Геополитические проблемы современного развития Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 07:21, реферат

Краткое описание

В работе рассматриваются основные проблемы, имеющие место в экономической, военной и энергетической политике Европейского Союза, где проявляется его эволюция как политического феномена на современном этапе.

Содержание

Введение 3
1. Геополитическая ситуация: Экономический аспект 5
1. 1. Экономический кризис 2008-2009гг. Антикризисная политика 5
1.2 Экономический кризис 2011. Новые направления экономической политики 6
1.2.1 Надстройка экономической части ЭВС 6
2. Геополитическая ситуация: Военный аспект 10
3 Геополитическая ситуация: Энергетическая политика Европейского союза 13
Заключение 19
Список использованных источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

Геополитические проблемы современного развития Европы.docx

— 60.15 Кб (Скачать файл)

  3. Геополитическая ситуация: Энергетическая политика Евросоюза 

  Вопросы энергообеспечения занимают ключевое место в стратегии Европейского Союза (ЕС) в сферах экономики, политики и безопасности, как на глобальном, так и на региональном уровнях. Причем, потребности Европы в энергоресурсах будут только расти по мере преодоления еврозоной последствий мирового финансово-экономического кризиса.

    Потребности ЕС в энергоресурсах: современное состояние и перспективы 
Являясь крупнейшим экономическим блоком, ЕС потребляет около 16% от объемов всех мировых энергоресурсов. Среди основных видов энергоносителей традиционно наибольший интерес для Евросоюза представляют нефть и газ. Доля же угля, равно как и доля гидроэнергетических ресурсов, в топливно-энергетическом балансе ЕС были и остаются несущественны. Хотя атомная энергия и играет важную роль в экономике ряда европейских государств, тем не менее, ее доля в энергопотреблении ЕС в целом значительно ниже доли углеводородов. К тому же, долгосрочные перспективы развития атомной энергетики в Европе пока неясны из-за растущих опасений рисков экологической катастрофы. Тем более, что во многих европейских государствах до сих пор не преодолен так называемый "чернобыльский синдром". Об этом свидетельствует хотя бы то, что с 1986 года вплоть до настоящего времени производство атомной энергии в Европе не увеличивалось. Кроме того, в ЕС укрепляются позиции "зеленых" и растет поддержка политики приоритетного использования возобновляемых источников энергии. 
Несмотря на доминирование углеводородов в энергетическом балансе Европы, запасы нефти и газа в странах ЕС  невелики на фоне значительных европейских потребностей, к тому же характеризующихся долгосрочной тенденцией к росту. Так, запасы нефти на территории стран-членов ЕС составляют всего лишь 0,2% от мировых, а природного газа - 1,4%. На сегодняшний день на европейском пространстве добывается около 163 млн. тонн нефти в год, что обеспечивает лишь около 18% внутренних потребностей, и 193 млрд. кубических метров газа, "покрывающих" примерно 37% внутренних потребностей. В то же время, ежегодно Евросоюз потребляет не менее 900 млн. тонн нефти и 500 млрд. кубических метров газа. Следовательно, нетто-импорт углеводородов составляет более 300 млрд. кубических метров газа и более 700 млн. тонн нефти.     
Все вышеизложенное говорит о том, что зависимость Евросоюза от импорта углеводородов все еще является достаточно жесткой, а в перспективе будет, скорее всего, только усиливаться. Этот процесс особенно проявится по мере преодоления последствий мирового финансово-экономического кризиса и выхода европейской экономики на траекторию устойчивого роста. Тем более что данная зависимость уже кардинально возросла в начале XXI века в связи с расширением ЕС за счет стран Восточной Европы, в основном не располагающих углеводородными ресурсами и унаследовавших чрезмерно энергоемкую экономику, сформировавшуюся еще во времена существования Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). 
 Прогнозы относительно потребностей Евросоюза в углеводородах сильно разнятся. До наступления мирового финансово-экономического кризиса в 2008 году в период динамичного роста европейской экономики предполагалось, что к 2020 году Евросоюз будет потреблять не менее 1,2 млрд. тонн нефти и около 800 млрд. кубических метров газа. Тем более что углеводородные запасы на шельфе Северного моря истощаются, и во второй половине первого десятилетия наступившего века наблюдалась устойчивая тенденция уменьшения объемов нефте- и газодобычи в Европе. Однако мировой кризис, который сильнее всего затронул именно ЕС, последовавшее за этим резкое снижение экономической активности в Евросоюзе и падение спроса на углеводороды, внесли серьезные коррективы в прогнозы. В настоящее время предполагается, что к 2020 году Евросоюзу необходимо будет импортировать около 525 млрд. кубических метров газа (что на 60% больше уровня 2009 года) и 810 млн. тонн нефти (что примерно на 9,5% больше уровня 2009 года).

