Шпаргалка по "Горное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 07:37, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Горное право".

Вложенные файлы: 1 файл

Шпоры.doc

— 152.50 Кб (Скачать файл)

№1.В Законе Российской Федерации «О недрах» дается следующее  понятие недр: «Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водостоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

 «Недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов, простирающаяся до глубин доступных для геологического изучения и освоения».

№6 Источники горного права. Источники горного права представляют собой нормативные правовые акты, содержащие требования к недрополъзованию и принятые уполномоченными на то государственными органами в установленной форме и процедуре.  По юридической силе все источники горного права могут быть Разделены на законы и подзаконные нормативные правовые акты. По предмету регулирования источники горного права могут быть разделены на общие и специальные.По направленности регулирования источники горного права могут быть разделены на материальные и процессуальные. По характеру источников они могут быть разделены на кодифицированные и не являющиеся таковыми. По степени значимости в регулировании отношений недропользования источники горного права могут быть разделены на основные нормативные правовые акты и вспомогательные

№4Специфика недр и  отношений недрапользования как  объекта права. Недра как объект права собственности имеют двойственный характер. Эта двойственность проявляется в том, что недра:

с одной стороны, неотделимы от биосферы и как любые другие природные ресурсы (земельные, водные и др.) являются всенародным достоянием. Это позволяет рассматривать их как объект права исключительно государственной собственности;с другой стороны, ресурсы недр (полезные ископаемые, подземное пространство и др.) в процессе возникновения отношений недропользования превращаются в товар (продукцию, имущество) и становятся предметом гражданско-правовых сделок, а значит и объектом гражданско-правовых имущественных или хозяйственных отношений.

1.Получение физическим  или юридическим лицом права пользования недрами еще не означает, что оно (лицо) достигает поставленной цели.2.Процесс присвоения полезных свойств участков недр, например, добыча полезных ископаемых, сопровождается повышенным риском.3. Ресурсы недр относят к исчерпаемым и не возобновляемым. 4.Условия ликвидации или консервации предприятий по добыче полезных ископаемых или эксплуатирующих подземное пространство в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, несопоставимы с условиями прекращения деятельности предприятий других отраслей народного хозяйства.

 

№2.Ресурсы недр - это твердые, жидкие и газообразные полезные ископаемые, энергетические ресурсы и полости естественного и техногенного происхождения в массиве горных пород.. 1) месторождение п..и.. (однород. сост, комплекс. сост).  2) отвалы вскрышных и вмещающих пород, склады забалансовых п..и, терриконы угольных шахт 3) отходы горно-обогатительных и металлургических производств 4) глубинные источники пресных, минеральных и  термических вод. 5) Внутреннее глубинное тепло земли. 6) Природные и техногенные полости в массиве горных пород. Ресурсовоспроизводящие технологии - это технологии, при использовании которых наряду с отработкой запасов полезных ископаемых производятся целенаправленные изменения условий залегания и качества геогенных и техногенных образований, в результате чего создаются новые виды ресурсов недр либо осуществляется перевод потенциальных ресурсов в реальные. Ресурсовоспроизводящие функции горного производства заключаются в целенаправленном воздействии на физические свойства минеральных сред и напряженное состояние массива горных пород, а также в использовании протекающих при пользовании недрами процессов и состоявшихся изменений для решения задач по сохранению ресурсов недр для последующего их освоения.

 

№7 Название отрасли права(название, принципы отрасли) под горным правом понимают - совокупность 
правовых норм, регулирующих общественные отношения в облас-  
ти изучения, использования и охраны недр. Предметом горного права являются общественные отношения в сфере взаимодействия общества с недрами. Эти отношения (отношения недропользования) возникают и развиваются в связи с изучением, использованием, воспроизводством и охраной ресурсов недр. Принципы: принцип государственной собственности на недра, 

принцип совместного  ведения РФ и субъектов РФ вопросов владения, пользования и распоряжения недрами;принцип предоставления недр в пользование на основе лицензии;принцип  рационального использования и охраны недр;

принцип равных возможностей у юридических и  физических лиц в получении  лицензии на право пользования недрами;принцип  ответственности пользователей  недр за соблюдение норм горного права. Субъектами правовых отношений, связанных с пользованием недрами, являются: государство, в чьей собственности находятся недра, органы местного самоуправления, которые обладают определенным объемом компетенции в сфере регулирования отношений недропользования;субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств.Объектом отношений недропользования являются недра и содержащиеся в них ресурсы.

