Национальная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 17:56, реферат

Краткое описание

Термин "национальная безопасность" в российском научном и политическом лексиконе появился недавно, в последнее десятилетие новейшей истории страны. Для обозначения социального явления защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от опасностей и угроз, использовались разные понятия: безопасность внутренняя и внешняя, безопасность государственная, материальное и духовное благосостояние и др. Все эти понятия, с различных сторон, прямо или косвенно, характеризуют явление национальной безопасности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1 Понятие и различные аспекты национальной безопасности в современных условиях………………………………………………………………5
2 Сфера национальных интересов России…………………………………11
Заключение…………………………………………………………………..22
Библиографический список…………………………………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

Эльвира.docx

— 39.84 Кб (Скачать файл)

Пространственный подход к классификации национальных интересов  России позволяет выделить важные и  недостаточно изученные области  их проявления в морском пограничном  пространстве (в том числе в  исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе); в  воздушном пограничном пространстве; на внешних границах государств - участников договоров о совместной и коллективной безопасности.

Наконец, весьма актуальна  классификация по степени приоритетности национальных интересов в пограничной  сфере. Первостепенное значение здесь, в силу острой потребности в международно-правовом оформлении, имеют территориально-пограничные  национальные интересы. Никогда прежде в истории России, да и других государств, на вновь образованную государственную границу не приходилось  одновременно свыше 13.5 тыс. км. К настоящему времени международными договорами государственная граница закреплена только с 6 из 16 государств, граничащих с Россией. Не до конца решены территориально-пограничные  вопросы с Китаем, Японией, Норвегией  и США в силу их затяжного характера.

На первый план выдвигается  необходимость цивилизованного  установления и закрепления международными договорами государственной границы  России с государствами - бывшими  союзными республиками. Сложность установления границы с ними обусловлена тем, что принимаемые за исходный рубеж  территориального размежевания административные границы являются условными и  потенциально спорными ввиду неоднократного их изменения на ряде участков. К завершающей фазе близки переговоры по пограничным вопросам с государствами Балтии в строгом соответствии с интересами России. Активно работают правительственные комиссии, осуществляющие переговоры и делимитацию российско-украинской границы. Прорабатывается вопрос о делимитации российско-казахстанской границы. Достигнуты некоторые результаты в оформлении государственной границы России с Грузией и Азербайджаном. Однако завершение переговорного процесса по оформлению государственной границы с Грузией увязывается грузинской стороной с абхазским и южно-осетинским вопросами, особой позицией в отношении наведения конституционного порядка в Чечне. По ряду причин официальным Баку продолжается сдерживание начавшегося процесса делимитации российско-азербайджанской границы. В связи с этим необходимо совместно с другими государствами - участниками СНГ выбрать приемлемые формы ее международно-правового оформления как границы открытой для свободного общения граждан и всестороннего сотрудничества, но закрытой для трансграничной преступности.

Приоритетный характер имеют  вопросы упрочения добрососедских отношений на Государственной границе  с сопредельными странами, развитие взаимовыгодного экономического и  иного сотрудничества в приграничных территориях, обеспечение основных прав и свобод человека. Для России они имеют особое значение, поскольку  она граничит с 16 государствами мира! Никакая другая страна не имеет такого количества стран-соседей (Китай - 13, Бразилия - 10, США - 3). К тому же Россия решает историческую задачу строительства демократической  государственности, открытого общества, перехода к цивилизованным отношениям с другими странами. Граница поэтому  не должна больше разделять народы "железным занавесом", как прежде. Оставаясь барьером для противозаконных  действий, деструктивных сил, она, вместе с тем, призвана способствовать сближению  народов, расширению и углублению связей между людьми. В этом направлении  уже много сделано. Если в 1913 г. государственную  границу пересекли 12 млн человек, в советский период пропускалось ежегодно порядка 2 млн, то теперь ежегодно - свыше 60 млн граждан и порядка 10 млн единиц транспортных средств загранследования. Вместе с тем, предстоит немалая работа по созданию пояса добрососедства по периметру государственной границы России, расширению пограничного сотрудничества. К сожалению, реализации этих целей препятствуют политические замыслы антироссийских сил, стремящихся изолировать Россию от развитых и демократических стран, международных интеграционных процессов. Их усилиями создаются новые барьеры для экономического и иного сотрудничества, буферные зоны, обходящие территорию России коммуникации.

Приоритетное значение сегодня  имеют интересы обеспечения пограничной  безопасности РФ. На государственной  границе, в пограничном пространстве страны, на внешних границах СНГ  сегодня проявляется весь спектр внешних и внутренних угроз безопасности России. Значение интересов безопасности страны определяется прежде всего тем обстоятельством, что Россия имеет наиболее протяженные границы с самыми нестабильными районами мира, особенно на южном и юго-восточном направлениях. Южные участки наших границ, а также границ ряда государств СНГ оказались в зоне региональных и межэтнических конфликтов, подрывных акций международного терроризма. И от их укрепления в немалой степени зависит как региональная стабильность, так и стабильность обстановки в самой России.

