Пользование лесными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 21:28, реферат

Краткое описание

Одними из самых ценных ресурсов в России являются лесные. Площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, превышает в Российской Федерации 1180 млн. га. Лесные ресурсы РФ представлены тремя основными категориями, которые в целом занимают 645,9 млн. га, или 89,9% всей покрытой лесом площади:

Вложенные файлы: 1 файл

лес.docx

— 25.16 Кб (Скачать файл)

Одними из самых ценных ресурсов в России являются лесные. Площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, превышает в Российской Федерации 1180 млн. га. Лесные ресурсы РФ представлены тремя основными категориями, которые в целом занимают 645,9 млн. га, или 89,9% всей покрытой лесом площади:

1. хвойные  (сосна, кедр, ель, пихта, лиственница) - 508,7 млн. га (70,8%); 2. 2 
2. мягколиственные (береза, осина, липа, тополь, ива, ольха) - 119,7 млн. га (16,7%); 
3. твердолиственные (береза каменная, дуб, бук, ясень, клен, вяз и другие ильмовые, граб, акация белая, саксаул) - 17,5 млн. га ( 2,4%).

Леса России, находятся в ведении органов управления лесным хозяйством. Правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала устанавливаются Лесным Кодексом РФ.

 Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. 
Леса, расположенные на землях лесного  фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.     

Защитные  леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных  и иных полезных функций лесов  с одновременным использованием лесов при условии, если это использование  совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.     

Эксплуатационные  леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения  высококачественной древесины и  других лесных ресурсов, продуктов  их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов.    

К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к  защитным лесам.1

С экономической точки зрения леса являются основным и незаменимым  средством производства для лесного  хозяйства, выступая одним из трех факторов наряду с трудом и капиталом. Именно благодаря лесу, как фактору производства, лесное хозяйство воспроизводит те основные ресурсы и услуги, на которые предъявляется спрос людьми и обществом в целом. В отличие от леса как основного средства производства его ресурсы и услуги являются продуктами труда в лесном хозяйстве. Они делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные пользуются спросом каждого отдельного потребителя и имеют стоимость. Нерыночные неделимы и являются общественными благами.

Главной особенностью лесных ресурсов является длительный период лесовыращивания, измеряемый десятками, а для ряда ценных пород и сотнями лет.2

За пользование лесными ресурсами  устанавливаются платежи, определяемые Лесным Кодексом. Они включают:

• арендную плату за участки леса;

• лесные подати (плата за право  пользования лесными ресурсами).

 Арендная плата определяется  на основе минимального размера  арендной платы. Для аренды  лесного участка, находящегося  в федеральной собственности,  собственности субъекта Российской  Федерации, муниципальной собственности,  ставки платы за единицу объема  лесных ресурсов и ставки платы  за единицу площади лесного  участка устанавливаются соответственно  Правительством Российской Федерации,  органами государственной власти  субъектов Российской Федерации,  органами местного самоуправления. Существует два способа определения арендой платы в зависимости от того, осуществляется ли изъятие лесных ресурсов. При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, а при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка. Заключается договор аренды лесного участка. Он заключается на срок от 10 до 49 лет. Однако в случае использования леса для геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов, линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов договор аренды может быть заключен на срок от 1 года до 49 лет. Арендная плата уплачивается ежеквартально, документы, подтверждающие произведенную оплату, представляются арендодателю в течение 1 месяца после завершения соответствующего квартала.3

Взимание платежей за пользование  лесным фондом в виде лесных податей  предусмотрено ст. 103 Лесного кодекса. Лесные подати взимаются при краткосрочном  пользовании участками лесного  фонда. Они взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов. 
Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работ для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа управления лесным хозяйством второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании. Плательщиками лесных податей являются все пользователи лесным фондом, за исключением арендаторов, а также лиц, которым предоставлены льготы по их уплате4
Размеры лесных податей определяются по ставкам, установленным за единицу продукции (ресурса), получаемой при пользовании лесным фондом, или за единицу эксплуатируемой площади лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам пользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Конкретные ставки лесных податей должны быть не ниже минимальных ставок, которые устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 
Минимальные ставки лесных податей регулярно пересматриваются в связи с изменением уровня рыночных цен на продукцию из древесины и величины затрат на производство этой продукции, включая оплату труда, материалов, энергии, сумм износа основных средств, начисляемых по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление.

Часть лесных податей и арендной платы в размере минимальных  ставок платы за древесину, отпускаемую  на корню, поступает в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: федеральный  бюджет – 40%, бюджет субъекта РФ – 60%.5

Установление платежей за пользование  лесными ресурсами не позволяет  в полной мере регулировать их  потребление ,т.к. пользование большинством лесных ресурсов, несмотря на декларированную правовую базу, по-прежнему остается бесплатным. На этой основе возникает много проблем, связанных с чрезмерным,  не регулируемым потреблением лесных ресурсов.

В настоящее время лесное хозяйство  Российской Федерации находится  не в лучшем состоянии. Действующее законодательство не в силах обеспечить полноценный и грамотный контроль за  лесными ресурсами. Необходимо уделить особое внимание пересмотру и совершенствованию лесного законодательства, т.к.  лесных ресурсов становится все меньше, возникают пробелы, которые в дальнейшем не возможно будет восполнить и это негативно отразится не только на экономике, но и на развитии страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007)

  1. Константинов В. М, Челидзе Ю. Б. - Экологические основы природопользования. Изд.:- Академия, 2010 –стр. 240

  1. Папенов К.В.-Экономика природопользования: учеб.-М.: ТЕИС, 2009-стр. 742

  1. http://эколес.рф-Эколес - некоммерческая природоохранная организация [электронный ресурс]

1 Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2007)

2 Папенов К.В.-Экономика природопользования: учеб.-М.: ТЕИС, 2009-стр 742.

3 http://эколес.рф-Эколес - некоммерческая природоохранная организация [электронный ресурс]

4 Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 N 200-ФЗ (статья 103)

5  Константинов В. М, Челидзе Ю. Б - Экологические основы природопользования. Изд.:- Академия, 2010 –стр 240.

 


Информация о работе Пользование лесными ресурсами