Геополитическая характеристика Италии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2013 в 20:46, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение геополитической характеристики Италии, ее положение в мировой экономике.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить общую характеристику Италии;
- Проанализировать социально-экономическое положение Италии за период 2007-2011 годы;
- Выявить основные направления политики Италии.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Италии 5
1.1. Месторасположение и природные ресурсы 5
1.2. История становления Италии 8
1.3. Государственное и политическое устройство 10
Глава 2. Анализ социально-экономического положения Италии 14
2.1.Основные экономические показатели в 2007-2011 годах 14
2.2. Социально-демографическое положение 18
2.3. Вооруженные силы 21
Глава 3. Основные направления политики Италии 23
3.1. Участие Италии в международных организациях 23
3.2. Внешняя политика Италии 25
3.3. Отношения Италии с Российской Федерацией 27
Заключение 31
Список использованных источников 33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Геополитическая характеристика Италии-1.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

ИРЧП Италии составляет в 2011 году 0,847, что на 0,001 больше, чем в 2012 году. Италия занимает 24 место в рейтинге стран с очень высоким ИРЧП. Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является комплексным сравнительным показателем ожидаемой продолжительности жизни, грамотности, образования и уровня жизни для стран во всём мире.

Таким образом, экономический рост Италии в прошлом году был обусловлен ростом промышленного сектора на 1,2%, ростом сектора услуг на 0,8% и сокращением на 3,5% в строительстве. Расходы домохозяйств выросли на 0,2% в то время как общие расходы правительства сократились на 0,9% в реальном выражении в 2011 году по сравнению с предыдущим годом.

 Валовые вложения в основные фонды сократились на 1,9%, объем экспорта вырос на 5,6%. Чистый объем товарно-материальных запасов не повлиял на окончательное значение ВВП, но чистый оборот внешней торговли – разница между изменениями объема экспорта и импорта – добавил 1,4 процентных пунктов к окончательному показателю ВВП,

2.2. Социально-демографическое положение

Население Италии в настоящее время составляет около 61 млн. человек, из них 94% — итальянцы. Сложный процесс формирования итальянской нации и итальянского языка объясняется многовековой политической разобщенностью страны. В результате массового смешения завоевателей с покоренными римлянами зародилась итальянская народность.

Численность населения

Период, г.

2007

2008

2009

2010

2011

Население, млн. чел.

58.1

58.1

58.1

58.1

61.0


 

Всё население Италии исторически восходит к различным местным этническим группам, поэтому до сих пор выделяют соответствующие субэтнические группы (сицилийцы, сардинцы, тосканцы, калабрийцы, лигурийцы и др.).

Также в Италии проживает значительное количество выходцев из других стран Европы - немцы, французы, албанцы и др. При этом итальянцы не являются единой нацией - в действительности здесь проживают представители 12 только коренных итальянских этнических групп (тосканцы, сицилийцы, неаполитанцы, калабрийцы, и прочие), не считая многочисленных диаспор.

Теперь перейдем к рассмотрению плотности населения Италии. Если рассматривать более подробно распределение населения, то можно заметить что, население очень неравномерно распределено по стране, средняя плотность его - 189 человек на 1 квадратный метр. Самые густонаселённые области Италии - равнины Кампании, Ломбардии и Лигурии, где на 1 квадратный метр приходится свыше 300 жителей.

Это объясняется благоприятными условиями для развития здесь интенсивного земледелия, разнообразной промышленности, портовой деятельности и туризма. Особенной скученностью населения отличается провинция Неаполь в Кампании, где на 1 квадратный метр сконцентрировано 2531 человек. Горные же районы населены гораздо реже, например, в области Валле-д Аоста плотность населения падает до 35 человек на 1 квадратный километр, так же в засушливых и экономически слабо развитых областях Сардинии и Базиликате плотность населения едва превышает 60 человек на 1 квадратный километр 7.

Можно отметить то, что население Италии отличается большой подвижностью внутри страны. Бросается в глаза, что основные миграционные потоки направляются из экономически слабо развитых областей Юга на индустриальный Север.

