Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 21:32, контрольная работа

Краткое описание

В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.
Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя,а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8февраля 1995 г.) регулирует отношения,возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ,ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа,

Содержание

1 ВВЕДЕНИЕ


2 Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию


3 Государственный учет и государственная регистрация

4 Статистическая отчетность в недропользовании


5 Недропользование и экологические проблемы







Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИ2.docxгеолог инфом.docx

— 33.26 Кб (Скачать файл)

                                           СОДЕРЖАНИЕ      

 

 

 

     1   ВВЕДЕНИЕ

 

 

      2   Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию 

 

 

     3      Государственный учет и государственная регистрация  

 

      4    Статистическая отчетность в недропользовании

 

 

      5             Недропользование и экологические проблемы

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             ВВЕДЕНИЕ

 

       В единой системе природной среды недра являются элементом, наиболее тесно связанным с землей.

       Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя,а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков,простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

         Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8февраля 1995 г.) регулирует отношения,возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ,ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа,

сапропелей и иных специфических  минеральных ресурсов, включая подземные воды,рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

        Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов  государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

Законодательство РФ о  недрах основывается на Конституции  РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

      Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции федерального закона  от 8 февраля 1995 г.).

     Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей  отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных  отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах.

      Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

      Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения  недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Участки недр и права пользования  ими не могут быть предметом купли-продажи,дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

       В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют  используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и  неиспользуемые части недр в пределах территории РФ и ее континентального шельфа.

Понятие геологической  информации о недрах, право собственности  на геологическую информацию.

 
 
 
       Информация, получаемая в процессе геологического изучения недр, состоит из результатов измерений различных параметров, получаемых при проведении геологических, геофизических, геохимических, петрофизических и аналитических исследований. 
 
Она делится на: 
 
1)                первичную геологическую информацию - данные, получаемые в пунктах наблюдений, независимо от их формы; 
 
2)                вторичную геологическую информацию, полученную в результате обработки и аналитического обобщения. 
 
Геологическая информация о недрах может быть в виде: 
 
1)                текстовой информации на бумажных носителях; 
 
2)                картографической информации на бумажных носителях любых форматов или металлических основах; 
 
3)                фотографической информации; 
 
4)                цифровой геологической информации на электронных, магнитных, магнитооптических и других машинных носителях. 
 
Первичная геологическая информация: данные геохимических, гидрогеологических, инженерно-геологических, эколого-геологических исследований, керн, результаты лабораторных исследований горных пород и полезных ископаемых, паспорта скважин, карты фактического материала, полевые дневники или иные формы регистрации геологических наблюдений, фотоматериалы и пр. 
 
Вторичная геологическая информация: карты, разрезы, пояснительные записки, отчеты и пр. 
 
Геологическая информация (ст.27 Закона РФ "О недрах") - это информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах. 
 
Геологическая информация может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр. 
 
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных средств, является государственной собственностью. 
 
Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет средств недропользователя является его собственностью. 
 
Независимо от того, за чей счет получена информация, она должна быть представлена пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. 
 
Порядок представления информации установлен Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 № 215 "Об утверждении порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальный фонды геологической информации" (ред. от 22 апреля 2009). 
 
Порядок и условия использования указанной информации определены приказом МР России от 12 декабря 2005 №340. 
 
Геологическая информация предоставляется в пользование через: 
 
1)                ознакомление с ее содержанием с правом выписок и выкопировок; 
 
2)                предоставление копий информационных документов и материалов. 
 
Геологическая информация, необходимая для выполнения научных исследований студентами, аспирантами, докторантами, соискателями ученых степеней, а также образовательными учреждениями или научно-исследовательскими организациями, представляется в пользование для ознакомления с правом выписок и выкопировок. 
 
Для получения в пользование геологической информации в Федеральное агентство по недропользованию или его территориальный орган направляется заявка. 
 
Геологическая информация ограниченного доступа предоставляется в пользование лицам, имеющим доступ к указанной информации. 
 
Геологическая информация может быть в государственной собственности или в собственности пользователя недр. 
 
Правом собственности на геологическую информацию обладает тот, кто потратил (затратил) средства на ее получение. 
 
Тот, кто выполнял работы по получению геологической информации, может ее использовать для научной и преподавательской деятельности. 
 
Геологическая и иная информация о недрах представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и соответствующий территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих целях. 
 
Должностные лица федерального и территориального фондов геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им информации, а также несут материальную ответственность за ее несанкционированное разглашение. 
 
Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрен договором. Государство регулирует экспорт геологической информации, полученной за счет средств государственного бюджета: 
 
1)                Постановление Правительства РФ от 3 августа 1992 года № 540 "О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах"; 
 
2)                письмо Геолкома РФ от 21 июля 1992 года N BO-61/1848 "О реализации информации о недрах зарубежным компаниям". 
 
Разрешения на экспорт выдает Росприроднадзор в соответствии с Административным регламентом по исполнению гос. функций, утвержденным приказом МПР России от 10 декабря 2007 года № 322. 
 
