Строительство наклонно-направленной эксплуатационной скважины №12 на площади Северо-Прибрежная

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 08:05, дипломная работа

Краткое описание

Важной задачей работы является рассмотрение высокоэффективной и безопасной технологии крепления скважины, с высокими технико-экономическими показателями.
Эксплуатация нефтяных и газовых месторождений продолжается в течении многих десятилетий, поэтому многие из известных крупных залежей значительно истощены. Имея развитую нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую инфраструктуру, регион крайне заинтересован в восполнении топливно-энергетических ресурсов. Особенно ценными являются запасы качественного углеводородного сырья в пределах известных и эксплуатируемых месторождений.

Содержание

Введение
1. Общая часть
1.1 Географо-экономическая характеристика района работ
1.2 Геологические условия бурения
1.3 Характеристика газонефтеводоносности по разрезу скважины
1.4 Зоны возможных осложнений
1.5 Геохимические исследования
2. Технологическая часть
2.1 Выбор и обоснование способа бурения
2.2 Проектирование профиля и конструкции скважины
2.2.1 Обоснование и расчёт профиля проектной скважины
2.2.2 Выбор конструкции эксплуатационного забоя скважины
2.2.3 Обоснование конструкции скважины
2.2.4 Расчет диаметров обсадных колонн и долот
2.2.5 Обоснование высот подъемов тампонажных растворов
2.2.6 Разработка схем обвязки устья скважины
2.3 Проектирование процесса углубления скважины
2.3.1 Обоснование класса и типоразмеров долот по интервалам
2.3.2 Расчет осевой нагрузки на долото по интервалам
2.3.3 Расчет частоты вращения долота
2.3.4 Выбор типа забойного двигателя
2.3.5 Выбор компоновки и расчет бурильной колонны
2.3.6 Обоснование и выбор очистного агента
2.3.7 Расчет необходимого расхода бурового раствора
2.3.8 Обоснование критериев рациональной отработки долот
2.3.9 Технология бурения на участках искусственного искривления скважины и вскрытия продуктивного пласта
2.4 Проектирование процессов заканчивания скважины
2.4.1 Расчет эксплуатационной обсадной колонны
2.4.1.1 Условия работы колонны в скважине
2.4.1.2 Расчёт действующих нагрузок
2.4.1.3 Расчет наружных избыточных давлений
2.4.1.4 Расчет внутренних избыточных давлений
2.4.2 Конструирование эксплуатационной колонны по длине
2.4.3Расчёт натяжения эксплуатационной колонны
2.4.4 Технологическая оснастка эксплуатационной колонны
2.4.5 Выбор режима спуска эксплуатационной колонны
2.4.5.1 Подготовка ствола скважины к спуску колонны
2.4.5.2 Подготовка обсадных труб
2.4.5.3 Технологический режим спуска колонны
2.4.6 Расчёт цементирования обсадных колонн
2.4.7 Заключительные работы и контроль цементирования
2.5 Проектирование процессов испытания и освоения скважины
2.5.1 Вторичное вскрытие продуктивных горизонтов
2.5.2 Вызов притока пластового флюида
2.6 Разработка мероприятий по предупреждению осложнений и аварий при сооружении скважины
2.6.1 Осыпи и обвалы стенок скважины
2.6.2 Поглощения бурового раствора
2.6.3 Прихваты бурильной колонны
2.6.4 Газонефтеводопроявления
2.7 Выбор буровой установки
2.8 Проектирование бурового технологического комплекса
2.8.1 Выбор типа оснастки талевой системы
3. Специальная часть
3.1 Введение
3.2 Системы получения и обработки геолого-технологической информации скважин
3.3 Системы регистрации и обработки данных инклинометрии
3.4 Системы регистрации и обработки геофизической информации
3.5 Разработка алгоритмов подсистем прогнозирования аварийных
Ситуаций
3.6 Выводы по специальной части
4. Безопасность жизнедеятельности
4.1 Безопасность жизнедеятельности на объектах нефтегазового промысла
4.2 Характеристика проектируемого объекта с точки зрения безопасности жизнедеятельности
4.3 Производственная санитария
4.4 Техника безопасности
4.5 Пожарная безопасность
4.6 Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуациях
5. Экономическая часть
5.1 Расчет нормативного времени на механическое бурение
5.2 Расчёт нормативного времени на спускоподъемные операции
5.2.1 Расчёт нормативного количества долблений
5.2.2 Определение количества спускаемых и поднимаемых свечей
5.2.3 Расчёт нормативного времени на спуск и подъём свечей
5.3 Расчёт нормативного времени на наращивание труб
5.4 Расчёт нормативного времени на смену долота
5.5 Время на промывку скважины после спуска и перед подъёмом инструмента
5.6 Время на подготовительно – заключительные работы
5.7 Время на проверку превентора
5.8 Время на переоснастку талевой системы
5.9 Время на сборку и разборку убт
5.10 Расчёт нормативного времени на крепление эксплуатационной колонны
5.10.1 Шаблонировка, опрессовка, подтаскивание и укладка труб на мостки
5.10.2 Подготовительно-заключительные работы при спуске обсадных труб
5.10.3 Нормативное время промывки перед спуском обсадных труб
5.10.4 Спуск обсадных колонн
5.10.5 Нормативное время для промывки скважины перед цементажем
5.10.6 Подготовительно-заключительные работы перед цементированием эксплуатационной колонны
5.10.7 Нормативное время для закачки и продавливания цемента, ожидания его затвердевания
5.10.8 Нормативное время на испытание колонны
5.10.9 Время на чистку шахты и прочие работы
5.11 Расчет нормативного времени на геофизические работы
5.12 Расчёт нормативного времени на ремонтные работы
5.13 Нормативное время на приём и сдачу вахт
5.14 Расчёт скоростей бурения
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом вариант 1.docx

