Основные характеристики экономико-социальных процессов Российской Федерации на основании методов географического анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть сущность и роль методов географического анализа социально-экономических процессов.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать понятие социально-экономических процессов.
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о методах исследования социально-экономических процессов.
3.Рассмотреть сущность и специфику методов географического анализа и их применение на практике.
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1.Анализ социально-экономических процессов……......................................6
1.1.Понятие социально-экономических процессов........................................6
1.2.Методы исследования социально-экономических процессов...............11
1.3.Анализ социально-экономических процессов географическими методами……………………………………………………………........20
Глава 2.Основные характеристики экономико-социальных процессов Российской Федерации на основании методов географического анализа…………………………………………………………...….........................26
2.1.Геополитическое положение России и ее административно-территориальное устройство…..…..........................................................26
2.2.Уровень социально-экономического развития России и социально-экономический кризис 90-х гг. ХХ в…….…..........................................28
2.3.Оценка природных ресурсов России. Факторы размещения хозяйства……………………………………………………………........29
2.4.Динамика численности населения России. Современная демографическая ситуация…….………...…….......................................31
2.5.Отраслевая структура хозяйства и концентрация производства в России ………...…….................................................................................33
Заключение………………………………………………………………………….36
Список использованной литературы........

Вложенные файлы: 1 файл

103.doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

    Американские  социологи Р. Парк и Э. Берджерс разработали  в 20-е годы свою классификацию социально-экономических  процессов. Они выделяли процессы кооперации, конкуренции (соперничества), приспособления, конфликта, ассимиляции, амальгамизации, а также поддержание границ и систематические связи Эти ученые считали, что все перечисленные выше процессы связаны между собой и протекают почти одновременно, создавая, таким образом, возможности для развития групп и постоянных изменений в обществе.

    В 1964 году Т. Парсонс предложил свой подход к классификации социально-экономических  процессов. Он выделил два вида процессов - «изменение равновесия» и «изменение структуры». Т. Парсонс подошел к  этой проблеме с позиций системного анализа, который исходит из того, что общество как система обладает устойчивостью, способностью к самовоспроизводству, проявляющуюся в постоянстве и стабильности ее основных структурных элементов.

    Если  в наблюдаемый момент в результате каких-либо действий, событий нарушается соотношение сил, элементов, поддерживающих равновесие системы (происходит рост влияния какой-либо социально-экономической группы, формируется новый состав органов власти и т.п.), то этот вид называется «изменением равновесия».

    Его отличительной чертой является то, что общественная система в целом, ее основные структурные элементы остаются неизменными и благодаря этому быстро восстанавливают утраченное равновесие.

    Второй  вид процессов по Т. Парсонсу - «изменение структуры», оно происходит, когда давление на социально-экономическую систему изнутри и извне становится настолько сильным, что она оказывается неспособной восстанавливать утраченное равновесие с целью сохранения целостности, повышения ее адаптивной способности. В данном случае может происходить трансформация важных структурных элементов: социальных ролей, институтов, организаций. Модификации подвергаются экономические, политические подсистемы и т.д.

    Интересную  типологию социально-экономических  процессов предложил в своей  книге «Социология социальных изменений» П. Штомпка. Она базируется на четырех критериях:10

    1. форма и очертание процесса;

    2. итог, результат процесса;

    3. осведомленность населения о  социально-экономическом процессе;

    4. движущие силы социально-экономического  процесса.

    В соответствии с первым критерием  автор выделяет направленные и ненаправленные социально-экономические процессы. Первые необратимы и часто имеют  тенденцию к концентрации, накоплению. Каждая последующая стадия отличается от любой более ранней и включает в себя ее результат, более ранняя стадия подготавливает более позднюю. Примерами направленных процессов могут служить экспансия городов, рост населения и его доходов, повышение финансовой устойчивости. Направленные процессы могут быть постепенными, восходящими или нисходящими.

    Противоположностью  линейных являются процессы, которые  предполагают качественные скачки или  прорывы после продолжительных  периодов количественного роста. Например, развитие муниципального образования  может происходить ступенчато, скачкообразно, претерпевать фундаментальные, радикальные трансформации. 

    1.2. Методы исследования  социально-экономических  процессов. 

