, мы эту декларацию признаем как существующую", - добавил Лавров.         

     Как  отмечает газета "Известия", ничего сенсационного в заявлении Лаврова нет. Москва от Совместной декларации не отказывалась. Два из четырех островов она была готова отдать и в хрущевские, и в ельцинские времена. Проблема была в том, что на такой вариант не соглашались японцы.

        Только на первый взгляд может показаться, что обмен равноценный. Два острова отдаем, два - сохраняем. На деле же необитаемая гряда Хабомаи и крохотный Шикотан не идут ни в какое сравнение с более крупными и густонаселенными Итурупом и Кунаширом.

         Токио на такой "компромисс" не был готов ни в 1956-м, ни в последующие времена. Официальная позиция Японии оставалась непреклонной - все или ничего. Либо возврат всех четырех островов, либо никакого мирного договора.

          Как отмечает газета, в интервью Сергей Лавров при желании мог бы уйти от прямого ответа на вопрос, но он предпочел ответить предельно конкретно. Теперь в Москве будут ждать, согласятся ли японцы смягчить свою бескомпромиссную позицию и рассматривать какой-то промежуточный вариант, который позволил бы Кремлю сохранить лицо. "Цена вопроса" хорошо известна - территориальная "заноза" в отношениях с Токио мешает как японским инвестициям в российскую экономику, так и эффективному сотрудничеству двух стран в регионе, где неумолимое усиление Китая делает Россию и Японию объективными союзниками, пишут "Известия".

         "Коммерсант" отмечает, что глава МИД сделал свое заявление накануне двусторонних переговоров на высшем уровне и в преддверии визита Владимира Путина в Токио. Однако, как считает газета, вряд ли нынешняя инициатива Москвы приведет к какому-либо конкретному результату. Уровень экономических отношений России с Японией пока не привел к формированию в Москве прояпонского лобби, способного активно толкать к компромиссу, пишет газета. В Токио также можно по пальцам пересчитать дипломатов и политиков, способных хотя бы просто поговорить о возможности компромисса по островам.[21]

            Таким образом, слова Сергея Лаврова вряд ли приведут к прорыву на переговорах, отмечает газета. "Однако если прочитать их повнимательнее, то можно прийти к выводу: министр не сказал, что Москва намерена насмерть стоять на условиях 1956 года. И значит, она перебрасывает мяч на сторону партнера и хочет посмотреть, сможет ли он сделать свой шаг к компромиссу", - считает "Коммерсант".

    Как заявил ПРАЙМ-ТАСС директор Института  политических исследований Сергей Марков, новый "виток" обсуждения проблемы ориентирован, прежде всего, на японского  премьера Дзюнъитиро Коидзуми, который  уже приобрел определенный политический вес, подкрепленный успешным проведением антикризисных экономических реформ. Он хочет подписать с Россией мирный договор, такова же цель Владимира Путина. Компромисс по спорным островам пойдет на пользу обеим странам, считает С.Марков, если Япония не станет продолжать территориальные претензии. Ведь не секрет, что нынешний вариант раздела выгоден именно России – острова Хабомаи и Шикотан существенно меньше, чем два других, хотя в этом случае прибрежная зона имеет большее значение, чем собственно земля.[12]

          Российский МИД в середине мая подтвердил, что базовым документом переговоров остается Советско-японская декларация 1956 года, предусматривающая передачу Японии Хабомаи с Шикотаном. Однако такой сценарий лишит Россию не только колоссальных и высокоценных рыборесурсов, но и прямого, причем кратчайшего, выхода в Тихий океан. 
             Заметим, что все эти острова и примыкающая к ним акватория значатся на японских географических картах с 50-х годов как исконная территория Японии - район префектуры Хоккайдо (благодаря соответствующей резолюции Конгресса США 1952 года, "возвратившей" Японии и Южный Сахалин...). В начале 1980-х японцы ввели здесь свою 200-мильную экономическую зону, которая, естественно, наложилась на советскую. С тех пор в Токио вовсе не считают японский промысел в этом регионе незаконным.

          Так или иначе, но Южно-Курильские проливы - Фриза, Кунаширский, Екатерина - "выводят" почти все дальневосточные порты России непосредственно в Тихий океан. В этом смысле единственным крупным портом РФ в Тихоокеанском бассейне является Петропавловск-Камчатский: ведь остальные расположены в Охотском, Японском морях, Татарском проливе. Япония же, обретая Южно-Курильскую гряду, автоматически становится собственником и означенных проливов. Характерно, что японская сторона отказывается обсуждать статус этих артерий отдельно от Южно-Курильского вопроса, тем самым Токио дает понять, что данные проливы едва ли получат статус международных. [17]

    Как сообщали японские СМИ, пользование  Южно-Курильскими проливами обойдется  России, в случае их передачи Японии, не менее чем в 100 миллионов долларов в год.

          По сути, не только внешнеэкономическая, но и внешнеполитическая активность России рискует быть привязанной к "проливной" политике Японии. Проходы между Южными Курилами могут стать своего рода тихоокеанским Босфором.

           Однако некоторые эксперты считают, что японская сторона стала интерпретировать это соглашение 1956г. по-своему. Увидев, что Россия может согласиться на передачу двух островов, они хотят начинать переговоры о двух других, и лишь после этого перейти к подписанию мирного договора. Напомним, что в начале сентября текущего года Д.Коидзуми провел "визуальный осмотр" спорных островов с борта пограничного корабля. Он осматривал в бинокль Южные Курилы, не выходя за пределы вод своей страны, заявив при этом, что считает острова исконными японскими территориями и не пойдет на подписание мирного договора без решения этого вопроса.

           Наконец, 16 ноября премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми сделал жесткое заявление: Япония не изменит свою позицию в отношении территориального вопроса. В Токио по-прежнему считают, что подписание мирного договора с Россией возможно только после определения принадлежности всех островов Южных Курил.

    "Наш  курс неизменен - если не будет  ясной определенности в отношении возврата четырех островов, мирный договор (с Россией) не будет подписан", - сказал он.

          На отдельной пресс-конференции, посвященной неизменности позиции Японии по территориальной проблеме с Россией, глава японского внешнеполитического ведомства Нобутака Матимура, попытался смягчить категоричность тона своего премьера. "Во время визита президента Путина в Японию, запланированного на начало будущего года, - заявил он, - мы проведем детальные переговоры по территориальному вопросу. До этого, я считаю, могут появляться самые различные высказывания по этому поводу, и реагировать на них, давать каждому из них комментарий нет необходимости".

           Япония намерена получить Курильские острова до конца года. Япония намерена до конца года получить четыре Южно-Курильских острова, передает телеканал НТВ со ссылкой на японскую газету "Асахи".         

      По сведениям журналистов, согласно новому политическому курсу Токио в отношении Москвы, первоочередной задачей для Японии является скорейшее получение островов Шикотана, Хабомаи, Итурупа и Кунашира. Если раньше Япония была согласна на поэтапную передачу островов, то теперь она собирается добиваться единовременной. [8]        

Информация о работе Проблема южных Курилл или северных территорий