Перепись населения, особенности ее проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 04:51, контрольная работа

Краткое описание

Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого – полный учет численности и характеристика состава какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Перепись характеризует состояние явления на определенный момент времени.
Всероссийская перепись населения – процесс сбора статистической информации, организованный по единой государственной статистической методологии на всей территории Российской Федерации в целях получения обобщенных демографических, экономических и социальных данных в отношении всех лиц, находящихся на определенную дату в стране.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1. История переписи населения в России………………………………4
2. Основные принципы проведения переписей населения……………7
Заключение………………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………..14

Вложенные файлы: 1 файл

ГМУ Демография.docx

— 32.26 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

                             КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Дисциплина: Демография

Тема: Перепись населения, особенности ее проведения

 

 

                                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение…………………………………………………………………..3

1. История переписи населения в России………………………………4

2. Основные принципы проведения переписей населения……………7

Заключение………………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………..14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Перепись – это специально организованное статистическое наблюдение, задача которого – полный учет численности  и характеристика состава какого-либо явления путем записи в статистический формуляр каждой из единиц, составляющих это явление. Перепись характеризует  состояние явления на определенный момент времени.

Всероссийская перепись населения  – процесс сбора статистической информации, организованный по единой государственной статистической методологии  на всей территории Российской Федерации  в целях получения обобщенных демографических, экономических и  социальных данных в отношении всех лиц, находящихся на определенную дату в стране.

Перепись населения является единственным источником получения  ряда сведений, в первую очередь, данных о языковом, национальном и семейном составе, образовательном уровне жителей  страны.

Данные переписи населения  являются федеральными государственными информационными ресурсами о  населении, необходимыми для выполнения функций органов государственной  власти, разработки прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации и информационного  обеспечения общества.

 

 

 

 

 

1. История переписи населения в России

 

 

В России учет населения  ведет свое начало еще со времен татаро-монгольского нашествия. Учет в  то время был похозяйственным: учитывались для обложения данью дома или «дымы». Позднее, в XIV – XVI вв., результаты учет записывались в так называемых «писцовых книгах». В XVII в. единицей налогообложения становится хозяйство («двор»), а учеты населения именуются подворными переписями. В 1718 г. Петр Великий издал указ, в котором предписывалось «взять сказки у всех (дать на год сроку), чтобы правдивые принесли сколько у кого в которой деревне душ мужеского пола…».

Составленные подобным образом  списки («сказки») были собраны лишь через три года, а затем в  течение следующих трех лет были подвергнуты проверке – «ревизии». С тех пор учеты населения  в России стали называться «ревизиями». Такие ревизии проводились на протяжении почти полутора веков, вплоть до отмены крепостного права. Всего  в России прошло десять ревизий, последняя – в 1857 – 1860 гг. эти ревизии длились по нескольку лет и были очень неточными, поскольку учитывали не фактическое число жителей, а только «приписаных» из податных сословий, т.е. людей, числящихся в списках для уплаты подати (налога). Помещики не торопились подать очередную ревизскую «сказку», поэтому многие умершие числились живыми.

После отмены крепостного  права начали проводиться переписи населения в отдельных городах  и даже целых губерниях, однако многие из них представляли собой казенные полицейские «народосчисления», при которых у домохозяев просто собирали сведения о числе даже не проживающих, а прописанных в их домах жителей. Позднее переходят к научно-организованным переписям, которые регулярно проводились в Москве (1871,1882,1902,1912 гг.) Петербурге (1862, 1863, 1864, 1869, 1881, 1890, 1900, 1910, 1915 гг.) и других городах. В некоторых губерниях (Астраханской – в 1873 г., Акмолинской – в 1877 г., Псковской – в 1870 и 1887 гг. и др.) переписывали жителей во всех городах. В 1863 и 1881 гг. переписано население всей Курлянской, а в 1881 г. – также Лифлянской и Эстлянской губерний. Таких местный переписей было проведено не менее 200, но материалы многих из них не были опубликованы, и о некоторых неизвестно ничего, кроме года переписи.

Первая и единственная всеобщая перепись населения Российской Империи была проведена в начале 1897 г. Инициатором ее стал выдающийся русский ученый П. П. Семенов-Тян-Шанский. Эта перепись представляет собой  единственный источник достоверных  данных о численности и составе  населения России в конце XIX в.

