Новые геополитические приоритеты России в Закавказье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 09:49, доклад

Краткое описание

Сегодня Россия поэтапно осуществляет смену приоритетов своей геополитики в Закавказье, организуя ее на принципиально иных основах и в соответствии с реалиями нынешнего дня: на смену прежнему идеологическому детерминизму, имевшему ярко выраженную национально-религиозную окраску, пришел прагматизм в вопросах международной экономики и внешней политике в регионе Центрального Кавказа. Вполне очевидно, что в одночасье изменить своей внешнеполитический курс на столь важном для себя направлении Россия объективно не в состоянии, – слишком сильна двухвековая инерция, на преодоление которой нужны силы, время и политическая воля.

Вложенные файлы: 1 файл

совраменная геоп. по закавказью.docx

— 17.64 Кб (Скачать файл)

Новые геополитические  приоритеты России в Закавказье 
 
Сегодня Россия поэтапно осуществляет смену приоритетов своей геополитики в Закавказье, организуя ее на принципиально иных основах и в соответствии с реалиями нынешнего дня: на смену прежнему идеологическому детерминизму, имевшему ярко выраженную национально-религиозную окраску, пришел прагматизм в вопросах международной экономики и внешней политике в регионе Центрального Кавказа. Вполне очевидно, что в одночасье изменить своей внешнеполитический курс на столь важном для себя направлении Россия объективно не в состоянии, – слишком сильна двухвековая инерция, на преодоление которой нужны силы, время и политическая воля. Как раз наличие последней в последнее время проявляется наиболее рельефно, хотя политики абсолютно всех стран Центрального Кавказа, упоенные первым сколько-нибудь крупным юбилеем – 20-летием – своей национальной государственности предпочитают этого не замечать, продолжая оставаться в привычной для себя системе геополитических координат. 
 
На протяжении двух десятилетий после распада СССР Россия видела своим естественным союзником в Закавказье именно Армению как наиболее стабильное и предсказуемое в военно-политическом отношении новообразованное государства. В 1990-е гг. на фоне консолидированного стремления Армении и армян к доминированию в регионе Южного Кавказа Грузия и Азербайджан со своими внутриполитическими клановыми междоусобицами казались и даже некоторое время являлись территориями перманентной анархии. Сейчас обстановка в странах Центрального Кавказа принципиально изменилась, и Россия вынуждена искать себе новых партнеров для проведения своего курса не только в Закавказье, но и во всей Передней Азии, к которой данный регион относится географически. Армения экономически слаба, являясь на протяжении всей новейшей истории своей национальной государственности страной-реципиентом, живущей за счет финансовой поддержки России и армянской диаспоры, а поэтому в перспективе не может быть стратегическим союзником России на Центральном и Южном Кавказе. Грузия и Азербайджан в силу политических или национально-религиозных причин, проявившихся в последние годы в серии недружественных по отношении к России внешнеполитических демаршей, объективно также не могут занять вакантное место российского геополитического партнера в Закавказье, поскольку для них это будет сопряжено с односторонним отказом от выполнения комплекса ранее принятых на себя обязательств по отношению к другим мировым центрам силы, чего они позволить себе в одночасье объективно не могут.  
 
Поэтому для сохранения своего стратегического влияния на регион Центрального и отчасти Южного Кавказа в сложившихся условиях Россия вынуждена искать союзников за его пределами. В таком качестве ей могут рассматриваться только две страны – Исламская республика Иран и Турецкая республика, хотя первая из них на роль стратегического партнера в Передней Азии мало подходит в силу специфики и непредсказуемости своей внешней политики и ее зависимости от влияния фактора явно выраженного религиозного мессианства политико-религиозной элиты Ирана в исламском (особенно шиитском) мире. Таким образом, наиболее вероятным претендентом на роль геополитического партнера России в Передней Азии и в регионах Центрального и Южного Кавказа становится Турция, отношения с которой в последние годы бурно развиваются как на государственно-политическом, так и на экономическом и гуманитарном уровне (в этом сближении важную роль играет, в том числе, господство в этих двух странах ислама суннитского толка). Таким образом, мы можем уверенно констатировать тенденцию изменения геополитических приоритетов России в Закавказье и во всей Передней Азии, когда на смену неоправдавшим себя «греческому» и «армянскому» проектам приходит новый – «турецкий», с наличием которого всем странам Кавказа придется считаться уже сегодня. 
 
