Лекции по "Геологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 17:15, курс лекций

Краткое описание

Введение. Объекты и условия открытой разработки. Отличительные признаки открытых горных работ. Достоинства и недостатки (4 час.). Два рисунка: 1 – изображение карьера; 2 – формы залегания рудных тел.

Основной особенностью развития мировой горной промышленности на обозримую перспективу остается устойчивая ориентация на открытый способ разработки, обеспечивающий наилучшие экономические показатели.
Наша страна располагает большими запасами полезных ископаемых и по объему добычи минерального сырья Россия занимает первое место в мире.
Полезные ископаемые добывают из недр земли. В зависимости от условий залегания минерального сырья и его вида существует несколько способов добычи. Мы с вами будем рассматривать открытый способ разработки твердых полезных ископаемых.

Вложенные файлы: 7 файлов

лек.5..doc

— 144.00 Кб (Скачать файл)

На временных забойных и отвальных дорогах устраивается обычно однослойная дорожная одежда из выровненной горной массы с  подсыпкой щебеночного или гравийного материала.

В течение всего периода  эксплуатации, на дорогах, по мере износа, выполняются ремонтные работы, регулярная подсыпка, особенно в зимний период на скользких съездах. Для чего на карьерах используется специальная техника: бульдозеры, посыпочные машины, автогрейдеры и другая техника. В летний период дороги в обязательном порядке поливаются водой из поливочной машины.

Существуют следующие  виды ремонтов: содержание дороги (сезонные работы по поддержанию их в рабочем  состоянии); текущий ремонт (неотложные исправления и виде планово-предупредительных  ремонтов); средний ремонт (производится один или два раза в год) и капитальный ремонт (работы по полному возмещению износа всех элементов и сооружений дороги, и доведение их до соответствующих СНиП).

Контролирует состояние  дорог инженер по безопасности движения.

 

Подвижной состав

В качестве автомобильного транспорта на карьерах в основном используются тяжелые автосамосвалы, выпускаемые в Белоруссии и в других странах мира. Такие автосамосвалы рассчитаны на эксплуатацию в условиях карьера. Наиболее распространены автомобили Белорусского производства – БелАзы.

По конструктивному  исполнению подвижной состав карьерного автотранспорта подразделяется на две  основные группы – автосамосвалы  и автопоезда, с применением двух типов трансмиссий: гидро- и электромеханическая.

Гидромеханическая трансмиссия применяется на автомобилях грузоподъемностью 27 – 80 т. Реже, на отдельных образцах 100 – 160 т.

Электромеханическая трансмиссия  с использованием мотор-колесо применяется  на автомобилях особо большой  грузоподъемности.

С использованием электромеханической трансмиссии средства карьерного автотранспорта создаются в двух исполнениях.

1. В виде автономного  автомобиля с дизельной установкой, вращающей генератор, который подает электроэнергию тяговым двигателям, приводящим автомобиль в движение.

2. В виде дизель-троллейвоза, тяговые двигатели которого на стационарных участках дороги получают энергопитание от контактной сети, на временных дорогах (в забоях, на отвалах) от дизель-генератора.

Автомобили изготовляются преимущественно двухосными с колесной формулой 4 х 2. Удельная мощность (т.е. мощность отнесенная к единице полной массы автомобиля) составляет 5 – 6 кВт/т. Удельный  геометрический объем кузова составляет 2 – 2,5 м3 на 1 т грузоподъемности. При этом предусматривается возможность использования различной вместимости.

Дизель электровозы  целесообразно использовать в карьерах (разрезах) с автомобильным транспортом  глубиной от 100 до 300 м при трассах  со значительной длиной стационарного  участка, где монтируется контактная сеть. Доля стационарного участка трассы должна составлять не менее 50 – 60 % общей длины трассы.

 

Расчет  карьерного автотранспорта и организация  его работы

 

Число а/самосвалов, которое  может эффективно использоваться в  комплексе с одним экскаватором, определяется по формуле:

 

NP = TP/tП,

 

где TP – время рейса. Мин; tП – время погрузки автосамосвала, мин.

 

T = tП + tДВ + tР + tМ,

 

tДВ , tР, tМ – время соответственно движения, разгрузки и маневров, мин.

tП = nKtЦ, где nK - число ковшей в, разгружаемых экскаватором в кузов автосамосвала; tЦ – продолжительность рабочего цикла экскаватора, мин.

Число ковшей определяется из выражения

 

nK = Vа/ЕkHkP, где Vа  - емкость кузова ав/самосвала, м3; Е – емкость ковша экскаватора, м3; - коэффициент наполнения ковша экскаватора, м3; kP – коэффициент разрыхления породы в экскаваторе.

Общее число рабочих  а/самосвалов определяется по формуле

 

NP.а = kHWCа. см.nсм,

 

где - kH - коэффициент неравномерности работы (1, 1 – 1,5); WC – суточный грузооборот карьера, т; Па. см. – сменная производительность а\самосвала, т; nсм – число смен в сутки;

Па. см = qa kqTСМ.kB/TP, где kq – коэффициент использования грузоподъемности автосамосвала; TСМ – продолжительность смены, ч; TР – время рейса, ч; kB – коэффициент использования автосамосвала во времени (0.7 – 0,8).

