Предприниматели-меценаты и развитие русской культуры в конце 19-начале 20 век

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 13:45, реферат

Краткое описание

Цель моей работы-показать неоценимый вклад меценатов в преобразовании отечественной культуры в конце XIX начале XX века. Для этого понадобиться
Ввести понятие меценаства и повествовать о феномене меценатства в целом.
Объяснить главные «механизмы» меценатства, то есть мотивы вложений.
Так же стоит обратить внимание на источники самих вложений в культуру
Рассказать о главных меценатах того времени, их вклады, достижения.
Проследить в целом развитие культуры и науки, перекрёстно рассматривая вклады самих меценатов.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….…3
Основная часть
Глава 1. Меценатство.………………………………………………..……………..…….…..4
Новейшая история меценатства в России…………………………………….….5
Феномен меценатства………………………………………………………….....…8
Глава 2. Мотивы меценатской деятельности……………………………….....…10
Глава 3. Источники меценатских вложений…………………………….…..…..13
Глава 4. Главные меценаты…………………………...………………….………..16
Меценаты-организаторы……………………………………………………...…...18
Меценаты-коллекционеры…………………………...…………………...……….24
Глава 5. Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков…...............29
Устранение неграмотности………………………………………………….…….29
Наука и культура………………………………………………………...…………32
Список источников и литературы…………………………………………….…34

Вложенные файлы: 1 файл

Меценатство.docx

— 104.43 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

 

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»

Кафедра истории
Реферат

Тема: «Предприниматели-меценаты и развитие русской культуры в конце 19-начале 20 века»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. БТС-12           _________                              /Симаков А.А /

                                                                                                                          (подпись)                                                                                      (Ф.И.О.)  

 

 

Проверил:            доцент     __________                                                                                                                                

                                                                                             /Шайдуров В.Н./


                                                       (должность)                                                     (подпись)                                                                              (Ф.И.О)

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….…3

 

Основная часть

 

Глава 1. Меценатство.………………………………………………..……………..…….…..4

  •   Новейшая история меценатства в России…………………………………….….5
  • Феномен меценатства………………………………………………………….....…8

 

Глава 2. Мотивы меценатской деятельности……………………………….....…10

 

 Глава 3. Источники меценатских вложений…………………………….…..…..13

 

Глава 4. Главные меценаты…………………………...………………….………..16                 

  • Меценаты-организаторы……………………………………………………...…...18
  • Меценаты-коллекционеры…………………………...…………………...……….24

 

Глава 5. Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков…...............29

  • Устранение неграмотности………………………………………………….…….29
  • Наука и культура………………………………………………………...…………32

 

Список источников и литературы…………………………………………….…34

 

 

 

Введение

  «Всегда есть и будут разного калибра меценаты, разного масштаба коллекционеры. Но в истории остались немногие: Николай Петрович Лихачев, 
Илья Семенович Остроухов, Степан Павлович Рябушинский, и т.д. Настоящих меценатов всегда было мало. Даже если наша страна возродиться, много меценатов не будет никогда. Все известные коллекционеры и меценаты были людьми глубокой веры и цель каждого из них была служить людям.» 
С.И. Мамонтов

  Меценат— лицо, способствующее на безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств. В наше время проблема меценатства очень актуальна, ведь в общем культура развивается не при помощи государственных взносов, а при тесном взаимодействии с меценатами-людьми которые не скупятся на развитие культуры, ведь куда приятнее жить в более образованной, более перспективной  стране. 

  Цель моей работы-показать неоценимый вклад меценатов в преобразовании отечественной культуры в конце XIX начале XX века. Для этого понадобиться

  1. Ввести понятие меценаства и повествовать о феномене меценатства в целом.
  2. Объяснить главные «механизмы» меценатства, то есть мотивы вложений.
  3. Так же стоит обратить внимание на источники самих вложений в культуру
  4. Рассказать о главных меценатах того времени, их вклады, достижения.
  5. Проследить в целом развитие культуры и науки, перекрёстно рассматривая вклады самих меценатов.

  В своей работе, я упомяну нескольких крупных меценатов России конца19-начала20 века, потому, что описать деятельность каждого мецената в частности мне не хватило бы и книги.

Но отдать дань уважения этим людям все же нужно , поэтому перечислим их

имена: Морозовы, Харитоненко, Прохоровы,  Найденовы, Щукины, Алексеевы, Солдатенковы, Шереметьевы, Боткины, Шелапутины, Абрикосовы, Вишняковы, Ушковы и т.д. и т.д. В написании работы мне помогала следующая литература:

 

  - П.М.  Третьяков // Нестеров М.В. Давние  дни. ( Воспоминания, очерки, письма). –  Уфа: Башкирское кн. изд-во, 1986.

