Геополитическая роль России в Африке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Африка занимает особое место в формирующейся структуре современного мироустройства. Отставая на нынешнем историческом
этапе от других регионов по уровню экономического развития,
она тем не менее обладает богатейшими запасами минеральных и других ресурсов, обеспечивая значительную часть потребностей развитых государств в сырье и материалах.

Содержание

Введение. 3
1. Общая характеристика Африканского региона. 5
2. Отношения России и Африки в Советский период. 11
3. Роль России в Африке в конце XX – начале XXI вв. 15
Заключение. 23
Список литературы. 25

Вложенные файлы: 1 файл

Referat_Rossia_i_Afrika.docx

— 57.52 Кб (Скачать файл)

Там, где имелись  соответствующие условия и проявлялась заинтересованность, оказывалось содействие в строительстве предприятий черной и цветной металлургии, нефтеперерабатывающих заводов, предприятий машиностроения и металлообработки. О значимости предприятий черной металлургии, строившихся при помощи России в Африке, можно судить по тому, что «в первой половине 1970-х гг. во всех освободившихся странах континента выплавлялось немногим более 0,5 млн. т. чугуна и столько же стали в год, а вновь построенные заводы позволяли увеличить их производство в 7-10 раз» [6, С. 78].

Учитывая, что  Африка – это в первую очередь аграрный континент, большое значение в деле упрочения престижа России имели усилия по оказанию содействия в строительстве ирригационных сооружений, предприятий по переработке и сохранению сельскохозяйственной и животноводческой продукции, организации ветеринарных амбулаторий и другое.

Именно Советский Союз фактически впервые в мировой истории стал поддерживать справедливые позиции освободившихся африканских государств в том, что они могут самостоятельно распоряжаться своими природными ресурсами. Придавая должное значение роли природных ресурсов для экономического развития стран Африки, формированию их национальной минерально-сырьевой базы, Россия оказала большую поддержку в проведении геолого-разведочных и поисковых работ, в строительстве горнорудных предприятий, создании геологических служб, соответствующих учебных заведений. Это явление до сих пор может служить важным фактором международных отношений как пример бескорыстной помощи в укреплении самостоятельности африканских государств.

Содействие в  подготовке местных кадров почти в сотне учебных заведений, построенных в 15 странах Африки с участием Советского Союза, непосредственно на объектах сотрудничества, прием юношей и девушек африканского континента в учебные заведения СССР, в организации стажировки африканских специалистов на советских предприятиях и другие виды обучения являлись наиболее действенной формой создания позитивного образа нашей страны как верного союзника среди значительной части африканского населения.

Руководящие государственные  деятели, правительственные и парламентские  делегации СССР были довольно частыми  гостями африканских стран. Но особенно широко, что высоко ценилось в Африке, практиковался прием африканских  представителей самого различного уровня в Советском Союзе. Развивая и  углубляя личные контакты с представителями  африканских стран, советское руководство  тем самым добивалось упрочения  престижа и авторитета СССР на международной  арене.

Целенаправленные действия средств массовой информации по формированию позитивного восприятия народами африканских стран политики и действий нашей страны отличались более дружественным отношением к ней и были более активными, чем в настоящее время. Со стороны советского государства действовали такие мощные информационные организации, как ТАСС, АПН, издательство «Прогресс», было радиовещание на Африку. Таким образом, было налажено активное освещение внутренней жизни СССР, его внешнеэкономических и внешнеполитических задач и целей. Широкое распространение получили контакты с местными средствами массовой информации, которые также играли важную роль как в распространении, так и в разъяснении внешнеполитических и внешнеэкономических акций Советского Союза. К тому же во многих странах континента действовали культурные центры, которые вели конкретную работу с представителями африканской молодежи, местной интеллигенции. Дом дружбы в Москве играл исключительно важную роль в укреплении дружественных связей с африканскими странами и формировании позитивного восприятия России как действительного союзника африканских народов в их борьбе за социальную справедливость и укрепление национальной самостоятельности.

В связи с распадом Советского союза коренным образом изменилось отношение России к Африке и Африки к России. Смена социально-политических и экономических ориентиров в России, а следовательно, характера и прежних принципов ее экономических отношений с африканскими странами, не могла не привести к утере притягательности образа, испытываемого в свое время в странах Африки по отношению к Советскому Союзу.

Свертывание российского экономического сотрудничества с африканскими странами в постсоветский период крайне негативно отразилось на судьбе большинства предприятий и других объектов, сооруженных при содействии России. В экономических отношениях ведущее место стала занимать внешняя торговля на рыночных условиях, которая не влечет за собой сотрудничество в сооружении промышленных и иных хозяйственных объектов.

Резкое ухудшение  экономического положения России, произошедшее в ходе осуществленных реформ, ослабление ее промышленного потенциала и превращение в сырьевой придаток промышленно развитых государств, каковыми являются сами африканские страны, также негативно сказываются на популярности России в странах Африки. При международном сопоставлении по методу рейтинговых оценок Россия очень отстает по показателям. К тому же ее рейтинг конкурентоспособности в мировой 
экономике с каждым годом относительно других стран снижается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Роль России в Африке в конце XX – начале XXI вв.