Так как часть а/самосвалов постоянно находится в ремонте  и проходит техническое обслуживание, то инвентарное число а/самосвалов принимают всегда больше, для чего в формулу в знаменатель вводится коэффициент технической готовности kТ.Г.. Обычно он равен 0,7 – 0,8. Техническая готовность а/самосвалов уменьшается по мере увеличения срока их эксплуатации.

Пропускная  и провозная способности автодороги

При движении а/самосвалов в одном направлении часовая  пропускная способность автодороги определяется по формуле

 

N = 60/tM = 1000V/k´HL,

 

где tM – интервал времени между машинами, мин; V – скорость движения, км/ч;  k´H = 0,5 – 0,8 – коэффициент неравномерности движения; L – безопасное расстояние между следующими друг за другом а/самосвалами, м (не менее 50 м).

Организация работы а/транспорта. Дорожные условия эксплуатации автосамосвалов грузоподъемностью 27 – 40 т на большинстве рудных карьеров характеризуются следующими данными:

- средневзвешенным расстоянием  транспортирования 1,8 – 2.3 км;

- средневзвешенным уклоном 3, - 4,5 %о;

- шириной проезжей части дорог 10 – 14 м;

- количеством поворотов  на трассе 4 – 7,;

- среднетехнической скоростью движения 18 – 22 км/ч.

Эффективность использования  а/транспорта на карьерах в значительной степени зависят от схемы подъезда автосамосвала к забою (см. схему) и установки его у экскаватора. В зависимости от способа вскрытия рабочих горизонтов, размеров рабочих площадок и условий работы экскаватора на схеме приведены возможные подъездов автотранспорта под погрузку: сквозной подъезд, подъезд с петлевым и тупиковым разворотом.

Автосамосвалы устанавливаются  так, чтобы обеспечить минимальный  угол поворота экскаватора (см. схему), что позволяет повысить его производительность.

Подъезд с тупиковым  разворотом используют в стесненных условиях, когда невозможно осуществить петлевой разворот. При подъезде с тупиковым разворотом производительность автосамосвалов снижается на 10 – 15 %.

В зависимости от числа  а/самосвалов, находящихся одновременно в забое, применяют одиночную  или спаренную установку их под погрузку (см.сх). Спаренная установка автосамосвала обеспечивает более высокую производительность экскаваторов.

Рациональное  отношение емкости кузова а/самосвала Vа к емкости ковша экскаватора Е находится в пределах 4 – 10.

Срок службы шин 25 – 40 тыс. км. Расход топлива на 100 км пробега а/самосвалом БелАЗ 540А составляет летом 155 – 175 л, зимой – 170 – 210 л.

Срок службы а/самосвалов до списания 5 – 6 лет, их пробег за это  время составляет 180 – 220 тыс. км.

Средние показатели работы автосамосвалов БелАЗ 540А (на одну работающую машину): годовая выработка на 1 т грузоподъемности 10 – 16 тыс. т, среднесуточный пробег 180 – 240 км, коэффициент использования грузоподъемности 0,94 – 0,99.

 

Конвейерный транспорт

На карьерах наибольшее применение получили ленточные конвейеры.

Ленточный конвейер состоит  из ленты, роликоопор, смонтированных на металлической конструкции, приводных  барабанов и устройств для  натяжения ленты. Натяжные устройства в свою очередь выпускаются двух видов: грузовые и автоматические натяжные устройства.

Параметры конвейера  зависят от физико-механических свойств транспортируемых пород. Обычно размер кусков не превышает 500 мм. Скорость движения конвейерной ленты может составлять 1,5 – 6,0 м/сек. Допустимый угол подъема конвейера может достигать 20о. Длина става конвейера с одним приводом может достигать 1500 м.

В настоящее время выпускают специальные конвейеры, способные транспортировать скальные породы с размером куска до 1000 мм. Скорость движения ленты таких конвейеров 1,5 м/сек, угол установки 18о, производительность 1500 т/ч.

Производительность  конвейеров

Обычно в расчетах используют часовую техническую  производительность, которая определяется по следующей формуле:

 

ПК.ТЕХ. = 3600FVkЗ,

где – F – площадь поперечного сечения навала породы, размещенной на ленте, м2; V – скорость движения конвейерной ленты, м/с; kЗ – коэффициент загрузки ленты (0,8 – 1,0).

Площадь поперечного  сечения (в м2) размещенного на ленте навала породы определяются по формуле

 

F = BkНkПР.(0,9В – 0,05)2,

 

где B – ширина конвейерной ленты, м; kН – коэффициент учитывающий угол наклона ленты; kПР – коэффициент учитывающий конструкцию роликоопоры (для однороликовой опоры 0,13 – 0, 17). Значения коэффициента kН  характеризуются углом наклона и имеют значения от 0,85 до 1.

Схемы размещения конвейерного транспорта могут принимать различные варианты. По назначению и месту расположения в карьере конвейерный транспорт различают на забойный, сборочный, подъемный, магистральный и отвальный. Забойный размещают в забое в сочетании с выемочной машиной. (рисую схему на доске). Сборный собирает груза из забоев. Подъемный – поднимает груз на поверхность и магистральный транспортирует потребителю. Отвальный транспортирует на отвалообразователь. Для перегрузки используются перегрузочные пункты или перегружатели.


Информация о работе Лекции по "Геологии"