 

 

№5.Метод правового  регулирования отношений недропользования. Под методом правового регулирования понимается совокупность юридических способов, средств и приемов, с помощью которых нормы данной отрасли права воздействуют на общественные отношения.

Прием разделения используется при определении вида гос.собственности на недра

Прием подчинения гос. определеяет порядок пользования недрами права и обязанности, ответственности пользователей недрами

Прием равенства  законадат. определяет  равные права  будущих пользователей недр   при получении лицензии в порядке  аукциона.

Прием согласования  исп. при определении границ горного отвода

Прием ограничения  исп. при определении обязанностей  и ответственности недропользователей

 

№3 Характеристика отрасли  горного права(4 условия): Государственный интерес к созданию такой отрасли права; специфика регулируемых общественных отношений,составляющих предмет самостоятельного правового регулирования; потребность в особом методе правового регулирования; наличие либо потребность в особых источниках права.

 

№8 Структура отрасли горного права. Структуру отрасли горного права образуют подотрасли горного права, институты горного права и нормы горного права.Подотрасль горного права - группа «родственных» институтов горного права, регулирующих определенный вид пользования недрами. Законом РФ «О недрах» определены следующие виды пользования недрами: геологическое изучение недр; добыча полезных ископаемых, в том числе использование отходов горнодобывающих и связанных с ним перерабатывающих производств, строительство и эксплуатация подземных сооружении, не связанных с добычей полезных ископаемых. Группы институтов горного права, регулирующих общественные отношения в каждом из этих видов недропользования, образуют соответствующую подотрасль горного права. Следовательно, в отрасли горного права выделяются: подотрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие при геологическом изучении недр;подотрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие при добыче полезных ископаемых;

подотрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие при строительстве и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Институт горного права - совокупность правовых норм, регулирующих самостоятельную часть отношений недропользования. Институтами горного права являются группы правовых норм, регулирующих государственную собственность на недра; государственное управление отношениями недропользования; лицензионный порядок предоставления недр в пользование; платность пользования недрами; рациональное использование и охрану недр; ответственность за нарушение законодательства о недрах.

№11 Ресурсы недр как  объект права собственности . В статье 1.2 Закона РФ «О недрах» указано, что добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и иных формах собственности, а в статье 12 этого же Закона определено, что в содержание лицензии должны входить данные о согласованном уровне добычи минерального сырья и праве собственности на минеральное сырье. Для анализа механизма возникновения прав собственности на различные виды ресурсов недр их целесообразно разделить на две группы: 1. Ресурсы недр, использование которых в практических целях требует их извлечения из недр. 2. Ресурсы недр, использование которых в практических целях не требует их извлечения из недр. В первую группу входят месторождения полезных ископаемых, отходы производства, внутреннее глубинное тепло недр Земли, глубинные источники пресных, минеральных и термальных вод. Во вторую - подземное пространство, т. е. полости в массиве горных пород природного и техногенного происхождения. Входящий в первую группу такой ресурс недр, как полезные ископаемые, размещается в недрах в твердом, жидком и газообразном состоянии. В условиях естественного залегания этот ресурс принадлежит государству - собственнику недр. Как только недропользователь, владея лицензией на право добычи полезных ископаемых и применяя те или иные способы добычи и системы разработки, переводит полезные ископаемые в подвижное состояние и доставляет их в определенное им место, он становится собственником добытых полезных ископаемых. Для твердых полезных ископаемых переход права собственности от государства к недропользователю происходит в момент отделения полезного ископаемого от массива горных пород. Этот переход права не должен быть связан с тем, поднято ли это полезное ископаемое на поверхность. При разработке месторождений открытым способом, оно и так остается на поверхности, а при подземном способе разработки полезное ископаемое не всегда поднимается на поверхность, поскольку, в некоторых случаях, может доставляться на обогатительную фабрику для переработки непосредственно по подземным коммуникациям. Для жидких или газообразных полезных ископаемых или твердых полезных ископаемых, добываемых методами физико-химической геотехнологии (через скважины), переход права собственности на них от государства к недропользователю соответствует моменту доставки полезного ископаемого к устью скважины в соответствии с проектами разработки месторождения и обустройства рудника или промысла.

Для остальных видов ресурсов недр, входящих в первую группу, переход права собственности на них от государства к недропользователю происходит в момент начала работ по эксплуатации данного вида ресурса недр. Ресурсы недр, отнесенные ко второй группе, формально являются недвижимостью (недвижимым имуществом). В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно.

