Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Темой исследования в работе являются геополитика и геоэкономика Норвегии. Актуальность темы исследования обосновывается следующим. Двусторонние отношения России и Норвегии традиционно базируются на фундаменте добрососедства и развиваются, несмотря на временные периоды «охлаждения», в политической, экономической, социальной, научной и культурной сферах. В последнее время энергетический фактор превращается в перспективный стимул расширения российско-норвежского сотрудничества. Это объясняется взаимным интересом к Арктическому региону, в котором имеются большие запасы углеводородного сырья. Наращивание экономического присутствия за счет освоения нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе отвечает геополитическим задачам закрепления России в Арктике в качестве ответственного управляющего.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1. Комплексная страноведческая характеристика Норвегии………………
5

1.1. География Норвегии, природные условия и ресурсы страны……
5

1.2. История Норвегии……………………………………………………
7

1.3. Административно-политическое устройство Норвегии, народонаселение……………………………………………………………

10
2. Особенности современного геоэкономического и геополитического положения Норвегии………………………………………………………….

15

2.1. Характеристика экономики и специфические черты конкурентоспособности Норвегии……………………………………….

15

2.2. Внешняя политика, национальные интересы в Арктике…………..
22

2.3. Особенности современных норвежско-российских отношений…..
29
3. Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией………..
33
Заключение…………………………………………………………………….
38
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитика Норвегии.docx

— 86.88 Кб (Скачать файл)

Норвегия выделяет около 1% ВВП на оказание помощи беднейшим странам мира. Средства направляются непосредственно в страны-получатели или распределяются через различные органы ООН. Норвежские власти придают большое значение тому, чтобы оказываемая помощь шла на пользу нуждающимся в ней и способствовала стабильному с экологической точки зрения развитию. Определённое значение для международного авторитета Норвегии имеет Нобелевская премия мира. Решение о присуждении принимается Норвежским Нобелевским комитетом, члены которого назначаются стортингом. [8]

 

 

1.3. Административно-политическое  устройство Норвегии, народонаселение

Норвегия - конституционная монархия с парламентской формой правления. Действующая конституция принята 17 мая 1814 года (существенно дополнялась и изменялась в 1884, 1905, 1946гг.). Монархия занимает прочные позиции в стране. Действующий король Харальд V (с 17 января 1991), пользуется большой поддержкой и популярностью. Норвегия имеет и наследника престола - коронованного принца Хокона Магнуса (родился 20 июля 1973 года) Формально, король обладает большими полномочиями: назначает и смещает премьер-министра, министров, судей и других должностных лиц, утверждает законы, является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Однако на сегодняшний день фактическая власть принадлежит парламенту и правительству.

Законодательную власть осуществляет парламент - Стортинг (Стортинг состоит из 165 депутатов, переизбираемых населением каждые 4 года.). На первой сессии Стортинга, депутаты избирают из своего состава 1/4 депутатов, образующих Одельстинг, оставшиеся депутаты образуют Лагтинг.

Выборы проводятся на основе всеобщего прямого тайного голосования по системе пропорционального представительства. Избирательные права принадлежат совершеннолетним гражданам (с 18 лет). По результатам выборов в парламент, король предлагает депутатам на утверждение кандидатуру премьер-министра, на эту должность назначаются, как правило, глава победившей на выборах партии или глава коалиционного большинства.

Также раз в четыре года одновременно проходят выборы в фюлькестинг (областной совет) и коммунальные выборы. При проведении выборов на местном уровне в Совет коммуны могут принимать участие в голосовании и иностранцы, прожившие в стране более трех лет.

Судебную систему образуют суды первой и второй инстанции и Верховный суд.

Норвегия - государство унитарное. В административном отношении вся страна разделена на 19 губерний (фюльке).

Норвегия также располагает и зависимыми территориями, к которым относятся остров Буве (Южная Атлантика), остров Ян-Майен, и архипелаг Шпицберген. [5]

В стране существует двухполюсная партийно-политическая система. На одном полюсе находятся социал-реформистская Норвежская рабочая партия (НРП - с 1887) (Det Norske Arbeiderparti, входит в Социнтерн) и левые социалисты (Социалистическая народная партия - Sosialistiske Folkeparti, основана в 1961); на другом — все правоцентристские буржуазные партии: Хёйре (Ноуге - с 1885) - консерваторы, первая политическая партия страны — Венстре (Venstre - с 1884) - либералы, клерикальная Христианско-народная партия (ХНП - Kristelig Folkeparti, основана в 1933) и Партия Центра (Senterpartiet, до 1959 именовалась Крестьянской партией, с мая и до конца 1959 — Норвежской демократической партией, основана в 1920).