Первая советская перепись населения проводилась в 1920г. в  условиях гражданской войны и  разрухи. Переписью было охвачено только 72% населения страны, так как в  ряде районов страны еще велись военные  действия. В 1923 г. была проведена перепись населения в городах и поселках городского типа одновременно с переписью  промышленных и торговых предприятий. Все население страны впервые  охватила Всесоюзная перепись населения  в декабре 1926 г.

При ее подготовке выдающиеся статистики В.Г. Михайловский и О.А. Квиткин выработали научные принципы, которые легли в основу как этой, так и следующих переписей населения. Перепись 1926 г. отличалась не только продуманной методикой получения сведений, но и богатством собранных данных, особенно о социальном составе населения и о семьях. Следующая перепись проводилась «январе 1937 г., но ее организация была признана неудовлетворительной. Новая перепись состоялась в 1939 г. В этой переписи впервые были применены специальные меры для повышения точности счета населения.

Ее краткие итоги публиковались  в 1939-1940 гг., однако начавшаяся война  не позволила завершить обработку  всех собранных материалов. Первая послевоенная перепись была проведена  в январе 1959 г. По организации и  содержанию собранных данных она  практически не отличалась от предыдущей.

Следующая перепись состоялась в 1970г. В организационном и методологическом отношении она соответствовала  двум предыдущим (1939 и 1959гг.), однако данных было получено значительно больше. Впервые в практике советских  переписей ради экономии времени  и средств часть сведений была получена путем опроса не всех, а  только 25% жителей. При обработке  материалов переписи был применен ряд  технических новшеств. Ее данные широко использовались для социально-экономического планирования и разработки долгосрочных экономических прогнозов.

Существенно отличались от предыдущих организация и обработка  материалов переписи населения 1979 г. Впервые  в практике советской статистики записи, сделанные при опросе, вводились  в ЭВМ с помощью специальных  читающих устройств и записывались на магнитную ленту. Были добавлены  новые вопросы, формулировки некоторых  других уточнены. Перепись дала обширные сведения об изменениях в составе населения, которые впоследствии широко использовались. Последняя перепись в СССР проводилась в январе 1989 г. Отличительной ее особенностью явилось то, что впервые наряду со сведениями о населении были собраны сведения о жилищных условиях. Это позволило получить сведения о жилищных условиях различных социально-демографических групп населения во всех районах страны, о развитии жилищной кооперации, о степени обеспеченности людей жильем и его благоустройстве. Таким образом, переписи населения в нашей стране имеют давнюю и богатую историю. Перепись 2002 г. была первой переписью населения в новой России.

 

2. Основные принципы проведения переписей населения

 

 

Разные авторы называют разное их число и различным образом  определяют сами эти принципы, но в  целом можно считать, что к  ним относятся следующие: всеобщность, поименность, одномоментность, самоопределение, конфиденциальность, наличие единой программы и строгая централизация управления переписью. Некоторые авторы добавляют сюда такие требования, как периодичность, безотносительность целей переписи к каким-либо частным нуждам или интересам, непосредственное получение сведений у населения и даже применение экспедиционного способа наблюдения.

Всеобщность переписи означает, что сведения, включенные в программу  переписи, собираются ото всех и  обо всех жителях данной страны или  территории, а не только о какой-либо специфической части. Именно поэтому  современные переписи населения и называются всеобщими.

Одномоментность проведения переписи означает, что все собранные в ходе данные относятся к одному определенному и заранее установленному моменту, который называется критическим моментом переписи, или моментом счета. При этом любые изменения, произошедшие в период времени между критическим моментом и временем, когда непосредственно проводится опрос, не учитывается.

Необходимость установления критического момента переписи определяется тем, что население, его численность и состав непрерывно меняются. Критический момент переписи подбирается таким образом, чтобы минимизировать территориальную мобильность населения, т. е. чтобы вероятность застать переписываемых в месте постоянного проживания была максимальной. Соответственно выбирается месяц года, когда эта мобильность минимальна. Затем учитывается наличие выходных и праздничных дней, школьных и студенческих каникул. При этом стремятся к тому, чтобы критический момент переписи был как можно ближе к началу года, дабы обеспечить большую сопоставимость результатов переписи и ежегодных межпереписных расчетов численности населения.