Развитие российско-африканских  отношений в последнее время свидетельствует о растущей заинтересованности России в налаживании разностороннего взаимодействия с африканскими партнерами. «В России всегда считали и продолжают считать государства Африканского континента перспективными и проверенными временем партнерами, отношения с которыми имеют важное значение для нашей страны» [4, С. 8]. Упрочение позиций в Африке следует рассматривать как составную часть стратегии по созданию оптимальных внешних условий для социально-экономического развития страны и превращение ее в один из центров влияния в мировом сообществе. Но предпринимаемые усилия по развитию отношений России с Африкой в ближайшей и отдаленной перспективе не определены. Это объясняется недостаточностью четко сформулированных целей, ориентиров и приоритетов социально-экономического развития России. Отсюда возникает необходимость обоснования определенных направлений взаимодействия нашей страны с рядом африканских государств, а также выделения национальных приоритетов.

Россия сегодня не представляет большого интереса для Африки как торговый партнер. Во внешнеторговом обороте Африки ей принадлежит всего 1,3%. «Преобладание в российском экспорте сырьевых поставок в Африку при таком объеме торговли вряд ли вносит заметный вклад в повышение роли России как перспективного и незаменимого партнера, особенно если учесть, что удельный вес высоких технологий в российском экспорте по последним подсчетам составляет всего 0,13% и уже несколько лет снижается» [6, С. 78].

С другой стороны  во взаимоотношениях с африканскими странами наблюдается прогрессивная тенденция, проявляющаяся в отходе от топливно-сырьевой ориентации, присущей отечественному экспорту в целом. Импорт из Африки отличает то обстоятельство, что он не составляет конкуренции на российском рынке. Если ввоз ряда товаров из развитых государств, с которыми не в состоянии соперничать отечественные аналоги, ведет к торможению и даже закрытию соответствующих промышленных и аграрных производств в стране, то закупки продукции тропического и субтропического земледелия и первичного сырья в Африке фактически позволяют восполнять дефицит, который Россия по природно-климатическим и экономическим причинам объективно не в состоянии удовлетворять на основе внутреннего выпуска. К такой продукции относятся прежде всего какао-бобы, кофе, чай, цитрусовые, пряности и некоторые виды минерального сырья (бокситы, марганец, тантал, бериллий).

Особо возрастает роль продуманной государственной политики в 
отношении экономического сотрудничества с отдельными (ключевыми с точки зрения российских интересов) странами Африки и обеспечения государственной поддержки российскому бизнесу, работающему 
на этом направлении. Причем речь идет как о финансово-экономической, правовой и политической поддержке, так и о научно-исследовательской, информационно-пропагандистской поддержке, роль которой вновь открывают для себя все более или менее значимые страны мира.

Сотрудничество в области разработки месторождений полезных ископаемых — наибольший успех отечественного бизнеса на континенте. Понимая важность перспектив сотрудничества, российские нефтегазовые компании, стремятся по мере сил и возможностей налаживать деловые отношения с африканскими странами в области добычи нефти и газа, а также в смежных отраслях. Среди крупных компаний, «всерьез занявшихся упрочением своих позиций в Африке, можно назвать «Алросу», «Русский алюминий», «Норильский никель» и «Лукойл» [7, С. 56].

Российским компаниям есть что предложить странам Африки – от уникальных инженерно-конструкторских решений до высокопрофессиональных кадров и их подготовки. Выражена готовность российских энергетиков и строителей помочь в развитии газовой инфраструктуры. Планируется, наприме, построить в ЮАР завод по переработке марганцевой руды и производству ферросплавов производительностью до 250 тыс. металла в год. Россия и ЮАР могут сотрудничать в электроэнергетике и при строительстве алюминиевого завода, где инвестиции будут измеряться миллиардами долларов.

Приведенными  примерами не исчерпывается перечень предприятий, построенных, строящихся или подлежащих строительству в африканских странах с участием российской стороны. Главная цель заключается в тенденции, раскрывающей усилия российского бизнеса по освоению африканского рынка продукцией, характеризующей страну как производителя современных промышленных изделий. Но пока еще объемы этих поставок или предложений не столь велики, чтобы можно было говорить о серьезных российских претензиях на роль крупного участника африканского рынка

В последние  годы все больше дает о себе знать  новая в российско- 
африканских отношениях тенденция по приобретению российским капиталом частично или полностью уже действующих горнодобывающих и металлургических предприятий или по участию в сооружении новых. Дорогу этой тенденции проложил «Норильский никель», который в 2004 г. приобрел в ЮАР за 1,16 млрд. долларов 20% акций одной из крупнейших в мире золотодобывающих компаний «Голд филдс». Вслед за этой акцией последовал ряд других крупных приобретений африканских активов. Так, в 2006 г. прочно обосновавшийся в Гвинее российский концерн «Русал» купил за 19 млн. долларов у гвинейского правительства боксито-глиноземный комплекс «Фригна», которым российская компания управляет с 2004 г.