При таком балансе сил существенное влияние оказывает популистская Партия Прогресса (ПП - Fremskrittspartiet - основана в 1973), с которой пока отказываются сотрудничать как левые, так и правые партии. Между правоцентристскими партиями в целом и социал-демократами не было непримиримых противоречий. Фактически сложилась и функционирует корпоративная система принятия решений, причём роль координатора в этой структуре (государство — профсоюзы — предприниматели) взяли на себя представители властей, которые проводят курс «социального партнёрства»: заключение коллективных договоров о заработной плате и других условий труда, улаживание трудовых конфликтов.

Система сотрудничества между бизнесом и государством дополняется также неформальными связями. Общественные организации: Центральное объединение профсоюзов Норвегии (ЦОПН) - основано в 1899 г., крупнейший профцентр страны, объединяет около 30 отраслевых профсоюзов. Важную роль в экономике страны играет также Кооперативное объединение Норвегии. [16]

Норвегия – однонациональная страна; около 96% её жителей составляют норвежцы. Национальными меньшинствами являются саами (около 20 тыс. человек) и квены (норвежские фины), живущие главным образом в северных гористых районах.

Лишь 4% населения Норвегии – люди других национальностей, причем более половины из них – выходцы из других европейских стран и Америки. Это связано не только с климатом, но и со строгой иммиграционной политикой: в начале XXI столетия Норвегия остается сравнительно закрытой страной. Преимущественно в южных районах имеются группы шведов (около 20 тыс. человек), датчан (около 18 тыс. человек), немцев (около 10 тыс. человек) и др. [14]

Численность населения Норвегии по данным 2011 г. составляет 4691849 человек, из них 2326551 человек – мужское население, 2365298 – женское. Плотность населения составляет 14,5 чел. на км2. Другие демографические характеристики населения Норвегии представлены в таблице 1.

Таблица 1

Демографическая характеристика населения Норвегии

Показатель

Год оценки

Единицы измерения

Значение показателя

1

2

3

4

Соотношение полов

2012

мужчин на 1 женщину

0,984

Численность городского населения

2010

% от общей численности  населения

79,0

Численность сельского населения

2010

% от общей численности  населения

21,0

Численность населения младше 15 лет

2012

% от общей численности  населения

18,0


 

 

 

 

 

Окончание таблицы 1

1

2

3

4

Численность населения младше от 15 до 64 лет

2012

% от общей численности  населения

66,0

Население старше 65 лет

2012

% от общей численности  населения

16,0

Средний возраст населения

2012

лет

40,0

  Средний возраст мужского  населения

2012

лет

39,1

  Средний возраст женского  населения

2012

лет

40,8

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении для обоих полов

2011

лет

80,2


 

[11]

 

По религиозной принадлежности почти все верующие Норвегии — протестанты (лютеране). Многие иностранцы, постоянно проживающие в городах Норвегии (а их более 50 тысяч), сохранили свое национальное подданство. Это эмигранты из экономически высокоразвитых и развивающихся стран, приехавшие после войны в Норвегию в поисках работы. Эмигранты из Англии (8 тыс.), Исландии (1 тыс.) и США (11 тыс.) — преимущественно высококвалифицированные специалисты. Они общаются с норвежцами по-английски или освоили норвежский язык, редко поддерживают в Норвегии земляческие контакты, и потому не составляют компактных национальных меньшинств.

Иное положение с эмигрантами из развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки, в основном рабочими низкой квалификации. Эмигранты из этих стран сохранили свой язык и религию, что способствует объединению каждого этнического меньшинства в отдельное землячество. Даже при некомпактном расселении они поддерживают родственные и иные земляческие связи внутри каждого этноса.