— 651.17 Кб (Скачать файл)

- эффективную очистку забоя  скважины от шлама;

- транспортирование шлама на  поверхность без аккумуляции  его в кольцевом пространстве  между бурильными трубами и  стенками скважины;

- нормальную (устойчивую) работу забойного  двигателя;

- сохранение целостности и нормального  диаметра ствола скважины (предупреждение  эрозии стенок скважины и гидроразрыва  пород).

Расчет расхода промывочной жидкости для эффективности очистки забоя скважины определяется по формуле:

 

Q1 = K·SЗАБ (2.46)

 

где К – коэффициент удельного расхода жидкости равный 0,3…0,65 м3/сек на 1 м2 забоя, принимается К = 0,65 м3/сек на 1 м2 забоя;

SЗАБ – площадь забоя м2

Площадь забоя определяется по формуле 2.47

 

SЗАБ = 0,785·DД2 (2.47)

 

где DД – диаметр долота, м.

Интервал 0-1027 метров:

Q1 =0,65·0,785·0,39372 = 0,079 м3/сек.

Интервал 1027-1660 метров:

Q1 =0,65·0,785·0,29532 = 0,044 м3/сек.

Интервал 1660-1950 метров:

Q1 =0,65·0,785·0,29532 = 0,044 м3/сек.

Интервал 1950-2539 метров:

Q1 =0,65·0,785·0,29532 = 0,044 м3/сек.

Интервал 2539-2846 метров:

Q1 =0,65·0,785·0,21592 = 0,023 м3/сек.

Интервал 2846-3147 метров:

Q1 =0,65·0,785·0,16512 = 0,014 м3/сек.

Расчет расхода промывочной жидкости, предотвращающего размыв стенок скважины, ведется по формуле:

 

Q2=Vкп.мах·Smin (2.48)

 

Vкп.мах – максимально допустимая скорость течения жидкости в кольцевом пространстве, м/с, принимаем Vкп.мах=1,5 м/с.

где Smin – минимальная площадь кольцевого пространства, м2, рассчитываемая по формуле:

 

Smin = 0,785·(( DД·К)2 – dгзд2) (2.49)

 

где К – коэффициент кавернозности;

dгзд – диметр гидравлического забойного двигателя, м.

Интервал 0-1027 метров:

Q2 =1,5·0,785·(0,3937·1,1)2 = 0,22 м3/с.

Интервал 1027-1660 метров:

Q2 =1,5·0,785·((0,2953·1,1)2-0,242) = 0,056 м3/с.

Интервал 1660-1950 метров:

Q2 =1,5·0,785·((0,2953·1,1)2-0,242) = 0,056 м3/с.

Интервал 1950-2539 метров:

Q2 =1,5·0,785·((0,2953·1,1)2-0,242) = 0,056 м3/с.

Интервал 2539-2846 метров:

Q2 =1,5·0,785·((0,2159·1,1)2-0,1712) = 0,032 м3/с.

Интервал 2846-3147 метров:

Q2 =1,5·0,785·(0,1651·1,1)2 = 0,038 м3/с.

Расчет расхода бурового раствора по гидромониторному эффекту производится по формуле:

 

Q3=Fн·7,5 (2.50)

 

где Fн– площадь сечения насадок, см2.

 

Fн=0,785·dн2·m (2.51)

 

где dн – диаметр насадок, см;

m – число насадок.

Интервал 0-1027 метров:

Q3 = 0,785·2,02·3·7,5 = 70 л/сек.

Интервал 1027-1660 метров:

Q3 = 0,785·1,42·3·7,5 = 35 л/сек.

Интервал 1660-1950 метров:

Q3 = 0,785·1,42·3·7,5 = 35 л/сек.