 

 

№13 Информация получаемая в процессе изучения и использования ресурсов недр как объект права собственности. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ используются следующие основные термины:

информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления;

информационные  процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная  система - организационно упорядоченная совокупность документов и информационных технологий, реализующих информационные процессы; информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и других информационных системах). Необходимо указать, что в российском законодательстве о недрах существуют различные правовые режимы, регулирующие собственность на информацию. В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» (статья 11) установлено, что вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. Инвестор имеет право лишь свободно и безвозмездно пользоваться указанной информацией при соблюдении условий конфиденциальности. Информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется им в Федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации по установленной форме. Эти фонды осуществляют хранение геологической информации, ее систематизацию и предоставление в пользование в порядке, определяемом Федеральным органом управления Государственным фондом недр. Исполнитель имеет право использовать геологическую и иную информацию, полученную в результате проведения работ, для научной и преподавательской деятельности (если иное не предусмотрено договором).

Информация  о недрах, полученная пользователем  недр за счет собственных средств, является его собственностью и представляется им по установленной форме в Федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования,  в том числе и в коммерческих целях.

Информация  о недрах, полученная пользователем  недр за счет государственных средств, является государственной собственностью и представляется им в Федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации по установленной форме. Эти фонды осуществляют хранение геологической информации, ее систематизацию и предоставление в пользование в порядке, определяемом Федеральным органом управления Государственным фондом недр.

 

 

 

 

№12 Движимое и недвижимое имущество используемое при недропользовании как объект права собственности. Правовой статус движимого имущества, используемого при добыче полезных ископаемых, достаточно полно регулируется нормами гражданского законодательства. Вместе с тем ряд экспертов обращает внимание на неурегулированность правового статуса недвижимого имущества, необходимого для проведения всего цикла разведочных, подготовительных и добычных работ, а также обеспечения их безопасности. Такое имущество (по аналогии с понятийным аппаратом, принятым в зарубежном законодательстве о недрах) рекомендуется именовать горным имуществом.  Эта проблема, особенно актуальная для нефтяной и газовой промышленности, учитывая значительные масштабы добычи этих видов полезных ископаемых, существует также и для других горных предприятий, использующих для добычи полезных ископаемых специальные скважины (методы физико-химической геотехнологии).

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях  о разделе продукции» (статья 11) имущество, вновь созданное или приобретенное инвестором и используемое им для выполнения работ по соглашению, является собственностью инвестора, если иное не предусмотрено соглашением. Право собственности на указанное имущество может перейти от инвестора к государству со дня, когда стоимость указанного имущества полностью возмещена, или на других основаниях, предусмотренных соглашением. Поскольку в этой статье вид имущества, находящегося в собственности инвестора, не определен, можно предположить, что это право распространяется как на движимое, так и на недвижимое имущество.

Одним из основных видов недвижимого горного имущества  в нефтяной и газовой промышленности являются скважины (разведочные и эксплуатационные), права на которые подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Эксперты отмечают, что эта регистрация, как правило, значительно затягивается из-за того, что нормативные правовые и инструктивные документы, регулирующие этот процесс, разрабатывались без учета специфики горного имущества. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на своевременности начисления амортизационных отчислений и экономике предприятия.

№9 В недропользовании выделяются пять объектов права собственности: недра; ресурсы недр; движимое и недвижимое имущество, используемое при         недропользовании; информация, получаемая в процессе изучения и использования ресурсов недр; горное предприятие (в целом).

№ 10 Недра как объект права собственности Из всех возможных форм собственности на природные ресурсы, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в Законе РФ «О недрах» закреплена лишь одна - государственная собственность на недра. Однако, не в виде монопольной государственной собственности, как это было ранее установлено «Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах» - законодательном акте, регулировавшем горные отношения (отношения недропользования) в СССР в период 1975-1992 гг. В этом нормативном правовом акте указывалось (статья 3), что «...недра в СССР являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на недра, запрещаются». В соответствии со статьей 4, «...все недра в СССР составляют единый Государственный фонд недр, в который входят как используемые, так и не используемые части недр». В Законе РФ «О недрах» указано (статья 1.2), что «...недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами».

