Геополитика Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2012 в 08:21, реферат

Краткое описание

Геополитическая карта Европы как минимум состоит из трех крупных образований (ареалов). Первое из них — континентальный Запад, ядром которого можно назвать, прежде всего, Францию, Испанию, Португалию. К островному Западу чаще всего относят Англию и США – Второе образование (ареал) — Средняя Европа. Сюда входят Австрия, Венгрия, Германия, Италия. Третье образование — Европейская Россия. Обозначенные геополитические образования создают на континенте зоны напряженности: постоянно возникают противоречия между континентальным Западом и островным; Средняя Европа часто противостоит Европейскому Западу и Восточному, в каковой включена и Россию.

Содержание

Введение 3
1. Геополитическое развитие Европы 3
2. Двусторонние геополитические отношения 3
2.1. Германия – Россия 3
2.2. Франко – германские отношения 3
2.3. Россия – Италия 3
2.4. Балканы 3
2.5. Восточная Европа 3
2.6. Россия и страны Прибалтики 3
Заключение 3
Список литературы 3

Вложенные файлы: 1 файл

РеферГП.docx

— 46.87 Кб (Скачать файл)

2.3. Россия – Италия

Отношения между Россией и Италией характеризуются как дружеские. Между двумя странами нет серьезных политических, экономических и тем более территориальных проблем. В геополитическом плане Италия играет все более активную роль, особенно на Востоке.

Позиции России и Италии в сфере политической во многом совпадают, а в сфере  торгово-экономической, технико-технологической, как показал исторический опыт, наши страны могут дополнять друг друга: строительство ВАЗа, нефтепродукто-газопроводов и др. Именно это и является отправным пунктом для установления еще более тесных отношений между двумя странами. В их число вошел новый проект, соединяющий экономику и культуру — обучение в Италии российских менеджеров. Безусловно, проблемы инвестиций в российскую экономику, подготовка менеджеров имеют немаловажное значение, но решающим моментом в отношениях Москвы и Рима, является важное в геополитическом плане местоположение Италии как центра самого крупного и сложного региона — Средиземноморья, Балкан. Это, как считает большинство ученых, родина цивилизации — Древний Египет, Вавилон, Греция, Римская империя, Арабский Халифат. Современная Италия, выполняет здесь сейчас и экономические, и политические функции, являясь сильным геополитическим полем. Объективно она заинтересована в том, чтобы Россия нового тысячелетия возобновила постоянные контакты со странами Средиземноморья. Ей надо восстановить дорогу на юг, что прочно связывала бывший Советский Союз с Балканами и Ближним Востоком. Этой дорогой пользовалась и Италия. Для нее это «один из основных экономических путей, который был прерван долгие годы». Рим объективно заинтересован в том, чтобы Средиземноморье стало центром новой экономической активности и зоной мира.

Отсюда  вытекает необходимость решения  двух основополагающих политических, геополитических проблем: достижение прочного мира на Ближнем Востоке  и установление конструктивных отношений  между христианским и исламским  миром1. Поэтому Россия призвана стать главным действующим лицом в решении этих вопросов. Таким образом, пути решения многих важнейших геополитических проблем, связывающих Москву и Рим, ведут на Восток, и огромные возможности для двух стран открываются тоже на Востоке.

Италия  выступает за повышение роли России не только в Средиземноморье, но и  в Европе, за предоставление ей экономических, таможенных, инвестиционных льгот.

Геополитическом, экономическом, культурном и другом планах Италия представляет для России в долгосрочной перспективе потенциального союзника в Европе, заинтересованного в создании многополюсного мира, где бы каждый зависел от каждого и тем поддерживался геополитический расклад сил

2.4. Балканы

Балканы и сейчас остаются в поле зрения политиков и геостратегов Москвы. В центре внимания России есть несколько важных в геополитическом плане целей: не допустить дипломатической изоляции Москвы в Белграде, Сараево, Софии; сдерживать аппетиты Запада, вмешивающегося во внутреннюю политику славянских народов (особенно здесь усердствует Германия); обеспечить ведущую роль России в балканской игре, в частности, помешать атлантистам «навязать» сербам, болгарам решение их безопасности, которое бы исключало присутствие здесь Москвы; в международном плане добиться того, чтобы судьбы славянских народов прежде всего определял Совет Безопасности ООН, а не США, Германия или Англия. Глобальная цель всех этих шагов — предотвращение боевых действий на Балканах. В геостратегическом плане Москва всегда стремилась к предотвращению попыток Запада сделать НАТО, а не ООН стержнем системы европейской безопасности.

Однако  в силу ряда причин геополитической  инициативой на Балканах владеют  США и Германия. Россия вынуждена  ограничиться незначительной ролью  в международных силах под  командованием НАТО.