Экспорт геологической информации, полученной недропользователями за счет собственных средств, государство не регламентирует, за исключением ограничений, накладываемых упомянутыми нормативными документами и законодательством о государственной тайне: 
 
1)                Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года №1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне"; 
 
2)                Закон РФ от 21 июля 1993 года №5485-1 "О государственной тайне". 
                     Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необщераспространенные.  

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красочной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.   

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).  

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения необщераспространенных полезных ископаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения.

          Государственный учет и государственная регистрация

В Государственном кадастре содержатся сведения по месторождениям полезных ископаемых, включающие:

• характеристику количества и качества основных и совместно залегающих с ними полезных ископаемых на конкретном месторождении и содержащихся в них компонентов;

• горнотехнические, гидрогеологические, экологические и другие условия  разработки месторождения;

• геолого-экономическую оценку месторождения.

Государственный баланс запасов полезных ископаемых ведется в стране на основе статьи 31 Закона РФ “О недрах”.

Основная цель Государственного баланса  — учет состояния минерально-сырьевой базы. В нем должны содержаться  следующие сведения:

• размещение месторождений и степень  их промышленного освоения, •количество, качество и степень изученности  запасов каждого вида ПИ по месторождениям, имеющим промышленное значение;

• изменение величины запасов, которое  произошло в результате добычи полезных ископаемых, их потерь при эксплуатации месторождения;

• обеспеченность горнодобывающих предприятий разведанными запасами на основе классификации запасов ПИ, которая утверждается в порядке, установленном Правительством РФ [11].

 

Государственное регулирование в сфере недропользования осуществляется посредством учета за изучением и пользованием недрами.

Учет  осуществляется посредством:

статистического учета: установленные для недропользователей формы статической отчетности;

ведения реестра по регистрации работ  на проведение геологического изучения;

ведения государственного баланса запасов  полезных ископаемых;

составления и ведения кадастра месторождений  и других геологических объектов;

Учет  полезных ископаемых производится в  соответствии с утвержденными классификациями полезных ископаемых раздельно для каждого вида минерального сырья.  

Большое значение имеет деление запасов  полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.  

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запасы, использование которых в настоящее время экономически целесообразно и которые должны удовлетворять определенным кондициям.  

Забалансовые  — это такие запасы полезных ископаемых, использование которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных горнотехнических условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения.  

Отнесение запасов к одной из указанных  групп меняет правовое положение  месторождения, поскольку балансовые запасы являются объектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.  

Особый  вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому режиму и относящиеся к месторождениям регионального и местного значения.   

Указом  Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами3» предусмотрено впредь до вступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для привлечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья, использовать положения настоящего Указа.

 

Статистическая  отчетность в недропользовании

Формы статистической отчетности в недропользовании утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18 июня 1999 года № 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием".

Формы статотчетности:

№5-гр "Сведения о состоянии и изменении  запасов твердых полезных ископаемых";

№6-гр "Сведения о состоянии и изменении  запасов нефти, газа, конденсата, этана, пропан, бутанов, серы, гелия, азота, углекислого  газа";

№70-тп "Сведения об извлечении полезных ископаемых при добыче";

№71-тп "Сведения о комплексном использовании  полезных ископаемых при обогащении и металлургическом переделе, вскрытых пород и отходов производства".

Постановлением  Росстата от 4 июня 2007 года № 43 "Об утверждении  статистического инструментария для  организации МПР России статистического  наблюдения за выполнением условий  пользования недрами при добыче углеводородного сырья и твердых  полезных ископаемых" ведены формы  статотчетности за выполнением условий пользования недрами.

№1-ЛС "Сведения о выполнении условий  пользования недрами при добыче углеводородного сырья";

№2-ЛС "Сведения о выполнении условий  пользования недрами при добыче твердых полезных ископаемых".

Формы статистической отчетности в недропользовании утверждены Постановлением Государственного комитета РФ по статистике от 18 июня 1999 года № 44 "Об утверждении годовых форм федерального государственного статистического наблюдения за запасами полезных ископаемых и их рациональным использованием".

Особенности государственного регулирования режима недропользования

Деятельность государтва направлена на наиболее рациональное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы.

Различается государственное регулирование  со стороны собственников недр, которое  осуществляется государственными органами и от имени государства, и внутрихозяйственное  регулирование, осуществляемое недрополь-зователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование)  

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачи входят:  

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и  по регионам;  

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и  подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;   

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление  квот на поставку добываемого минерального сырья;  

введение  платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен  на отдельные виды минерального сырья;  

установление  стандартов (норм, правил) в области  геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

 
                       Недропользование и экологические проблемы

Недра России богаты различными видами минерального сырья. В настоящее время экономикой России используется 180 видов полезных ископаемых, а из минерального сырья в промышленных масштабах извлекают более 85 элементов таблицы Д. И. Менделеева, которые участвуют в производстве более 80% промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Информация о работе Понятие геологической информации о недрах, право собственности на геологическую информацию