Усиливается концентрация населения в Риме и его окрестностях, что связано со столичной ролью этого города. Более 12% населения всей страны сконцентрировано в 4 крупнейших городах, каждый из которых имеет более 1 млн. жителей, - Риме, Милане, Неаполе, Турине. В Италии нет таких резко выделяющихся в стране по своим размерам и ведущей роли крупных метрополий, как Париж или Лондон. Её крупные города разбросаны по различным районам и оживляют итальянскую провинцию в экономическом и культурном отношениях. В них живёт около 1/3 всех жителей страны. Более половины всех крупных городов находится в Северной Италии.

Если говорить о религии, то подавляющее большинство верующего населения Италии – католики. Наиболее религиозны сельские жители страны. В городах, особенно среди рабочих, растёт число атеистов. Однако церковь ещё оказывает огромное влияние на многие стороны жизни итальянцев. Немалую роль в этом играет тот факт, что в самом центре итальянской столицы расположено католическое государство – Ватикан. Религиозным организациям принадлежит большое число общеобразовательных школ. Преподавание религии обязательно и во всех государственных школах.

Для полового состава населения характерно преобладание численности женщин, особенно среднего и старшего возрастов, над численностью мужчин (28 750 942 мужчин и 30 713 702 женщин в 2011 году), что типично для европейских стран. Если рассматривать уровень смертности, то данный показатель составляет 9,923 смертей на 1000 человек, а ожидаемая продолжительность жизни в Италии при рождении составляет 81,2 лет.

Что касается уровня образования, то среди всего населения Италии, по оценкам Центрального Разведывательного Управления, около 98,4% является грамотным, т.е. способным читать и писать, причём среди женщин грамотно только 98% жителей, а среди мужчин 98,8%. Работоспособным населением признано 9,31 млн. человек.

Одна из основных проблем социальной защиты Италии - исторически сложившееся различие в доходах населения северных и южных регионов, что отражается в статистике по безработице. По отношению к общему уровню безработицы в стране, уровень безработицы на Севере составлял около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а на Юге - более 20%.

Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую начинают играть некоторые виды системы социального страхования. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи.

Еще одна существенная проблема - одновременное существование плохо социально-гарантированных секторов в экономике и секторов, в которых в силу различных обстоятельств гарантированность социальных услуг более высока. Кроме того, сюда также относится и неудовлетворительная защита от рисков людей, которые по различным причинам лишились каких бы то ни было доходов.

2.3. Вооруженные силы

Вооружённые силы Италии  — совокупность войск (сил) Итальянской Республики предназначенная для защиты свободы, независимости и территориальной целостности государства. Состоят из сухопутных войск, военно-морских сил, военно-воздушных сил и сил карабинеров (Корпуса карабинеров).

Верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент республики, возглавляющий высший совет обороны, в состав которого входят председатель совета министров, ряд министров (иностранных дел, внутренних дел, казначейства, обороны, финансов, промышленности и торговли) и начальник генерального штаба.

Общее руководство вооруженными силами осуществляет министерство обороны (состоит из пяти центральных и 19 главных управлений) через генеральный штаб и главные штабы видов вооруженных сил, а оперативное — генеральный штаб.

Непосредственно министру обороны, который назначается из числа гражданских лиц, подчиняется генеральный секретарь, координирующий деятельность всех управлений министерства и являющийся его главным советником по вопросам комплектования, материально-технического снабжения, модернизации оружия и военной техники.

При министре обороны имеется консультативный орган — комитет обороны, который разрабатывает рекомендации по вопросам совершенствования структуры и переоснащения войск и сил флота, повышения их боеготовности и т. д. Главные штабы видов вооруженных сил непосредственно отвечают за подготовку, состояние и боевое применение соответствующего вида.

В военно-административном отношении территория Италии разделена на шесть военных округов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Тоскано-Эмилианский, Центральный, Южный и Сицилийский со штабами соответственно в городах Турин, Падуя, Флоренция, Рим, Неаполь и Палермо. В подчинении командующего Центральным военным округом находится и военное командование о. Сардиния (штаб в г. Кальяри). Командующие округами несут ответственность за боевую готовность, оперативную и боевую подготовку подчиненных войск, а в кризисных ситуациях — за организацию и проведение мероприятий по мобилизационному и оперативному развертыванию частей и соединений.

Вооруженные силы

Призывной возраст:

18 лет

Срок службы

10 месяцев

Боеспособное население (мужчины)

15-49 лет

Военные расходы на 2011 год

 14,36 млрд.. евро

Численность вооруженных сил

183000 чел.