Право владения и распоряжения недрами в соответствии со статьей 2 находятся в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (принцип «двух ключей»). Вместе с тем эта статья не определяет механизм решения вопросов, возникающих при совместном ведении, и оставляет неясной процедуру выделения участков недр федерального значения. Закрепленная Законом РФ «О недрах» государственная форма собственности на недра, по нашему мнению, не позволяет гражданам Российской Федерации в полном объеме реализовать свое конституционное право иметь в частной собственности участок недр (как вид природных ресурсов), нарушает принцип равноправия всех форм собственности и ограничивает возможности использования недр в интересах развития экономики России. Пока лишь собственники, владельцы земельных участков, имеют право непосредственно для своих нужд добывать общераспространенные полезные ископаемые (не числящиеся на Государственном балансе), строить подземные сооружения на глубину до 5 м, а также строить и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения. Поэтому в процессе развития и совершенствования законодательства РФ о недрах могут быть рассмотрены возможности нормативного закрепления: различных форм собственности на месторождения с уже утвержденными запасами и на те, которые будут разведаны и открыты с помощью частного капитала; передачи (продажи) государством субъектам предпринимательской деятельности собственности на участки недр как с целью добычи полезных ископаемых, так и в иных целях (например, для строительства подземных складов, гаражей и др.).

 

№14 Горное предприятие как объект права собственности. В соответствии со статьей 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый  для осуществления предпринимательской деятельности. В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, долги, а также права на обозначение, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги, и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором. В российском законодательстве о недрах горное предприятие как объект права собственности не рассматривается. Отмечается лишь (статья 9 Закона РФ «О недрах»), что пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами. Пользователь недр в соответствии со статьей 22 Закона РФ «О недрах» имеет право самостоятельно выбирать формы предпринимательской деятельности и использовать результаты своей деятельности в соответствии с лицензией и действующим законодательством.

№15 Разграничение компетентности органов власти по регулированию  отношений недропользования.     Система нормативных правовых актов недропользования в Российской Федерации следующая: законодательные и иные правовые нормативные акты Российской Федерации; законодательные и иные правовые нормативные акты Республик, входящих в состав Российской Федерации; законодательные и иные правовые нормативные акты других субъектов, входящих в состав Российской Федерации; нормативные правовые акты  органов местного самоуправления Органы регулирования государственной власти и гсударственного управления, регулирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную компетенцию. В систему органов государственнои власти и государственного управления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное собрание, Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций).  Систему органов государственного управления отношениями недропользования специальной компетенции, в соответствии со статьей 36 Закона РФ «О недрах» образуют: Федеральный орган управления Государственным фондом недр (в настоящее время Министерство природных ресурсов РФ), Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор). Компетенция по регулированию отношений недропользования разграничивается следующим образом.

1. Компетенция  федеральных органов государственной  власти и государственного управления общей и специальной компетенции в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ.

2. Совместная  компетенция органов государственной  власти и государственного управления РФ и ее субъектов (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования по территории РФ и территории субъектов РФ.

3. Компетенция  органов государственной власти  и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующего субъекта РФ.

4. Компетенция  органов местного самоуправления  районов и городов в сфере регулирования отношений недропользования. В компетенцию органов государственной власти и государственного управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недропользования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят: принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ; разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы; распоряжение совместно с органами государственной власти РФ единым Государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с органами государственной власти участков недр федерального, регионального и местного значения; определение форм и размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах; установление порядка пользования недрами в целях разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения; лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участками недр регионального и местного значения; защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами - заключение договоров об условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр регионального и местного значения; определение условии и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых; государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием недр и их охраной в соответствии с установленным порядком; регулирование других вопросов в области недропользования, за исключением отнесенных к ведению органов государственной власти РФ. В соответствии с Конституцией РФ (статья 76, статьи 4, 6) вне пределов ведения Российской Федерации и   совместного ведения РФ и субъектов РФ, Республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со статьей 76, части 1 и 2 Конституции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. В компетенцию органов местного самоуправления районов и городов в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят:

участие в  решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков; все виды разрешительной, запретительной и контрольной деятельности, связанной с разработкой месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительством подземных сооружений местного значения; введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью населения, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

В компетенцию федеральных органов государственной власти и государственного управления РФ (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят: разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах; определение и реализация федеральной политики недропользования; распоряжение недрами континентального шельфа РФ; установление общего порядка пользования недрами; Государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность; составление Государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды; координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами; защита прав пользователей недр и интересов граждан РФ; разрешение споров между субъектами РФ по вопросам пользования недрами; заключение международных договоров РФ по геологическому изучению, использованию и охране недр; государственный контроль за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, а также установление порядка его проведения; заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

 

№17  Компетенция органов  Госудасртвенного геологического контроля.