Улучшению политических отношений России с  Болгарией и Сербией мешает исторический спор между этими двумя странами по поводу Македонии. А поспешное  признание Москвой Македонии  в 1992 году осложнило отношения с  Грецией.

Сложные отношения у России сохраняются  с Албанией. Она не поддерживает Тирану в вопросе о Косово, не может оказать Албании какой-либо экономической помощи.

С геополитической  точки зрения наибольший смысл имеет  поддержка Сербии, так как это  дает возможность России присутствовать на Балканах и играть там решающую роль. А сильная Сербия служит важным противовесом нарастающему влиянию  Турции в Черном море, в Болгарии и на Балканах. Однако очевидная  просербская ориентация может подтолкнуть Болгарию к Турции. Отношения между этими странами в 90-х годах значительно улучшились. Более тесными контактами стали именно военные.

Дестабилизация  положения на Балканах явилась одной  из причин обострения геополитического соперничества между Россией  и Турцией. Как известно, это противостояние имеет глубокие исторические корни. А в 90-х годах Турция начала проводить  более активную политику на Балканах: укрепила связи с Болгарией, Албанией, вместе с другими исламскими государствами  поддержала Боснию и Герцеговину. Разрушение Советского Союза открыло новые  возможности для усиления влияния  Анкары на Кавказе и в Средней  Азии. Обостряющееся геостратегическое противостояние России и Турции может быть перенесено на Балканы, так как этому способствует и усиление трений вокруг Босфора и Дарданелл. Все это вместе взятое, а также другие причины являются для России серьезным фактором, чтобы не уходить с Балкан, укреплять отношения не только с Болгарией, Сербией, но и с Грецией, активно противостоящей Турции.

Политика  России по отношению к Молдове, которая  в прошлом принадлежала Румынии, в геополитическом, геостратегическом плане, — камень преткновения. Поэтому Молдавия будет в обозримом будущем сильной помехой соглашению с Румынией.

Наибольшие  геополитические выходы Москва получит, укрепляя всесторонние контакты с Болгарией, Сербией и Грецией.

2.5. Восточная Европа

 

На протяжении столетий Восточная Европа чаще всего  была объектом, а не субъектом глобальной мировой политики. В последние  десятилетия с этим регионом напрямую связаны интересы держав Европы, а  на исходе XX в. — и мира. Нередко она являлась источником конфликтов между великими державами. Обе мировые войны начались в этом регионе, так как в нем сошлись главные геополитические противоречия между самыми могущественными странами мира.

Многое  разделяет страны Восточной и  Западной Европы (экономические, культурно-исторические факторы: разные социально-политические идеалы, конфессии, груз исторической враждебности, этническая пестрота и т. п.).

Торгово-экономические, экспортно-сырьевые и другие факторы  предопределяют тяготение большей  части Восточной Европы к России, а не к Западным странам. На основе этого можно утверждать, что Запад  вряд ли в исторической перспективе  получит выигрыш, привлекая к  себе страны этого региона, добиваясь  ослабления России. Путь культивирования  у населения стран региона  неприязни к России — это тупиковый  путь (прежде всего для самих государств Восточной Европы). Россия тоже чрезвычайно  заинтересована в нормализации отношений  с соседями. История и география  обусловили заинтересованность России в добрососедских, торгово-экономических  контактах с Восточной Европой. Они отвечают ее безопасности, ее коренным интересам.

В силу обстоятельств Россия может выходить на страны Восточной Европы только через суверенные государства — Украину и Белоруссию, исключением является анклав Калининградская область, будущность которого тоже вызывает много вопросов. Этот фактор (ограничение, сужение географического пространства России) внес фундаментальные изменения в отечественные геополитические возможности.

Структуры, созданные в Западной Европе после 1945 года, сейчас или значительно  ослаблены, или сталкиваются с неопределенностью  целей. «Фрагментация» нынешней Европы позволяет утверждать, что реальная угроза безопасности европейским государствам исходит не извне, а друг от друга. Развитие Восточной Европы определяют такие факторы, как стремление к суверенности, возрождению и рост национализма. Они носят объективный характер, этот процесс присущ почти всем без исключения странам мира. Набирает силу тенденция возрождения коалиции и союзов между группами государств. В Европе создаются подобные коалиции для решения в короткие сроки экономических, политических, территориальных, экологических и других важных проблем. Например, союзы Венгрии и Чехословакии. Польши, Австрии, Италии. Расширяются между ними двусторонние связи. Все больше умов захватывает идея создания Европейской безопасности в противовес НАТО. Но в пику этой идее усиленно пропагандируется тезис западного «ядра мощи», превращения его в «ядро мировой мощи», при этом страны Восточной Европы должны будут поддерживать усилия «ядра» в институционализации демократии и становлении рыночной экономики.