Нельзя не учитывать нарастание криминальных угроз экономическим  интересам России на государственной  границе и в ее пограничном  пространстве. В определенной мере удалось поставить барьер на путях  незаконного вывоза через государственную  границу России сырьевых ресурсов и  стратегически важных материалов. Однако через открытые границы между  государствами, входящими в Таможенный союз, направляется большое количество таких товаров и грузов из России в третьи страны. Через российско-казахстанскую, российско-азербайджанскую, российско-грузинскую границу поступает в Россию большое  количество контрабандных товаров, наркотических веществ, оружия. В  последние годы резко возросли объемы незаконной добычи российскими и  иностранными судами морепродуктов  в исключительной экономической  зоне России, исчисляемые в миллиардах американских долларов.

Национальные интересы России нуждаются в активной и последовательной защите. Руководством страны и ФПС  России прилагаются значительные усилия по созданию системы отражения угроз  национальным интересам страны в пограничном пространстве. Однако эффективная их защита не может быть реализована усилиями одного лишь пограничного ведомства и требует осуществления комплекса политических, экономических, оперативных, военных, режимных, правовых, административных, природоохранных, социальных и иных мер всего государства, а также общества и отдельных граждан по исключению и возмещению ущерба России.

Таким образом, национальные интересы России - основа государственной  политики в любых сферах деятельности, в том числе в пограничной  сфере. Они раскрывают важнейшие  ориентиры развития нации, пути приращения национальной мощи страны, а также  направляют действия руководства страны, всех министерств, ведомств, специальных  государственных служб на служение благу народа и благосостоянию граждан. В пограничном пространстве России концентрируются приоритетные для  ее развития национальные интересы, требующие  первоочередного внимания со стороны  государственного руководства и  системы многоплановых и последовательных мер в их отстаивании, реализуемых  государством, обществом, гражданами. Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве Родачин В.М

 

 

 

 

Заключение

Специфика изучения национальной безопасности, как открытой динамичной социальной системы, имеет ряд особенностей, среди которых - высокие требования к достоверности знания, выбору средств  научного анализа, методик и процедур научного исследования. Эти специфические  особенности характерны не только для  изучения системы, но и для ее функционирования. Национальная безопасность имеет сложную структуру. Только научная методология может найти соответствующие формы для выражения этих сложных структур, зависимостей и отношений между ними. Системный подход служит средством методологического анализа национальной безопасности, применение которого позволяет достичь наиболее глубокого осмысления явлений, выделить их составляющие, установить взаимосвязи и взаимозависимости структурных и функциональных компонентов. Система "национальная безопасность" выступает как диалектическое единство взаимодействия жизненно важных интересов личности, общества и государства. Политика, как деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства, выступает в данной системе в совокупности ее функциональных компонентов: гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского и коммуникативного.

Национальная безопасность вбирает в себя все виды безопасности личности, общества и государства. Она  выражается в потребности личности, общества и государства в устойчивом развитии; имеет свою историю, закономерности и законы развития. В демократических  странах безопасность личности является приоритетной по отношению к безопасности общества и государства.

Государство является главным  субъ-ектом обеспечения безопасности личности и общества. Цель государства - обеспечить нормальную жизнедеятельность людей и их безопасность. Основными принципами государственной политики по обеспечению безопасности личности и общества являются: справедливость, законность, достаточность сил и средств, гуманность, своевременность и адекватность мер обеспечения безопасности, от внешних и внутренних угроз национальным интересам.

Национальная безопасность как социальная система исследуется  теоретическими методами, среди которых  приоритетное место занимают исторический анализ, политический и факторный  анализ. Политический анализ, как метод исследования социальных систем, помогает раскрыть роль и значение всех субъектов обеспечения национальной безопасности реформирующейся России, правильно определить национальные цели и основные направления деятельности личности, общества и государства. Он позволяет видеть политику как конкретную деятельность субъектов обеспечения безопасности национальных целей, проследить зарождение и истинную роль государства в обеспечении национальной безопасности.

Особенностью отечественной  системы обеспечения национальной безопасности на современном этапе  развития страны выступает ее нацеленность на защиту жизненно важных интересов  личности, общества и государства, законодательное  закрепление основных принципов  и направлений деятельности основных структурных компонентов этой системы. Отечественная система обеспечения  национальной безопасности остро нуждается  в разработке научно-методических основ  своего функционирования. Зарубежный опыт функционирования систем обеспечения  национальной безопасности может быть использован в практической работе при планировании деятельности органов  и сил обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

 

 

 

 

Список литература

1. Гаджиев К.С. «геополитика»  - Международные отношения, 1997

2. Жинкина И.Ю. «О понятии - Безопасность государства» - США: Экономика, политика, идеология 2005 №9

3. Косолапов Н. «Национальная  безопасность в меняющемся мире»  - МЭ и МО 2004, №10

4. Ларин В. « Безопасность  развития и развитие безопасности»  - Свободная мысль, 2006 №7

5. Родачин В.М «Национальные интересы России и их защита в пограничном пространстве» 2007 г.

6. Сергеев Г.М. «международный  опыт выработки и принятия  решений в области национальной  безопасности» - Военно-гражданские  отношения в демократическом обществе, научные доклады №51, 1998

7. Серебрянников В.В. «Новая  модель безопасности: диалектика  средств её обеспечения» - МЭ и  МО 2005, №3


Информация о работе Национальная безопасность