Если говорить о занятости населения, то можно отметить, что почти треть его работает в промышленности. Сравнительно велика доля занятых на транспорте, особенно на флоте. Норвежцы считаются самой «мореходной» нацией в мире. С каждым годом растет занятость в сфере обслуживания, где работает почти половина экономически активного населения. 
В последнее время женщины все чаще вовлекаются в общественное производство. Но при этом они зарабатывают на 20 процентов меньше, чем мужчины. [18]

 

Таким образом, королевство Норвегия – государство в Северной Европе, занимающее западную и северную части Скандинавского полуострова, архипелаг Шпицберген, острова Медвежий и Ян-Майен в Северной Атлантике. Граничит со Швецией, Финляндией и Российской Федерацией.

Большую часть населения Норвегии составляют норвежцы, национальными меньшинствами являются саамы, квены, датчане и шведы. Государственный язык – норвежский, относящийся к скандинавской группе германских языков. Официальной религией является лютеранство.

Норвегия – конституционная монархия. Глава государства – король. Высший законодательный орган – стортинг, избираемый на всеобщих выборах по пропорциональной системе сроком на 4 года. Исполнительная власть принадлежит королю, который назначает правительство (Государственный совет) во главе с премьер-министром. Правительство – коалиционное.

На современном этапе развития Норвегия – высокоразвитая индустриальная страна. Основой ее благосостояния являются огромные запасы энергоносителей в норвежском секторе Северного моря. Страна располагает крупными месторождениями различных руд, цветных металлов, гранита, полевого шпата и т. п. Доказанные запасы нефти 1,3 млрд. т, что превышает половину всех запасов Европы. Доказанные запасы газа 1,25 трлн. м3, что превышает четверть всех запасов Европы.

Высокая продолжительность жизни населения говорит об удобстве проживания в исследуемом государстве.

 

2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГЕОЭКОНОМИЧЕСКОГО И ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ НОРВЕГИИ

 

2.1. Характеристика  экономики и специфические черты  конкурентоспособности Норвегии

Экономика Норвегии высокоразвита. В Норвегии, как и в других скандинавских странах, значительная роль в экономике страны принадлежит государству. При этом очень серьезное и постоянное внимание уделяется разработке и внедрению долговременных стратегий развития промышленности, ее отраслей и ключевых компаний. Стратегические программы страны широко диверсифицированы и очень хорошо сбалансированы. Кроме запасов нефти, природного газа и газового конденсата, Норвегия обладает запасами железной руды, каменного угля, титана, меди, никеля, пиритов. Разнообразие полезных ископаемых и обширные морские границы способствовали широкой диверсификации промышленности. 

Узость внутреннего рынка, исторически сложившаяся отраслевая структура предопределяют ее широкое участие в международном разделении труда на базе специализации. Это привело, в частности, к тому, что, насчитывая менее 0,2% населения и производя 0,5% промышленной продукции развитых стран, доля Норвегии в мировом экспорте этих стран превышает 1%.

В 80 — 90-е гг. прошлого столетия структура норвежского народного хозяйства претерпела изменения, обусловленные ростом в ВВП доли нефтегазодобывающей промышленности. В последние десятилетия развитие экономики Норвегии стало напрямую зависеть от мировой конъюнктуры цен на нефть. Это привело к тому, что в 1986 г., когда резко упали цены на нефть, в народном хозяйстве начался экономический спад. На протяжении одного года вклад нефтяной промышленности сократился с 18,5% ВВП до 11%. С целью предотвращения дальнейшего экономического спада государство изменило бюджетно-налоговую политику. Была снижена ставка налога на прибыль и увеличены трансфертные платежи регионам, что привело к росту дефицита государственного бюджета до 12,5% в 1990 году. Предпринятые меры не дали необходимого результата и в 1993 г. правительство представило парламенту Программу экономического развития Норвегии на 1994—1997 г., в которой изложило новую стратегию предотвращения дальнейшего экономического спада. Эта программа была основана на значительном ужесточении бюджетно-налоговой политики и сдерживании трансфертных платежей в пользу инвестиций в инфраструктуру. Реализация программы экономического развития привела к оживлению норвежской экономики. В 1994 г. ВВП вырос на 5,3%, а уровень инфляции составил 1,4% (см. табл. 2). [3]

Информация о работе Перспективы развития отношений между Норвегией и Россией