 - Коллекционеры и меценаты в России / А.Н.Боханов. - М.: Наука, 1989.

   - Коллекционеры,  меценаты, благотворители: (Россия, XVIII-XX вв.): сб. ст. / Рос. акад. художеств, Санкт-Петербург. гос. акад. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. - СПб., 1996

   - Савва Мамонтов / В.А.Бахревский. - М.: Молодая гвардия, 2000.

  -Благотворители и меценаты прошлого и настоящего: Словарь-справочник от А до Я / [авт.-сост.: Макальская М.Л., Бобровская Н.Н.]. - М.: Дело и сервис, 2003.

   - Самые  знаменитые меценаты России / Е.М.Лопухина. - М.: Вече, 2003.

 

Главная часть

 

Глава 1. Меценатство

   О меценатах (спонсорах, благотворителях,  филантропах) в российской прессе принято говорить «или хорошо, или ничего». А поскольку «хорошо» сродни рекламе, то предпочтение отдается практике «стыдливого умолчания». Получается, что меценатов у нас нет, а между тем, огромное число событий художественной жизни происходит на внебюджетные деньги…

Возможно, пора уже признаться в том, что  культура сегодня живет не только заботами государства, что явление «меценатства» в России стало реальностью нашего времени и не замечать его было бы опрометчиво.

   Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С.И.Мамонтова, Московский художественный театр и.т.п. Московский предприниматель П.Г.Шелапутин пожертвовал полмиллиона рублей на устройство учительской семинарии. Ф.П.Рябушинский на финансирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу российской буржуазии в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры. Достижения русского творческого гения на рубеже двух веков невольно заставляют вспомнить и делают особенно близкими известные пушкинские строки: «...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.»

   Что собой представляет меценатство? - это сложный вопрос. В нашем случае важную роль в возрождении благотворительности и меценатства на рубеже XX-XXI веков сыграли традиции, заложенные на рубеже XIX-XX веков меценатами «Золотого века» российской благотворительности - Третьяковыми, Морозовыми, Щукиными, Солдатенковыми, Мамонтовыми, Бахрушиными и другими российскими купцами, фабрикантами, банкирами, предпринимателями. В этом контексте и следует начать рассмотрение новейшей истории меценатства в России.1

Новейшая история меценатства  в России2

   Начну с цитаты: «Всю общественную ниву заполонило хищничество, всю ее, вдоль и поперек, избороздило оно своим проклятым плугом. Нет уголка в целом мире, где не раздавались бы жалобы на упадок жизненного уровня, где не слышалось бы вопля: нет убежища от хищничества! Некуда скрыться от него! Головы, несомненно, медные - и те тронулись им, и те поняли, что слабость презренна, и что только сила, грубая, неразумная сила имеет право на существование».

   Знакомая картинка?! Нет, это не о нас. Это М.Е.Салтыков-Щедрин написал в конце XIX века о своем времени, о нарождающемся классе российских предпринимателей и о нравах царивших в их среде.

Но уже  через сорок лет те же современники констатировали появление «островков цивилизации в море некультурности, отсталости и азиатчины». «Торгово-промышленный класс», в среднем, сравнялся по образованию и культурности с представителями других культурных классов, - отмечал другой известный писатель В.Г.Короленко, - наши крупные капиталисты нередко вместо пожертвований на колокола дают своим миллионам назначение, достойное культурных людей. Боткины собирают коллекции для национальных музеев. Содатенковы издают дорогие научные сочинения, в последние годы всем памятны вклады москвичей на клиники, научно-медицинские учреждения. Вообще крупный капиталист «это часто европеец и джентльмен». Чтобы представить масштабы благотворительности и меценатства русской торгово-промышленной буржуазии на рубеже веков обратимся к свидетельству Ф.И.Шаляпина, заметившего в этой связи: «Объездив почти весь мир, побывав в домах богатейших европейцев и американцев, должен сказать, что такого размаха (имеется ввиду благотворительность - прим. автора) я нигде не видел. Я думаю, что и представить себе этот размах европейцы не могут».