Региональная  геополитика выступает в этих концепциях как звено общей глобальной геополитики. Она должна способствовать реализации геополитических устремлений  стран Запада, прежде всего США, Германии, Франции. Фактически транснациональные  компании меньше всего берут в  расчет такие понятия, как суверенитет  восточноевропейских государств, что  идет в разрез с основными тенденциями, протекающими в регионе. Мы уже отмечали выше особую роль объединенной Германии в комплексе отношений в Европе. Ее даже называют господином политико-экономического европейского баланса, а экономическое  и дипломатическое влияние чувствуется  не только в регионе, но почти во всех уголках Земли.

Произошедшие  территориальные изменения, рост экономической  и политической мощи объективно подталкивают Германию на изменение статус-кво, утверждение  в роли вершителя судеб Европы, а в перспективе — и мира. Признаками таких потенциальных  притязаний являются действия германского  политического руководства по дестабилизации положения в Югославии, вмешательство  в события в Албании, соучастие  вместе с американскими и английскими  войсками в депортации сербских лидеров, готовность вмешаться в события  в Ираке. В ближайшем будущем  следует ожидать возрождения, хотя в иных формах и при иной аргументации, старой концепции общеевропейской  роли Германии, а в перспективе  — претензии на роль мирового гегемона. Многие европейцы (особенно французы и  англичане) высказывают опасения, что  в центре континента может появиться  «четвертый рейх».

В Европе идет процесс возврата от биполярной военно-политическом структуры к динамично развивающейся многополярной системе международных отношений. Военные проблемы в данном процессе пока играют важную роль, но скорее всего тяжести переместился в сторону финансово-экономических проблем — это во-первых. Во-вторых, в Европе формируется фрагментарная система национальных государств (страны Прибалтики тяготеют больше к Скандинавии, Польша, Венгрия/Чехия — к Германии и т. д.). Страны Восточной Европы образуют временные коалиции, которые текучи, меняют свои ориентиры, исходя из сиюминутных интересов (чаще всего финансовых, экономических, политических, военных). Эти интересы нередко формулируются политиками-однодневками, носят субъективно-вкусовой характер, не отмечены печатью серьезного анализа присущей современности глубокой всеобъемлющей взаимозависимости. Но нельзя забывать, что эта взаимозависимость может быть разрушена ростом национализма и сепаратизма национальных государств (как произошло со странами Восточного блока, с Советским Союзом). Трения на национальной основе стали одним из важнейших признаков и тревог не только стран Прибалтики, Восточной и Западной Европы, но и всего мира.

Восточная и Западная Европа в потенциале могут  рассматриваться как геополитическое  кризисное ядро, способное взорвать общестратегическую обстановку. Исчезновение Варшавского блока сняло вопрос системного противостояния, изменило расстановку геополитических сил, ее структуру, внесло много новых элементов.

2.6. Россия и страны Прибалтики

 

Самое пристальное  внимание геополитиков привлекает Прибалтийский регион. Балтийский регион имеет исключительно важное значение для всех европейских государств, Их связывают с Прибалтикой коммуникации, торгово-экономические отношения, исторические корни. Особенно это касается скандинавских стран (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия). При соблюдении определенных условий этот регион может в будущем стать одним из генераторов мира и сотрудничества для всей Европы. Геополитические интересы России здесь объективно совпадают с интересами большинства стран Европы. А главное — Россия должна иметь надежный спокойный морской путь в европейские страны.

Таким образом, Россия объективно заинтересована в  геополитической стабильности не только Калининградского анклава, но и стран  Прибалтики. Она твердо настроена развивать добрые отношения с Литвой, Латвией и Эстонией, чтобы они не имели оснований для беспокойства по поводу их включения в буферную зону, в «санитарный кордон» между Востоком и Западом. Это станет важным фактором создания обстановки для спокойной и созидательной жизни многочисленного русского, украинского и белорусского населения в странах Прибалтики.

Одна  из проблем отношений России и  прибалтийских государств состоит  в том, что в последних существует внутригосударственный сепаратизм, воинствующий национализм, неконтролируемая миграция, сложные экологические и другие проблемы, решать которые нужно с определенным государством, а не альянсу в целом.

Понимая многостороннюю важность нейтралитета, Россия выступает за то, чтобы Прибалтийские  страны, весь Балтийский регион был  внеблоковым, нейтральным регионом и был превращен в зону устойчивого  развития, безопасности и стабильности. Россия готова гарантировать безопасность этим странам в виде одностороннего обязательства, подкрепленного в международно-правовом плане посредством заключения многостороннего  соглашения о добрососедстве и взаимном обеспечении безопасности. К этим гарантиям могут присоединиться другие страны: США, Германия, Великобритания. Франция и международные организации, включая, военные. Параллельно могут  быть разработаны меры доверия в  военной, экономической и социальной сферах, которые смогут подкрепить политические гарантии.

Информация о работе Геополитика Европы