    Основными поставщиками углеводородов в Европу являются Россия и ряд стран Ближнего Востока. Причем РФ играет наиболее важную роль в обеспечении энергетической безопасности ЕС, так как российские поставки (свыше 300 млн. тонн нефти и около 200 млрд. кубических метров газа) покрывают около 33% потребностей ЕС в нефти и 46% - в газе[13]. Запущенный пару недель назад газопровод «Нордстрим», который является региональным проектом общеевропейского значения, который удовлетворяет около 30% возрастающих нужд. Поэтому для Европы этот проект чрезвычайно важен [14]. Однако большой вопрос, сможет ли Россия уже в ближайшие 10 лет наращивать объемы экспорта нефти и газа в Европу пропорционально потребностям Евросоюза. Дело в том, что основные российские месторождения углеводородов уже в середине первого десятилетия наступившего века стали демонстрировать признаки истощения.  
Так, наиболее важные газовые месторождения РФ (Уренгой, Ямбург, Медвежье) в значительной степени (в целом, более чем на 70%) выработаны.  Подавляющая часть поставок российской нефти в Европу осуществляется с западно-сибирских месторождений, которые уже выработаны на 60%, и находятся в стадии "падающей добычи". Важным индикатором истощения российских запасов углеводородов является то, что объемы добычи нефти и газа в РФ в последние несколько лет не имеют динамики роста. Весьма показательно в данном плане, что в период 2007 - 2008 годов объемы добычи нефти и газа в России, а также объемы их экспорта, не увеличивались, несмотря на высокие цены на углеводороды. 
В случае выбора Россией курса на модернизацию энергетики и экономики, ее внутренняя потребность в углеводородах также будет расти, что значительно ограничит экспортные возможности. Москва также намеревается частично переориентировать свой углеводородный экспорт на восточное - китайское и азиатское в целом - направление, следствием чего может стать снижение объемов экспорта в Европу. 
Все это свидетельствует в пользу того, что "российская доля" в углеводородном импорте Евросоюза уже в среднесрочной перспективе, скорее всего, значительно сократится[13].

    Еще одна существенная специфическая особенность ЕС заключается в раздробленности рынков, их национальной обособленности. Поэтому значительная часть усилий политики ЕС направлена на преодоление этой фрагментарности рынков, устранение барьеров на пути свободной конкуренции в сфере энергетики.

     Эта деятельность имеет как созидательную, так и «разрушительную» направленность. С одной стороны, формируются  единые электросети, финансируются  совместные проекты и разработки, а с другой – снимаются ограничения  и барьеры для доступа на национальные рынки компаний других стран ЕС.

     Сегодня при формировании энергетической политики страны ЕС фактически решают те же задачи, которые возникали у них при  формировании таможенного союза, когда  необходимо было снять внутренние барьеры  на пути перемещения товаров и  выстроить единую внешнеторговую политику. ЕС параллельно пытается решить две  важнейшие задачи:

     - ликвидировать национальную обособленность  энергетических рынков внутри  ЕС;

     - сформировать общую энергетическую  политику на уровне ЕС.