Государственный геологический  контроль осуществляют Министерство природных ресурсов Российской Федерации и органы государственного Горного надзора во взаимодействии с иными контрольными органами.

Задачей государственного геологического контроля является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Для выполнения этой задачи органы Госгеолконтроля осуществляют контроль, в частности, за:

соблюдением требований законодательства Российской Федерации  о недрах, утвержденных в установленном  порядке стандартов (норм, правил) и иных нормативных правовых актов, имеющих обязательную силу для всех пользователей недр, при проведении ими всех видов работ, связанных с использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации;

соблюдением установленного законодательством порядка предоставления             лицензий на пользование недрами;

соблюдением определенных в лицензии условий пользования недрами;

 ведением  работ по геологическому изучению  и использованию недр методами и способами, исключающими экономически не обоснованные потери полезных ископаемых в недрах и снижение их качества;

соблюдением условий лицензии на виды деятельности, связанные с геологическим изучением недр;

сохранностью  разведочных горных выработок и  буровых скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых;

своевременной и правильной государственной регистрацией и учетом работ по геологическому изучению недр, ведением государственного учета запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

охраной участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, соблюдением условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических и опорных разрезов, отдельных геологических памятников природы, уникальных скоплений ископаемой фауны и флоры;

соблюдением установленных критериев и требований к геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых, включая полноту изучения горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических и других условий разработки разведанных месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

соответствием, установленным требованиям применяемой методики и технологии, соблюдением стадийности, качества, комплексности и эффективности поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр;

ликвидацией в установленном порядке разведочных  горных выработок и скважин, не подлежащих использованию;

соблюдением порядка и условий использования  геологической информации о недрах, полученной за счет средств федерального бюджета.

 

№18 компетенция органов  федерального горного и промышленного  надзора 

 Основными задачами Госгортехнадзора России являются:

организация и осуществление на территории РФ государственного регулирования промышленной безопасности и государственного надзора за соблюдением центральными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями, объединениями и организациями, независимо от их организационно-правовых форм, должностными лицами и гражданами требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования;

организация и осуществление государственного горного надзора в целях обеспечения соблюдения всеми пользователями недр законодательства РФ, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр;

установление  требований (правил и норм) по безопасному  ведению работ, устройству, изготовлению и безопасной эксплуатации оборудования, а также по охране недр и переработке минерального сырья;

осуществление лицензирования отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами и др.

 

 

 

 №16 Компетенция федерального органа управления Госудасртвенным фондом недр  Основными задачами Федерального органа являются:

 разработка  совместно с федеральными органами  исполнительной власти, а также органами государственной власти субъектов РФ основ государственной политики в области геологического изучения, использования и охраны недр;

обеспечение в пределах своей компетенции воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны;

обеспечение в пределах своей компетенции  соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, требований законодательства, стандартов, норм и правил по геологическому изучению, использованию и охране недр, правил ведения государственного учета и отчетности в этой области;

организационное обеспечение государственной системы лицензирования пользования недрами;

 ведение  государственного учета и государственной  регистрации работ по геологическому изучению недр, участков недр, предоставляемых для добычи полезных ископаемых, а также целей, не связанных с их добычей;

создание  единой информационной системы недропользования в РФ;

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых и геологической информации об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых;

подготовка совместно  с федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъектов РФ предложении о стратегии использования, темпах воспроизводства, дальнейшем расширении и качественном улучшении минерально-сырьевой базы, об объемах необходимых для этих целей государственных инвестиций;

разработка с участием федеральных органов исполнительной власти, регулирующих и координирующих вопросы разведки и добычи полезных ископаемых, а также с участием органов государственной власти субъектов РФ программы развития и использования минерально-сырьевой базы и контроль их выполнения;

осуществление функций  государственного заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд;

организация и осуществление  в установленном порядке лицензирования пользования недрами;

обеспечение проведения государственной геологической  съемки, геофизического, геохимического, гидрогеологического, геокриологического и геоэкологического изучения и геологического картирования территории РФ, ее континентального шельфа и исключительной экономической зоны;

подготовка предложений  об установлении размеров ставок платежей на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

определение совместно  с органами государственной власти субъектов РФ и органами Государственного горного надзора перечня общераспространенных полезных ископаемых;