    Метод исследования – это способ достижения поставленной цели. Совокупность методов  познания позволяет всесторонне  рассмотреть все объекты и явления реального мира во взаимосвязи и развитии. Чем шире совокупность используемых методов, тем глубже познание объекта и предмета исследования, тем обоснованнее принимаемое решение.

    Существуют  следующие методы исследования:11

    1.        Социально-экономические методы исследования

    2.        Сравнительно-географические методы исследования

    3.        Экспертные методы исследования

    4.        Аналитические методы исследования

    5.        Статистические методы исследования

    6.        Методы моделирования и т.д.

    Каждый  из этих методов имеет свое значение. Итоги исследования несут познавательную, информационно-аналитическую, «диагностическую», прогностическую, идеологическую функцию.

    Практически все социально-экономические процессы общества относятся к классу крупномасштабных задач. В этих задачах участвует не менее триллиона элементов и их функциональных связей. Понятно, что ни один человек не в силах своим сознанием воспринять такие объемы. Организация же людей в бюрократические управленческие структуры для охвата всех аспектов задачи – неустойчива, по причине человеческого эгоизма и несовшенности совместной работы.

    С появлением последних разработок в  области вычислительной техники  проблемы с решением социально-экономических  задач принципиально изменились.

    1.        Сегодня для изучения социально-экономических процессов в регионе, как и для изучения любой крупномасштабной задачи можно построить базу данных (БД), информационно-поисковую систему (ИПС) или автоматизированную систему управления (АСУ). Этот класс технических систем решает наипервейшую задачу - задачу полной инвентаризации располагаемых ресурсов. При этом исключаются широко распространенные сегодня ошибки, связанные с незнанием о располагаемых ресурсах. Открытость этой системы для контроля общественностью, лишает бюрократию возможностей злоупотреблений. Стоимость программной части таких крупномасштабных систем измеряется сотнями тысяч рублей, что составляет лишь доли процентов от приращения в эффективности функционирования любой социально-экономической системы.

    2.        Второй этап построения информационных систем - это построение баз знаний (БЗ) и интеллектуальных информационных систем (ИИС), которые позволяют быстро получить не только уже известные данные, но и предоставлять пользователю принципиально новые знания и результаты, выводимые системой из существующих данных в процессе диалога с пользователем. Если учесть, что результаты формируются на основании всей существующей информации, то их качество всегда оптимально на данный момент времени.

    Такие сверхбольшие интеллектуальные информационные системы способны охватить все объемы данных, которые выработало человечество, а это 1018-1020 байт.

    Только  наведение порядка в нашей интеллектуальной собственности, которая оценивается в 400-600 млрд. долл., благодаря таким информационным системам, можно решить сегодняшние острые экономические проблемы общества, существующие в регионе. Дальнейшая эксплуатация этих систем позволит решать как грандиозные научно-технические задачи, так и интересующие нас задачи социально-экономического моделирования и высокоэффективного управления прогрессивным развитием общества.

    Для исследования социально-экономических  процессов данный проект может иметь следующие последствия:12

    - в легкости тиражирования найденных научно-технических решений на все множество потенциальных потребителей (сравните, например, затраты на копирование какого-либо материального и информационного продуктов, имеющих одинаковые трудозатраты при их разработке);

    - в материало - и энергомалоемкости, следовательно, в уменьшении остроты сегодняшних экологических проблем и, возможно, вообще разрешении этих проблем в будущем;

    - в динамичности высоконаучного потенциала технологии и продукции, повышающего научно-технический уровень населения;

    - в необычайно высокой эффективности производства, например, даже отдавая экономическим подсистемам больше их непосредственного вклада (свойство мультипликативности, так объединение 120-150 исследователей повышает результативность каждого из них более чем в 1000 раз);

    - в способствовании социальной интеграции и повсеместному внедрению высоконравственных отношений, как следствия нематериальности производственной сферы. Сегодня особенно активно идет процесс замещения доминирования материальных ресурсов информационными.