     В настоящее время мы являемся свидетелями  того, как постепенно формируется  наднациональная энергетическая политика ЕС. Активность ЕС по формированию действенной  энергетической политики в последние  годы возрастает, видимо, пропорционально  повышению значимости этого вопроса  для будущего Европы. Можно привести внушительный список серьезных инициатив  в различных областях. О необходимости  общеевропейской политики в сфере  энергетики, в частности, о необходимости  создания общеевропейских энергетических сетей, было, например, заявлено в выводах  неофициальной встречи глав государств и правительств стран ЕС, прошедшей  в Хэмптон Корт в октябре 2005 г. Эта необходимость была подтверждена на весенней сессии Европейского совета 2006 г. Принятые саммитом ЕС направления  энергетической политики ЕС предполагают формирование единого европейского энергетического рынка без внутренних барьеров. В выводах председательствующей страны по итогам заседания Европейского совета в марте 2006 г. было отмечено: «Учитывая необходимость срочного решения поставленных задач, Европейский  совет предлагает Комиссии приступить к разработке Первоочередного плана  развития средств передачи энергии  между странами Союза и к оказанию содействия в реализации приоритетных проектов в области инфраструктуры, направленных на диверсификацию поставок и интеграцию региональных рынков в  единый внутренний рынок ЕС…»[15].

     Был разработан План действий в области  энергетики, состоящий из 10 пунктов, соответствующих основным направлениям, на которых ЕС сосредоточит свои усилия. 15 февраля 2007 г. министры энергетики 27 стран ЕС на встрече в Брюсселе одобрили проект Плана действий. В  числе приоритетов плана –  задача сокращения выбросов парниковых газов к 2020 г. Одной из важных составляющих этого плана стал другой План действий Комиссии – по обеспечению эффективности  использования энергии[16]. Предполагается, что возобновляемые источники энергии должны обеспечивать не менее 20% общего баланса энергопотребления к 2020 г., а потребности транспорта в энергоресурсах должны покрываться не менее чем на 10% за счет биотоплива. В результате уже реализованных под эгидой ЕС мер, можно констатировать, что европейский рынок электро и газоснабжения в основном сформировался. В частности, директивы ЕС, направленные одновременно на либерализацию и создание единого общеевропейского рынка (например, в 1996 г. – по электроэнергетике, в 1998 г. – по газу), уже давно запустили процессы, которые реально повлияли на условия поставок энергоносителей. Однако только сейчас обозначились контуры этого рынка. И хотя на нем устранены не все барьеры для развития конкуренции, и функционирует он пока не совсем так, как задумывалось в Брюсселе, определенные успехи и значительный прогресс очевидны. Последовательное продвижение по этому пути очень важно для ЕС, поскольку дорогие энергоресурсы – один из серьезнейших минусов для конкурентоспособности Европы. Решение этой проблемы пытаются найти и на путях сокращения доли посредников, и в целом путем либерализации общего рынка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

    Развитие  западноевропейской региональной интеграции продолжается, вызывая потребность  в анализе и обобщении всех основных процессов и всегда имеющих место проблемных моментов. Это довольно трудно уложить в рамках настоящей работы, но вместе с тем, некоторые главные выводы можно сформулировать и сейчас.

    Содержание  экономической антикризисной «повестки дня» для ЕС состоит сегодня в том, чтобы привести все механизмы и возможности Союза в соответствие с его общей стратегией развития, трансформировать экономический и хозяйственный потенциал сообщества к более эффективной и гибкой системе управления, активной экономическая политике и повышенному внимание к выравниванию экономического развития стран-членов. Как уже было замечено, выполнение этой задачи возможно при условии обретения Евросоюзом собственной государственно-политической идентификации.