Стратегический экономический союз России и Турции, который день ото дня обретает новые организационные черты, неизбежно лишит суверенные кавказские государства стратегического политического влияния не только на мировой, но и на региональной арене, т.е. те де-факто лишаться возможность получать напрямую любую техническую поддержку от иных мировых или региональных центров силы. Пассивная помощь властей Турецкой республики России во время южноосетинского вооруженного конфликта в августе 2008 года лишний раз продемонстрировала всему миру готовность ее истеблишмента уступить России геополитические приоритеты на Кавказе в обмен на сырьевые и прочие экономические преференции. Политико-экономические партнерство России и Турции в последние годы начинает приобретать обоюдовыгодное идеологическое оформление в виде идеологии «евразийства», которая в двух странах начинает активно культивироваться не только на политиче-ском, но и на научно-академическом уровне, что уже в ближайшей перспективе неизбежно приведет к выработке обоюдно приемлемой идеологической концепции «славяно-тюркского евразийского единства», в которой не будет места для политически самостоятельных национально-государственных и этнорелигиозных интересов кавказских народов. 
 
Из всех стран Центрально-Кавказского региона от смены вектора российской внешней политики в Закавказье в максимально выигрыше в среднесрочной перспективе должен оказаться Азербайджан, но он почему-то не спешит воспользоваться открывающимися перед ним преимуществами. Более того, в последний год в Азербайджане стала набирать обороты недружественная России идеолого-пропагандистская риторика, связанная с муссированием идеи «двухсот лет геноцида азербайджанского народа», якобы существовавшего в Российской империи. Наиболее ярко она проявляется в русскоязычных изданиях азербайджанской диаспоры в России (журнале «IRS-Наследие», газете «Азербайджанский конгресс», на страницах и в электронной версии которых присутствует рублика «200 лет геноцида»). Лично мы понимаем, что острие этой идеолого-пропагандистской риторики направлено против Армении и ее идеи «геноцида армян» в годы Первой Мировой войны. Но при этом официальный Баку, полномасштабно финансирующий эти издания и стоящие за ними азербайджанские диаспоральные структуры, почему-то забывает, что 2013 год станет годом 200-летия заключения Гюлистанского мирного договора между Россией и Персией, результатом которого стало формирование азербайджанского этноса, ранее находившегося в этнорелигиозном угнетении со стороны персов. Как бы то ни было, но «закавказские татары» могли трансформироваться в азербайджанцев только в условиях толерантности российского государства по отношению ко всем населяющим ее народам и их вероисповеданию, без чего было бы невозможно само существование азербайджанцев как государственно образующей нации (ведь не могут же они в современном Иране создать государственность Южного Азербайджана, хотя разговоры об этом ведутся на протяжении почти ста лет). 
 
Выводы 
 
Сегодня мы являемся свидетелями и участниками глобальных трансформаций российской геополитики в отношении региона Центрального и отчасти Южного Кавказа, и в ближайшее десятилетие сможем увидеть и воочию убедиться, придет ли «турецкий проект» на смену «армянскому» и «греческому». Констатация факта реального наличия геополитической идеи «евразийского славяно-тюркского единства», над реализацией которой сегодня совместно активно работают Россия и Турция, является первым выводом нашего исследования, посвященного эволюции содержания Российской геополитики в Закавказье. «Турецкий проект» сегодня является объективным императивом российской внешней политики, реали-зация которого будет существенно влиять на обстановку в странах Центрального Кавказа. 
 
Независимые государства и самопровозглашенные государственные образования Центрального Кавказа в любом случае будут обязаны учитывать изменение контекста геополитики в Кавказско-Черноморском регионе, влияние на содержание которой все более утрачивают страны Европейского Союза и НАТО, в лице которых правящие политические элиты отдельных Центрально-Кавказских стран видят своих естественных союзников. Смещение центров силы кавказской региональной геополитики неизбежно лишит политические элиты Азербайджана, Армении и Грузии возможности балансировать на конфликтах интересов более сильных и ответственных политических игроков, поскольку часть из них объединиться в достижении собственных корпоративных интересов, противоречащих корпоративным интересам политических элит стран Центрального Кавказа. 
 
В любом случае в ближайшее десятилетие весь Кавказский регион ожидают серьезные трансформационные процессы, направленные на его дальнейшую интеграцию в мировую систему, препятствиями которой сегодня являются региональные конфликты. Мир вокруг Центрального Кавказа качественно изменился, и его политическим элитам решать, как им приспосабливаться к произошедшим изменениям. 
 
Олег КУЗНЕЦОВ, кандидат исторических наук  [28 июн 2012] 


Информация о работе Новые геополитические приоритеты России в Закавказье