   Новейшая история России во многом напоминает уже бывшее ранее. Наблюдая за формированием нового класса предпринимателей, иногда кажется, что мы смотрим кадры кино о событиях столетней давности. Теперь и мы получили возможность познакомиться со всеми нелицеприятными сторонами периода первоначального накопления капиталов. И слова Салтыкова-Щедрина уже не воспринимаются как образец чистой литературы: 3«Куда не посмотришь - везде «savor vivre». Тот приобрел многоэтажный дом, другой - стянул целую железную дорогу, третий - устроил свою служебную карьеру, четвертый - отлично женился, пятый набрал денег и бежал за границу…». Трудно отделаться от ощущения, что эти слова написаны не сегодня, а более ста лет тому назад.

   Все это наводило бы на грустные размышления, если бы тот же исторический опыт не обнадеживал. Деньги меняют не только жизнь, но и людей. И не всегда, как показывают исторические примеры, в худшую сторону. И не случайно, что на вопрос «Кто ваши « культурные герои» в  бизнесе?» большинство респондентов сегодня называют не нынешних олигархов, а имена меценатов Морозовых, Третьяковых, Мамонтовых и иже с ними.

Несомненно, в современных представлениях о  меценатах прошлого присутствует большая  доля идеализации. И не только по причине  слабого знания реальной истории. Неудовлетворенность  существующим сегодня положением вещей  обостряет ностальгию по «золотому веку» российской благотворительности. Обществу нужны герои для подражания и когда их не находят в настоящем, тогда обращаются в прошлое.

Однако, историческая справедливость, как обычно находится  где-то посередине. Да, «новые русские» остаются пока только героями анекдотов и криминальной хроники. Да, образованием они зачастую не блещут, а их познания в искусстве застряли на уровне учеников первого класса общеобразовательной школы, весь арсенал знаний которых исчерпывается именами Шишкина и Айвазовского. И все же…

   И все же нам не пришлось ожидать смены двух-трех поколений, чтобы лучшие российские музеи, театры, музыкальные коллективы и даже библиотеки нашли поддержку у новой бизнес-элиты. Именно их усилиями сегодня идет формирование новых традиций благотворительности и меценатства в России. Многие примечательные события не смогли бы состояться без помощи меценатов и спонсоров.

    Есть все основания утверждать, что по интенсивности развития меценатства в России это явление не имеет аналогов в новейшей истории. Но очевидно и другое - этих усилий оказалось недостаточно, чтобы перевесить тот негатив, который и по сию пору тянется за ними тяжелым шлейфом. 4

Новейшая  история российской благотворительности  и меценатства насчитывает чуть более десяти лет. По историческим меркам - этот срок невелик. Все только начинается. Сумеют ли новые предприниматели  вернуть своему классу блеск и  славу меценатов прошлого? Поживем - увидим!

Глава 2. Феномен меценатства

   Феномен  меценатства был широко распространен  в дореволюционной России, его  анализу посвящено большое число  книг и статей. Изучение этого  явления шло преимущественно  по части исторической: исследовались  биографии въедающихся меценатов  и благотворителей, оценивались  масштабы и направления их  вложений в сферу культуры, вскрывались  последствия этих решений. В  тени осталась, однако, их экономическая  философия, то есть нравственная  подоплека принимаемых финансовых  решении. В частности, лишь  очень немногие исследователи  рассматривали религиозные корни  русского меценатства, большинство  же ученых, особенно в советский период, «забывали», что большинство русских меценатов рубежа XIX - XX вв. были христианами - православными или старообрядцами.

     Одним из первых шагов в  направлении раскрытия экономической  философии меценатства стала  статья С. Щербатова в русском  эмигрантском журнале «Современные записки» за 1938 г . После второй мировой войны много внимания уделил этому вопросу П. Бурышкин . В наше время специальные монографии на эту тему издали А. Боханов и Н. Думова .

     В особую группу можно выделить  обширную сферу исследований, посвященных  деятельности отдельных русских  фамилий, как дворянских, так и  купеческих. Их меценатство рассматривалось,  как правило, в качестве составной  части благотворительной деятельности. Имеются, например, работы 5по меценатской и коллекционной деятельности таких дворянских родов, как Шереметьевы, Барятинские, Юсуповы, Мещерские, Тенишевы и другие. Из купцов наибольшее внимание историков привлекли Алексеевы, Бахрушины, Морозовы, Рукавишниковы, Третьяковы, Солдатенковы, Солодовниковы и др. В этой работе хотелось сделать попытку провести экономический анализ меценатства, насколько последний возможен в аспекте известного исторического материала, так как именно меценаты являлись попечителями детских домов, приютов, больниц. Именно благодаря им существовали многие из учреждений такого типа.

Информация о работе Предприниматели-меценаты и развитие русской культуры в конце 19-начале 20 век