обеспечение Государственной  экспертизы запасов полезных ископаемых и геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр;

определение порядка  и условий использования геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств;

установление порядка  учета месторождений полезных ископаемых, принятие на Государственный баланс ежегодного прироста запасов полезных ископаемых; составление и ведение Государственного баланса запасов месторождений полезных ископаемых и Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых;

осуществление в установленном  порядке Государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр;

определение совместно  с органами Государственного горного надзора возможности и условий захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод, обеспечивающих предотвращение загрязнения недр, а также размещение сети наблюдательных скважин;

осуществление в установленном  порядке международного сотрудничества в области геологического изучения и использования недр;

 утверждение правил  и норм геологического изучения  недр, а также совместно с органами Государственного горного надзора, другими органами федеральной исполнительной власти;

правил и норм в  области использования и охраны недр, определение порядка и условий  их применения;

выдача совместно с  органами Государственного горного  надзора разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых и размещение в местах их залегания подземных сооружений;

 

 

 

№19 Гос. Регулирование добычи и использования угля и отношений возникающих в процессе этой деятельности . Законом определены (статья 4) принципы управления в области добычи и использования угля, которые включают:

осуществление Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ управления государственной собственностью в области добычи (переработки) угля;

возможность образования финансово-промышленных групп и других организационно-правовых образований, предусмотренных законодательством РФ с участием организаций по добыче (переработке) угля независимо от их форм собственности.

    Государство  осуществляет регулирование (статья 5) в области реструктуризации угольной промышленности, которая проводится в соответствии с Федеральной целевой программой. Государство оказывает (статья 6) финансовую поддержку организациям по добыче угля (независимо от форм собственности), направленную на:

воспроизводство производственных мощностей по добыче угля, расширение, техническое перевооружение и реконструкцию действующих организаций по добыче угля;

обеспечение деятельности нерентабельных организаций по добыче угля, продукция которых в то же время незаменима по технологическим параметрам или обеспечивает потребность регионов, в которые по экономическим условиям доставка другого топлива нецелесообразна;

обеспечение функционирования организаций по добыче угля в период временного снижения потребности в угле;

приведение производственных мощностей по добыче угля в соответствие с потребностями топливно-энергетического  баланса государства, его общеэкономическими и социальными целями;

социальную защиту работников организаций по добыче угля;

проведение мероприятий по реализации государственной политики в области безопасного ведения работ по добыче угля.

 

№20 Направление пользования  недрами. Пользование недрами - вид человеческой деятельности, связанный с обнаружением, использованием, воссозданием и охраной ресурсов недр. Законом РФ «О недрах» (статья 6) определены три основных вида пользования недрами:

геологическое изучение недр;

добыча полезных ископаемых;

строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

 Геологическое изучение  недр включает следующие виды  пользования недрами:

работы, проводимые без  существенного нарушения целостности недр (т. е. с минимальным количеством буровых скважин, шурфов, канав и других выработок) с целью общего геологического изучения недр, прогнозирования землетрясений и вулканической деятельности, контроля за режимом подземных вод, мониторинга окружающей природной среды и др.;

разведку месторождений  полезных ископаемых;

образование особо охраняемых геологических объектов и сбор геологических коллекционных материалов.

  Работы по добыче полезных ископаемых включают следующие виды пользования недр:

вскрытие месторождения  полезных ископаемых;

эксплуатацию месторождения  полезных ископаемых открытым, подземным и геотехнологическим способами;

размещение отходов  добычи и переработки полезных ископаемых в выработанном пространстве;

использование отходов  добычи и переработки полезных ископаемых;

консервацию или ликвидацию горного предприятия.

строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, включают следующие виды пользования недрами:

транспортные и гидротехнические сооружения;

объекты метрополитена;

электростанции (главным  образом ГЭС и АЭС);

базисные склады и  холодильники;

объекты городского хозяйства (гаражи, пешеходные переходы, коллекторы и др.);

резервуары для питьевой воды, нефте- и газохранилища, емкости для захоронения вредных и производственных отходов;

военные объекты;

лечебные и спортивные сооружения;

сооружения культурного назначения (кинотеатры, концертные залы и др.).

     Недра могут  также предоставляться в пользование  одновременно для разведки месторождений  полезных ископаемых и их добычи.

     Участок  недр предоставляется пользователю  в виде горного или геологического отводов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№28 /29 Административная / уголовная ответственность за нарушение законодательства о недрах и природоохранного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Шпаргалка по "Горное право"