    Общество, базирующееся на информационной экономике, уже по своей структуре избегает большинства социально-экономических и экологических проблем, ситуационно тяготеющих над нами сегодня, и в потенциале предполагается его экспоненциальное развитие по всем основным параметрам

    Также к аналитическим методам исследования социально-политических процессов  относятся: морфологический метод (выделение  значимых параметров социально-экономического объекта, разработка матричной модели морфологического анализа). Методы выбора управленческих решений, оценки альтернатив социально-экономического развития. Методы многокритериальной оценки альтернатив, аксиометрические методы, прямые методы, методы компенсации, методы порогов несравнимости и др.

    В качестве одного из методов исследования социально-экономических процессов можно использовать метод имитационного моделирования, основанный на  использовании динамических математических моделей экономических объектов в режиме имитации. В условиях современных информационных технологий под имитацией принято понимать изучение объектов путем проведения экспериментов с реализованными на ЭВМ математическими моделями. Главная особенность имитационного исследования заключается в том, что в этом исследовании проводятся эксперименты не с реальным объектом/процессом, а с его математической моделью. Имитационные исследования используются для анализа сложных систем в различных областях, в том числе и для анализа социально-экономических и производственных процессов.

    В имитационных расчетах изучаемые социально-экономические и производственные процессы описываются в виде разностных соотношений экономико-математической модели, отражающей динамику развития этих процессов. Математическое описание модели разрабатывается на основе использования существующих экономико-математических методов в сочетании с интуитивным моделированием и реализуется в виде программы для ЭВМ, на которой и проводятся эксперименты путем подачи на вход внешних воздействий в форме задания значений входных показателей модели, и расчета выходных показателей. Варианты сценариев расчетов формируются путем задания значений входных показателей. Дополнительной проблемой имитационных экспериментов является обеспечение необходимой адекватности разрабатываемых моделей реальным объектам.

    Перечисленные методы относятся к изучению социально-экономических процессов в общем.

    В изучении социально-экономических  процессов применяют социально-психологические методы: 

    Анализ  инфляционных процессов — анализ процесса повышения цен, инфляционного  характера.13 Различают: территориальный анализ инфляционных процессов, который обеспечивает сопоставление инфляционных процессов в регионах, в т.ч. в секторах экономики, определяющих их социально-экономическое развитие;

    анализ инфляционных процессов помощью изучения динамики отобранных экономических индикаторов, характеризующих влияние на динамику цен в секторах экономики различных факторов (динамика производства промышленной продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и мировых рынках, показатели развития денежного обращения и финансовых рынков, динамика денежных доходов населения, проблема занятости населения и ожидаемое ее изменение, состояние отечественной валюты по сравнению с валютами иностранных государств и т.д.);

    анализ инфляционных процессов с помощью изучения, существующих уровней цен и системы индексов цен как в потребительском, так и в производственном секторах экономики. Анализируются, начиная с первого уровня, цены, их изменение на конкретные товары, динамика в ретроспективе и ожидаемая траектория изменения с переходом ко второму уровню, на котором исследуются региональная и отраслевая динамики цен, и к третьему уровню анализа ситуации в целом в исследуемом направлении (потребительский рынок, цены предприятий-производителей и потребителей промышленной продукции, соотношение внутренних и мировых цен и т.д.).

    В изучении  социально-экономических процессов применяют и экспертные методы:

    Экспертный  опрос — метод, который является способом аккумуляции научных знаний и практического опыта профессионалов по вопросам, имеющим непосредственное отношение к предмету опроса.

    Экспертный  опрос специалистов является альтернативной методикой социологического исследования. Известны различные методики экспертного  опроса: метод Дельфи, метод попарных сравнений и т.п.  Респонденты в таких исследованиях, как правило, - специалисты в исследуемой области: директоры, владельцы компаний, чиновники высокого ранга, экономические и политические обозреватели и др. Знания эксперта имеют в основном подсознательный характер и не могут быть вербализованы. Процесс их накопления и достижения экспертом высокого профессионального мастерства занимает не менее 10 лет. Интервью с респондентом проходит по заранее составленному сценарию обсуждения исследуемой темы. Проводит интервью профессиональный интервьюер высокого уровня. Беседа записывается на диктофон, потом все записи, собранные в ходе исследования, расшифровываются и анализируются.

Информация о работе Основные характеристики экономико-социальных процессов Российской Федерации на основании методов географического анализа