 

Вооруженные силы Италии состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Их общая численность достигает 373,1 тыс. человек, в том числе: сухопутные войска — 112 тыс., ВВС — 40,6 тыс., ВМС — 31,5 тыс.

В Италии принят закон об отмене воинской повинности и создании профессиональной армии. Молодые люди, родившиеся после 31 декабря 1985 года, больше не подлежат призыву в армию.

План сокращения военных расходов в ближайшие три года был разработан аппаратом премьер-министра Италии Марио Монти. В целом, увеличение военного бюджета в 2013 году объясняется лишь необходимостью нивелировать резкое сокращение оборонных расходов в 2012 году 8.

В рамках сокращения военных расходов в Италии планируется провести реструктуризацию военного ведомства, а также сократить численность военнослужащих. В частности, число военных в 2013 году снизится на 2970 до 177300 человек. Наибольшее сокращение будет произведено среди прапорщиков - с военной службы планируется уволить 1373 человека.

 

Глава 3. Основные направления политики Италии

3.1. Участие Италии в международных организациях

Италия участвует более чем в 50 международных организациях, в том числе примерно в 30 экономических. Важнейшими из них являются ВТО, ЕБРР, Европейское Агентство по охране окружающей среды, Евростат, ФАО, ОБСЕ, МВФ и др.

По своему экономическому потенциалу Италия входит в группу ведущих промышленно-развитых государств мира, является членом  «Большой восьмерки» и одной из основных стран Европейского Союза.

В соответствии с Римским договором об образовании Европейского Экономического Сообщества 1957г., подтвержденным положениями Маастрихтского договора об образовании ЕС 1992 г., вопрос о регулировании доступа товаров на рынок стран-членов Евросоюза относится к компетенции ЕС. В связи с этим политика Италии в отношении импорта товаров напрямую зависит от соответствующих норм европейского права. Разработка внутренних нормативных документов осуществляется в первую очередь в соответствии с обязательствами, принятыми Италией в рамках своего членства в ЕС и предопределена положениями европейского законодательства.

Несмотря на глобализацию мировой экономики, в руководстве ЕС (и в Италии, в том числе) считают, что в современных условиях нельзя отказываться от механизмов защиты внутреннего рынка ЕС от  «нелояльной торговли». При принятии мер против государственного субсидирования экспорта из третьих стран в ЕС особое внимание уделяется нормам международной торговли, принятым в ВТО.

В том, что касается двусторонних отношений Италии с ее важнейшими странами-партнерами (кроме стран ЕС, США и Японии), то итальянская сторона, сохраняя корректные позиции в ЕС, стремится использовать инструмент межправительственных комиссий и рабочих групп, в рамках которых решаются важнейшие проблемы именно двусторонних отношений. Важнейшими торговыми партнерами в этом плане итальянским руководством считаются Россия, Китай, Индия, Арабские Эмираты, Казахстан и Узбекистан.

Одновременно следует отметить, что, кроме участия в разработке собственно торговой политики Евросоюза, нормативы которой обязательны для Италии, итальянские правительственные органы курируют непосредственно вопросы торгового обмена. Это – вопросы выдачи сертификатов на экспорт и импорт продукции агропромышленного комплекса, обработка статистических данных, вопросы деятельности Таможенного Агентства страны, защита торговой марки 9.

Значительное место в контроле над импортом занимают меры по противодействию импорта из Китая текстильной и швейной продукции по демпинговым ценам, а также контрафактной продукции (в основном из Китая). При этом, однако, Италия обязана обращаться в соответствующий комитет ЕС с тем, чтобы против китайской продукции были приняты антидемпинговые меры. По имеющимся сведениям, предложения Италии по антидемпинговым мерам не всегда находят поддержку у представителей других стран – членов Евросоюза.

Важную роль в практическом плане играет также участие итальянских представителей в Комиссии Евросоюза по торговой политике, на сессиях которого, в частности, рассматриваются вопросы, связанные с переговорами по ВТО, а также с двусторонними и региональными переговорами, которые ЕС ведет с целым рядом стран. Среди основных партнеров в итальянских политических и экономических кругах называют также такие страны как Корея, Индия, Сингапур, Канада, Украина, страны Меркосур, страны Персидского залива, Северной Африки

Информация о работе Геополитическая характеристика Италии