Активизация деятельности российских компаний в Африке вносит позитивные черты в восприятие России на континенте. Впечатляют масштабы капиталовложений, которые влекут за собой создание рабочих мест и повышение квалификации местных работников в связи с мерами по модернизации производства. И что не менее важно, эти капиталовложения вселяют уверенность в возможность долгосрочного российского присутствия в странах, где сделаны эти вложения. Эта мысль может быть подкреплена формированием механизма финансовой поддержки предпринимательского бизнеса в Африке. Так, в июле 2006 г. Внешторгбанк создал в Намибии совместную финансовую компанию «ВТБ кэпитэл (Намибия)» для привлечения на рынок Африки российского бизнеса и 
инвестиций.

Россия также  поддерживает усилия Организации африканского единства (ОАБ), африканских субрегиональных организаций и отдельных стран по развитию собственного миротворческого потенциала, созданию основ коллективной безопасности, предотвращению незаконного оборота оружия. Как постоянный член Совета Безопасности ООН Россия активно 
участвует в выработке общей стратегии мирного урегулирования конфликтов, проведении миротворческой политической линии международного сообщества в конкретных кризисных ситуациях. Российские военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел задействованы во всех операциях ООН по поддержанию мира на африканском континенте: в ДР Конго, Судане, Западной Сахаре, Сьерра-Леоне, Кот д’Ивуаре и Либерии.

В связи с усиливающейся активностью пиратов в Аденском заливе военно-морской флот России также оказался вовлеченным в практическое осуществление российской политики в отношении африканского континента. Всего было сопровождено более 130 судов, предотвращено восемь попыток их захвата, задержано четыре пиратских корабля.

Россия не ограничивается только содействием урегулированию имеющихся конфликтов. Большое внимание уделяется постконфликтному восстановлению африканских государств, преодолению  последствий стихийных бедствий и гуманитарных катастроф. В этой связи показательна деятельность Министерства по чрезвычайным ситуациям России в  ряде африканских государств. Так, МЧС  не ограничился оказанием содействия в перевозке беженцев в районе Великих африканских озер. Едва ли не впервые на Африканском континенте в Руанде при его активном участии  и при содействии Программы развития ООН была создана база по подготовке специалистов (водителей, механиков) для гуманитарных конвоев, преобразованная впоследствии в многопрофильный учебный центр. В меру имеющихся возможностей оказывается конкретная адресная помощь странам, например, беженцам из Сьерра-Леоне или населению Мозамбика, пострадавшему от наводнений.

Одним из важнейших направлений содействия Африке остается облегчение долгового бремени государств этого континента для беднейших стран с большим уровнем задолженности. К настоящему времени Россия уже списала задолженность африканских стран на сумму около 20 млрд. долларов США. Завершаются переговоры с Бенином, Замбией, Мадагаскаром, Мозамбиком, Танзанией и Эфиопией о дальнейшем списании их долгов в размере порядка 547 млн. долларов.

Россия продолжает оказывать существенную помощь африканским государствам в области подготовки кадров. Главной кузницей в этой сфере по-прежнему остается Российский Университет Дружбы Народов (РУДН). Важным компонентом нашей помощи Африке остается ежегодное предоставление за счет федерального бюджета стипендий для обучения более 700 студентов и молодых ученых. «В настоящее время в российских вузах обучаются свыше 4,5 тыс. африканцев, из них примерно 50% - за счет средств федерального бюджета России» [Федотов, С. 137]. Бывшие студенты легко идут на контакты с российскими организациями и бизнес-структурами, устанавливают в целом дружественные и доверительные отношения с россиянами.

Кроме всего перечисленного, к позитивным наработкам прошлого, не потерявшим актуальности и сегодня, относятся геолого-разведочные работы, составление географических карт и результаты других изыскательских работ. Этот богатый пласт сотрудничества еще недостаточно освоен, и здесь могут открыться большие перспективы в будущем.

Существенно интенсифицировались  политические консультации по линии  внешнеполитических ведомств, контакты российских представителей в ООН, что дает практическую отдачу при согласовании важных для обеих сторон документов. Россия широко и весомо представлена в Африке на дипломатическом уровне. Большую работу по поддержанию и развитию разносторонних связей проводят в регионе российские посольства. Значимое место отводится укреплению политического диалога с африканскими странами, уделяя особое внимание контактам на высшем уровне. Только с 1998 г. в России побывали с визитами президенты ЮАР, Намибии, Алжира, Габона, Египта, Нигерии, премьер-министр Эфиопии, министры иностранных дел многих африканских государств.

Всемерно поддерживая  шаги самих африканских государств в направлении совершенствования  процессов региональной и субрегиональной  интеграции, значительное внимание уделяется установлению партнерских отношений с соответствующими организациями. Укрепляются контакты с ОАЕ, прилагаются усилия к формализации диалога с Сообществом развития Юга Африки (САДК), Межправительственной организацией по развитию Восточной Африки (ИГАД), Экономическим сообществом западноафриканских государств (ЭКОВАС).

Информация о работе Геополитическая роль России в Африке