Интервал 1950-2539 метров:

Q3 = 0,785·1,42·3·7,5 = 35 л/сек.

Интервал 2539-2846 метров:

Q3 = 0,785·1,22·3·7,5 = 25 л/сек.

Интервал 2846-3147 метров:

Q3 = 0,785·1,62·2·7,5 = 45 л/сек.

Расчет расхода промывочной жидкости для предотвращения прихватов производится по формуле:

 

Q4=Smax·Vкп.min (2.52)

 

где Vкп.min – минимально допустимая скорость течения промывочной жидкости в кольцевом пространстве, равная 0,5 м/с;

Smax – максимальная площадь кольцевого пространства, м2, определяется по формуле:

 

Smax = 0,785·(Dд2·К–dбт2) (2.53)

 

где dБТ – диаметр бурильных труб, м;

К – коэффициент кавернозности.

Интервал 0-1027 метров:

Q4 = 0,5·0,785·(0,39372·1,1-0,1272) = 0,061 м3/сек.

Интервал 1027-1660 метров:

Q4 = 0,5·0,785·(0,29532·1,1-0,1272) = 0,031 м3/сек.

Интервал 1660-1950 метров:

Q4 = 0,5·0,785·(0,29532·1,1-0,1272) = 0,031 м3/сек.

Интервал 1950-2539 метров:

Q4 = 0,5·0,785·(0,29532·1,1-0,1272) = 0,031 м3/сек.

Интервал 2539-2846 метров:

Q4 = 0,5·0,785·(0,21592·1,1-0,1272) = 0,024 м3/сек.

Интервал 2846-3147 метров:

Q4 = 0,5·0,785·(0,16512·1,1-0,1272) = 0,018 м3/сек.

Окончательный выбор расхода промывочной жидкости обусловлен производительностью насосов при заданном коэффициенте наполнения, с учётом результатов приведённых выше расчётов, по формуле 2.54:

 

 

Q5 = m·n·QH (2.54)

 

где m– коэффициент наполнения, принимается m=1 т.к. цилиндровопоршневые группы насосов расположены ниже уровня раствора в емкостях;

n – число насосов;

QH – производительность насоса.

В расчете принимается производительность бурового насоса УНБ-600А, с диаметром втулок равным: 180 мм. – 42 л/сек; 160 мм. – 31,5 л/сек; 150 мм. – 27,5 л/сек; 140 мм. – 23,3 л/сек[9].

Интервал 0-1027 метров: Q5 = 1´2´42 = 84 л/сек.

Интервал 1027-1660 метров: Q5 = 1´2´27,5 = 55 л/сек.

Интервал 1660-1950 метров: Q5 = 1´1´31,5 = 31,5 л/сек.

Интервал 1950-2539 метров: Q5 = 1´1´27,5 = 27,5 л/сек.

Интервал 2539-2846 метров: Q5 = 1´1´31,5 = 31,5 л/сек.

Интервал 2846-3147 метров: Q5 = 1´1´27,5 = 27,5 л/сек.

Принятые значения расхода промывочной жидкости по интервалам бурения представлены в таблице 2.10

 

Таблица 2.10 – Расход промывочной жидкости

Интервал, м

Расход, л/с

от

до

0

1027

80

1027

1660

55

1660

1950

32

1950

2539

28

2539

2846

32

2846

3147

28


 

 

2.3.8 Обоснование критериев  рациональной отработки долот

Под показателем отработки долот подразумеваются данные, позволяющие оценить результаты его эксплуатации, в данных условиях, т.е. эффективность бурения. К основным технико-экономическим показателям работы долот относятся [14]:

1. Проходка  на долото L – длина ствола скважины в массиве горных пород, пробуренного данным долотом. Этот показатель позволяет судить об объёме полезной работы, выполненной данным долотом при бурении.

Для шарошечных долот этот показатель совпадает с проходкой за рейс, т.к. эти долота выходят из строя в течение первого же рейса.

Проходка для алмазного долота обычно превосходит проходку за долбление. Для данных долот существует определенная документация, в которой указывается шифр долота, заводской номер, проходка за долбление, время механического бурения, параметры бурения, причину подъема долота. Как правило, недоработанное долото отправляют на следующую скважину для дальнейшей доработки.

2. Долговечность  долота t представляет собой время бурения скважины данным долотом до его полного износа. Увеличение длительности работы инструмента может привести не только к полезным результатам (особенно ощутимы в глубоком бурении, где прирост рассматриваемого показателя по отношению к продолжительности спускоподъемных, подготовительно-заключительных и иных работ особенно ценен), но и к отрицательным.

Отрицательные результаты могут быть выражены чрезмерным износом инструмента (вплоть до аварии или необходимости перебуривания ствола из-за уменьшения диаметра). Работа долота может прерваться при возникновении критической ситуации, определяемой бурильщиком, которая наступает под действием одного, реже нескольких обстоятельств следующего характера:

а) Экономического (вследствие изменения свойств пород бурение которых данным долотом оказывается экономически не выгодным).