    Европейское супергосударство обретает собственное военно-политическое измерение. Формирование ОВПБ ЕС и ее оперативного компонента - ЕПБО свидетельствует о намерении государств Евросоюза «доукомплектовать» структуру строящегося супергосударства недостающими элементами в виде общей внешней политики и оборонительной системы. Стимулирующее воздействие на этот процесс оказывают также внешние условия развития ЕС и, прежде всего, изменение спектра угроз в условиях глобальной трансформации мироустройства.

    Вместе  с тем, ряд объективных обстоятельств  накладывает существенные ограничения  на процессы военно-политической кооперации в регионе, влияя таким образом  на направленность, масштабы и результаты военных мероприятий в рамках ЕС. Имеется в виду участие почти  всех государств-членов ЕС в НАТО, а также роль США, стремящихся не допустить ущемления своих геополитических интересов в Европе и фактически блокирующих попытки своих европейских союзников по НАТО эмансипироваться в военном плане.

    В условиях нестабильности, скачков мировых цен на нефть и роста политической и международной напряженности в регионах добычи энергосодержащих ресурсов и вокруг отдельных стран их производителей или стран-транзита проблема энергетической безопасности приобретает глобальный масштаб. Соответственно, всем участникам международных энергетических отношений приходится учитывать данные обстоятельства. Но, к сожалению, механизм согласования интересов в геоэкономическом треугольнике «страны-поставщики — страны-потребители — страны-транзитеры» не отвечает современным реалиям, а путь к консенсусу зависит от множества сопутствующих геополитических факторов. Находясь первоначально в невыгодном энергетическом положении, Европейский регион умело проводит интенсивные экономические и политические диалога с энергетическими партнерами, обеспечивая тем самым стратегическую безопасность в энергетике и в регионе вцелом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список использованных источников

    1. Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и всеобъемлющего роста// COMMUNICATION FROM THE COMMISSION EUROPE 2020 A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Brussels, 3.3.2010. Режим доступа: http://europa.eu/press_room/pdf/complet_en_barroso___007_-_europe_2020_-_en_version.pdf

    2. В. Н. Зуев. Антикризисная политика Евросоюза //Международная экономика. 2009. №10

    3. Экономическая политика ЕС. Новинки сезона. д.э.н., зав. кафедрой Европейской интеграции, советник ректора МГИМО. О.Буторина Режим доступа: http://olga-euro.livejournal.com/49707.html

    4. Л. Чирков. Будапешт открывает Европейский семестр// Парламентская газета. 2011. №1

    5. Саммит ЕС одобрил «Евро плюс пакт»// Ведомости. 2011. 25 марта.

    6. Общие активы европейского стабилизационного механизма достигнут 700 млрд. евро// Финансы и экономика. 2011. №3

    7. Так считает Канцлер ФРГ Ангела Меркель// Комсомольская правда.  2011. 6 ноября.

    8. // Независимая газета. 2000. 9 ноября

    9. А.Чаевич, А. Камышанова //Формирование современной системы европейской безопасности //Ориентир/ 2011. №4

    10. Губайдуллина М.Ш. Общая внешняя политика, политика безопасности и обороны ЕС в современной региональной системе безопасности. Казахстанский институт стратегических исследований.  Режим доступа http://www.kisi.kz/img/docs/937.pdf

    11. Vertrag von Nizza (2001/C 80/01). Режим доступа: http://eurlex.europa.eu/de/treaties/dat/12001C/pdf/12001C_DE.pdf

    12. А.С. Сербина Общая внешняя политика и политика безопасности ЕС. Испытание Востоком // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 324

    13. Румянцев А.А. Энергодиалог России и Европейского Союза: геополитический аспект. Авторефреат, Москва, 2010

    14. Р.Симонян. Россия и Евросоюз: Балтийский потенциал экономической интеграции //Мировая экономика и международные отношения. 2011.№4

    15. CEC. Europa.eu.int. press release. 25.03.06. 

    16. The Energy Efficiency Action Plan. CEC. Europa.eu.int 19 October 2006

Информация о работе Геополитические проблемы современного развития Европы