Разработка программы  переписи является важнейшим ее этапом, занимающим по времени несколько  месяцев или даже лет. Она включает в себя создание переписного листа  – специального бланка, содержащего  набор признаков, которые будут  фиксироваться в ходе переписи. Одновременно формируется перечень разработочных  таблиц, в которых будут обобщены и представлены итоги переписи.

 Важнейшим требование  является также соблюдение преемственности  при разработке программ последующих  переписей. Если не соблюдать  это требование, то будет невозможно  построить сколько-нибудь длительные  статистические ряды данных о  численности и составе населения,  поскольку данные отдельной переписи  будут несопоставимы с предыдущими переписями.

Поименность, как принцип проведения переписи, означает сбор персональных и легко идентифицируемых сведений о каждом отдельном человеке. В этом отношении перепись населения противоположна социологическим опросам, которые, как правило, анонимны. Сведения о каждом человеке собирает в ходе личных бесед специально обученный персонал, который фиксирует их на именных переписных листах.

В некоторых развивающихся  странах иногда применяют процедуру  сбора сведений о населении, которая  известна еще со времен Древнего Рима и заключается в том, что люди сами должны являться в специальные  офисы, где и заполняются переписные листы. При этом на тело человека иногда даже ставят специальный долго не смываемый штамп, свидетельствующий  о том, что данный человек прошел перепись. При проведении переписи населения России 2002 г. также были открыты специальные переписные офисы, в которых смогли пройти перепись те, кто не хотел бы, чтобы счетчики приходили к ним домой, а также те, у кого вообще нет дома. К счастью, до того, чтобы ставить на тело несмываемые штампы, у нас пока дело не дошло.

В последнее время некоторые  специалисты обращают внимание на то, что необходимость указывать  личные данные снижает достоверность  ответов на вопросы переписного  листа, особенно касающиеся дохода, жилища и состояния здоровья, и предлагают в этой связи отказаться от поименности. Но в этом случае исчезает возможность проверки ошибочных записей или того, прошел ли человек вообще перепись или нет. Видимо, минусы отказа от поименности перевешивают ее собственные недостатки.

С поименностью связан такой принцип проведения переписи, как самоопределение, которое означает, что все сведения фиксируются исключительно со слов опрашиваемого и что запрещено требовать документального подтверждения этих сведений.

Применение принципа самоопределения  обусловлено, с одной стороны, стремлением  повысить степень доверия к переписи со стороны населения, а с другой — невозможностью объективного отнесения  человека к той или иной категории  по многим фиксируемым признакам. Если, скажем, возраст человека в большинстве  современных стран еще может  быть документально подтвержден, поскольку  существует система текущей регистрации  демографических событий, то такой  признак, как национальность (точнее, этническая принадлежность), вообще не подлежит никакому так называемому  «объективному» определению. Всякие правила  отнесения человека к тому или  иному этносу, которые существуют в некоторых странах, по существу являются нарушением демократических  принципов и свойственны тоталитарным или склонным к тоталитаризму  режимам. В нашей стране по отношению к этнической принадлежности, к счастью, всегда действовал принцип самоопределения.

 Согласно ст. б Федерального закона «О Всероссийской переписи населения» какое-либо принуждение опрашиваемых лиц предоставить о себе сведения, предусмотренные пунктом 1 этой статьи, не допускается.

Некоторые авторы дополняют  принцип самоопределения также  принципом непосредственного получения  сведений от населения. Но, думается, в  этом нет необходимости, поскольку  принцип самоопределения перекрывает  то, что можно сказать и что  обычно говорится о принципе непосредственности.

Принцип конфиденциальности, или анонимности, получаемых в ходе переписи сведений является логическим дополнением принципов поименности и самоопределения. Он означает, что счетчикам и другим участникам переписи, имеющим доступ к ее первичным документам, запрещено сообщать кому бы то ни было получаемую в се ходе персональную информацию об опрашиваемых. Информация обрабатывается, используется и публикуется только в статистически обобщенном виде. Нарушение этого принципа влечет в нашей стране ответственность согласно законодательству Российской Федерации. В других странах также установлена ответственность за нарушение принципа конфиденциальности (вплоть до уголовной).

Информация о работе Перепись населения, особенности ее проведения