б) Физического (предельно допустимое изнашивание долот по вооружению, его диаметру, опоре шарошки или сочетанием того и другого).

в) Технологического (необходимость срочной замены забойного двигателя, элементов бурильной колонны, аварии).

г) Геолого-технологического (достижение глубины, на которой необходимо переходить на долото другого диаметра, отбирать керн, проводить каротаж, цементировочные работы).

3. Механическая  скорость бурения:

 

 (2.55)

 

где - проходка на долото; - время бурения.

Эта величина характеризует буримость горной породы данным инструментом при данных значениях параметров режима бурения. С ростом глубины скважины высокая механическая скорость менее выгодна, чем увеличение проходки за рейс. Объясняется это увеличением длительности спускоподъемных работ при росте глубины скважин.

4. Рейсовая скорость бурения:

 

 (2.56)

 

где tСПО - длительность спускоподъемных операций с учетом времени наращивания колонны и смены долота. Величина с ростом времени бурения снижается;

5. Техническая  скорость бурения:

 

 (2.57)

 

где - длительность вспомогательных операций.

Величина технической скорости характеризует общий темп углубления скважины.

6. Удельные  эксплуатационные затраты на  1 м проходки (себестоимость одного метра пробуренной скважины), определяемые по формуле:

 

 (2.58)

 

где - стоимость 1 часа работы буровой установки;

- стоимость долота.

Рациональным типом породоразрушающего инструмента данного размера для конкретных условий бурения является такой тип, который при применении в данных условиях обеспечивает минимум эксплуатационных затрат на 1 м проходки.

Величина C с ростом времени вначале снижается, но при достижении значения tKP начинает возрастать. Время tKP указывает на момент подъема долота из скважины.

Увеличение проходки на долото приводит к резкому сокращению числа спускоподъемных операций и снижает удельные эксплуатационные затраты на 1 м проходки.

Показателем конечной стадии отработки долота является резкое снижение механической скорости бурения от начальной величины при износе вооружения долота или резкое повышение крутящего момента при износе опоры.

Главным критерием отработки долота является рейсовая скорость, т.е. при достижении рейсовой скорости максимального значения долото следует заменить, к тому же, это обеспечивает минимальные сроки строительства скважины.

В качестве основных критериев при выборе породоразрушающих инструментов использовались механическая скорость бурения и проходка на долото.

 

2.3.9 Технология бурения на участках  искусственного искривления скважины  и вскрытия продуктивного пласта

Вид операций и тип КНБК для каждого интервала приведены в таблице 2.7 раздела 2.3.1. Данные о параметрах режима бурения по всем интервалам проектируемой скважины сводятся в таблице 2.11

 

Таблица 2.11 – Режимы бурения по интервалам

Интервал,

м

Типоразмер долота, мм

Осевая нагрузка на долото, кН

Частота вращения долота, об/мин

Расход бурового раствора, л/с

Показатели свойств

бурового раствора

от

до

Плотность, кг/м3

Условная вязкость, с

Фильтрация, см3/30мин

СНС, дПа

Содержание песка, %

0

1027

III 393,7 М-ГВ

30-50

80-100

80

1,1·103

20-25

7-8

20/30

1-2

1027

1660

III 295,3 RX+C

30-40

100-120

55

1,12·103

20-25

7-8

20/30

1-2

1660

1950

III 295,3 RX+C

30-40

100-120

32

1,14·103

20-25

7-8

20/30

1-2

1950

2539

III 295,3 RX+C

30-40

100-120

28

1,8·103

35-40

5-6

5/8

1-2

2539

2846

III 215,9 М-ГАУ

50-60

100-120

32

2,0·103

35-40

5-6

5/8

1-2

2846

3147

III 165,1 МС-ГАУ

20-30

100-120

28

2,1·103

35-40

5-6

5/8

1-2


 

Бурение нижнего интервала скважины и вскрытие продуктивного пласта необходимо производить малолитражными забойными двигателями за одно долбление.

В случае невозможности осуществить вскрытие пласта и добуривание скважины до проектной глубины за одно долбление (необходимость отбора керна, вскрытие многопластовых продуктивных горизонтов большой мощности и т.д.) углубление скважины осуществляется минимально возможным количеством рейсов. При этом с целью снижения гидродинамических нагрузок на пласт скорость спуска последних 400 – 500 м бурильного инструмента производится со скоростью, не превышающей 0,2 м/с, а подъем до башмака предыдущей колонны осуществляется на второй скорости для исключения эффекта поршневания.

Информация о работе Строительство наклонно-направленной эксплуатационной скважины №12 на площади Северо-Прибрежная